Тема урока: «Глагол как часть речи»
(урок – обобщение)
Цель урока: Обобщить знания учащихся о глаголе как
части речи.
Задачи: Совершенствовать знания учащихся о частях
речи, о главных членах предложения.
Закрепить знания учащихся о признаках,
свойствах глагола.
Развивать связную устную речь учащихся
посредством полных ответов на вопросы.
Развивать мыслительные операции в ходе
выполнения упражнений, при работе с
таблицами.
Оборудование: доска, конспект урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
Правописание глаголов.
Правописание окончаний глаголов.
1. В зависимости от личных окончаний глаголы делятся на две большие группы: на глаголы I и II спряжений.
Ко II спряжению относятся:
глаголы на -ить (кроме глаголов брить, стелить, зиждиться, которые относятся к I спряжению),
7 глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть),
4 глагола на -ать (тать, дышать, держать, слышать).
Все остальные глаголы относятся к I спряжению.
Личные окончания глаголов в настоящем или будущем прошедшем времени:
1 спряжение | II спряжение |
ед.ч. 1 лицо читаю, беру 2 лицо читаешь, берешь З лицо читает, берет
мн.ч. 1 лицо читаем, берем 2 лицо читаете, берете 3 лицо читают, берут | ед.ч. 1 1 лицо пилю, горжусь 2 лицо пилишь, гордишься З лицо пилит, гордится мн. ч. 1 лицо пилим, гордимся 2 лицо пилите, гордитесь З лицо пилят, гордятся |
2. Существует несколько разноспрягаемых глаголов, не относящихся ни к одному их двух спряжений: хотеть, бежать, есть, создать, дать.
ед.ч. 1 лицо читаю, беру 2 лицо читаешь, берешь З лицо читает, берет
мн.ч. 1 лицо читаем, берем 2 лицо читаете, берете 3 лицо читают, берут | хочу хочешь хочет хотим хотите хотят | бегу бежишь бежит бежим бежите бегут | ем ешь ест едим едите едят | создам создашь создаст создадим создадим создадут | дай дашь даст дадим дадите дадут |
3. Если глагол с приставкой обез-(обес-) является переходным, то он спрягается по II спряжению, а если непереходный, то по I спряжению (например, сравните спряжение глаголов обессилеть (кого-ниБудь) и обессилеть (самому).
4. В глаголах I спряжения в форме будущего времени пишется окончание -«те, а в форме повелительного наклонения - окончание -ите (ср.: Вы завтра вышлете это письмо. - Вышлите срочно этот документ.)
Ь (мягкий знак) а глагольных формах.
1. Ь (мягкий знак) пишется:
в инфинитиве (писать, желать, хотеться, мыться),
в окончаниях 2 лица единственно числа настоящего или простого будущего времени (выберешь, помоешь, делаешь, умываешься),
в повелительном наклонении (исправь, спрячься), НО ляг, лягте,
в возвратной частице, которая стоит после гласной (погнулись, повернулись, вернусь);
2. Ь (мягкий знак) не пишется:
Правописание суффиксов глаголов
1. Если в 1 лице настоящего или простого будущего времени глагол оканчивается на -ую(-юю), то в инфинитиве и в форме прошедшего времени пишутся суффиксы -ова-, -ева- (заведую - заведовать, заведовал, воюю - воевать, воевал);
если же в 1 лице настоящего или простого будущего времени глагол оканчивается на -ываю, -иваю, то в инфинитиве и в прошедшем времени пишутся суффиксы -ыва-, -ива- (накладываю - накладывать, накладывал).
2. Глаголы на -пять, -ваю имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в инфинитиве без этого суффикса (продлить - продлевать).
2.Закрепление знаний.
Упражнение 1.
Составьте словосочетания с глаголами.
Встретится — встретиться, освободится — освободиться, отразится — отразиться, вернутся — вернуться, веселится — веселиться, садится — садиться, чистится — чиститься, беспокоится — беспокоиться, ссорится — ссориться, проснутся — проснуться, познакомится — познакомиться.
Упражнение 2.
Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Надо было торопит...ся. Километра через два д...лина вдруг стала сужива...ся. Начали попада...ся глинистые сланцы. Ширина д...лины то суживае...ся метров до ста, то расширяе...ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди...ся, если не держа...ся главного русла. По хребту, поросш...му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива...ся, осматрива...ся, иначе легко сби...ся с пути. (В. Арсеньев)
Упражнение 3.
Вставьте пропущенные буквы в инфинитивных формах.
Чист...ть, молв...ть, порт...ть, мыл...ться, опостыл...ть, знач...ть, спор...ть, обезлюд...ть, обезум...ть, та...ть, прав...ть, вер...ть, кашл...ть, плак...ть, езд...ть, ка...ться, замет...ть, наде...ться, завис...ть, обид...ть.
Упражнение 4.
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите проверочные слова (глагол в форме инфинитива).
Леле...л, наде...лся, послыш...лся, всматрив...лся, вид...лся, обид...л, знач...л, та...л, оконч...л, повес...л, вылеч...л, ненавид...л, спор...л, кле...л, стро...л, се...л.
Упражнение 5.
Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание.
Санкционир...вать митинг, участв...вать в пикете, вывед...вать тайну, оказ...вать воздействие, приказ...вать подчиненному, раскруч...вать веревку, развед...вать месторождение угля, доклад...вать о результатах, исповед...вать ислам, проповед...вать добро, попотч...вать пельменями, команд...вать армией, опроб...вать новое оружие, использ...вать достижения техники.
Упражнение 6.
Составьте словосочетания с приведенными ниже глаголами. Объясните, чем обусловлено различие в их написании.
Обессилеть — обессилить, обледенеть — обледенить, ослабеть — ослабить, обезденежеть — обезденежить, обескроветь — обескровить, обесплодеть — обесплодить, обезножеть — обезножить.
Упражнение 7.
Перепишите. Выделите окончания и определите спряжение глаголов.
Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.
Упражнение 8.
Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.
Сеять, ознакомиться, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять, зависеть, надеяться.
Упражнение 9.
Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы.
(Он) подыщ...т работу, (он) дополн...т ответ, дыш...тся легко, засе...шь поле, обкле...шь обоями, вытр...шь насухо, колыш...тся знамена, народ бор...тся, снег та...т, все завис...т от обстоятельств, брод...шь по аллеям, он ненавид...т ложь, сказанного не ворот...шь, ты все мож...шь, солнце гре...т, окно заиндеве...т, слыш...шь все шорохи, хоч...тся выиграть.
Упражнение 10.
Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.
1) За двумя зайцами погон...шься — ни одного не пойма...шь. 2) Много буд...шь знать — скоро состар...шься. 3) Правда глаза кол...т. 4) Конь вырв...тся — догон...шь, слова сказанного не ворот...шь. 5) Руки не протян...шь, так и с полки не достан...шь. 6) Дождь вымоч...т, а солнышко высуш...т. 7) Мягко стел...т, да жестко спать. 8) Человек, он все уме...т: он и паш...т, он и се...т.
Упражнение 11.
Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание личных окончаний глаголов.
1) На краю горизонта тян...тся серебряная цепь снеговых вершин. (М. Лермонтов) 2) Заунывный ветер гон...т стаю туч на край небес, ель надломленная стон...т, глухо шепч...т темный лес. (Н. Некрасов) 3) Сторож не спеша отбивал часы: удар...т раз и ждет, пока звук не раста...т в голубом воздухе. 4) Грозно смотр...т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков) 5) На темно-сером небе кое-где мига...т звезды; влажный ветерок изредка набега...т легкой волной; слыш...тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев)
3.Итоги урока. Рефлексия.
Домашнее задание: подготовиться к тесту.