СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глагол как часть речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Глагол как часть речи.»

 Глагол как часть речи. Грамматические и морфологические признаки глагола.

Глагол как часть речи. Грамматические и морфологические признаки глагола.

Цель урока : 1.Сформировать понятие о глаголе как части речи; 2.Дать понятие о грамматических и морфологических признаках глагола.

Цель урока :

  • 1.Сформировать понятие о глаголе как части речи;
  • 2.Дать понятие о грамматических и морфологических признаках глагола.
Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова  Греч Николай Иванович [1787- 1867], русский журналист, писатель, филолог.

Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова

Греч Николай Иванович [1787- 1867], русский журналист, писатель, филолог.

 Глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены Алекса́ндр Матве́евич Пешко́вский (1878 —1933) — российский и советский лингвист, профессор.

Глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены

Алекса́ндр Матве́евич Пешко́вский (1878 —1933) — российский и советский лингвист, профессор.

Глагол- часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени- по родам ( в ед.ч) и числам. В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим.
  • Глагол- часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
  • Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени- по родам ( в ед.ч) и числам.
  • В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим.
Не пишется с глаголами раздельно.  Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без не. Не был. Ненавидеть (искл.).
  • Не пишется с глаголами раздельно. Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без не.
  • Не был. Ненавидеть (искл.).
Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Это начальная форма глагола; она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Неопределенная форма глагола имеет окончание – ть (-ти) и нулевое окончание в глаголах с основой на – чь. В неопределенной форме после буквы ч пишется мягкий знак. Беречь(что делать?). Беречься. Инфинити́в (от лат. infinitus – неопределённый)-  неопределённая форма глагола . Инфинитив имеет следующие морфологические признаки :  вид (совершенный – несовершенный),  возвратность – невозвратность,  переходность – непереходность

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Это начальная форма глагола; она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.

Неопределенная форма глагола имеет окончание – ть (-ти) и нулевое окончание в глаголах с основой на – чь.

В неопределенной форме после буквы ч пишется мягкий знак. Беречь(что делать?). Беречься.

Инфинити́в (от лат. infinitus – неопределённый)-

неопределённая форма глагола .

Инфинитив имеет следующие морфологические признаки :

  • вид (совершенный – несовершенный),
  • возвратность – невозвратность,
  • переходность – непереходность
Инфинитив имеет суффиксы - ть – ти :  играть, нести  У глаголов, оканчивающихся на ЧЬ : лечь, печь, стеречь -чь- входит в состав корня. При изменении глагола возможно чередование: лечь- лёг, печь – пёк, стеречь – стерёг. Основой инфинитива является часть слова без - ть – ти: Кроме суффиксов –ть, -ти в инфинитиве выделяются суффиксы  -а, -и, -е, -ова, -ну

Инфинитив имеет суффиксы - ть – ти : играть, нести

У глаголов, оканчивающихся на ЧЬ : лечь, печь, стеречь -чь- входит в состав корня. При изменении глагола возможно чередование:

лечь- лёг, печь – пёк, стеречь – стерёг.

Основой инфинитива является часть слова без - ть – ти:

Кроме суффиксов –ть, -ти в инфинитиве выделяются суффиксы

-а, -и, -е, -ова, -ну

Правописание –тся и –ться в глаголах Если глагол отвечает на вопросы что делает? (сделает?) или что делают (сделают), то этот глагол стоит в 3-м лице и в нем перед –ся буква ь не пишется. Если глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то это глагол в неопределенной форме и в нем перед –ся буква ь пишется. Способны (что делать?) учиться (неопр.ф.). Брат (что делает?) учится. (3-е л.).

Правописание –тся и –ться в глаголах

  • Если глагол отвечает на вопросы что делает? (сделает?) или что делают (сделают), то этот глагол стоит в 3-м лице и в нем перед –ся буква ь не пишется.
  • Если глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то это глагол в неопределенной форме и в нем перед –ся буква ь пишется.

Способны (что делать?) учиться (неопр.ф.).

Брат (что делает?) учится. (3-е л.).

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос  что делать? что делал?  что делаю? что буду делать? Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что с делать? что с делал? что с делаю? Строить, строил, строю, буду строить.  Построить, построил, построю.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? что делал? что делаю? что буду делать?

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что с делать? что с делал? что с делаю?

Строить, строил, строю, буду строить.

Построить, построил, построю.

В русском языке противопоставлены: невозвратные глаголы (не имеют постфикса -ся); Мыть, решить, беречь. возвратные глаголы (имеют постфикс -ся). Мыться, решиться, беречься.

В русском языке противопоставлены:

невозвратные глаголы (не имеют постфикса -ся);

Мыть, решить, беречь.

возвратные глаголы (имеют постфикс -ся).

Мыться, решиться, беречься.

Переходные  глаголы способны сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога. Читать (кого? что?) книгу . Непереходные глаголы не способны сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога. Идти в магазин.  Все возвратные глаголы непереходные.  Мыться, решиться, беречься .

Переходные глаголы способны сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога.

Читать (кого? что?) книгу .

Непереходные глаголы не способны сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога.

Идти в магазин.

Все возвратные глаголы непереходные.

Мыться, решиться, беречься .

Наклонения глагола Изъявительное. Играл, играю, буду играть.  Условное. Сыграл бы.  Повелительное. Сыграй.

Наклонения глагола

  • Изъявительное.

Играл, играю, буду играть.

  • Условное.

Сыграл бы.

  • Повелительное.

Сыграй.

Времена  ). Глаголы настоящего времени  показывает, что действия происходят в момент речи или совершаются постоянно.Они отвечают на вопросы: что делаешь? что делают? и.т.д Отвечаю. Формы настоящего времени имеют только глаголы несов.вида.

Времена

).

Глаголы настоящего времени показывает, что действия происходят в момент речи или совершаются постоянно.Они отвечают на вопросы: что делаешь? что делают? и.т.д

Отвечаю.

Формы настоящего времени имеют только глаголы несов.вида.

Глаголы в прошедшем времени показывают, что действия происходили до момента речи. Они отвечают на вопросы: что делал? что сделал? что делала? что сделала? и.т.д Отвечал Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в ед.ч-по родам. Для образования прошедшего времени обычно служит суффикс –л-. В прошедшем времени перед суффиксом –л- пишется та же гласная, что и в неопределенной форме. Посеял (посеять). Обиделся (обидеться).
  • Глаголы в прошедшем времени показывают, что действия происходили до момента речи. Они отвечают на вопросы: что делал? что сделал? что делала? что сделала? и.т.д
  • Отвечал
  • Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в ед.ч-по родам.
  • Для образования прошедшего времени обычно служит суффикс –л-.
  • В прошедшем времени перед суффиксом –л- пишется та же гласная, что и в неопределенной форме.
  • Посеял (посеять).
  • Обиделся (обидеться).
Глаголы будущего времени показывают, что действие происходит после момента речи. Они отвечают на вопросы: что будешь делать? что сделаешь? что будут делать? и .т.д Буду отвечать Будущее время имеет две формы: простую и сложную. От глаголов совершенного вида образуется будущее простое ( построю), от глаголов несовершенного вида- будущее сложное ( буду строить).
  • Глаголы будущего времени показывают, что действие происходит после момента речи. Они отвечают на вопросы: что будешь делать? что сделаешь? что будут делать? и .т.д
  • Буду отвечать
  • Будущее время имеет две формы: простую и сложную.
  • От глаголов совершенного вида образуется будущее простое ( построю), от глаголов несовершенного вида- будущее сложное ( буду строить).
Спряжение  — это изменение глагола по лицам и числам. Местоимение Лицо и число я ты I спряжение 1 лицо ед. число 2 лицо ед. число он, она, оно II спряжение -у, -ю 3 лицо ед. число -у, -ю -ешь мы Исключения Брить, стелить- I спряжение -ет -ишь 1 лицо мн. число вы -ит 11 глаголов исключений: 7 -еть, 4 – -ать- II спряжение смотреть видеть ненавидеть терпеть обидеть зависеть вертеть  гнать дышать держать слышать -ем 2 лицо мн. число они -им -ете 3 лицо мн. число -ите -ут, -ют -ат, -ят

Спряжениеэто изменение глагола по лицам и числам.

Местоимение

Лицо и число

я

ты

I спряжение

1 лицо ед. число

2 лицо ед. число

он, она, оно

II спряжение

-у, -ю

3 лицо ед. число

-у, -ю

-ешь

мы

Исключения

Брить, стелить- I спряжение

-ет

-ишь

1 лицо мн. число

вы

-ит

11 глаголов исключений: 7 -еть, 4 – -ать- II спряжение

смотреть

видеть

ненавидеть

терпеть

обидеть

зависеть

вертеть гнать

дышать

держать

слышать

-ем

2 лицо мн. число

они

-им

-ете

3 лицо мн. число

-ите

-ут, -ют

-ат, -ят

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием Если у глагола безударное личное окончание, нужно: 1) поставить глагол в неопределенной форме.Н-р: строим- строить; 2) определить, какая гласная стоит перед –ть. Ко II спряжению относятся: А) все глаголы на –ить ( кроме брить, стелить); Б) 7 глаголов на –еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть; В) 4 глагола на –ать: держать, слышать, дышать, гнать. Все остальные глаголы ( на –еть, -ать, -оть, -уть. –ыть и др.) относятся к I спряжению. Борется ( бороться)- I спр. Зависит (зависеть)- II спр., искл.
  • Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием
  • Если у глагола безударное личное окончание, нужно:
  • 1) поставить глагол в неопределенной форме.Н-р: строим- строить;
  • 2) определить, какая гласная стоит перед –ть.
  • Ко II спряжению относятся:
  • А) все глаголы на –ить ( кроме брить, стелить);
  • Б) 7 глаголов на –еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть;
  • В) 4 глагола на –ать: держать, слышать, дышать, гнать.
  • Все остальные глаголы ( на –еть, -ать, -оть, -уть. –ыть и др.) относятся к I спряжению.
  • Борется ( бороться)- I спр. Зависит (зависеть)- II спр., искл.
Разноспрягаемые глаголы хотеть по I спр.  я хоч у  ты хоч ешь  он хоч ет бежать по II спр.  мы хот им  вы хот ите  они хот ят по I спр.  они бег ут я бег у по II спр. ты беж ишь  он беж ит  мы беж им  вы беж ите

Разноспрягаемые глаголы

хотеть

по I спр.

я хоч у

ты хоч ешь

он хоч ет

бежать

по II спр.

мы хот им

вы хот ите

они хот ят

по I спр.

они бег ут

я бег у

по II спр.

ты беж ишь

он беж ит

мы беж им

вы беж ите

Роль инфинитива в предложении Подлежащее Сказуемое  Что? Дополнение  Что делать? Что сделать? Любить – значит прощать Определение  Я (что делаю?) иду в школу Вопросы косвенных падежей Обстоятельство  Какой? Прошу вас (о чём?) не шуметь. Где? Когда? Куда? Желание (какое?) учиться было у него постоянным. Я поехал в горы (с какой целью?) подлечиться.

Роль инфинитива в предложении

Подлежащее

Сказуемое

Что?

Дополнение

Что делать?

Что сделать?

Любить – значит прощать

Определение

Я (что делаю?) иду в школу

Вопросы косвенных падежей

Обстоятельство

Какой?

Прошу вас (о чём?) не шуметь.

Где? Когда? Куда?

Желание (какое?) учиться было у него постоянным.

Я поехал в горы (с какой целью?) подлечиться.

Морфологический разбор глагола I . Часть речи. Общее значение. II . Морфологические признаки: Начальная форма ( неопределенная форма); вид; спряжение; Время; число; лицо; род ( если есть). III . Синтаксическая роль.
  • Морфологический разбор глагола
  • I . Часть речи. Общее значение.
  • II . Морфологические признаки:
  • Начальная форма ( неопределенная форма); вид; спряжение;
  • Время; число; лицо; род ( если есть).
  • III . Синтаксическая роль.

Образец морфологического разбора Цветет сирень. Устный разбор Цветет- глагол. Во- первых, он обозначает действие: Сирень (что делает?) цветет. Во-вторых, имеет морфологические признаки: начальная форма- цвести, несовершенного вида, I спряжения; здесь употреблен в настоящем времени, в единственном числе, 3-м лице. В-третьих, в предложении является сказуемым: Сирень ( что делает?) цветет .

Образец морфологического разбора

Цветет сирень.

Устный разбор

Цветет- глагол.

Во- первых, он обозначает действие: Сирень (что делает?) цветет.

Во-вторых, имеет морфологические признаки: начальная форма- цвести, несовершенного вида, I спряжения; здесь употреблен в настоящем времени, в единственном числе, 3-м лице.

В-третьих, в предложении является сказуемым: Сирень ( что делает?) цветет .

Письменный разбор Цветет- глагол. Сирень (что делает?) цветет. Н.ф.- цвести, несов. Вида, I спр., в наст., вр., в ед., ч., в 3-м л. : Сирень ( что делает?) цветет .

Письменный разбор

  • Цветет- глагол. Сирень (что делает?) цветет.
  • Н.ф.- цвести, несов. Вида, I спр., в наст., вр., в ед., ч., в 3-м л.
  • : Сирень ( что делает?) цветет .
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!