Конспект урока объяснения нового материала
Тема урока «Глагол как часть речи»
Класс: 5
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
В результате занятия обучающиеся смогут:
обобщить и систематизировать имеющиеся знания о глаголе как части речи;
отличать глаголы от слов других частей речи;
работать с различными источниками информации;
использовать знания о глаголе.
Метапредметные:
В результате занятия обучающиеся смогут:
сформулировать цели своей учебной деятельности;
планировать и регулировать свои действия;
совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;
продолжить формирование умения формулировать и аргументировать собственное мнение;
продолжить совершенствовать навыки языкового анализа и построения рассуждения на основе причинно-следственных связей.
Личностный результат:
В результате занятия обучающиеся смогут поддержать личный познавательный интерес к предмету.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята, здравствуйте! Рада вас приветствовать на уроке русского языка!
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Я бы хотела начать урок с известных вам строк, но они рассыпались. Кто поможет мне?
«начинается» «С» «успех!» « удачи» « малой»
«С малой удачи начинается успех!»
- Как вы понимаете эти слова?
- Я желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!
Запишем в тетради число, классная работа.
1.Запишем это предложение, сделаем его синтаксический разбор.
С малой удачи начинается успех!
2.Сделаем морфологический разбор слов: с малой успех
(разбор делают два ученика у доски одновременно с синтаксическим разбором, проверяем устно, не записывая в тетрадь)
1. Работа по карточкам. Задание: Вставить пропущенные буквы. Сделать синтаксический разбор предложения.
Карточка 1. Л..тит дятел. Н..сёт в клюве с..сновую ш..шку.
Карточка 2. Ч..десным в..сенним днём уч..ники п..шли в лес.
Карточка 3. Скв..рцы п..селились в ду..ле большой б..рёзы.
3.Словарная работа
С красной строки запишите слова:_______________________________
Поставьте ударение, подчеркните орфограммы, выделите корень. Взаимопроверка тетрадей.
4.Устная работа.
Какие слова перед вами? (словарные)
Как проверить написание этих слов? (по словарю)
Какие части речи перед вами? (существительные и прилагательные)
Вспомним морфологические признаки этих частей речи.
Слов какой части речи здесь нет? (глаголов)
Вспомним, что вы знаете о глаголах?
Как вы думаете, о глаголах вы уже выучили всё или есть ещё что-то, что вы не знаете?
О чём мы будем говорить на уроке? Какова тема нашего урока?
Правильно тема нашего урока: Глагол как часть речи.
Слайд 4. Тема урока
– Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.
– Сформулируйте цель урока.
– У каждого из вас есть лист – «Цели», отметьте галочкой в правой колонке, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке.
Цель (чего я хочу добиться на уроке)
| Узнать, какие явления, помимо действия, может обозначать глагол. | |
| Вспомнить, на какие вопросы отвечает глагол. | |
| Повторить и систематизировать знания по теме: «Глагол». | |
| Пополнить свой словарный запас. | |
| Совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки. | |
| Отдохнуть на уроке. | |
– И назовите мне те цели, которые вы поставили перед собой.
5.Работа с учебником.
Откройте учебники стр. 6 упр. 254
Прочитайте.
Определите тип речи, стиль данного текста.
Посмотрите на слова: скажите, как их можно связать с глаголами?
Вчера | Сегодня | Завтра |
Пр.в | Н.вр. | Б.вр |
отправились | находится | поднимемся |
сошли | ползёт | |
| попадаются | |
По числам | | По числам |
| По числам | |
Найдите глаголы в тексте, выпишите глаголы в 3 столбика, определите, в форме какого времени они используются в тексте. (У доски работают 3 человека)
Давайте подумаем, как изменяются эти глаголы? (По числам)
Как ещё могут изменяться глаголы? (наклонение, время, лицо, число, время)
Что обозначают эти глаголы? (действия предметов)
Какой глагол вы не записали ни в какой столбик? (увидеть) Почему? ( это н.ф.)
На какой вопрос отвечает н.ф.? (Что делать? Что сделать? Чем отличаются вопросы к н.ф.?)
Как вы думаете ВИД это постоянный или непостоянный признак глагола?
А теперь посмотрите на картинки, запишите что делают их герои (удивляется, радуется, болеет пугается) Глаголы записывайте в н.ф.? Определите вид этих глаголов,
Что обозначают эти глаголы? (состояние)
Правильно. При помощи глаголов мы рассказываем друг другу о самых простых повседневных событиях: как мы ходим в школу, гуляем с друзьями, играем с котёнком.
А ведь есть события, которые нельзя увидеть, потому что они происходят внутри нас. Это наши чувства, переживания, мысли: нам понравился фильм, мы огорчились из-за болезни друга, вспомнили смешной случай. Но и об этих невидимых событиях мы можем рассказать с помощью глаголов. Вот почему глаголы так важны для нас.
Поработаем в парах стр. 256 упр. 8 (Устно) Сделайте вывод, что обозначают глаголы.
Физкультминутка
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, потянитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Послушайте музыку. (Вы можете закрыть глаза). Звучит музыка Петра Чайковского «Времена года» «Апрель».
Что услышали в музыке?
– Какое чувство произвел на вас текст и музыка замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского?
– Дети, жизнь наша будет прекраснее, если мы будем любить, беречь и сохранять эту земную красоту.
У каждого из вас есть листочки с текстом. Прочитаем. Определите тип и стиль речи данного текста.
Выполните задание. Подчеркните все глаголы как члены предложения. (1ученик выполняет на мультимедийной доске).
Разберем по составу глаголы 1 абзаца в тексте.
Выпишем глагол из 2 абзаца. Определим запишем признаки этого глагола.
Любимым временем года Петра Ильича Чайковского была весна. Он отправился в лес. Солнце обливает весенний лес светом. Его ласковые лучи согревают землю. Тают на солнышке длинные сосульки. С пригорка зажурчал говорливый ручей. Скоро зазеленеют гибкие веточки берез и потянут к солнцу нежные листочки .
Слышится чудесная трель птиц. Высоко взлетают голосистые певцы и поют в чистой лазури. Весело поглядывают по сторонам первые цветы. Выглянул и голубенький подснежник, нежный глазок, которого согревает душу лаской и любовью.
Слышится-гл., несов.в., 2спр., наст.вр., 3л,ед.ч.
Взлетают-гл., несов.в., 1спр., наст.вр., 3 л., мн.ч
IV. Итог урока.
Итак, расскажите о глаголе:
Домашнее задание._______________________
V. Рефлексия.
О какой части речи мы сегодня с вами говорили? (О глаголе)
– Возьмите, пожалуйста, листочки «Цель». В начале урока в левой колонке вы отмечали, чего хотели добиться на уроке, а теперь отметьте в правой колонке, чего же вы добились. И посмотрите, все ли у вас получилось сегодня, или же, наоборот, вы узнали меньше, чем хотели. А может, больше?
– Были ли на уроке положительные эмоции? Что нового узнали? Чему научились? Покажите свое настроение (мимика).
Я узнал о.....
Я научился....
Я смогу....
Мне было трудно....