Правила гигиены умственного труда.
- режим дня должен соответствовать физиологическим основам жизнедеятельности организма- ритмичности. Занятия лучше всего начинать в 8.00-8.30, т.е. в привычное время;
- оптимальная длительность занятий- до 13.00- 13.30 с 10-15-минутным перерывами через каждые 45-50 минут. Это привычный ритм работы, к которому приспособились все функции организма. Более продолжительные перерывы устраивать ни в коем случае нельзя – можно сбиться с ритма.
- чем заполнить перерывы? - лучше всего активным отдыхом. Выполни несколько гимнастических упражнений, обязательно включив приседания, наклоны, прыжки;
- полезно и глазам дать хороший отдых. Подойди к окну, посмотри несколько секунд вдаль, на небо.
- в 13.00 – 13.00 начинается большой перерыв – это время второго завтрака или обеда. Можно и поспать часок. Сон – отличный отдых при напряжённой умственной работе.
-с 15 – 16 часов и до 18 – 20 часов – снова занятия с перерывом на обед или полдник.
- вечером отдых, поиграй в волейбол, футбол, повидайся с друзьями, перед сном полезно погулять, отход ко сну в 23;
- уровень работоспособности в недельном цикле. Наиболее высокая работоспособность у учащихся старших классов и ПТУ отмечается по вторникам и средам (запомни!), в четверг она снижается и становится минимальной в пятницу, что же касается понедельника, то работоспособность в этот день не очень высока, так как происходит «врабатываемость» после воскресного отдыха;
- вам рекомендуется установить для самого себя степень трудности предметов, это поможет в планировании дел, напомним правило: начинать следует с предмета средней трудности, затем, когда наступает наиболее высокая степень работоспособности переходить на самый трудный и, наконец, при снижении работоспособности, приближении утомления переходить к самому лёгкому;
- гигиенисты считают, что при правильной, чёткой организации выполнения домашних заданий – учащиеся 7-х классов должны затрачивать в день примерно 3 часа, в 8-х классах – до 4 часов;
- во время занятий следует исключить так называемые внешние помехи, раздражители: радио, телевизор, магнитофон, даже у очень способных, тренированных людей одномоментальное выполнение нескольких дел даёт серьёзную нагрузку на нервную систему, приводит к её истощению;
- найди место для работы, где меньше внешних помех Воспитывай в себе способность не замечать происходящего вокруг, посторонних разговоров, музыки и т. п., если ты занят.
где? у человека вырабатывается привычка работать в какой-то определённой обстановке. Многим перемена места сначала мешает успешным занятиям, но затем человек начинает адаптироваться к новым условиям.
-как лучше заниматься? Подготовка вдвоём или группой имеет свои преимущества: возможность проверить друг друга, разобрать сообща трудный материал. Это приучит и к внутренней дисциплине, что очень важно. Но эти преимущества сразу же перестанут быть преимуществами, если занятия превращаются в болтовню.
-нужны ли шпаргалки? вопрос, о котором пойдёт речь, имеет не только этическое, но и психологическое значение. Надеясь на шпаргалку, ученик всё своё внимание обращает на то , чтобы её незаметно использовать. В коре головного мозга возникает новый мощный очаг возбуждения, который затормаживает все остальные. Таким образом, психологи не рекомендуют пользоваться шпаргалкой. Но это вовсе не значит, что не нужно составлять конспектов по разделам или даже по отдельным билетам, так сказать, шпаргалку для себя, для лучшего запоминания материала и краткого завершающего его повторения перед самым экзаменом. А ответить на вопрос полезно ли всем составлять такие, конспекты – весьма сложно. Это зависит от особенностей памяти каждого человека.
Такова примерная схема режима. Понятно, что подойдёт она далеко не каждому. Но есть в ней и совершенно обязательные условия: краткие перерывы после 50 минут работы и продолжительный сон. Иногда можно выбрать, что следует проработать в первую, а что во вторую очередь. В таком случае важно иметь в виду следующее правило гигиены умственного труда. Рекомендуют начинать с предмета, вопроса средней трудности, а затем, когда человек уже вработается и наступает фаза максимальной работоспособности, можно взяться за самый трудный раздел. При наступлении утомления, в завершение занятий берутся за самое легкое.
Но это правило больше подходит к повседневным занятиям, ежедневному приготовлению уроков.
о некоторых «мелочах».
При умственной работе имеют значение многие, на первый взгляд мелкие факторы.
- известно, что учащиеся, занимающиеся в классе, где температура воздуха равна 270 С, делают к концу урока в два раза больше ошибок, чем те, кто занимается при температуре 18 – 200 С.
- работоспособность резко снижается, если количество углекислоты в воздухе повышается до 0,1% . Поэтому важно проветривать помещение. Во время усиленной умственной работы в головной мозг поступает крови в 8 – 10 раз больше обычного. Вот почему необходимо следить за позой во время занятий, стараться придерживаться правильной посадки.
- читаешь ли ты или пишешь, всякий раз большая нагрузка падает на глаза. Постарайся облегчить своим глазам работу. Проверь, достаточно ли освещено твоё рабочее место. Не бойся смешанного света. С наступлением сумерек зажги электрический свет. Желательно установить настольную лампу с так называемым направленным светом. Мощность лампочки должна быть не менее 60 ватт. При этом рекомендуется включить общее освещение. Глазам необходим отдых. После часа работы полезно на 20 – 30 секунд устремить взгляд за окно, в небо и т. д.
- при напряжённой умственной деятельности следует увеличить потребление витаминов, желательно ежедневно выпивать стакан настоя шиповника или томатного сока. Рекомендуют также принимать по 1 – 2 таблетки витаминов С и А ежедневно.
- снятию утомлению помогут умывания холодной водой. Можно съесть дольку лимона, шоколадную конфету.
- и всё же главное средство для того, чтобы утомление не перешло в переутомление – рациональный ритм занятий.