Автор УМК: Перспектива, Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, Русский язык 3 класс. Москва «Просвещение», 2017
Этапы урока | Содержательный материал | |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
1.Этап мотивации к учебной деятельности Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | -Мы сегодня продолжаем раскрывать тайны русского языка. -А девизом нашего урока я предлагаю слова. Прочитайте. Девиз: Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому (Джордж Пойа) -Как вы понимаете смысл этого выражения? Пусть вам сегодня на уроке помогут сообразительность, внимание, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. |
Когда я сам открываю для себя что-то новое, я лучше запоминаю и легко справляюсь с любыми трудностями. | Личностные УУД: Самоопределение необходимости и интереса предстоящей работы. |
| Чистописание Запишите число, классная работа Второе марта. Классная работа. - В слове «второе» какая буква обозначает твердый глухой звук? Эту букву мы как раз и возьмем для чистописания, она нам сегодня часто будет встречаться - Напишите сочетание букв по образцу и продолжите закономерность На доске: т//тт//ттт//т ть ти чь - Ребята мы ещё встретимся с этими сочетаниями на нашем уроке и узнаем о них побольше. | Записывают число, отвечают на поставленный вопрос, прописывают букву т и сочетания ть ти чь |
2.Актуализация знаний (ситуация успеха) Целью являет ся подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 1. Интервью. - Однажды, у одной части речи корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, что это за часть речи. Кор.: Что вы больше всего любите делать? Часть речи: Люблю действовать! Кор.: Что вы больше всего не любите? Часть речи: Не люблю предлоги! Кор.: Какими необыкновенными талантами вы обладаете? Часть речи: Могу путешествовать во времени! Кор.: Что бы вы пожелали ребятам? Часть речи: Чтобы русский все ребята. на "пятёрку" знали. На письме и в разговоре Меня употребляли. Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду- Всё в действие придёт. - Ребята, какая часть речи давала интервью? - О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке? (О глаголе) Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол. Почему я так сказала? - Какую цель поставим сегодня на уроке? - Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. - Что такое глагол? - Что обозначает глагол? - На какие вопросы отвечает глагол? - Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? - Изменяется ли глагол по числам? - Какие три времени имеет глагол? - А хотели бы вы ещё больше знать о глаголе?
2.Задание: выписать глаголы, определить число и время (текст на доске) Над лесом ярче светит солнце. Потемнели в полях дороги. Зазвенели ручьи. Прилетели грачи. Они поправляют свои гнёзда. Скоро вернутся домой скворцы. Их уже ждут прошлогодние скворечники. Весна наполнила жизнью весь лес.
1.Синтаксический разбор первого предложения, указать падежи у имён существительных (один ученик у доски разбирает предложение, получает оценку) 2.Один ученик за доской выполняет задание, выписывает глаголы, определяет число и время глаголов (получает оценку) | Формулируют тему урока и определяют задачи.
Узнать новые сведения о глаголе (начальную форму глагола)
Учащиеся самостоятельно узнают в тексте глаголы, как слова, обозначающие действия, в тексте и правильно определяют грамматические признаки глаголов. Задание мотивирует учащихся, создаёт чувство успеха, обобщает и резюмирует результаты работы.
Парная работа, взаимопроверка | Познавательные УУД: Решение частной задачи, применение известного способа решения Регулятивные УУД Выделение и осознание учащимися того, что уже хорошо усвоено, осознание качества усвоения знаний. |
В каком порядке вы будете выполнять это задание? | 1. По вопросу определю, что это глагол 2. Определю число 3. Определю время по вопросам. | Регулятивные УУД Умение планировать свою деятельность. |
Как вы думаете, трудное задание вас ожидает? | Нет, так как мы уже хорошо умеем определять грамматические признаки глаголов. | Регулятивные УУД: Соотносить цели и результаты своей деятельности. |
Перечислите все глаголы, которые вы выписали, расскажите о каждом глаголе. - У глагола прошедшего времени «наполнила» что еще можно определить кроме числа? | Обучающиеся определяют грамматические признаки каждого глагола, оценивают | |
3.Этап выявления места и причины затруднений Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Продолжите эту работу, нужно выписать глаголы и определять грамматические признаки Мы осторожно пойдем по тропинке, постараемся не нарушить жизнь леса. | | Регулятивные УУД: 1.Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. 2.Высказывать предположения (гипотезы). Познавательные УУД Анализ объектов с целью выделения признаков, выдвижение гипотез, обоснование |
У всех ли глаголов вы определили время? | Нет |
С каким глаголом возникла проблема? | С глаголом нарушить |
Какое затруднение возникло? | Не смогли задать нужный вопрос |
Почему у глагола нарушить не получается определить ни число ни время? | Не смогли задать нужный вопрос Учащиеся высказывают предположения (гипотезы) |
Есть ли предположения, как можно назвать такие глаголы, у которых нельзя определить время и число? |
4.Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Итак, сформулируйте тему нашего урока | Неопределенная форма глагола | Регулятивные УУД: самостоятельное (или с помощью учителя) формулирование темы и цели урока. Познавательные УУД: подведение под понятие |
Попробуйте определить цель урока | Развивать умения находить глагол в неопределенной форме среди других глаголов и в тексте, правильно задавать вопрос к глаголу. |
Ребята, а может быть такой глагол всего лишь один в русском языке? | Думаем, что нет | Познавательные УУД: Выдвижение гипотез, их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, доказательство, подведение под понятие. Коммуникативные УУД: Умение с с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка |
5.Реализация построенного проекта Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Я вспомнила одно стихотворение Валентина Берестова, вы, конечно, его все знаете, в котором много таких глаголов. Я начну его, а вы, если сможете, продолжите. Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!» Не надо умолять сестрицу: «Ну, почитай ещё страницу». Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять И почитать! | | Познавательные УУД: Выдвижение гипотез, их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, доказательство, подведение под понятие. Коммуникативные УУД: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка |
Прочитайте последнее предложение | Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять И почитать! |
Давайте выпишем глаголы из этого предложения (проверка по цепочке с доски) | Что делать? звать Что делать? ждать Что сделать? взять Что сделать? почитать |
Какие вопросы ставили к этим глаголам? | Что делать? Что сделать? |
| Запишите эти вопросы. Чем они отличаются в написании? | В одном из них есть приставка С |
Чем похоже написание этих глаголов? Выделите суффиксы | Все глаголы имеют суффикс -ть. |
Определите время у глаголов | Нельзя определить |
Значит, в какой форме стоят эти глаголы? | В неопределенной форме |
Как еще можно назвать эту форму? | Начальная форма глагола |
Именно в такой форме глаголы стоят в словаре, причем в любом словаре: толковом, орфографическом, фразеологическом. А еще ее называют «инфинитив» от латинского слова «неопределенный» | |
| Итак, давайте сделаем вывод, что мы узнали нового о глаголе? Физминутка «Буратино» Назовите глаголы неопределенной формы из физкульминутки | Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? Имеют формообразующий суффикс ть | Познавательные УУД: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | 1.Задание на классификацию глаголов по временам (3 человека у доски с карточками, на которых слова, остальные учащиеся смотрят слайд) Как вы думаете, какое задание предстоит вам выполнить?  | Обучающиеся развивают умения различать личные формы глагола и неопределенную форму. Распределить по столбикам, по временам | Познавательные УУД: Умение классифицировать объекты (слова) по заданному основанию, Построение логической цепочки рассуждений, доказательство. Познавательные УУД: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. |
|  | Обучающиеся выбирают глагол, задают вопрос к нему, определяют время и самостоятельно переносят в нужную колонку. | Личностные УУД: Формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный рост ученика. Познавательные УУД: 1.Уметь ориентироваться в тексте, находить нужную информацию. 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия. |
| Обучающиеся участвуют в учебном диалоге, употребляют в речи усвоенные термины и в соответствии с темой. |
Какие глаголы остались? | Нести, беречь |
Что можно сказать про эти глаголы? | Этот глагол стоит в неопределенной форме. |
Чем они отличаются от других глаголов в НФ? | У них нет суффикса ть. У глаголов суффикс ти, чь |
Может быть, это не глаголы неопределенной формы? | Глагол в НФ, так как отвечает на вопрос что делать? |
Сделайте вывод -Ребята, давайте вернемся к началу нашего урока. Почему мы сегодня на минутке чистописания писали именно эти сочетания букв? | У глаголов НФ есть еще и суффиксы ти, чь Суффиксы ть, ти, чь – это один из признаков глаголов неопределённой формы. |
2.Проговаривание правила – электронное приложение (профессор Самоваров) | | |
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуаль ная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | 1.Задание из эл. приложения Распределить глаголы в два столбика по вопросам что делать? что сделать? (проверка по цепочке) 2. Задание: по иллюстрации узнайте фразеологизм и пояснить его. Сесть в лужу – Оказаться в неловком, смешном положении. Зарубить на носу – запомнить Носить воду в решете – попусту тратить время. Взять быка за рога – смело и сразу взяться за самое главное в трудном деле. - Запишите и найдите в них глаголы в неопределенной форме, выделить суффиксы. | В результате выполнения задания у обучающихся обогащается словарный запас слов, умение применять в жизненных ситуациях фразеологические обороты. Обучающиеся работают фронтально, называют фразеологизм и сразу объясняют смысл, в каких ситуациях так говорят. Обучающиеся ставят вопрос к каждому глаголу, выделяют суффиксы. | Коммуникативные УУД: Уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные УУД: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. |
Физминутка | Проводится физминутка. | Обучающиеся выполняют физминутку для глаз | |
8. Этап включения в систему знаний и повторения Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | 1.Работа в парах (взаимопроверка). Текст на доске. Записать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределённой формы. Полезные советы. Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке. - Прочитайте полученный текст. - Вчера на уроке окружающего мира мы говорили о том, как сохранить наше здоровье, что для этого нужно делать? - Кто использует эти советы? - Те, кто не использует, постарайтесь их запомнить, ведь недаром они называются полезными. Они помогают нам укреплять и сохранять здоровье. | Самостоятельное выполнение задания с взаимопроверкой. Проверяют по образцу. Делают выводы. Межпредметная связь. | Личностные УУД: Формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный рост ученика. Познавательные УУД: 1.Уметь ориентироваться в тексте, находить нужную информацию. 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия. Познавательные УУД: Умение проводить анализ способов решения задачи и выбор наиболее эффективного способа. |
2.Найдите глаголы синонимы (взаимопроверка) Скрывать - …, пылать - …, сохранять, смотреть, барабанить, шагать. | Учащиеся вспоминают, что такое синонимы. | Познавательные УУД: Умение проводить анализ способов решения задачи и выбор наиболее эффективного способа. |
3.Электронное приложение. Назовите неопределенную форму глаголов. Смотрел – смотреть Пришил – пришить Читаем – читать Ставит – ставить Строим – строить Посмотрели – посмотреть Шью – шить Взаимопроверка. | Учащиеся подбирают к глаголам неопределенную форму. | Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия. |
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Задание в рабочей тетради. Стр.72 упр.112 (проверка по цепочке) Держать – держишь Увидеть – увидел Удерживать - удерживал Прибежать – прибегут Бегать – бегали Нарисовать – нарисуют Рисовать - рисовала | Учащиеся соединяют стрелочкой каждый глагол с его начальной формой. | Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия. |
-Давайте вспомним цель нашего урока. | Развивать умения находить глагол в неопределенной форме среди других глаголов и в тексте, правильно задавать вопрос к глаголу | Регулятивные УУД: Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Соотносить цели и результаты своей деятельности. |
-Смогли мы достичь цели? | Да. Не можем сказать, что это умение отработано, но знаем, как нужно выполнять данное задание. |
Сможем мы теперь определить глаголы в неопределенной форме? Как? | Да, по вопросам. Суффиксам. |
|
Какие же открытия вы сделали сегодня на уроке? Вернёмся к девизу нашего урока. Подходит ли это высказывание к нашему уроку? | У глагола есть неопределенная форма. Знаем, суффиксы |
Так как же называются глаголы, с которыми мы познакомились на уроке? | Инфинитив, глаголы неопределенной формы. |
-На какие вопросы они отвечают? -Кто может дать самостоятельно определение неопределённой формы глагола с учётом полученных знаний? | Что делать? Что сделать? |
Давайте заполним кластер, дополните все, что считаете нужным рассказать о глаголе. | Обучающиеся обобщают результаты изучения грамматических характеристик глаголов в модели (кластере) | Познавательные УУД: Умение использовать наглядные модели (выделять существенные характеристики объекта, в данном случае части речи глагола). Умение систематизировать и структурировать учебный материал. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества с одноклассниками – определение цели, функции участников, способов взаимодействия. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи |
10.Этап на котором формулируется домашнее задание | По выбору: -Кто понял новую тему – записать по 5 глаголов неопределённой формы, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать? -Кто сомневается упр.133 стр.73 Выставление оценок. Оценка – выписывал глаголы из текста с определением времени Оценка – синтаксический разбор предложения Оценка – у кого больше цветных квадратов (за ответы) + проверка текста «Полезные советы» | | |