СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………………… 2
1. Понятие «гимн», его исторические корни ……………………………………………. 3
2. Судьба гимна в нашей стране ………………………………………………………….. 5
2.1. Современный гимн РФ ………………………………………………………. 7
2.2. Порядок официального исполнения гимна России ..………………………. 8
2.3. Гимн Увельского района ……………………………………………………... 9
3. Заключение ……………………………………………………………………………....11
Список используемой литературы ………………………………………………………..12
Приложение ……………………………………………………………………………….. 13
ВВЕДЕНИЕ
Гимн славит Родины просторы,
Гимн славит мой родной народ,
Поля, леса, моря и горы.
Гимн нас к свершениям зовет!
В. Степанов
Всем знакомо слово гимн. Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово “гимн”? Я представляю себе парад, развивающийся флаг, спортсменов на пьедестале, Великое государство, купола Москвы, школьную линейку…
В гимнах люди воспевают то, что очень любят и ценят. А в первую очередь люди ценят и любят свою землю, свой народ. Слова гимна патриотичны, в них отражены мировоззренческий и духовный строй общества. А музыка гимнов торжественна и вдохновенна, но вместе с тем достаточно легко воспроизводима и запоминаема.
Когда появились первые гимны? Чему они были посвящены? Кто их сочинял? И как гимн становился жанром музыкального искусства? Эти вопросы интересуют меня и, думаю, многих моих сверстников. Поэтому цель моего исследования – изучить понятие гимн и его становление как музыкального жанра.
Достигать цели я буду, решая следующие задачи:
- узнать толкование понятия «гимн», его этимологию;
- проследить исторические корни появления гимнов;
- сравнить темп, динамику гимнов разных времен.
Методы исследования:
- изучение специальной литературы, Интернет-ресурсов;
- анализ мелодий гимнов;
- анкетирование, опрос, анализ.
1. ПОНЯТИЕ «ГИМН», ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ
Слово «гимн» не имеет ясной этимологии. Античность связывала его с глаголом ткать (др.-греч. ὑφαίνω), понимая гимн как «сотканную» песнь. В те времена всякое произнесение слов метафорически понимали как ткацкий процесс, как соединение слов в речевую «ткань». Но фактов греческого языка недостаточно для объяснения этимологии слова гимн. В других источниках ссылаются на такие слова, как дифирамб, элегия, лин, являющимися негреческими по происхождению, которые указывают на разные виды ритмически произносимых текстов, в дальнейшем переходящих в песнь.
В словаре Д.Н.Ушакова «гимн» (греч. hymmus):
- торжественная песня, принятая как символ государственного единства,
- хвалебная песня, славословие, восторженная похвала, выражение преклонения.
В разные времена гимнами еще называли:
- хвалебную песнь, обращенную чаще всего к божеству, а также к царю, герою и т. п.
- песнопение на библейский текст в христианском богослужении,
- стихотворение светской тематики, представляющее собой восхваление кого-либо или чего-либо, серьезное или шутливое.
- песня торжественного характера, служащая музыкальным символом государств.
Давайте с вами совершим путешествие в глубокую древность. История возникновения гимнов уходит корнями в античные государства. Там они исполнялись как молитвенные песнопения. В Египте слагали гимны своим божествам: Богу Ра (солнце), Богу Хонсу (луна) (приложение 1). В Древней Греции гимны стали известны уже как поэтические и музыкальные произведения. Даже существовала так называемая гимническая поэзия. Гимны сочиняли Стесихор, Каллимаха, Гораций. Но самым известным поэтом стал Гомер (приложение 2). Так, например, молитвы в “Илиаде” Гомера – литературные гимны, где призвание божества и обращение к нему, прославление величия божества и изложение мифа о нем; просьба, моление о помощи.
В Греции посвящались гимны Аполлону, и назывались они пеаны, Дионису – дифирамбы (приложение 2). Несомненно, все гимны распевались под аккомпанемент кифары и сопровождались танцами (приложение 3).
Не только греки и египтяне славили в гимнах свои идеалы, но и в Византии, с появлением христианства, гимн занял должное место и получил дальнейшее развитие как жанр. В католическом богослужении гимном стал называться Григорианский хорал. Поэтические строфы распевались на одну и ту же мелодию. Интонации не сложные, не скачкообразные, мелодия напевная, плавная, торжественная.
Говоря о религиозных гимнах, нельзя не сказать о знаменитом лирическом поэте и мелоде – Романе Сладкопевце (приложение 3). Он создал около тысячи гимнов. Его произведения написаны ярким образным языком; размером, характерным для народной поэзии. По содержанию – это лирико - философские поэмы, где религиозные размышления сочетаются с мощными порывами ярко выраженного чувства. Его гимны отличаются цельностью нравственных эмоций, простотой и яркостью выражения.
В странах Востока гимны, как правило, слагались на тексты Библии, иногда перефразированные. Сохранились христианские гимны, относящиеся к концу III в. н. э. (обнаружены на территории Сирии) (приложение 4). В VII - VIII вв. гимн распространяется в Испании, Галлии, Англии, а позже - в Германии, Италии. Начиная с 7 в. создаются специальные книги-сборники - гимнодии.
В конце XIV века появляются первые образцы многоголосия в гимнах. В XIX в. понятие "гимн" видоизменяется и приобретает иной характер. Он становится по преимуществу торжественной песней светского содержания, которая предназначалась, как правило, для большого состава исполнителей - оркестра, хора и солистов. Нередко такого рода гимны входили составной частью в крупные симфонические и кантатно-ораториальные сочинения (образцом подобного гимна является финальный хор "Славься" из оперы "Иван Сусанин" М.И.Глинки).
Особой ветвью развития гимна являются песни, возникшие в процессе революционной и национально-освободительной борьбы народов. К числу таких песен относятся "Марсельеза" Руже де Лиля (приложение 4), "Гимн свободе" Ф. Госсека и др. Возникшая во Франции революционная песня "Интернационал" П. Дегейтер, стала гимном солидарности международного пролетариата.
В XX в. в большинстве стран гимн - официально принятая звуковая эмблема государства. В это же время широкое распространение получили гимны различных международных организаций, политических партий, спортивных федераций и объединений.
2. СУДЬБА ГИМНА В НАШЕЙ СТРАНЕ
В 988 году Русь приняла христианство. Эта религия пришла к нам из Византии, где сформировались определенные богослужения, а также песнопения гимнического характера. Музыка возвышенная, проникновенная. Но наиболее ранние памятники собственно русского гимна относятся к первой половине ХI века. Гимнотворчество связано с деятельностью учеников Кирилла и Мефодия – св. Климента и Наума (приложение 5).
И уже в эпоху Реформации (когда, общественное движение в Западной Европе приняло форму выступлений против католической церкви) возникли новые формы гимнов, не связанных с церковными обрядами, а сопровождающие, например, выходы государей, предшествующие началу сражения. Появляются так называемые светские гимны. Почему эти гимны называются светскими? В них нет религиозной темы.
В эпоху Петра I зазвучали торжественные канты. В торжественных случаях исполнялся и церковный гимн: “ Тебя, Бога, хвалим”. Он пелся при коронации русских государей и в дни именин членов Императорской семьи. При Петре I появился первый неофициальный гимн России - “ Преображенский марш” - символ армии, и были созданы первые полковые оркестры (приложение 6).
В конце ХVIII века на слова русского известного поэта Г. Р. Державина был написан другой гимн-марш “Гром победы, раздавайся!”, а музыку написал известный О. А. Козловский. В течение нескольких десятилетий звучала эта мелодия “мужественно-героическая, торжественная, волнующая до слез…”. Этот гимн пробуждал гордость за свое Отечество, воодушевлял на победу и героизм.
Но первым официальным гимном России стал гимн “Боже, Царя храни!” В связи с победой в Отечественной войне 1812 г. и прославлением императора Александра I в 1815 г. В. А. Жуковский написал стихотворение, первая строка которого начиналась словами: “Боже, Царя храни!”. Музыку сочинил русский композитор, скрипач и дирижер А.Ф.Львов. Вскоре последовал приказ: «На парадах, смотрах, разводах и прочих случаях играть вновь созданную музыку».
После революционных событий в России 1917 г. вместе с монархией ушел в прошлое и гимн “Боже, Царя храни!”. На смену ему пришли революционные песни французского происхождения - “Марсельеза” и “Интернационал”. Что является отличительной чертой в характере этих гимнов? Решительность, призывность. “Интернационал” был гимном Советского Союза до 1944 года.
В 1942 г. И. В. Сталин предложил создать новый гимн, который бы содействовал сплочению народа в защите Отечества от фашистских полчищ, звал бы к новым подвигам и свершениям. В ночь на 1 января 1944 г. по Всесоюзному радио прозвучал новый государственный гимн СССР “Союз нерушимый” (приложение 7). Яркий, волевой склад мелодии, мужественный маршевый характер. Около 40 композиторов и 50 поэтов предлагали свои варианты гимнов. Но предпочтение было отдано тексту поэта С. В. Михалкова и музыке композитора А. В. Александрова (приложение 7).
2.1. СОВРЕМЕННЫЙ ГИМН РФ
После распада СССР у гимна убрали слова и оставили инструментальное звучание. В октябре 2000 года, на встрече с президентом России Владимиром Путиным российские спортсмены жаловались новому президенту на отсутствие слов и невозможность петь гимн во время церемоний награждения медалями на летних Олимпийских играх. Путин вынес проблему на рассмотрение Государственного совета. 8 декабря 2000 года Госдума проголосовала в пользу принятия музыки Александрова в качестве гимна. Российский народ услышал новый гимн по телевидению в ночь на 1 января 2001 года.
А накануне Нового года и нового века в 2000 г. у России появился новый государственный гимн – “Россия – Священная наша держава” (приложение 8). Музыка осталась от прежнего гимна, написанная А.В.Александровым, а текст принадлежит известному советскому писателю Сергею Владимировичу Михалкову, который написал много известных произведений для детей: “Дядя Стёпа”, “Как старик корову продавал”, “Песенка друзей”…
Некоторые музыкальные произведения, написанные такими композиторами как Глинка, Бетховен, Мусоргский, Римский – Корсаков и др., не предназначались для исполнения как государственная символика, но также имеют право называться гимнами.
Опера М. И. Глинки “Иван Сусанин” - первая в истории русской музыки героическая народная драма. В заключительном хоре “Славься” воплощен богатырский образ народа-победителя. Торжественность и эпическая сила придают хору черты гимна. Мелодическая линия проста, в ней преобладает плавное, поступательное движение. Четкий ритм придает музыке черты марша. Сам Глинка назвал этот хор “ гимном-маршем”. Исполняют его 3 хора, 2 оркестра.
Бетховен на склоне дней создает Девятую симфонию. Она необычна тем, что в ней поют. В финале хор исполняет оду поэта Шиллера “К радости”. Величественная и могучая музыка напоминает гимн, обращенный ко всем людям земли.
Много песен-гимнов создано советскими композиторами-песенниками. Это “Гимн демократической молодежи мира” Л.Ошанина, “Песня о Родине” И.Дунаевского, “Священная война” А.Александрова, “Пусть всегда будет солнце” А.Островского и др.
2.2. ПОРЯДОК ОФИЦИАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГИМНА РОССИИ
Итак, гимн - это торжественная песнь маршевого характера. Гимн РФ - величественная, с большим мелодическим развитием, яркой кульминацией мелодия,
органично сочетающая в себе черты песенности и маршевости, имеет ярко выраженный гимнический характер. Широкого дыхания мелодия с ярко выраженными чертами русской протяжной песни, звучащая в мажоре, в неспешном темпе, уверенно, без суеты, с большим чувством достоинства создаёт образ бескрайних просторов нашего государства и выражает чувство любви к Родине и гордость за её славное прошлое.
Порядок официального использования гимна России изложен в Федеральном законе, подписанном президентом Путиным 25 декабря 2000 года.
«Исполнение гимна допускается в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом или ином вокальном и инструментальном варианте с точным соответствием утверждённой музыки и текста. Во время звучания гимна допускается звуко- и видеозапись, а также использование средств теле- и радиотрансляции. Гимн обязательно должен звучать во время вступления в должность президента, руководителей органов государственной власти, при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации и Госдумы, церемоний встреч и проводов посещающих Россию с официальными визитами глав иностранных государств, при подъёме государственного флага и других официальных церемониях. Как правило, гимн исполняется на торжественных или праздничных мероприятиях, таких как Парад Победы. Также гимн звучит после поздравления президента в новогоднюю ночь. В соответствии с законом гимн Российской Федерации исполняется при проведении официальных церемоний во время спортивных соревнований на территории России и за её пределами, учитывая правила проведения этих соревнований. При официальном звучании гимна присутствующие должны стоять, мужчины — снять головные уборы. Если при этом происходит поднятие флага, присутствующие поворачиваются к нему лицом.
Гимн России состоит из трёх куплетов, исполняется с размерами такта 2/4 или 4/4, в тональности до мажор. Использование каждого музыкального размера должно способствовать торжественному и распевному исполнению произведения».
В соответствии со Ст. 9. Закона «О Государственном гимне Российской Федерации»: «Исполнение и использование Государственного гимна РФ с нарушением настоящего Федерального конституционного закона, а также надругательство над Государственным гимном Российской Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».
2.3. ГИМН УВЕЛЬСКОГО РАЙОНА
К
аждая страна, каждое государство, край, город, район имеют свой гимн, свою песнь. В нашем Увельском районе тоже есть гимн. Николай Васильевич Шмаков – наш земляк - автор гимна Увельского района, музыку сочинил Н. Малыгин. Это настоящий гимн, прославляющий мощь, красоту нашего края. В нем воспеваются богатства природные, дары и талант людей.
Край Увельский отчизны частица,
Край, где выпало счастье нам жить,
Н.В.Шмаков Разве можно тобой не гордиться,
Разве можно тебя не любить.
Припев:
Славься, край наш Увельский
Богатством земли гордись.
Славься руками умельцев,
Во славу отчизны трудись.
Здесь дарами богатые недра
И озера, леса и поля.
Здесь талантами разными щедро
Наделяет детей мать-земля.
Мы трудом тебя нашим украсим,
А придется - всегда защитим.
Будь же вечно ты, край наш прекрасен,
Славен, щедр и богат и любим.
В ходе своего исследования я решил обратиться к обучающимся школы и был очень удивлен. Результаты опроса показали, что далеко не все учащиеся школы знают Гимн Увельского района. Это видно на диаграмме. 50% опрошенных младших школьников не знают гимн нашего района, среди старшеклассников таковых меньше -28%.
Информация о знании Гимна Увельского МР
Если говорить о Гимне России, здесь дела обстоят лучше. В анкетировании принимали участие обучающиеся разных возрастов школы. В ходе опроса я просил вставить в текст Гимна РФ недостающие слова. Как видно из круговой диаграммы, 82 % обучающихся хорошо знают слова гимна, 15 % - допустили неточности, а вот 3 % обучающихся должно быть стыдно за незнание главной песни – символа своей страны.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный гимн - это своего рода архитектурный монолит, выстроенный средствами музыкальных звуков. И от того, какой материал (мелодический, гармонический, ритмический и т.д.) пошел на это строительство и каков его стиль, в большой мере зависит имидж страны.
Гимны существуют государственные, революционные, военные, религиозные, в честь какого-либо исторического события, героя и др. Понятие "гимн» в процессе исторического развития менялось и занимало большое место в общественно-политической жизни, являясь одним из средств массовой агитации, мобилизующей и организующей силой. Рассчитанные на массовое восприятие и исполнение, гимны, как правило, отличаются образностью литературного текста, широкой, легко запоминающейся мелодией, ясным, размеренным (чаще маршевым) ритмом и общим величавым характером музыки.
Гимн как жанр музыкального искусства способен "жить" во времени и свободно "перемещаться" в пространстве.
На примерах гимнов Древнего Мира, церковных песнопений средневековья, современных гимнов государства Российского, мы пришли к выводу о том, что слово и музыка неразрывно связаны друг с другом, что литературное и музыкальное начало, соединившись в таком жанре, как гимн, торжественно прославляют всё то лучшее, что существует на этой Земле.
В результате проведённого исследования было выявлено, что достаточно частая смена гимнов связана с развитием истории нашего государства, с уникальной исторической судьбой нашей страны. Авторами текста и музыки гимнов были люди не случайные, а заслуженные, уважаемые и достойные.
Все гимны звучат в мажоре, имеют песенный и песенно-маршевый характер Каждый из гимнов стал достойным музыкальным символом нашего государства в конкретной исторической эпохе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Бернштейн Н. Д., История национальных гимнов, П., 1994.
-
Большая Российская энциклопедия в 30 т. Т.7. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2007.
-
Большой толковый словарь русского языка: ок. Б79 60 000 слов/ под ред. Д.Н.Ушакова. – М.:АСТ: Астрель, 2008. – 1268 с.
-
Вигасин А.А. История древнего мира. – М.: Просвещение, 2007.
-
Конен В. История зарубежной музыки. – М.: Музыка, 1976.
-
Конституция Российской федерации. – Челябинск, 2013. – 62 с.
5. https://www.belcanto.ru/gimn.html
6. Энциклопедический словарь юного музыканта /Сост. Медушевский В.В. – М.: Педагогика, 1985.
11