СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гимнастика. Строевые упражнения

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гимнастика. Строевые упражнения

Просмотр содержимого документа
«Гимнастика. Строевые упражнения»

ГИМНАСТИКА СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ГИМНАСТИКА

СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Строевые упражнения — двигательные действия учащихся, выполняемые одновременно  всем классом, группами учащихся или отдельными учениками. С помощью строевых упражнений решаются задачи формирования навыков коллективных дейст­вий (в строю), воспитания дисциплины и организованности, вы­работки чувства темпа и ритма, формирования правильной осан­ки.

Строевые упражнения

двигательные действия учащихся, выполняемые одновременно

всем классом, группами учащихся или отдельными учениками.

С помощью строевых упражнений решаются задачи

  • формирования навыков коллективных дейст­вий (в строю),
  • воспитания дисциплины и организованности,
  • вы­работки чувства темпа и ритма,
  • формирования правильной осан­ки.
Классифицируются строевые упражнения на четыре группы: - строевые приёмы; - построения и перестроения; - передвижения; - размыкания и смыкания.

Классифицируются строевые упражнения на четыре группы:

- строевые приёмы;

- построения и перестроения;

- передвижения;

- размыкания и смыкания.

Основные понятия о строе Строй  - установленное размещение учащихся для совместных действий. Фланг - правая или левая оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не меняется. Тыльная сторона строя - сторона противоположная фронту. Фронт - сторона строя в которую занимающиеся обращены лицом. Интервал - расстояние по фронту между учащимися. Для сомкнутого строя он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом учащихся. * - расстояние в глубину между учащимися, стоящими в колонне для сомкнутого строя нормой считается расстояние вытянутой вперёд руки. Ширина строя - расстояние между флангами. Глубина строя - расстояние от первой шеренги (впереди стоящего учащегося) до последней шеренги (позади стоящего учащегося).

Основные понятия о строе

Строй - установленное размещение учащихся для совместных действий.

Фланг - правая или левая оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не меняется.

Тыльная сторона строя - сторона противоположная фронту.

Фронт - сторона строя в которую занимающиеся обращены лицом.

Интервал - расстояние по фронту между учащимися. Для сомкнутого строя он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом учащихся.

* - расстояние в глубину между учащимися, стоящими в колонне для сомкнутого строя нормой считается расстояние вытянутой вперёд руки.

Ширина строя - расстояние между флангами.

Глубина строя - расстояние от первой шеренги (впереди стоящего учащегося) до последней шеренги (позади стоящего учащегося).

Направляющий - учащийся идущий в колонне первым. Замыкающий - учащийся, идущий в колонне последним. Шеренга - строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии и обращены лицом в одну сторону. Колонна - строй, в котором занимающиеся, расположены, а затылок друг другу. Сомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным ширине ладони (между локтями), один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой вперед руки. Разомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся, расположены в шеренгах с интервалом в один шаг или с интервалом указанным  преподавателем. Ряд - два учащихся стоящие в двухшереножном строю в затылок один другому, последний ряд всегда должен быть полным.

Направляющий - учащийся идущий в колонне первым.

Замыкающий - учащийся, идущий в колонне последним.

Шеренга - строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии и обращены лицом в одну сторону.

Колонна - строй, в котором занимающиеся, расположены, а затылок друг другу.

Сомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным ширине ладони (между локтями), один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой вперед руки.

Разомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся, расположены в шеренгах с интервалом в один шаг или с интервалом указанным преподавателем.

Ряд - два учащихся стоящие в двухшереножном строю в затылок один другому, последний ряд всегда должен быть полным.

Строевые приемы К строевым приёмам относятся команды:

Строевые приемы

К строевым приёмам относятся команды: "Становись!",

"Равняйсь!",

"Смирно!",

"Вольно!",

"Отставить!",

"Правой (левой) - вольно!".

Расчет, куда входят команды:

"По порядку - Рассчитайсь!" и др.

Повороты на месте.

В отдельных случаях команды могут заменяться распоряжениями.

Построения и перестроения Построения - действия занимающихся после команды преподавателя и принятия того или иного строя. Перестроения - переход из одного строя в другой. Перестроения из одной шеренги в две.   После предварительною расчета по два подается команда:

Построения и перестроения

Построения - действия занимающихся после команды преподавателя и принятия того или иного строя.

Перестроения - переход из одного строя в другой.

Перестроения из одной шеренги в две.

После предварительною расчета по два подается команда: "В две шеренги - Стройся!"

По этой команде вторые номера делают левой ногой шаг назад, правой ногой, не приставляя её шаг вправо и, вставая в затылок первому, приставляют левую ногу.

Для обратного перестроения подаётся команда. В одну шеренгу - Стройся!" (рис. 1).

 Перестроение из одной шеренги в три.  После предварительного расчета подаётся команда:

Перестроение из одной шеренги в три.

После предварительного расчета подаётся команда:

"В три шеренги - Стройся!".

По этой команде вторые номера стоят на месте,

первые номера делают шаг правой ногой назад, не приставляя ногу, шаг левой в сторону и, приставляя правую, становятся в затылок вторым номерам.

Третьи номера делают шаг левой вперёд, шаг правой в сторону и, приставляя левую, становятся впереди вторых номеров.

Для обратного перестроения подаётся команда: "В одну шеренгу - Стройся!". И все выполняется в обратной последовательности (рис. 2).

Перестроения из колонны по одному  в колонны по два (три).  После предварительного расчета подаётся команда:

Перестроения из колонны по одному

в колонны по два (три).

После предварительного расчета подаётся команда: "В колонну по два (три) - Стройся!".

Действия учащихся при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроениях из одной шеренги в две, три (рис. 3).

 Перестроение из шеренги уступом.  После предварительного расчета (6 -3 - на месте, 6 - 4 - 2 - на месте и др.), подаётся команда:

Перестроение из шеренги уступом.

После предварительного расчета (6 -3 - на месте, 6 - 4 - 2 - на месте и др.), подаётся команда: "По расчету шагом марш!"

Занимающиеся выходят на положенное им по расчету количество шагов. Преподаватель ведет подсчёт на один больше, максимального количества шагов. При расчете 6 - 3 - на месте - до семи.

Для обратного перестроения подаётся команда: "На свои места шагом - Марш!".

Все выходившие из строя делают поворот кругом, и идут на свои места и, дойдя до них, выполняют поворот кругом.

Преподаватель ведет подсчёт до тех пор, пока последний вошедший в строй не сделает поворот кругом (рис.4).

 Перестроение из одной колонны в три уступом.  После предварительного расчёта по три подаётся команда:

Перестроение из одной колонны в три уступом.

После предварительного расчёта по три подаётся команда:

"Первые номера - два (три и т.д.) шага вправо, третьи номера - два (три и т.д.) шага влево шагом - Марш!".

По команде занимающиеся выполняют указанное количество шагов.

Для обратного перестроения подаётся команда: "На свои места шагом - Марш!".

Перестроение выполняется приставными шагами (рис.5).

Перестроение из шеренги в колонну захождением отделений плечом.  После предварительного расчёта по три, четыре и т.д. подаётся команда: Отделениями в колонну по три (четыре) левые (правые) плечи вперед шагом, - Марш!

Перестроение из шеренги в колонну

захождением отделений плечом.

После предварительного расчёта по три, четыре и т.д. подаётся команда: Отделениями в колонну по три (четыре) левые (правые) плечи вперед шагом, - Марш!".

По этой команде учащиеся, сохраняя равнение по фронту начинают захождение плечом до образования колонны. Вторая команда: "Группа - Стой!".

Для обратного перестроения подаются команды:

1. "Кругом!".

2. "Отделениями в одну шеренгу, правые (левые) плечи вперёд шагом - Марш!".

3. "Группа - Стой!". Последняя команда подаётся в тот момент, когда занимающиеся доходят до своего места в шеренге (рис. 6).

Перестроения из колонны по одному в колонну по два (три и т.д.) поворотом в движении.  При движении группы налево в обход подаём команда:

Перестроения из колонны по одному в колонну по два (три и т.д.) поворотом в движении.

При движении группы налево в обход подаём команда: "В колонну по два (три и т.д.) налево - Марш!". После поворота первой двойки (тройки и т.д.), следующие делают поворот под команду своего замыкающего, на том же месте, что и первые.

Для обратного перестроения подаются команды:

1. "Напра-Во!".

2. "В колонну по одному направо в обход шагом - Марш!".

При обучении целесообразно предварительно рассчитать учащихся по два (по три и т.д.) рис. 7

Перестроение из колонны по одному в колонну по два, четыре, восемь дроблением и сведением.  Перестроение выполняется в движении.  Команды: 1.

Перестроение из колонны по одному в колонну по два, четыре, восемь дроблением и сведением.

Перестроение выполняется в движении.

Команды:

1. "Через центр - Марш!" (как правило, подаётся на одной из середин).

2. "В колонны по одному направо, налево в обход - Марш!" (подаётся на противоположной середине). По этой команде первые номера идут направо, вторые - налево в обход.

3. "В колонну по два через центр - Марш!", подается при встрече колонн (рис. 8 а, б, в).

Обратное перестроение называется разведением и слиянием.

Сведение - соединение колонн низшего порядка в колонну высшего порядка. Разведение - деление колонны высшего порядка на колонны низшего порядка. Перестроение из колонны в круг  производится по команде

Сведение - соединение колонн низшего порядка в колонну высшего порядка.

Разведение - деление колонны высшего порядка на колонны низшего порядка.

Перестроение из колонны в круг производится по команде "Взявшись за руки, в круг, шагом - Марш!" (предварительно преподаватель обозначает центр будущего круга).

По этой команде оба фланговые заходят вокруг указанной точки до взаимной встречи, "размыкая" всех занимающихся на указанный интервал.

Перестроение из одного круга в два.  Подаются команды:

Перестроение из одного круга в два.

Подаются команды:

  • "По три - Рассчитайсь!".
  • "Вторые номера три шага (два и т.д.) вперёд, третьи номера полшага вправо, шагом - Марш!".

Занимающиеся выполняют указанные действия.

Обратное перестроение производится по команде: "В один круг - Стройся!".

По этой команде все выполняется в обратном порядке (с поворотом кругом) рис. 9 а.

Перестроение из одного круга в три.  Подаются команды:  1.

Перестроение из одного круга в три.

Подаются команды:

1. "По семь - Рассчитайсь!",

2. "Четвертые номера шесть шагов вперёд, вторые и шестые - три шага вперёд, седьмые полшага вправо, шагом.- Марш!".

Занимающиеся выполняя указанные действия, перестраиваются в три круга. Обратное перестроение производится по команде: "В один круг - Стройся!", по которой занимающиеся становятся на свои места с поворотом кругом .

Размыкания и смыкания Размыкания - действия занимающихся связанные с увеличением интервала и дистанции. Смыкание - приём уплотнения разомкнутого строя. Размыкание по уставу ВС.  Команда:

Размыкания и смыкания

Размыкания - действия занимающихся связанные с увеличением интервала и дистанции.

Смыкание - приём уплотнения разомкнутого строя.

  • Размыкание по уставу ВС.

Команда: "Вправо (Влево, от средины) на два (три и т.д.) шага. Разомкнись!".

Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг.

Все, за исключением того, от кого производится размыкание, выполняют поворот направо (налево) и, набрав указанный интервал, поворачиваются лицом к фронту.

Подсчёт ведется по два, пока последний не приставит ногу.

2. Размыкание приставными шагами производится по фронту.

Команда: "От середины (вправо, влево) на два (три и т.д.) шага приставными шагами разом - кнись!".

После подачи команды подсчет по два пока последний не приставит ногу.

Для смыкания подается команда: "К середине (вправо, влево) приставными шагами сом - кнись!",

Подсчёт по два, пока последний не приставит ногу.

3. Размыкания по распоряжению. Например,

3. Размыкания по распоряжению. Например, "наберите интервал – два шага" и т.д.

4. Размыкания по направляющим в колоннах, которых преподаватель ставит на необходимый интервал.

5. Размыкание дугами можно выполнять из колонны по 3, 4, 5, (по три размыкание выполняют первый и третий номера; по четыре - второй и третий) Подаётся команда: «Дугами на два (три) шага разом - кнись!»

По этой команде выше указанные номера выходят вперёд, обходя по дуге на пять счётов справа и слева стоящих, и останавливаются с указанным интервалом от них, приставляя ногу (на счёт шесть) и по счёту семь - восемь поворачиваются кругом (рис. 9 б).

Для размыкания дугами из колонны по пять подаётся команда:  Дугами на два шага разом - кнись!

Для размыкания дугами из колонны по пять подаётся команда:

Дугами на два шага разом - кнись!", по которой вторые и четвёртые номера на шесть счётов обходят по дуге первых и пятых становясь рядом с ними, по счёту семь - восемь поворачиваются кругом.

После чего первые и пятые номера на шесть счётов обходят дугами рядом стоящих на интервал два шага и по счёту семь - восемь поворачиваются кругом.

При размыкании дугами назад, вначале выполняется поворот кругом, а потом размыкание по дуге.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!