СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Геометрия для малышей

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с геометрией и геометрическими фигурами.

Просмотр содержимого документа
«Геометрия для малышей»

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа д.Шибково»

Искитимского района Новосибирской области







Геометрия для малышей

своими руками







Выполнили:

Иминова Ксения

Курбаналиева Ирода

7 класс



Руководитель: Ивлева О.А

учитель математики















2015 – 2016 учебный год

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………3

Основная часть………………………………………………………………………………..3

  • Что такое геометрия?................................................................................................4

  • Изучаем геометрические фигуры…………………………………………………...5

  • Плоские фигуры………………………………………………………………………6

  • Анализ учебников по математике для начальной школы………………………….7

Заключение……………………………………………………………………………………9

Литература…………………………………………………………………………………...10

Приложения………………………………………………………………………………….11































Введение

С первого класса мы изучали математику как один предмет. В этом году она разделилась на два предмета — алгебру и геометрию. ГЕОМЕТРИЯ — это часть математики, в которой изучают геометрические фигуры и их свойства.

У нас в деревне нет детского сада, поэтому мы решили попробовать помочь нашим учителям начальных классов и разработать “Геометрию для малышей своими руками”. Думаем, что она поможет при подготовке детей к школе на занятиях кружка «Чему учат в школе».

Основная часть

 Вдохновение  нужно в геометрии, как и в поэзии.

А. С. Пушкин

Основополагающий вопрос: А все ли вокруг геометрия?

Цель - разработать дидактическое обеспечение для знакомства с геометрическими фигурами при проведении занятий в кружке «Чему учат в школе» (подготовительный класс).

Задачи:

  • развивать умение сравнивать геометрические фигуры, отмечая сходные и различные свойства;

  • формировать умение сравнивать геометрические тела, отмечая сходные и различные признаки, пользуясь тактильными ощущениями.

Для занятий будут нужны цветные карандаши, бумага, линейка, ножницы, циркуль, угольник, палочки, пластилин. Все это необходимо приготовить заранее и использовать по мере надобности.

Что такое геометрия?

Приходилось ли вам когда-нибудь слышать слово «геометрия»?

Знаете ли вы, что оно означает?

Может быть, вы знаете.

Что изучает геометрия?

Хотите вы сами заняться геометрией?

Хотите? Тогда…

В переводе с греческого это слово означает «землемерие» («гео» - земля, «метрио» - измерять).

Геометрия изучает все. Посмотри вокруг. Все, что ты видишь, имеет свои очертания. Все можно обвести линиями, а потом измерить. Так мы узнаем размеры предметов; их длину, ширину, высоту и объем.

 А что может быть лучшим материалом для нескучного обучения малыша? Конечно, игрушки. Именно кубики и мячики, пирамидки и матрешки, куколки и мягкие зверушки помогут легко и весело объяснить малышу непростые понятия. Строя башенку или домик, ребенок быстро запомнит названия геометрических фигур, если мы будем почаще называть их. А незамысловатые эксперименты со строительным набором откроют ему свойства тех или иных фигур. Оказывается, мячик легко скатится по наклонной доске, потому что он круглый, а вот кубик так катиться не сможет, так как у него есть углы.

Изучаем геометрические фигуры.

Чтобы представить себе фигуры, которые изучает геометрия, нужно внимательно посмотреть на окружающие нас предметы и объекты.

Кубики. Строим из кубиков. Обязательно используем конструктор - это вообще универсальная развивающая игрушка. Игра с конструктором развивает у ребёнка мелкую моторику и координацию движений, цветовое восприятие и логическое мышление, фантазию и конечно пространственно-объёмное мышление (приложение 1).

Кроме кубиков, в конструкторе есть и другие фигуры: пирамиды, цилиндры конусы, шары.

Почему цилиндр называется цилиндром. Вам интересно это узнать? Очень давно, когда не было еще машин и тракторов, и никакой другой техники, люди, чтобы перетащить тяжелый груз с одного места на другое, использовали катки из дерева. Этот кусок и служил катком.

Слово «цилиндр» произошло от греческого слова «ξυλινδροσ». Означало оно «каток», «валик».

Тактильное знакомство с фигурой.

Провести ладонью по основаниям и боковой поверхности цилиндра.
Сделать то же с закрытыми глазами, повторяя: «Это цилиндр. У него два основания, боковая поверхность». В переводе с греческого языка слово «цилиндр» означает «валик». Могут ли дети объяснить, почему? Какие предметы в жизни напоминают цилиндр? (Валик маляра, каток трактора, труба водокачки или заводская труба, столбы и т.п.).

Задание: принести из дома предметы цилиндрической формы и показать их в классе.

Откуда взялись названия “шар’’ и ‘’конус’’?

Слово «шар» произошло от греческого слова «σϕατρα», что означает мяч, а слово «конус» – от греческого слова «ξωνοσ», что означает шишка.

  1. Из коробки с конструктором достаньте все цилиндры, конусы и шары; подержите их в руках, покатайте по столу, хорошенько рассмотрите.

  2. После этого попытайтесь описать каждую фигуру, расскажите о том, какая она – эта фигура.

  3. Сравните геометрические фигуры по парам: цилиндр и шар; цилиндр и конус; конус и шар.

Что общего имеется между ними? Чем они отличаются?

  1. Сравните сразу все три фигуры: цилиндр, конус и шар. Что является их общим свойством?

Предлагаем провести эстафету, где команды в составе 3—4 человек,
по сигналу выбирают из разложенных на полу карточек рисунки с предметами шарообразной, конусообразной и цилиндрической формы. Выигрывает та команда, которая выберет нужные карточки без ошибок и быстрее всех (приложение 2).

Практическая работа.

  1. Слепите из пластилина цилиндр. Обмакивая одно основание в красную краску, а другое — в синюю, проложить цветную дорожку на белом листе — «льдине».

  2. Используя пластилин, постройте башню из цилиндра и конуса. Из башен можно составить целый город.

Задание: устройте в классе выставку игрушек из пластилина. Постарайтесь так их сделать, чтобы было видно – это игрушки с урока геометрии. Какая игрушка является, на ваш взгляд, самой доброй, самой веселой, самой хмурой?

В классе с подготовишками мы провели такой опыт.

Предложили двум желающим пройти с цилиндром на голове.

В каком положении цилиндр почти невозможно удержать? Оказывается, что в некоторых случаях мы уже сталкивались с похожими ситуациями. Это было в опытах с шаром и конусом, лежащим на боку.

Потом мы предложили детям заставить фигуры катиться, для того чтобы ответить на вопрос: «Чем отличаются пути их движения?» Выяснилось, что конус вращается вокруг своей вершины; цилиндр может катиться либо вперед, либо назад; шар катится в любом направлении.

Совместно сделали вывод: цилиндр — тоже фигура, способная вращаться. Шар, конус и цилиндр — тела вращения (приложение 3).

Плоские фигуры.

Кроме пространственных фигур, с которыми дети знакомятся в первый год своей жизни, в геометрии существует еще великое множество фигур. Это плоские фигуры: треугольники, квадраты, прямоугольники, ромбы, круги, овалы и многое другое (приложение 4)

С помощью плоских фигур можно составить различные задания, например, для тренировки внимания.

Задание.

  • Чем похожи и чем отличаются эти две фигуры?

  • Где больше квадратов – справа или слева? А где меньше?















Вырежи из цветной бумаги известные тебе геометрические фигуры и составь из них аппликацию. Фигур можно быть столько, сколько тебе потребуется; любого размера и цвета (приложение 5).

Для закрепления понятий треугольник, прямоугольник, квадрат, круг мы приготовили презентацию «Как построить дом?». В данной работе дети самостоятельно могут построить дом из предложенных геометрических фигур. Для закрепления умений находить различные геометрические фигуры среди окружающих предметов мы приготовили презентацию «Геометрические фигуры».


Анализ учебников по математике для начальной школы.

В нашей школе учителя начальных классов работают по учебникам серии «Школа России». Мы внимательно просмотрели учебники по математике и выяснили, что дети изучают геометрический материал такого характера:

класс

Геометрический материал

1

Длиннее. Короче.

Точка. Кривая линия. Прямая линия.

Отрезок. Луч.

Ломаная линия. Многоугольник.

Сантиметр.

2

Угол. Виды углов.

Прямоугольник. Квадрат. Периметр прямоугольника.

3

Круг. Окружность.

4

Угол. Виды углов.


Анализ учебников показывает, что предложенный нами материал не изучается в рамках программы начальной школы. Она рассчитана на детей 5 – 7 лет. Работа является одной из ступенек изучения геометрии в школе.


Заключение.

В ходе выполнения работы мы пришли к выводу, что А.С.Пушкин был прав, когда утверждал «Вдохновение  нужно в геометрии, как и в поэзии». На вопрос «А все ли вокруг геометрия?» мы тоже можем дать утвердительный ответ.

С помощью различных геометрических фигур можно писать картины.

Мы также постарались в доступной и занимательной форме познакомить детей с некоторыми основными геометрическими понятиями, научить их ориентироваться в простейших геометрических ситуациях и обнаруживать геометрические  образы в окружающей обстановке.

Для учеников кружка «Чему учат в школе» мы нашли веселые стихотворения о геометрических фигурах (приложение 6), приготовили презентации, различные задания, которые можно использовать при проведении занятий.



Литература.
  1. В.А.Панчишина, Э.Г.Гельфман, В.Н.Ксенеева, Н.Б.Лобаненко. Геометрия для младших школьников: Учебное пособие по геометрии.- Томск: Изд-во Том.ун-та. 1995.

  2. М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. Математика. 1 класс. Учеб.для общеобразоват.учреждений. В 2ч. – М.: Просвещение, 2011 (Школа России).

  3. М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. Математика. 2 класс. Учеб.для общеобразоват.учреждений. В 2ч. – М.: Просвещение, 2012 (Школа России).

  4. М.И.Моро, М.А.Батнова, Г.В.Бельтюгова и др. Математика. Учеб.для 3 кл. нач.шк. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2009

  5. М.И.Моро, М.А.Батнова, Г.В.Бельтюгова и др. Математика. Учеб.для 4 кл. нач.шк. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2008

  6. Д.Денисова, Ю.Дорожин. Математика для малышей: Рабочая тетрадь. – М.:Мозаика-синтез, 2011



Интернет -источники.

http://raskrasko.ru/raskraski/obuchayuwie/geometriya_dlya_malyshej/mnogougolniki/ -раскраски «Геометрия для малышей»

http://www.7ya.ru/article/Matematika-malysham/ -математика для малышей

http://digest.subscribe.ru/children/development/n368099494.html Геометрия для малышей: как выучить фигуры

http://dob.1september.ru/2001/01/3.htm -пространственная геометрия для малышей

http://www.montessori-press.ru/training_for_teacher/project/news_detail.php?ID=1359 -в стране Геометрии

http://www.umniedetki.ru/napravlenia/4 Геометрия. Умные детки

http://www.razvitierebenka.com/p/blog-page_6290.html

http://topref.ru/referat/126083.html

http://nsc.1september.ru/1999/31/no31_1.htm

http://www.bestreferat.ru/referat-213186.html

Приложения.

Приложение 1.

Строительство из кубиков.

Сборка кубика


Приложение 2. Эстафета.

Формируются три команды в составе 3—4 человек.
По сигналу играющие выбирают из разложенных на полу карточек рисунки с предметами шарообразной, конусообразной и цилиндрической формы. Выигрывает та команда, которая выберет нужные карточки без ошибок и быстрее всех.




Приложение 3. Практическая работа

У детей на столах развертки цилиндров. Надо рассмотреть развертки. Закрасить те части, которые соответствуют основаниям цилиндра, красным цветом, а те, которые являются боковой поверхностью фигур, — синим. Склеить развертки. Превратить их в веселых клоунов.


Приложение 4. Практическое задание

Начерти друг за другом треугольник, прямоугольник и квадрат так, чтобы зелёный треугольник был между синим прямоугольником и красным квадратом, а квадрат был на первом месте.




Задания на смекалку

Раскрасьте мячи в красный, желтый и зеленый цвета так, чтобы порядок следования мячей в каждом ряду был различным.


Приложение 5.

Какие красивые цветы выросли на полянке! Расскажи, какой формы у них лепестки.

Нарисуй в тетради три цветка с лепестками разной формы.

Из цветной бумаги вырежи геометрические фигуры и составь из них аппликацию.

Дорисуй каждую из этих фигур так, чтобы превратить её в тот или иной предмет?



Приложение 6. Стихи о геометрических фигурах.

Принес нам ящик почтальон –

Посылка мне и брату.

Ящик – куб, в нем шесть сторон,

Все стороны – квадраты.

– Цилиндр – что такое?

Спросил я у папы.

Отец рассмеялся:

– Цилиндр – это шляпа.

Чтоб иметь представление верное,

Цилиндр, скажем так,

Это банка консервная.

Труба парохода – цилиндр,

Труба на нашей крыше – тоже,

Все трубы на цилиндр похожи.

– А Спасская башня на Площади Красной

И взрослым, и детям знакома прекрасно.

Посмотришь на башню, обычная с виду,

А что на вершине ее? Пирамида!

– Сказала мама: «А сейчас

Про конус будет мой рассказ.

В высокой шапке звездочет

Считает звезды круглый год.

Конус – шляпа звездочета.

Вот такой он. Понял? То-то!»

ТРЕУГОЛЬНИК


Самолёт летит по небу,
Треугольное крыло,
На моём велосипеде,
Треугольное седло,
Есть такой предмет - угольник,
И всё это - ТРЕУГОЛЬНИК.
Тут мама три спички 
На стол положила
И мне треугольник
Из спичек сложила.
А в это время я чертил
И наблюдал за мамою,
Я три прямых соединил
И сделал то же самое.

КВАДРАТ


Пришёл из школы старший брат,
Из спичек выложил квадрат.
Дала мне мама шоколад,
Я дольку отломил - квадрат.
И стол -квадрат, и стул - квадрат,
И на стене плакат - квадрат,
Доска, где шахматы стоят,
И клетка каждая - квадрат,
Стоят там кони и слоны,
Фигуры боевые.
КВАДРАТ - четыре стороны,
Все стороны его равны,
И все углы прямые.

ОКРУЖНОСТЬ и КРУГ


Мы живём с братишкой дружно,
Нам так весело вдвоём,
Мы на лист поставим кружку,
Обведём карандашом.
Получилось то, что нужно -
Называется ОКРУЖНОСТЬ.
Мой брат по рисованию
Себя считает мастером,
Всё, что внутри окружности,
Закрасил он фломастером.
Вот вам красный круг, кружок,
По краю синий ободок.
КРУГ - тарелка, колесо,
ОКРУЖНОСТЬ - обруч, поясок.
ОКРУЖНОСТЬ - очертанье КРУГА.
Я смотрю на наш листок,
Стал искать у круга угол,
Но найти его не смог.
Брат смеётся - вот дела!
Да у круга нет угла,
У тарелки и монеты
Не найдёшь углов, их нету.



ТРАПЕЦИЯ


Трапеция, трапеция,
Фигура есть такая,
А я её не знаю.
Ты где живёшь, трапеция,
В Америке, в Китае?
Может, за трапецией
Поехать надо в Грецию?
Мама говорит: - Не надо,
Трапеция с тобою рядом.
Развею я твою тоску,
Ты подожди минутку.
И на гладильную доску
Укладывает юбку,
По ней проводит утюжком,
Чтоб не топорщилась мешком:
- Вот тебе ТРАПЕЦИЯ,
Не стоит ехать в Грецию.


ОВАЛ


А как нарисовать овал?
На помощь брата я позвал.
Брат взял фломастер и искусно
Мне овал нарисовал:
Ты слегка окружность сплюсни,
Получается ОВАЛ.
Сколько раз его видал,
В ванной зеркало -овал!
Овал и блюдо, и яйцо.
Мама говорит :-Лицо
У тебя овальное.
Пусть будет овальное,
Лишь бы не печальное.
Мы рассмеялись и в овале
Рожицу нарисовали.
Овал - окружность удлинённая
И рожица в ней удивлённая.

ОБЪЁМНЫЕ ТЕЛА
КУБ


Принёс нам ящик почтальон -
Посылка мне и брату.
Ящик - КУБ, в нём шесть сторон,
Все стороны - квадраты.
А что лежит в посылке?
Там стружки и опилки,
Конфеты и баранки,
Ещё с вареньем банки.


ЦИЛИНДР


Цилиндр, что такое? - спросил я у папы.
Отец рассмеялся : - Цилиндр, это шляпа.
Чтобы иметь представление верное,
Цилиндр, скажем так, это банка консервная.
Труба парохода- цилиндр,
Труба на нашей крыше - тоже,
Все трубы на цилиндр похожи.
А я привёл пример такой -
Калейдоскоп любимый мой,
Глаз от него не оторвёшь,
И тоже на цилиндр похож.



КОНУС


Сказала мама: - А сейчас
Про конус будет мой рассказ.
В высокой шапке звездочёт
Считает звёзды круглый год.
КОНУС- шляпа звездочёта.
Вот какой он. Понял? То-то.
Мама у стола стояла
В бутылки масло разливала.
- Где воронка? Нет воронки.
Поищи. Не стой в сторонке.
-Мама, с места я не тронусь ,
Расскажи ещё про конус.
-Воронка и есть в виде конуса лейка.
Ну-ка, найди мне её поскорей-ка.
Воронку я найти не смог,
Но мама сделала кулёк,
Картон вкруг пальца обкрутила
И ловко скрепкой закрепила.
Масло льётся, мама рада,
Конус вышел то, что надо.



ПИРАМИДА


Я видел картину. На этой картине
Стоит ПИРАМИДА в песчаной пустыне.
Всё в пирамиде необычайно,
Какая-то есть в ней загадка и тайна.
А Спасская башня на площади Красной
И детям, и взрослым знакома прекрасно.
Посмотришь на башню, обычная с виду,
А что на вершине у ней? Пирамида!



ШАР


Удар! Удар! Ещё удар!
Летит в ворота мячик - ШАР!
А это- шар арбузный
Зелёный, круглый, вкусный.
Вглядитесь лучше - шар каков!
Он сделан из одних кругов.
Разрежьте на круги арбуз
И их попробуйте на вкус.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!