Просмотр содержимого документа
«Гипербола в произведениях»
Гипербола
Гипербола - художественный прием, основанный на чрезмерном преувеличении определенных свойств изображаемого предмета или явления. При помощи гиперболы автор усиливает нужное впечатление, подчеркивает то, что он прославляет, а что высмеивает. Этот прием нередко встречается уже в фольклорных произведениях, в частности в русских былинах. Из русских авторов к гиперболе особенно склонен Гоголь, из поэтов — Маяковский. В отечественной литературе к гиперболе охотно прибегали А. Погорельский, О.М. Сомов, Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин. Гиперболизированы многие характеры персонажей Ф.М. Достоевского. Напротив, Л.Н. Толстой и А.П. Чехов считали любое преувеличение ложью и старательно избегали его, хотя гиперболизация вовсе необязательно выходит за рамки правдоподобия. Но есть и преувеличения, изначально рассчитанные на нарушение меры, что особенно ярко демонстрируют произведения В.В. Маяковского. В поэтической речи гипербола часто переплетается с метафорой, олицетворением, сравнением и другими художественными средствами.


Фразеологизмы и крылатые выражения
«море слёз»
«быстрый как молния», «молниеносный»
«многочисленный как песок на берегу моря»
«мы не виделись уже сто лет!»
«море по колено…»
Проза
У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением.
Н.Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.»
Гипербола очень часто использовалась в устном народном творчестве: сказках, былинах, песнях. Так в былине "Илья Муромец и Соловей-разбойник" для яркой характеристика образа Соловья-разбойника, изображения его силы использована такая гипербола:
Засвистел тут Соловей по-соловьиному,
Закричал, собака, по-звериному,
Зашипел, проклятый, по-змеиному,
Так все травушки-муравушки уплеталися,
Все лазоревы цветочки осыпалися,
А что есть людей вблизи, так все мертвы лежат.
Гипербола широко используется и в живописи. Гипербола в картине Кустодиева "Большевик", которого живописец изобразил на фоне города. Большевик выше домов, выше церкви, а знамя в его руке заслоняет всё небо, прямо по Маяковскому: "Флагами небо оклеивай!" Люд же в ногах у большевика по сравнению с ним ничтожно мелок, что отражает преувеличение большевиками роли личности в истории и их пренебрежительное отношение к народу как аморфной "массе", с которой можно делать все, что угодно. Кустодиев выразил то представление о твердокаменных большевиках, которое они старались внушить о себе народу.
Если вглядеться в лицо большевика, фанатичное и ожесточённо-беспощадное, его сокрушительную поступь, его готовность снести стоящий на пути храм, то можно предположить, что у художника было очень скептическое отношение к революции, по крайней мере, во время сотворения данной картины. Тем более, что действие происходит на закате дня, что совсем символично.

Б.М.Кустодиев «Большевик»