СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глагол как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок повторения знаний о глаголе

Просмотр содержимого документа
«Глагол как часть речи»

Конспект урока объяснения нового материала

Тема урока «Глагол как часть речи»

Класс: 5

Планируемые образовательные результаты

  1. Предметные:

В результате занятия обучающиеся смогут:

  • обобщить и систематизировать имеющиеся знания о глаголе как части речи;

  • отличать глаголы от слов других частей речи;

  • работать с различными источниками информации;

  • использовать знания о глаголе.

  1. Метапредметные:

В результате занятия обучающиеся смогут:

  • сформулировать цели своей учебной деятельности;

  • планировать и регулировать свои действия;

  • совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;

  • продолжить формирование умения формулировать и аргументировать собственное мнение;

  • продолжить совершенствовать навыки языкового анализа и построения рассуждения на основе причинно-следственных связей.

  1. Личностный результат:

В результате занятия обучающиеся смогут поддержать личный познавательный интерес к предмету.

     Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, здравствуйте! Рада вас приветствовать на уроке русского языка!

Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал
Так что время не теряем
И работать начинаем.

Я бы хотела начать урок  с известных вам строк, но они рассыпались. Кто поможет мне?

«начинается»  «С»  «успех!» « удачи»     « малой»

«С малой удачи начинается успех!»

- Как вы понимаете эти слова?

- Я  желаю, чтобы вам сегодня  сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!



Запишем в тетради число, классная работа.

1.Запишем это предложение, сделаем его синтаксический разбор.

С малой удачи начинается успех!



2.Сделаем морфологический разбор слов: с малой успех

(разбор делают два ученика у доски одновременно с синтаксическим разбором, проверяем устно, не записывая в тетрадь)



1. Работа по карточкам. Задание: Вставить пропущенные буквы. Сделать синтаксический разбор предложения.

  • Карточка 1. Л..тит дятел. Н..сёт в клюве с..сновую ш..шку.

  • Карточка 2. Ч..десным в..сенним днём уч..ники п..шли в лес.

  • Карточка 3. Скв..рцы п..селились в ду..ле большой б..рёзы.

3.Словарная работа

С красной строки запишите слова:_______________________________

Поставьте ударение, подчеркните орфограммы, выделите корень. Взаимопроверка тетрадей.

4.Устная работа.

Какие слова перед вами? (словарные)

Как проверить написание этих слов? (по словарю)

Какие части речи перед вами? (существительные и прилагательные)

Вспомним морфологические признаки этих частей речи.

Слов какой части речи здесь нет? (глаголов)

Вспомним, что вы знаете о глаголах?

Как вы думаете, о глаголах вы уже выучили всё или есть ещё что-то, что вы не знаете?



О чём мы будем говорить на уроке? Какова тема нашего урока?

Правильно тема нашего урока: Глагол как часть речи.

Слайд 4. Тема урока


– Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.
– Сформулируйте цель урока.
– У каждого из вас есть лист – «Цели», отметьте галочкой   в правой колонке, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке.
 

Цель (чего я хочу добиться на уроке)

   

Узнать, какие явления, помимо действия, может обозначать глагол.

   

 

Вспомнить, на какие вопросы отвечает глагол.

 

 

Повторить и систематизировать знания по теме: «Глагол».

 


Пополнить свой словарный запас.


 

Совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки.

 


Отдохнуть на уроке.


– И назовите мне те цели, которые вы поставили перед собой.

5.Работа с учебником.

Откройте учебники стр. 6 упр. 254

Прочитайте.

Определите тип речи, стиль данного текста.

Посмотрите на слова: скажите, как их можно связать с глаголами?

Вчера

Сегодня

Завтра


Пр.в

Н.вр.

Б.вр

отправились

находится

поднимемся

сошли

ползёт



попадаются


По числам


По числам


По числам




Найдите глаголы в тексте, выпишите глаголы в 3 столбика, определите, в форме какого времени они используются в тексте. (У доски работают 3 человека)

Давайте подумаем, как изменяются эти глаголы? (По числам)



Как ещё могут изменяться глаголы? (наклонение, время, лицо, число, время)

Что обозначают эти глаголы? (действия предметов)

Какой глагол вы не записали ни в какой столбик? (увидеть) Почему? ( это н.ф.)

На какой вопрос отвечает н.ф.? (Что делать? Что сделать? Чем отличаются вопросы к н.ф.?)

Как вы думаете ВИД это постоянный или непостоянный признак глагола?

А теперь посмотрите на картинки, запишите что делают их герои (удивляется, радуется, болеет пугается) Глаголы записывайте в н.ф.? Определите вид этих глаголов,

Что обозначают эти глаголы? (состояние)

Правильно. При помощи глаголов мы рассказываем друг другу о самых простых повседневных событиях: как мы ходим в школу, гуляем с друзьями, играем с котёнком.

А ведь есть события, которые нельзя увидеть, потому что они происходят внутри нас. Это наши чувства, переживания, мысли: нам понравился фильм, мы огорчились из-за болезни друга, вспомнили смешной случай. Но и об этих невидимых событиях мы можем рассказать с помощью глаголов. Вот по­чему глаголы так важны для нас.

Поработаем в парах стр. 256 упр. 8 (Устно) Сделайте вывод, что обозначают глаголы.

Физкультминутка

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, потянитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Послушайте музыку. (Вы можете закрыть глаза). Звучит музыка Петра Чайковского «Времена года» «Апрель».

Что услышали в музыке?

– Какое чувство произвел на вас текст и музыка замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского?
– Дети, жизнь наша будет прекраснее, если мы будем любить, беречь и сохранять эту земную красоту.

У каждого из вас есть листочки с текстом. Прочитаем. Определите тип и стиль речи данного текста.

Выполните задание. Подчеркните все глаголы как члены предложения. (1ученик выполняет на мультимедийной доске).

Разберем по составу глаголы 1 абзаца в тексте.

Выпишем глагол из 2 абзаца. Определим запишем признаки этого глагола.


 Любимым временем года Петра Ильича Чайковского была весна. Он отправился в лес. Солнце обливает весенний лес светом. Его ласковые лучи согревают землю. Тают на солнышке длинные сосульки. С пригорка зажурчал говорливый ручей. Скоро зазеленеют гибкие веточки берез и потянут к солнцу нежные листочки .

Слышится чудесная трель птиц. Высоко взлетают голосистые певцы и поют в чистой лазури. Весело поглядывают по сторонам первые цветы. Выглянул и голубенький подснежник, нежный глазок, которого согревает душу лаской и любовью.

Слышится-гл., несов.в., 2спр., наст.вр., 3л,ед.ч.

Взлетают-гл., несов.в., 1спр., наст.вр., 3 л., мн.ч

IV. Итог урока.

Итак, расскажите о глаголе:

  • глагол – это....

  • отвечает.......

  • обозначает....

  • изменяется по........

  • в предложении бывает.....

  • делает нашу речь......

Домашнее задание._______________________

V. Рефлексия.

О какой части речи мы сегодня с вами говорили? (О глаголе)
– Возьмите, пожалуйста, листочки «Цель». В начале урока в левой колонке вы отмечали, чего хотели добиться на уроке, а теперь отметьте в правой колонке, чего же вы добились. И посмотрите, все ли у вас получилось сегодня, или же, наоборот, вы узнали меньше, чем хотели. А может, больше? 

– Были ли на уроке положительные эмоции? Что нового узнали? Чему научились? Покажите свое настроение (мимика).

  • Я узнал о.....

  • Я научился....

  • Я смогу....

  • Мне было трудно....




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!