СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе по теме "Неопределённая форма глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока "Неопределенная форма глагола"

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: создать условия для ознакомления  учащихся с особенностями глаголов неопределённой формы.

Задачи:

- стимулировать активную познавательную деятельность учащихся;  - развивать умения самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений; - воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к русскому языку. -  

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе по теме "Неопределённая форма глагола"»

Технологическая карта урока

Учебный предмет: русский язык

Класс: 3 «Б»

Автор УМК: Перспектива, Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, Русский язык 3 класс. Москва «Просвещение», 2017


Тема урока

«Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы»

Тип урока

Открытие нового знания (ОНЗ)

Цель

-создать условия для ознакомления учащихся с особенностями глаголов неопределённой формы

Задачи

- стимулировать активную познавательную деятельность учащихся; 
- развивать умения самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений;
- воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к русскому языку. 

Технологии,

Технология развития критического мышления, ИКТ технологии, здоровьесберегающая технология.

Основные понятия, термины

Неопределенная форма глагола. Инфинитив. Начальная форма глагола.


Планируемый

результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

Познакомиться с неопределенной фор­мой глагола, её грамматическими признаками, формообразующими мор­фемами.

Личностные УУД

Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять

интерес к новому учебному материалу. Развивать способность к самооценке.

Познавательные УУД

Осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной форме и письменной форме, ориентироваться на разные способы

решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез ( целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому – либо признаку).

Коммуникативные УУД

Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Стремиться к

координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.

Регулятивные УУД

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Оборудование

Учебник « Русский язык 3 класс» Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина (2 часть), рабочая тетрадь по русскому языку Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина (2 часть), слайдовая презентация к этапам урока, проектор, компьютер, интерактивная доска.



Этапы урока

Содержательный материал

 

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1.Этап мотивации к учебной деятельности

Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

-Мы сегодня продолжаем раскрывать тайны русского языка.

-А девизом нашего урока я предлагаю слова.

Прочитайте.

Девиз: Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому (Джордж Пойа)

-Как вы понимаете смысл этого выражения?

Пусть вам сегодня на уроке помогут сообразительность, внимание, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.









Когда я сам открываю для себя что-то новое, я лучше запоминаю и легко справляюсь с любыми трудностями.

Личностные УУД:

Самоопределение необходимости и интереса предстоящей работы.


Чистописание

Запишите число, классная работа

Второе марта.

Классная работа.

- В слове «второе» какая буква обозначает твердый глухой звук?

Эту букву мы как раз и возьмем для чистописания, она нам сегодня часто будет встречаться

- Напишите сочетание букв по образцу и продолжите закономерность

На доске: т//тт//ттт//т

ть ти чь

- Ребята мы ещё встретимся с этими сочетаниями на нашем уроке и узнаем о них побольше.

Записывают число, отвечают на поставленный вопрос, прописывают букву т и сочетания ть ти чь








2.Актуализация знаний (ситуация успеха)

Целью являет

ся подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

1. Интервью.

- Однажды, у одной части речи корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, что это за часть речи.

 Кор.: Что вы больше всего любите делать?

 Часть речи: Люблю действовать!

 Кор.: Что вы больше всего не любите?

 Часть речи: Не люблю предлоги!

 Кор.: Какими необыкновенными талантами вы обладаете?

Часть речи: Могу путешествовать во времени!

Кор.: Что бы вы пожелали ребятам?

Часть речи: Чтобы русский все ребята.

на "пятёрку" знали.

На письме и в разговоре

Меня употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Всё в действие придёт.

- Ребята, какая часть речи давала интервью?

- О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке? (О глаголе)

Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.

Почему я так сказала?

- Какую цель поставим сегодня на уроке?

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

- Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

- Изменяется ли глагол по числам?

- Какие три времени имеет глагол?

- А хотели бы вы ещё больше знать о глаголе?



2.Задание: выписать глаголы, определить число и время (текст на доске)

 Над лесом ярче светит солнце. Потемнели в полях дороги. Зазвенели ручьи. Прилетели грачи. Они поправляют свои гнёзда. Скоро вернутся домой скворцы. Их уже ждут прошлогодние скворечники. Весна наполнила жизнью весь лес.



1.Синтаксический разбор первого предложения, указать падежи у имён существительных (один ученик у доски разбирает предложение, получает оценку)

2.Один ученик за доской выполняет задание, выписывает глаголы, определяет число и время глаголов (получает оценку)

Формулируют тему урока и определяют задачи.











































Узнать новые сведения о глаголе (начальную форму глагола)













Учащиеся самостоятельно узнают в тексте глаголы, как слова, обозначающие действия,  в тексте и правильно определяют грамматические признаки глаголов.

Задание мотивирует учащихся, создаёт чувство успеха, обобщает и резюмирует результаты работы.













Парная работа, взаимопроверка


Познавательные УУД:

Решение частной задачи, применение известного способа решения

Регулятивные УУД

Выделение и осознание учащимися того, что уже хорошо усвоено, осознание качества усвоения знаний.

В каком порядке вы будете выполнять это задание?

 

1.    По вопросу определю, что это глагол

2.    Определю число

3.    Определю время по вопросам.

Регулятивные УУД

Умение планировать свою деятельность.

Как вы думаете,  трудное задание вас ожидает?

Нет, так как  мы уже хорошо умеем определять  грамматические признаки глаголов.

Регулятивные УУД:

 Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Перечислите все глаголы, которые вы выписали, расскажите о каждом глаголе.

- У глагола прошедшего времени «наполнила» что еще можно определить кроме числа?


Обучающиеся определяют грамматические признаки каждого глагола, оценивают


3.Этап выявления места и причины затруднений

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Продолжите эту работу, нужно выписать глаголы и определять  грамматические признаки

Мы осторожно пойдем по тропинке, постараемся не нарушить жизнь леса.

 

 

Регулятивные УУД:

1.Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

2.Высказывать предположения (гипотезы).

Познавательные УУД

Анализ объектов с целью выделения признаков, выдвижение гипотез, обоснование

У всех ли глаголов вы определили время?

Нет

С каким глаголом возникла проблема?

С глаголом нарушить

Какое затруднение возникло?

Не смогли задать нужный вопрос

Почему у глагола нарушить не получается определить ни число ни время?

Не смогли задать нужный вопрос

Учащиеся высказывают предположения (гипотезы)

Есть ли предположения, как можно назвать такие глаголы, у которых нельзя определить время и число?


4.Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Итак, сформулируйте тему нашего урока


 

Неопределенная форма глагола

Регулятивные УУД:

самостоятельное (или с помощью учителя) формулирование темы и цели урока.

Познавательные УУД:

подведение под понятие

Попробуйте определить  цель урока

Развивать умения находить глагол в неопределенной форме среди других глаголов и в тексте, правильно задавать вопрос к глаголу. 

Ребята, а может быть такой глагол всего лишь один в русском языке? 

Думаем, что нет

Познавательные УУД:

Выдвижение гипотез, их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, доказательство, подведение под понятие.

Коммуникативные УУД:

Умение с с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка

5.Реализация построенного проекта

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Я вспомнила одно стихотворение Валентина Берестова, вы, конечно, его все знаете, в котором много таких глаголов. Я начну его, а вы,  если сможете,  продолжите.

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай ещё страницу».

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!

 

Познавательные УУД:

Выдвижение гипотез, их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, доказательство, подведение под понятие.

Коммуникативные УУД:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка

 

Прочитайте последнее предложение

 

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!

Давайте выпишем глаголы  из  этого предложения (проверка по цепочке с доски)

Что делать? звать

Что делать? ждать

Что сделать? взять

Что сделать? почитать

Какие вопросы ставили к этим  глаголам?

Что делать? Что сделать?

 

 

 








Запишите эти вопросы. Чем они отличаются в написании?

В одном из них есть приставка С

Чем похоже написание этих глаголов?

Выделите суффиксы

Все глаголы имеют суффикс  -ть.

 

Определите время у глаголов

Нельзя определить

Значит, в какой форме стоят эти  глаголы?

В неопределенной форме

Как еще можно назвать эту форму?

Начальная форма глагола

Именно в такой форме глаголы стоят в словаре, причем в любом словаре: толковом, орфографическом, фразеологическом.

А еще ее называют «инфинитив» от латинского слова «неопределенный»







Итак, давайте сделаем вывод, что мы узнали нового о глаголе?


Физминутка «Буратино»

Назовите глаголы неопределенной формы из физкульминутки

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? Имеют формообразующий суффикс ть

Познавательные УУД:

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

 

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

1.Задание на классификацию глаголов по временам

(3 человека у доски с карточками, на которых слова, остальные учащиеся смотрят слайд)

Как вы думаете, какое задание предстоит вам выполнить?


Обучающиеся развивают умения различать личные формы глагола и неопределенную форму.

Распределить по столбикам, по временам

Познавательные УУД:

Умение классифицировать объекты (слова) по заданному основанию,

Построение логической цепочки рассуждений, доказательство.

Познавательные УУД:

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.


Обучающиеся выбирают глагол, задают вопрос к нему, определяют время и самостоятельно переносят в нужную колонку.

Личностные УУД:

Формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный рост ученика.

Познавательные УУД:

1.Уметь ориентироваться в тексте, находить нужную информацию.
2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия.


Обучающиеся участвуют в учебном  диалоге, употребляют в речи усвоенные термины  и в соответствии с темой.

Какие глаголы остались?

Нести, беречь

Что можно сказать про эти глаголы?

Этот глагол  стоит в неопределенной форме.

Чем они отличаются от других глаголов в НФ?

У них нет суффикса ть. У глаголов суффикс ти, чь

Может быть, это  не глаголы неопределенной формы?

Глагол в НФ, так как отвечает на вопрос что делать?

Сделайте вывод

-Ребята, давайте вернемся к началу нашего урока. Почему мы сегодня на минутке чистописания писали именно эти сочетания букв?

У глаголов НФ есть еще и суффиксы ти, чь

Суффиксы ть, ти, чь – это один из признаков глаголов неопределённой формы.

2.Проговаривание правила – электронное приложение (профессор Самоваров)



7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуаль

ная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

1.Задание из эл. приложения

Распределить глаголы в два столбика по вопросам что делать? что сделать? (проверка по цепочке)

2. Задание: по иллюстрации узнайте фразеологизм и пояснить его.

 

Сесть в лужу – Оказаться в неловком, смешном положении.

Зарубить на носу – запомнить

Носить воду в решете – попусту тратить время.

Взять быка за рога – смело и сразу взяться за самое главное в трудном деле.


- Запишите и найдите в них глаголы в неопределенной форме, выделить суффиксы.

В результате выполнения задания у обучающихся обогащается словарный запас слов, умение применять в жизненных ситуациях фразеологические обороты.

Обучающиеся работают фронтально, называют фразеологизм и сразу объясняют смысл, в каких ситуациях так говорят.

Обучающиеся ставят вопрос к каждому глаголу, выделяют суффиксы.

Коммуникативные УУД:

Уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД:

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

 

 

Физминутка

Проводится физминутка.

Обучающиеся выполняют физминутку для глаз

 

 8. Этап включения в систему знаний и повторения

Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

1.Работа в парах (взаимопроверка). Текст на доске.

Записать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределённой формы.

Полезные советы.

Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке.

- Прочитайте полученный текст.

- Вчера на уроке окружающего мира мы говорили о том, как сохранить наше здоровье, что для этого нужно делать?

- Кто использует эти советы?

- Те, кто не использует, постарайтесь их запомнить, ведь недаром они называются полезными. Они помогают нам укреплять и сохранять здоровье.

Самостоятельное выполнение задания с взаимопроверкой.

Проверяют по образцу.

Делают выводы.

Межпредметная связь.

Личностные УУД:

Формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный рост ученика.

Познавательные УУД:

1.Уметь ориентироваться в тексте, находить нужную информацию.
2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия.

Познавательные УУД:

Умение проводить анализ  способов решения задачи и выбор наиболее эффективного способа.

2.Найдите глаголы синонимы (взаимопроверка)

Скрывать - …, пылать - …, сохранять, смотреть, барабанить, шагать.

Учащиеся вспоминают, что такое синонимы.

Познавательные УУД:

Умение проводить анализ  способов решения задачи и выбор наиболее эффективного способа.

3.Электронное приложение.

Назовите неопределенную форму глаголов.

Смотрел – смотреть

Пришил – пришить

Читаем – читать

Ставит – ставить

Строим – строить

Посмотрели – посмотреть

Шью – шить

Взаимопроверка.

Учащиеся подбирают к глаголам неопределенную форму.

Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия.


9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.







Задание в рабочей тетради.

Стр.72 упр.112 (проверка по цепочке)

Держать – держишь

Увидеть – увидел

Удерживать - удерживал

Прибежать – прибегут

Бегать – бегали

Нарисовать – нарисуют

Рисовать - рисовала

Учащиеся соединяют стрелочкой каждый глагол с его начальной формой.

Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия.


-Давайте вспомним цель нашего урока.

Развивать умения находить глагол в неопределенной форме среди других глаголов и в тексте, правильно задавать вопрос к глаголу

 Регулятивные УУД:

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Соотносить цели и результаты своей деятельности. 

 

 

-Смогли мы достичь цели?

Да. Не можем сказать, что это умение отработано, но знаем, как нужно выполнять данное задание.

Сможем мы теперь определить глаголы в неопределенной форме? Как?

Да, по вопросам. Суффиксам.


Какие же открытия вы сделали сегодня на уроке?

Вернёмся к девизу нашего урока. Подходит ли это высказывание к нашему уроку?

У глагола есть неопределенная форма. Знаем, суффиксы

Так как же называются глаголы, с которыми мы познакомились на уроке?

Инфинитив, глаголы неопределенной формы.

-На какие вопросы они отвечают?

-Кто может дать самостоятельно определение неопределённой формы глагола с учётом полученных знаний?

Что делать? Что сделать?

 

Давайте заполним кластер, дополните все, что считаете нужным рассказать о глаголе.

     


Обучающиеся обобщают результаты изучения грамматических характеристик глаголов в модели (кластере)

Познавательные УУД:

Умение использовать наглядные модели (выделять существенные характеристики объекта, в данном случае части речи глагола).

Умение систематизировать и структурировать учебный материал. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с одноклассниками – определение цели, функции участников, способов взаимодействия.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи

10.Этап на котором формулируется домашнее задание

По выбору:

-Кто понял новую тему – записать по 5 глаголов неопределённой формы, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать?

-Кто сомневается упр.133 стр.73

Выставление оценок.

Оценка – выписывал глаголы из текста с определением времени

Оценка – синтаксический разбор предложения

Оценка – у кого больше цветных квадратов (за ответы) + проверка текста «Полезные советы»