Глагол как часть речи. Грамматические и морфологические признаки глагола.
Цель урока :
- 1.Сформировать понятие о глаголе как части речи;
- 2.Дать понятие о грамматических и морфологических признаках глагола.
Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова
Греч Николай Иванович [1787- 1867], русский журналист, писатель, филолог.
Глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены
Алекса́ндр Матве́евич Пешко́вский (1878 —1933) — российский и советский лингвист, профессор.
- Глагол- часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
- Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени- по родам ( в ед.ч) и числам.
- В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим.
- Не пишется с глаголами раздельно. Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без не.
- Не был. Ненавидеть (искл.).
Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Это начальная форма глагола; она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
Неопределенная форма глагола имеет окончание – ть (-ти) и нулевое окончание в глаголах с основой на – чь.
В неопределенной форме после буквы ч пишется мягкий знак. Беречь(что делать?). Беречься.
Инфинити́в (от лат. infinitus – неопределённый)-
неопределённая форма глагола .
Инфинитив имеет следующие морфологические признаки :
- вид (совершенный – несовершенный),
- возвратность – невозвратность,
- переходность – непереходность
Инфинитив имеет суффиксы - ть – ти : играть, нести
У глаголов, оканчивающихся на ЧЬ : лечь, печь, стеречь -чь- входит в состав корня. При изменении глагола возможно чередование:
лечь- лёг, печь – пёк, стеречь – стерёг.
Основой инфинитива является часть слова без - ть – ти:
Кроме суффиксов –ть, -ти в инфинитиве выделяются суффиксы
-а, -и, -е, -ова, -ну
Правописание –тся и –ться в глаголах
- Если глагол отвечает на вопросы что делает? (сделает?) или что делают (сделают), то этот глагол стоит в 3-м лице и в нем перед –ся буква ь не пишется.
- Если глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то это глагол в неопределенной форме и в нем перед –ся буква ь пишется.
Способны (что делать?) учиться (неопр.ф.).
Брат (что делает?) учится. (3-е л.).
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? что делал? что делаю? что буду делать?
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что с делать? что с делал? что с делаю?
Строить, строил, строю, буду строить.
Построить, построил, построю.
В русском языке противопоставлены:
невозвратные глаголы (не имеют постфикса -ся);
Мыть, решить, беречь.
возвратные глаголы (имеют постфикс -ся).
Мыться, решиться, беречься.
Переходные глаголы способны сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога.
Читать (кого? что?) книгу .
Непереходные глаголы не способны сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога.
Идти в магазин.
Все возвратные глаголы непереходные.
Мыться, решиться, беречься .
Наклонения глагола
Играл, играю, буду играть.
Сыграл бы.
Сыграй.
Времена
).
Глаголы настоящего времени показывает, что действия происходят в момент речи или совершаются постоянно.Они отвечают на вопросы: что делаешь? что делают? и.т.д
Отвечаю.
Формы настоящего времени имеют только глаголы несов.вида.
- Глаголы в прошедшем времени показывают, что действия происходили до момента речи. Они отвечают на вопросы: что делал? что сделал? что делала? что сделала? и.т.д
- Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в ед.ч-по родам.
- Для образования прошедшего времени обычно служит суффикс –л-.
- В прошедшем времени перед суффиксом –л- пишется та же гласная, что и в неопределенной форме.
- Посеял (посеять).
- Обиделся (обидеться).
- Глаголы будущего времени показывают, что действие происходит после момента речи. Они отвечают на вопросы: что будешь делать? что сделаешь? что будут делать? и .т.д
- Будущее время имеет две формы: простую и сложную.
- От глаголов совершенного вида образуется будущее простое ( построю), от глаголов несовершенного вида- будущее сложное ( буду строить).
Спряжение — это изменение глагола по лицам и числам.
Местоимение
Лицо и число
я
ты
I спряжение
1 лицо ед. число
2 лицо ед. число
он, она, оно
II спряжение
-у, -ю
3 лицо ед. число
-у, -ю
-ешь
мы
Исключения
Брить, стелить- I спряжение
-ет
-ишь
1 лицо мн. число
вы
-ит
11 глаголов исключений: 7 -еть, 4 – -ать- II спряжение
смотреть
видеть
ненавидеть
терпеть
обидеть
зависеть
вертеть гнать
дышать
держать
слышать
-ем
2 лицо мн. число
они
-им
-ете
3 лицо мн. число
-ите
-ут, -ют
-ат, -ят
- Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием
- Если у глагола безударное личное окончание, нужно:
- 1) поставить глагол в неопределенной форме.Н-р: строим- строить;
- 2) определить, какая гласная стоит перед –ть.
- Ко II спряжению относятся:
- А) все глаголы на –ить ( кроме брить, стелить);
- Б) 7 глаголов на –еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть;
- В) 4 глагола на –ать: держать, слышать, дышать, гнать.
- Все остальные глаголы ( на –еть, -ать, -оть, -уть. –ыть и др.) относятся к I спряжению.
- Борется ( бороться)- I спр. Зависит (зависеть)- II спр., искл.
Разноспрягаемые глаголы
хотеть
по I спр.
я хоч у
ты хоч ешь
он хоч ет
бежать
по II спр.
мы хот им
вы хот ите
они хот ят
по I спр.
они бег ут
я бег у
по II спр.
ты беж ишь
он беж ит
мы беж им
вы беж ите
Роль инфинитива в предложении
Подлежащее
Сказуемое
Что?
Дополнение
Что делать?
Что сделать?
Любить – значит прощать
Определение
Я (что делаю?) иду в школу
Вопросы косвенных падежей
Обстоятельство
Какой?
Прошу вас (о чём?) не шуметь.
Где? Когда? Куда?
Желание (какое?) учиться было у него постоянным.
Я поехал в горы (с какой целью?) подлечиться.
- Морфологический разбор глагола
- I . Часть речи. Общее значение.
- II . Морфологические признаки:
- Начальная форма ( неопределенная форма); вид; спряжение;
- Время; число; лицо; род ( если есть).
- III . Синтаксическая роль.
Образец морфологического разбора
Цветет сирень.
Устный разбор
Цветет- глагол.
Во- первых, он обозначает действие: Сирень (что делает?) цветет.
Во-вторых, имеет морфологические признаки: начальная форма- цвести, несовершенного вида, I спряжения; здесь употреблен в настоящем времени, в единственном числе, 3-м лице.
В-третьих, в предложении является сказуемым: Сирень ( что делает?) цветет .
Письменный разбор
- Цветет- глагол. Сирень (что делает?) цветет.
- Н.ф.- цвести, несов. Вида, I спр., в наст., вр., в ед., ч., в 3-м л.
- : Сирень ( что делает?) цветет .
Спасибо за внимание