СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Гигиена труда и отдыха, профилактика переутомления»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить ребят с гигиеной труда и отдыха.

Просмотр содержимого документа
««Гигиена труда и отдыха, профилактика переутомления»»

     Методическая разработка комплексного занятия «Гигиена труда и отдыха, профилактика переутомления»          Прокопьевск

Методическая разработка

комплексного занятия

«Гигиена труда и отдыха, профилактика переутомления»

Прокопьевск

Содержание 1. Пояснительная записка ……………………………………………… 2 2. Конспект комплексного занятия……………………………………… 4 3. Список литературы …………………………………………………… 8 4. Приложение…………………………………………………………… 9 1

Содержание

1. Пояснительная записка ……………………………………………… 2

2. Конспект комплексного занятия……………………………………… 4

3. Список литературы …………………………………………………… 8

4. Приложение…………………………………………………………… 9

1

Ещё в начале века выдающийся учёный И. М. Секачев установил,

что время труда и после него утомление быстрее снимается не полным покоем, а активным отдыхом. Утомление снижает работоспособность мышц,

но стимулирует процессы восстановления. Во время отдыха восстановление энергии преобладает над процессами распада.

Если же работа была достаточно, но не чрезмерно интенсивной,

то происходит не только полное восстановление работоспособности до

исходного уровня, но и превышение его.

Для профилактики утомления необходимо соблюдать режим дня, проводить физкультурные паузы каждые 30 минут при выполнении домашних заданий, посещать спортивные секции, играть на свежем воздухе. Человек всегда стремится к совершенству. И на этом пути он хочет создать что-то новое, постичь неизведанное, прыгнуть выше, пробежать быстрее,

станцевать так, как никто и никогда ранее, а дается это только большим трудом и интенсивными тренировками. Чтобы сделать открытие, установить рекорд, надо максимально использовать все свои потенциальные возможности. Однако нельзя забывать, что «запасы прочности» организма не беспредельны. Неумение правильно работать и отдыхать, недооценка способов восстановления и поддержания работоспособности приводят к переутомлению и способствуют формированию различных заболеваний.

  Прекрасное средство повышения работоспособности и

профилактики утомления – активный отдых и физические упражнения.

Результаты исследований показали, по биоритмологическим показателям максимальный уровень двигательной активности у школьников наблюдается в интервале 8-12 часов, то есть в часы школьных занятий. 

Таким образом, длительность и чередование периодов отдыха должны обеспечивать восстановление основных физиологических функций и сохранение рабочей настроенности организма. При этом большое значение имеют специально подобранные физические упражнения, проводимые во время коротких перерывов, что положительно сказывается и на производительности труда.

Пояснительная записка

2

Цель : побудить детей к формированию здоровья собственными силами. Задачи : Образовательная:  сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, уметь использовать полученные знания в повседневной жизни; Развивающая: развивать знания о значении чередования труда и отдыха, в рациональном использовании времени, учитывать свой режим дня. Воспитательная: воспитывать у детей чувства ответственности  за собственное здоровье, здоровье семьи и общества. 3

Цель : побудить детей к формированию здоровья собственными силами.

Задачи :

  • Образовательная: сформировать необходимые знания,
  • умения и навыки по здоровому образу жизни,
  • уметь использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • Развивающая: развивать знания о значении чередования труда и отдыха,
  • в рациональном использовании времени, учитывать свой режим дня.
  • Воспитательная: воспитывать у детей чувства ответственности
  • за собственное здоровье, здоровье семьи и общества.

3

  • Девочки, сегодня у нас на занятии присутствуют гости, давайте с ними поздороваемся.

В природе есть солнце, оно всем светит и греет.

Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза.

Представьте в своём сердце маленькую звёздочку.

Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь.

Звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир.

Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка

стала ещё больше. Направляем к звёздочке лучики, которые несут здоровье,

радость, тепло, свет. Звёздочка стала большой, как солнце.

Оно несёт тепло всем-всем (руки ладошками верх перед собой ).

Давайте, повернёмся друг к другу и скажем добрые слова.

Опустите руки ладошками вниз параллельно полу и вслух произнесите:

«Я приветствую тебя, Земля!». Вытяните руки перед собой ладошками вперёд:

«Я приветствую тебя, вода». Согните руки в локтях и, подняв ладонями к плечам, обратите их к небу:

«Я приветствую тебя, воздух!» Поднимите руки вверх

ладошками вперёд «Я приветствую тебя, Солнышко»

Повернитесь и улыбнитесь друг другу. Молодцы!

Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой.

Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам,

чтобы каждый день приносил вам только радость.

Введение в тему:

У вас на столах лежат листы с пословицами.

«Кто день пропустил зарядку, тот на день постарел».

«Дай работу телу – отдохнёт голова».

«Здоров будешь, всё добудешь».

«Соблюдай режим труда и быта – будет здоровье крепче гранита».

Дети читают пословицы и высказывают свои рассуждения ( приложение 1).

О чём говорят эти пословицы?

Все эти пословицы говорят о значении гигиены труда и отдыха.

Основная часть:

Наше занятие называется «Гигиена труда и отдыха, профилактика переутомления». Как вы понимаете слово: «Гигиена труда» (Ответы детей)

Гигиена труда  – это наука, изучающая закономерности влияния условий труда на работоспособность и здоровье человека и разрабатывающая мероприятия по профилактике неблагоприятных последствий трудовой деятельности.

Ход занятия:

4

Что такое здоровье? Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так, как это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более. ( Ответы детей).

Как можно сберечь и укрепить здоровье?

Дети высказывают знакомые факторы, укрепляющие здоровье:

режим дня, зарядка, нормальный сон, физкультура и спорт, закаливание, правильное питание, отсутствие вредных привычек.

У вас на столах лежат лепестки цветка нужно на каждом лепестке написать слова, которые относятся к укреплению здоровья.

Дети собирают из лепестков Цветик Семицветик «Здоровье».

Помещают на доску, зачитывают (приложение 2).

Что такое здоровье мы с вами сказали. А что такое режим дня? (Ответы детей).

Режим дня - это умелое сочетание умственной и физической деятельности. У человека, который соблюдает режим дня, всегда хватает время на дела, и на развлечения сохраняются силы и здоровье (приложение 3).

Мы с вами узнали, что такое гигиена труда, что такое здоровье, что такое режим дня.

Задание детям:

А теперь подумайте и напишите, какими видами деятельности вы заняты в течение дня.

Дети зачитывают . Если ребёнок делает зарядку, попросить показать, как он её выполняет, и что она даёт.

Если ребёнок посещает секции спортивные, делится с детьми, какие качества он приобретает.

Отметить в режиме дня чередование труда и отдыха, умственной и физической нагрузки.

Почему? Ответы детей.

Физкульминутка:

Чтоб здоровым, сильным быть

С зарядкой нужно всем дружить! (наклоны головы вправо, влево)

На зарядку выходите

Свою ловкость покажите (ходьба)

Делай «раз» и делай «два»

5

Спорту скажем мы: «Ура!» (рывки согнутыми в локтях руками в стороны)

Вправо, влево наклонитесь,

Быть красивыми стремитесь! (наклоны туловища вправо и влево)

Вправо, влево и вперёд

Разудалый мы народ! (наклоны туловища вправо, влево, вперёд)

Раз присели, два присели (приседания) Наклониться вниз сумели (наклониться вниз, дотянуться до носочков)

До носочков дотянулись,

Распрямились, улыбнулись.

А теперь прыжки на месте (прыжки на месте на обеих ногах)

Ноги врозь и ноги вместе.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям физкульт привет! (вдох-выдох)

Молодцы!

IV. Заключительная часть:

Воспитатель читает рассказы и предлагает сказать, что сделано неправильно.

  • Витя после школьных занятий долго сидел за компьютером, вскоре у него снизилась острота зрения. Почему? Как надо поступать (приложение 4).
  • Перед сном Петя долго смотрел телевизор, затем не мог спать? Почему? (приложение 5).
  • Во время перемены, Катя продолжала сидеть за партой и читать. Зачем нужна перемена? (приложение 6).

К чему приводит неправильное соблюдение режима дня? (Ответы детей).

Переутомление, усталость, раздражительность, сонливость, неправильное питание.

А что такое переутомление? (Ответы детей).

Переутомление – это проблема нашего столетия, вызванная в первую очередь тяжелой и напряженной умственной и физической работой.

К основным причинам истощения организма можно отнести недосыпание, недостаточно сбалансированное питание, авитаминоз и даже порой ежедневная суета. Также переутомление может возникнуть вследствие перенесения организмом какой-либо вирусной инфекции. Иногда после нескольких дней спокойного отдыха и здорового сна признаки переутомления исчезают. Но если всё же, симптомы имеют ярко выраженный характер, стоит незамедлительно обратиться к терапевту, возможно, имеет место какое-то иное, более серьезное заболевание (приложение 7).

Обратная связь.

Теперь я вижу, вы хорошо усвоили главный принцип здоровья: надо чередовать труд и отдых; питаться в одно и то же время; спать не менее девяти часов в сутки; заниматься спортом; время просмотра телевизора зависит от возраста: дошкольники не более 1 часа в день; школьники – 2 часа в день, а взрослые 4 часа в день; время проведения за компьютером зависит от возраста:

6

дети 5 – 7 лет 30 минут; 7 –12 лет 60 минут; 12 –16 лет 2 часа; если дольше нужно сделать перерыв 15 минут. Людям с нормальным зрением можно смело пользоваться компьютером 6-7 часов ежедневно, а для тех, у кого проблемы со зрением не более 3 часов в день. С учётом этих требований составьте памятку и запишите её. Памятка здоровья.  Соблюдение режима дня.  Соблюдение режима питания, правильное питание.  Закаливание.  Физический труд.  Соблюдение правила гигиены.  «Ради крепкого здоровья – мойте руки чаще».  Правила поведения за столом.  «Когда я ем, я глух и нем!»  Скажем «Нет!» вредным привычкам  (употребление алкогольных напитков, табака курение). Доброе отношение к людям, окружающей нас природе,  животным. Правильная организация отдыха и труда. Итог. Девочки читают памятки. Ответы детей. Я хочу закончить наше занятие словами: «Ещё в начале века выдающийся ученый И. М. Секачев установил, что во время труда и после него утомление быстрее снимается не полным покоем, а активным отдыхом.»           7

дети 5 – 7 лет 30 минут; 7 –12 лет 60 минут; 12 –16 лет 2 часа; если дольше нужно сделать перерыв 15 минут. Людям с нормальным зрением можно смело пользоваться компьютером 6-7 часов ежедневно, а для тех, у кого проблемы со зрением не более 3 часов в день.

С учётом этих требований составьте памятку и запишите её.

Памятка здоровья.

  • Соблюдение режима дня.
  • Соблюдение режима питания, правильное питание.
  • Закаливание.
  • Физический труд.
  • Соблюдение правила гигиены.
  • «Ради крепкого здоровья – мойте руки чаще».
  • Правила поведения за столом.

«Когда я ем, я глух и нем!»

  • Скажем «Нет!» вредным привычкам

(употребление алкогольных напитков, табака курение).

  • Доброе отношение к людям, окружающей нас природе,

животным.

  • Правильная организация отдыха и труда.

Итог.

Девочки читают памятки. Ответы детей.

Я хочу закончить наше занятие словами:

«Ещё в начале века выдающийся ученый И. М. Секачев установил, что во время труда и после него утомление быстрее снимается не полным покоем, а активным отдыхом.»

 

 

 

 

 

7

 Список литературы       Алексеев, С. В. Гигиена труда / С.В. Алексеев, В.Р. Усенко. - М.: Медицина,  2016 . - 576 c. Интернет ресурсы. 8

Список литературы

 

 

 

  • Алексеев, С. В. Гигиена труда / С.В. Алексеев, В.Р. Усенко. - М.: Медицина,  2016 . - 576 c.
  • Интернет ресурсы.

8

Пословицы. « Кто день пропустил зарядку, тот на день постарел » . « Дай работу телу – отдохнёт голова » . « Здоров будешь, всё добудешь » . « Соблюдай режим труда и быта – будет здоровье крепче гранита » .  Приложение № 1 9

Пословицы.

« Кто день пропустил зарядку, тот на день постарел » .

« Дай работу телу – отдохнёт голова » .

« Здоров будешь, всё добудешь » .

« Соблюдай режим труда и быта – будет здоровье крепче гранита » .

Приложение № 1

9

Приложение № 2 10

Приложение № 2

10

Приложение № 3 11

Приложение № 3

11

Приложение № 4 12

Приложение № 4

12

Приложение № 5 13

Приложение № 5

13

Приложение № 6 14

Приложение № 6

14

Приложение № 7 15

Приложение № 7

15

Приложение № 8 Памятка здоровья. Соблюдение режима дня. Соблюдение режима питания, правильное питание. Закаливание. Физический труд.  Соблюдение правила гигиены. «Ради крепкого здоровья – мойте руки чаще».  Правила поведения за столом. «Когда я ем, я глух и нем!»  Скажем «Нет!» вредным привычкам  (употребление алкогольных напитков, табака курение). Доброе отношение к людям, окружающей нас природе,  животным. Правильная организация отдыха и труда. 16

Приложение № 8

Памятка здоровья.

  • Соблюдение режима дня.
  • Соблюдение режима питания, правильное питание.
  • Закаливание.
  • Физический труд.
  • Соблюдение правила гигиены.

«Ради крепкого здоровья – мойте руки чаще».

  • Правила поведения за столом.

«Когда я ем, я глух и нем!»

  • Скажем «Нет!» вредным привычкам

(употребление алкогольных напитков, табака курение).

  • Доброе отношение к людям, окружающей нас природе,

животным.

  • Правильная организация отдыха и труда.

16

Приложение № 9 17

Приложение № 9

17

«Чередуя труд и отдых – сохраняй своё здоровье» 18

«Чередуя труд и отдых – сохраняй своё здоровье»

18

19

19