СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гимнастика как средство развития физических способностей

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

С приходом в нашу жизнь компьютерной техники мы начали забывать о том, как важно двигаться и тренировать свое тело. Для нормальной работы всех систем организма необходимо, прежде всего, оптимальный уровень развития мышечной силы. Этому в большей степени способствует гимнастика. Говорят, что пока человек гибок - он молод. Действительно, гибкость позвоночника, подвижность, амплитуда движений в суставах во многом определяют состояние здоровья. •  

Просмотр содержимого документа
«Гимнастика как средство развития физических способностей»

Научно-исследовательская  работа  на тему:  «Гимнастика как средство развития физических способностей подростков»

Научно-исследовательская работа на тему: «Гимнастика как средство развития физических способностей подростков»

Введение С приходом в нашу жизнь компьютерной техники мы начали забывать о том, как важно двигаться и тренировать свое тело. Для нормальной работы всех систем организма необходимо, прежде всего, оптимальный уровень развития мышечной силы. Этому в большей степени способствует гимнастика . Говорят, что пока человек гибок - он молод. Действительно, гибкость позвоночника, подвижность, амплитуда движений в суставах во многом определяют состояние здоровья.

Введение

С приходом в нашу жизнь компьютерной техники мы начали забывать о том, как важно двигаться и тренировать свое тело. Для нормальной работы всех систем организма необходимо, прежде всего, оптимальный уровень развития мышечной силы. Этому в большей степени способствует гимнастика .

Говорят, что пока человек гибок - он молод. Действительно, гибкость позвоночника, подвижность, амплитуда движений в суставах во многом определяют состояние здоровья.

Название темы: Гимнастика как средство развития двигательных качеств подростков. Объект исследования: Гимнастика как один из видов спортивной деятельности, её значение для формирования двигательной активности подростков. Предмет исследования: Разработка комплекса гимнастических упражнений для развития двигательных качеств подростков. Цели:  раскрыть значение гимнастики на развитии двигательных качеств школьников, в частности силы и гибкости. Задачи : Подобрать и исследовать специальную литературу по данной тематике; Раскрыть значение гимнастики как средства развития гибкости и силы школьников; Разработать комплекс гимнастических упражнений, направленных на развитие силы и гибкости.

Название темы:

Гимнастика как средство развития двигательных качеств подростков.

Объект исследования:

Гимнастика как один из видов спортивной деятельности, её значение для формирования двигательной активности подростков.

Предмет исследования:

Разработка комплекса гимнастических упражнений для развития двигательных качеств подростков.

Цели:  раскрыть значение гимнастики на развитии двигательных качеств школьников, в частности силы и гибкости.

Задачи :

  • Подобрать и исследовать специальную литературу по данной тематике;
  • Раскрыть значение гимнастики как средства развития гибкости и силы школьников;
  • Разработать комплекс гимнастических упражнений, направленных на развитие силы и гибкости.
Значение гимнастики для развития двигательных качеств подростков: положительно влияет на сердечнососудистую , дыхательную и пищеварительную системы; развивает силу , гибкость , быстроту , выносливость , координацию движений ; Благотворно воздействуют на нервную систему .

Значение гимнастики для развития двигательных качеств подростков:

  • положительно влияет на сердечнососудистую , дыхательную и пищеварительную системы;
  • развивает силу , гибкость , быстроту , выносливость , координацию движений ;
  • Благотворно воздействуют на нервную систему .
Анатомо-физиологические особенности и закономерности физического развития подростков младший школьный возраст (7-10 лет); подростковый (11-15 лет) возраст является одним из главных периодов роста и формирования организма; старший школьный возраст (16-17 лет).

Анатомо-физиологические особенности и закономерности физического развития подростков

  • младший школьный возраст (7-10 лет);
  • подростковый (11-15 лет) возраст является одним из главных периодов роста и формирования организма;
  • старший школьный возраст (16-17 лет).
Наиболее высокие естественные темпы развития гибкости наблюдаются у детей в возрасте от 6 до 8 лет и от 9 до 10-11 лет. В целом подвижность крупных звеньев тела увеличивается до 13 - 14 лет и стабилизируется к 16 - 17 годам, а затем имеет устойчивую тенденцию к снижению. Если до 13 - 14 лет гибкость направленно не развивается, она может снижаться уже в юношеском возрасте. Значительное ухудшение отмечается у людей старше 50 лет.
  • Наиболее высокие естественные темпы развития гибкости наблюдаются у детей в возрасте от 6 до 8 лет и от 9 до 10-11 лет.
  • В целом подвижность крупных звеньев тела увеличивается до 13 - 14 лет и стабилизируется к 16 - 17 годам, а затем имеет устойчивую тенденцию к снижению.
  • Если до 13 - 14 лет гибкость направленно не развивается, она может снижаться уже в юношеском возрасте. Значительное ухудшение отмечается у людей старше 50 лет.
Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15—17 лет . При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9—10 лет , а для активной — 10—14 лет .

Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15—17 лет . При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9—10 лет , а для активной — 10—14 лет .

Проявление гибкости зависит от ряда факторов:   анатомические особенности строения суставных поверхностей, форма костей во многом определяет направление и размах движения; способность произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать те, которые осуществляют движение, то есть степень совершенствования межмышечной координации; эластические свойства мышц и связок, большое значение имеет длина мышцы , короткие мышцы ограничивают естественную амплитуду движений и делают из менее изящными; общее функциональное состояние организма , под влиянием утомления гибкость уменьшается, положительные эмоции ее увеличивают, а противоположные личностно - психические факторы ухудшают; внешние условия: время суток , температура воздуха , наличие разминки ; пол , возраст человека , у детей выше, чем у взрослых, у женщин выше, чем у мужчин.

Проявление гибкости зависит от ряда факторов:

  • анатомические особенности строения суставных поверхностей, форма костей во многом определяет направление и размах движения;
  • способность произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать те, которые осуществляют движение, то есть степень совершенствования межмышечной координации;
  • эластические свойства мышц и связок, большое значение имеет длина мышцы , короткие мышцы ограничивают естественную амплитуду движений и делают из менее изящными;
  • общее функциональное состояние организма , под влиянием утомления гибкость уменьшается, положительные эмоции ее увеличивают, а противоположные личностно - психические факторы ухудшают;
  • внешние условия: время суток , температура воздуха , наличие разминки ;
  • пол , возраст человека , у детей выше, чем у взрослых, у женщин выше, чем у мужчин.
Обеспечение подвижности суставов - одно из важнейших условий развития гибкости и силы организма подростка   Подвижность суставов проявляется в двух формах: Активную (а) Пассивную (б)

Обеспечение подвижности суставов - одно из важнейших условий развития гибкости и силы организма подростка

Подвижность суставов проявляется в двух формах:

  • Активную (а)
  • Пассивную (б)
Влияние внешних факторов на изменение подвижности в суставах 1) время суток (утром гибкость меньше, чем днем и вечером); 2) температура воздуха (при 20...30 °С гибкость выше, чем при 5... 10 С) 3) проведена ли разминка (после разминки продолжительностью 20 мин гибкость выше, чем до разминки); 4) разогрето ли тело (подвижность в суставах увеличивается после 10 мин нахождения в теплой ванне при температуре воды +40 °С или после 10 мин пребывания в сауне).

Влияние внешних факторов на изменение подвижности в суставах

1) время суток (утром гибкость меньше, чем днем и вечером);

2) температура воздуха (при 20...30 °С гибкость выше, чем при 5... 10 С)

3) проведена ли разминка (после разминки продолжительностью 20 мин гибкость выше, чем до разминки);

4) разогрето ли тело (подвижность в суставах увеличивается после 10 мин нахождения в теплой ванне при температуре воды +40 °С или после 10 мин пребывания в сауне).

Время для гимнастики   По вопросу о количестве занятий в неделю, направленных на развитие гибкости, существуют разные мнения… Однако все специалисты едины в том, что на начальном этапе работы над развитием гибкости достаточно трех занятий в неделю, а так же они позволяют поддерживать уже достигнутый уровень подвижности в суставах.

Время для гимнастики

По вопросу о количестве занятий в неделю, направленных на развитие гибкости, существуют разные мнения…

Однако все специалисты едины в том, что на начальном этапе работы над развитием гибкости достаточно трех занятий в неделю, а так же они позволяют поддерживать уже достигнутый уровень подвижности в суставах.

Гимнастика для подростков  Этапы упражнений: Разминка; Упражнения на подвижность в суставах; Упражнения на гибкость суставов рук; Упражнения на гибкость туловища; Упражнения на гибкость ног; Упражнения на расслабление.

Гимнастика для подростков Этапы упражнений:

  • Разминка;
  • Упражнения на подвижность в суставах;
  • Упражнения на гибкость суставов рук;
  • Упражнения на гибкость туловища;
  • Упражнения на гибкость ног;
  • Упражнения на расслабление.
1 . Комплекс разминки перед выполнением упражнений на растягивание:   1. Лёгкий бег на месте (или в движении) по 1-2 мин - 3 раза. 2. Поднимание рук вверх и опускание - 4-6 раз. 3. Наклоны вперёд и назад - 6-8 раз. 4. Наклоны в стороны - 6-8 раз. 5. Приседания - 5-6 раз. 6. Махи ногами вперёд - назад и в стороны - по 4-6 раз каждое. 7. Лёгкие прыжки на месте - 18-20 прыжков. 8. Ходьба на месте - 20-30 сек.

1 .

Комплекс разминки перед выполнением упражнений на растягивание:

  • 1. Лёгкий бег на месте (или в движении) по 1-2 мин - 3 раза.
  • 2. Поднимание рук вверх и опускание - 4-6 раз.
  • 3. Наклоны вперёд и назад - 6-8 раз.
  • 4. Наклоны в стороны - 6-8 раз.
  • 5. Приседания - 5-6 раз.
  • 6. Махи ногами вперёд - назад и в стороны - по 4-6 раз каждое.
  • 7. Лёгкие прыжки на месте - 18-20 прыжков.
  • 8. Ходьба на месте - 20-30 сек.
Упражнения на гибкость суставов рук 1. Отведения руками в различных плоскостях. Повторить 15-20 раз. 2. Круговые движения руками в различных направлениях. Повторить 10-12 раз. 3. Руки вперёд. Повороты рук внутрь и наружу с помощью партнёра. Повторить 6-8 раз. 4. Основная стойка. Отведение прямых рук назад до предела с помощью партнёра. Держать 5-6 секунд. Повторить 6-8 раз. 5. Руки вверх. Отведение руки вверх - назад до предела с помощью партнёра. Держать 5-6 секунд. Повторить 6-8 раз. 3 .

Упражнения на гибкость суставов рук

  • 1. Отведения руками в различных плоскостях. Повторить 15-20 раз.
  • 2. Круговые движения руками в различных направлениях. Повторить 10-12 раз.
  • 3. Руки вперёд. Повороты рук внутрь и наружу с помощью партнёра. Повторить 6-8 раз.
  • 4. Основная стойка. Отведение прямых рук назад до предела с помощью партнёра. Держать 5-6 секунд. Повторить 6-8 раз.
  • 5. Руки вверх. Отведение руки вверх - назад до предела с помощью партнёра. Держать 5-6 секунд. Повторить 6-8 раз.

3 .

2 . Комплекс упражнений, улучшающих подвижность в суставах 1) пассивные движения , выполняемые с помощью партнёра (например, наклоны вперёд из положения сидя ); 2) пассивные движения , выполняемые с небольшими отягощениями (например, отведения руками в стороны с гантелью ); 3) пассивные упражнения , при которых используется собственная сила (например, притягивание туловища к ногам ); 4) различные махи и наклоны ; 5) активные упражнения ( удержание в отведённом до предела положении конечности в течение 5-6 сек).

2 .

Комплекс упражнений, улучшающих подвижность в суставах

  • 1) пассивные движения , выполняемые с помощью партнёра (например, наклоны вперёд из положения сидя );
  • 2) пассивные движения , выполняемые с небольшими отягощениями (например, отведения руками в стороны с гантелью );
  • 3) пассивные упражнения , при которых используется собственная сила (например, притягивание туловища к ногам );
  • 4) различные махи и наклоны ;
  • 5) активные упражнения ( удержание в отведённом до предела положении конечности в течение 5-6 сек).
Упражнения на гибкость туловища 4 . 1. 3—4 пружинистых наклона подряд вперед-вниз, касаясь ладонями пола . Повторите 12—16 раз. 2. Сидя на полу. Наклоняйтесь вперед, стараясь касаться лбом коленей . Выполняйте наклоны ритмично 8—12 раз подряд. 3. Сед согнув ноги с упором сзади. Выпрямляйте ноги, не отрывая рук от пола, голову наклоняйте к коленям , а затем вновь присядьте. Повторите 8—12 раз. 4. Лежа на спине, локти на полу. Прогибайтесь в грудном отделе позвоночника 8— 12 раз. 5. Лежа на спине, ноги согнуты, стопы на полу, кисти у плеч на полу. Поднимите туловище и сделайте мостик . Постарайтесь полностью выпрямить руки и ноги. Повторите 6—8 раз.

Упражнения на гибкость туловища

4 .

  • 1. 3—4 пружинистых наклона подряд вперед-вниз, касаясь ладонями пола . Повторите 12—16 раз.
  • 2. Сидя на полу. Наклоняйтесь вперед, стараясь касаться лбом коленей . Выполняйте наклоны ритмично 8—12 раз подряд.
  • 3. Сед согнув ноги с упором сзади. Выпрямляйте ноги, не отрывая рук от пола, голову наклоняйте к коленям , а затем вновь присядьте. Повторите 8—12 раз.
  • 4. Лежа на спине, локти на полу. Прогибайтесь в грудном отделе позвоночника 8— 12 раз.
  • 5. Лежа на спине, ноги согнуты, стопы на полу, кисти у плеч на полу. Поднимите туловище и сделайте мостик . Постарайтесь полностью выпрямить руки и ноги. Повторите 6—8 раз.
Упражнения на гибкость ног 5 . 1. Пружинистое покачивание, сидя «по-турецки» . Повторить 8-10 раз. 2. Стоя на краю ступени на пятке. Пружинистое покачивание с возможно более низким опусканием носка . Повторить 7-8 раз. 3. Стоя на ступени (возвышении) на головках плюсневых костей, нога прямая. Пружинистое покачивание поочерёдно на каждой ноге и одновременно на обоих с опусканием пятки возможно ниже уровня опоры. Повторить 8-10 раз. 4. Сидя на полу, ноги прямые. Поочерёдное и одновременное сгибание и разгибание стоп до отказа. Повторить 10-12 раз. 5. Подскоки на двух ногах.

Упражнения на гибкость ног

5 .

  • 1. Пружинистое покачивание, сидя «по-турецки» . Повторить 8-10 раз.
  • 2. Стоя на краю ступени на пятке. Пружинистое покачивание с возможно более низким опусканием носка . Повторить 7-8 раз.
  • 3. Стоя на ступени (возвышении) на головках плюсневых костей, нога прямая. Пружинистое покачивание поочерёдно на каждой ноге и одновременно на обоих с опусканием пятки возможно ниже уровня опоры. Повторить 8-10 раз.
  • 4. Сидя на полу, ноги прямые. Поочерёдное и одновременное сгибание и разгибание стоп до отказа. Повторить 10-12 раз.
  • 5. Подскоки на двух ногах.
В 9-13 лет подвижность в суставах развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем дошкольном возрасте. Это объясняется большей в этом возрастном периоде растяжимостью мышечно-связочного аппарата. Так, после однократной тренировки увеличение относительной растяжимости мышечно-связочного аппарата у детей 10-12 лет, не занимающихся спортом, составляет в плечевом суставе 10-12%, позвоночном столбе - 8-9%, тазобедренном суставе - 10-12%, а у детей 15-17 лет соответственно - 5-6, 4-5, 8 - 10%.

В 9-13 лет подвижность в суставах развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем дошкольном возрасте. Это объясняется большей в этом возрастном периоде растяжимостью мышечно-связочного аппарата. Так, после однократной тренировки увеличение относительной растяжимости мышечно-связочного аппарата у детей 10-12 лет, не занимающихся спортом, составляет в плечевом суставе 10-12%, позвоночном столбе - 8-9%, тазобедренном суставе - 10-12%, а у детей 15-17 лет соответственно - 5-6, 4-5, 8 - 10%.

6 . Упражнения на расслабление   1. Расслабление мышц рук и плечевого пояса стоя, сидя, лёжа; свободное потряхивание рук. 2. Поднять руки вверх, напрячь мышцы рук и плечевого пояса. Последовательно расслабить мышцы кистей, предплечья, плеч , опуская руки вниз. 3. Напряжение и расслабление мышц туловища , сидя и лёжа. 4. Напряжение и расслабление мышц туловища в наклоне вперёд. 5. Медленно выдохните , затем медленно сделайте глубокий вдох ; задержите дыхание на четыре секунды, вновь медленно выдохните.

6 .

Упражнения на расслабление

  • 1. Расслабление мышц рук и плечевого пояса стоя, сидя, лёжа; свободное потряхивание рук.
  • 2. Поднять руки вверх, напрячь мышцы рук и плечевого пояса. Последовательно расслабить мышцы кистей, предплечья, плеч , опуская руки вниз.
  • 3. Напряжение и расслабление мышц туловища , сидя и лёжа.
  • 4. Напряжение и расслабление мышц туловища в наклоне вперёд.
  • 5. Медленно выдохните , затем медленно сделайте глубокий вдох ; задержите дыхание на четыре секунды, вновь медленно выдохните.
Гимнастика против сколиоза Сколиоз  - это боковое искривление позвоночника. Именно упражнения на гибкость благотворно влияет на организм, противодействовав на сколиоз! Для больше эффекта рекомендуется выполнять комплекс упражнений на йогу .

Гимнастика против сколиоза

Сколиоз  - это боковое искривление позвоночника.

Именно упражнения на гибкость благотворно влияет на организм, противодействовав на сколиоз! Для больше эффекта рекомендуется выполнять комплекс упражнений на йогу .

Заключение   Потребность в движении у человека является врождённой. Однако с возрастом объём двигательной активности, к сожалению, резко уменьшается. У старшеклассников, например, он ограничен двумя часами. В результате у школьников после 13-14 лет резко ухудшаются координация, точность и быстрота движений, уменьшается скорость ответной реакции и подвижность в суставах, падают результаты в беге на короткие и длинные дистанции, в прыжках в длину и высоту. Конечно, это относится к тем юношам и девушкам, которые не посещают спортивные секции, не утруждают себя занятиями физическими упражнениями в домашних условиях. Но если из тренировки исключаются упражнения на гибкость, то уровень показателей подвижности падает. Поэтому гимнастическими упражнениями рекомендуется заниматься постоянно.

Заключение

Потребность в движении у человека является врождённой. Однако с возрастом объём двигательной активности, к сожалению, резко уменьшается. У старшеклассников, например, он ограничен двумя часами. В результате у школьников после 13-14 лет резко ухудшаются координация, точность и быстрота движений, уменьшается скорость ответной реакции и подвижность в суставах, падают результаты в беге на короткие и длинные дистанции, в прыжках в длину и высоту. Конечно, это относится к тем юношам и девушкам, которые не посещают спортивные секции, не утруждают себя занятиями физическими упражнениями в домашних условиях. Но если из тренировки исключаются упражнения на гибкость, то уровень показателей подвижности падает. Поэтому гимнастическими упражнениями рекомендуется заниматься постоянно.

Литература   Коростелёв, Н.Б. От А до Я. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1987. - 288 с. В мире подростка / Под ред. А.А. Бодалева. - М., Медицина, 1980. - 296 с. Лёнюшкин, А.И., Буров, И.С. Мальчику-подростку. - М.: Медицина, 1981. - 64 с. http://www.roller.ru/content/cat-181/article-1909.html http://yukimurakan.ru/blog/120/ http://www.magma-team.ru/gibkost/harakteristika-gibkosti

Литература

  •   Коростелёв, Н.Б. От А до Я. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1987. - 288 с.
  • В мире подростка / Под ред. А.А. Бодалева. - М., Медицина, 1980. - 296 с.
  • Лёнюшкин, А.И., Буров, И.С. Мальчику-подростку. - М.: Медицина, 1981. - 64 с.
  • http://www.roller.ru/content/cat-181/article-1909.html
  • http://yukimurakan.ru/blog/120/
  • http://www.magma-team.ru/gibkost/harakteristika-gibkosti