СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глагол как часть речи, время глаголов.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводный урок о глаголе как части речи, а также его роли, времени.

Просмотр содержимого документа
«Глагол как часть речи, время глаголов.»

Урок русского языка в 4 классе  Тема: Роль глагола в русском языке

Урок русского языка в 4 классе Тема: Роль глагола в русском языке

Актуализация знаний Прочитай предложения. Определи подлежащее и сказуемое. Саша пьёт чай. Кустарник щиплет олень. Марки собирают ребята. Тучи разгоняет ветер.

Актуализация знаний

Прочитай предложения. Определи подлежащее

и сказуемое.

Саша пьёт чай.

Кустарник щиплет олень.

Марки собирают ребята.

Тучи разгоняет ветер.

Чистописание 17 6 25 30 П Е Ч Ь На то и печь, чтобы блины печь. Омонимы –   разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова, 

Чистописание

  • 17 6 25 30
  • П Е Ч Ь
  • На то и печь, чтобы блины печь.

Омонимы –

  разные по значению,

но одинаковые по звучанию

и написанию слова, 

 Раздели слова на группы. Б…седа, зап…дный, шел…ст, к…ртоф…льный, п…бедить, с…лдат, п…рог, …птека, пр…красный, …бычный, св…ркать, м…линовый.  

Раздели слова на группы.

  • Б…седа, зап…дный, шел…ст, к…ртоф…льный, п…бедить, с…лдат, п…рог, …птека, пр…красный, …бычный, св…ркать, м…линовый.

 

Проверка Б е седа, шел е ст, с о лдат, п и рог, а птека.   Зап а дный, к а ртоф е льный, пр е красный, о бычный, м а линовый. П о бедить, св е ркать.

Проверка

  • Б е седа, шел е ст, с о лдат, п и рог, а птека.
  •   Зап а дный, к а ртоф е льный, пр е красный, о бычный, м а линовый.
  • П о бедить, св е ркать.

Ребус  ,     ГЛАГОЛ

Ребус

,

ГЛАГОЛ

А.К. Югов Глагол – самаяогнедышащая,самаяживаячастьречи. Вглаголеструитсясамаяалая,самаясвежаякровьязыка. Глагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая кровь языка. Что вы можете сказать о глаголе?

А.К. Югов

Глагол – самаяогнедышащая,самаяживаячастьречи.

Вглаголеструитсясамаяалая,самаясвежаякровьязыка.

Глагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи.

В глаголе струится самая алая, самая свежая кровь языка.

Что вы можете сказать о глаголе?

Что значит слово ГЛАГОЛ? Глагол обозначает действие предмета и состояние предмета. В переводе со старославянского языка глагол – это значит слово , речь . Наши предки рассматривали его как слово из слов, важнейшим видом слов. Одна из двух славянских азбук называлась ГЛАГОЛИЦА . Без глагола не построишь предложений, не передашь собеседнику никаких сообщений.

Что значит слово ГЛАГОЛ?

Глагол обозначает действие предмета и состояние предмета.

  • В переводе со старославянского языка глагол – это значит слово , речь .
  • Наши предки рассматривали его как слово из слов, важнейшим видом слов.
  • Одна из двух славянских азбук называлась ГЛАГОЛИЦА .
  • Без глагола не построишь предложений, не передашь собеседнику никаких сообщений.
Глагол  Это самостоятельная часть речи. Обозначает действие и состояние предмета. Отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? И т.д.

Глагол

  • Это самостоятельная часть речи.
  • Обозначает действие и состояние предмета.
  • Отвечает на вопросы

Что делать? Что сделать? И т.д.

Мозолить глаза Спилить дерево Съесть помидор Спешить на работу Прочитайте словосочетания. Есть ли среди них особое?

Мозолить глаза

Спилить дерево

Съесть помидор

Спешить на работу

Прочитайте словосочетания. Есть ли среди них особое?

хоть кол на голове теши Говорится об очень упрямом человеке, которому невозможно втолковать, объяснить что-то – он всё равно продолжает делать по-своему. говорится с неодобрением История происхождения Реши задачу: Сколько кольев купил и обтесал новым топориком старик, если ему нужно было подвязать 20 яблонь в своём саду, 20 яблонь в саду отца своего сына, 20 яблонь в саду дедушки своего внука?

хоть кол на голове теши

  • Говорится об очень упрямом человеке, которому невозможно втолковать,

объяснить что-то – он всё равно продолжает делать по-своему.

говорится с неодобрением

История происхождения

Реши задачу:

Сколько кольев купил и обтесал новым топориком старик, если ему нужно

было подвязать 20 яблонь в своём саду, 20 яблонь в саду отца своего сына,

20 яблонь в саду дедушки своего внука?

Работа в парах: Чуден лес зимой! Белый пушистый снег на ветках деревьев. Смолистые шишки вершины елей. На сугробах узоры заячьих и  лисьих следов. Вот через дорогу белка. Роль глаголов в речи - оживлять речь точно передавать смысл

Работа в парах:

Чуден лес зимой! Белый пушистый снег на ветках деревьев.

Смолистые шишки вершины елей. На сугробах узоры заячьих и

лисьих следов. Вот через дорогу белка.

Роль глаголов в речи -

оживлять речь

точно передавать смысл

В предложении глагол обычно выполняет роль сказуемого. Что cделали? Мы нашли в лесу ежа.

В предложении глагол обычно выполняет роль сказуемого.

Что cделали?

Мы нашли в лесу ежа.

Глагол — это самая живая часть речи. По частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного.

Глагол — это самая живая часть речи.

По частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного.

Найдите глаголы К М Й К П Л И О О Е Т Н В Т Р Е И С Ь Й Е И И Р К Т Т Х П Ь Д Е А О Т Ь Е Н Ф Е Е Д С Г Л Т Щ Т Р Т И П Й И А Т Ч К Н Р Ь Р Ь Т М Ь И А О Р Л И А Ь Н Н Т И Т С С Н Д Ь Н О А М О П Ш Д О Д С Ю М Т П Т В О Л О Я Ы Я Т Т Ь

Найдите глаголы

К

М

Й

К

П

Л

И

О

О

Е

Т

Н

В

Т

Р

Е

И

С

Ь

Й

Е

И

И

Р

К

Т

Т

Х

П

Ь

Д

Е

А

О

Т

Ь

Е

Н

Ф

Е

Е

Д

С

Г

Л

Т

Щ

Т

Р

Т

И

П

Й

И

А

Т

Ч

К

Н

Р

Ь

Р

Ь

Т

М

Ь

И

А

О

Р

Л

И

А

Ь

Н

Н

Т

И

Т

С

С

Н

Д

Ь

Н

О

А

М

О

П

Ш

Д

О

Д

С

Ю

М

Т

П

Т

В

О

Л

О

Я

Ы

Я

Т

Т

Ь

Отвечает на вопросы: что делать?  что делает? что буду делать? что сделать? Обозначает действие и состояние предмета. глагол В предложении чаще всего является сказуемым.

Отвечает на вопросы: что делать?

что делает? что буду делать? что сделать?

Обозначает

действие и состояние

предмета.

глагол

В предложении чаще всего является сказуемым.

Составьте предложения, вставьте пропущенные буквы, подчеркните глаголы как члены предложения. 1) Л..сные, мурав..и, санитары. 2) По..дают, гусениц, они, вредных. 3) Кучу, не, мурав..иную, разрушайте. 4) Если, пог..бает, мурав..иная, муравейник, с..м..я, разорить.

Составьте предложения, вставьте пропущенные буквы, подчеркните глаголы как члены предложения.

1) Л..сные, мурав..и, санитары.

2) По..дают, гусениц, они, вредных.

3) Кучу, не, мурав..иную, разрушайте.

4) Если, пог..бает, мурав..иная, муравейник, с..м..я, разорить.

Найдите глаголы в пословицах. Месяц светит, да не греет. Что с воза упало, то пропало. Работа и мучит, и кормит, и учит. Испокон века книга красит человека. Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял

Найдите глаголы в пословицах.

  • Месяц светит, да не греет.
  • Что с воза упало, то пропало.
  • Работа и мучит, и кормит, и учит.
  • Испокон века книга красит человека.
  • Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял
Урок русского языка в 4 классе  по теме  «Изменение глаголов по временам»

Урок русского языка в 4 классе по теме «Изменение глаголов по временам»

Начнём с повторения. Распредели слова на 3 группы .  удивляе[ца], деви[ца], улыбае[ца], красави[ца], нрави [ца], учи[ца]

Начнём с повторения. Распредели слова на 3 группы

.

удивляе[ца], деви[ца], улыбае[ца], красави[ца], нрави [ца], учи[ца]

 Глагол

Глагол

Проверяем деви ца улыба ться  удивляе тся  красави ца учи ться  нрави тся  кто? что делать? что делает? СУЩЕСТВ. ГЛАГОЛЫ

Проверяем

деви ца улыба ться удивляе тся

красави ца учи ться нрави тся

кто? что делать? что делает?

СУЩЕСТВ. ГЛАГОЛЫ

Изменение глаголов по лицам, по числам   ед.ч., 3л. Время разум даёт.

Изменение глаголов по лицам, по числам

ед.ч., 3л.

Время разум даёт.

Время глагола Настоящее время (что делает? что делают?) Прошедшее время (что делал? что сделал? что делали?) Будущее время (что буду делать? что будут делать? что сделают?) Пр.в. Н.в. Б.в

Время глагола

  • Настоящее время (что делает? что делают?)
  • Прошедшее время (что делал? что сделал? что делали?)
  • Будущее время (что буду делать? что будут делать? что сделают?)
  • Пр.в. Н.в. Б.в
А ТЬ , О ′ рис вать о

А

ТЬ

,

О

рис вать

о

Рисовать  изображать, воспроизводить предметы на плоскости (карандашом, красками, углём, пером, акварелью.)   С.И. Ожегов  «Словарь русского языка»

Рисовать

изображать, воспроизводить предметы на плоскости (карандашом, красками, углём, пером, акварелью.)

С.И. Ожегов

«Словарь русского языка»

 Рисует.  Рисует, будет рисовать, рисовал, нарисовал, нарисует.  Что делает? Что будет делать?  Что делал? Что сделал? Что сделает?

Рисует.

Рисует, будет рисовать, рисовал, нарисовал, нарисует.

Что делает?

Что будет делать?

Что делал?

Что сделал?

Что сделает?

Синонимы  Зарисовывать, набрасывать, чертить.

Синонимы

Зарисовывать, набрасывать, чертить.

 … время (что делает? что делают?) Прошедшее время (…? что …? что делали?) … время (что буду делать? что будут делать? что сделают?) Пр.в. Н.в. Б.в

  • время (что делает? что делают?)
  • Прошедшее время (…? что …? что делали?)
  • время (что буду делать? что будут делать? что сделают?)
  • Пр.в. Н.в. Б.в
Тест. 1.Какое из данных слов является глаголом настоящего времени? А) пробежим Б) изучаем В) думать Г) знали 2.  С какими глаголами прошедшего времени частица не  пишется слитно? А) (не)напишет Б) (не) умели В) (не)боится Г) (не)взлюбила

Тест.

1.Какое из данных слов является глаголом настоящего времени?

А) пробежим Б) изучаем

В) думать Г) знали

2. С какими глаголами прошедшего времени частица не пишется слитно?

А) (не)напишет Б) (не) умели

В) (не)боится Г) (не)взлюбила

Выбери правильное утверждение 3. Эти глаголы 1 спряжения стоят в будущем времени А) постро…т Б) кле…ть, В) обид…шь Г) зашага…т. 4. Глаголы отвечают на вопросы что делают? А) в будущем времени Б) в начальной форме В) в прошедшем времени Г) в настоящем времени

Выбери правильное утверждение

3. Эти глаголы 1 спряжения стоят в будущем времени

А) постро…т Б) кле…ть,

В) обид…шь Г) зашага…т.

4. Глаголы отвечают на вопросы что делают?

А) в будущем времени Б) в начальной форме

В) в прошедшем времени Г) в настоящем времени

Самопроверка 1 - Б 2 - Г 3 - Г 4 - Г

Самопроверка

  • 1 - Б
  • 2 - Г
  • 3 - Г
  • 4 - Г
Работа по теме урока Прочитайте предложения Кассир продал пассажиру билет на поезд. Кассир продаёт пассажиру билет на поезд. Кассир продаст пассажиру билет на поезд.   В предложениях говорится об одном и том же. Но в первом случае описывается действие, которое уже произошло, во втором – действие, которое происходит в данный момент, в третьем – действие, которое будет происходить. При этом изменяется форма глагола. У него изменяется время. У глаголов прошедшего времени чаще всего есть суффикс Л.

Работа по теме урока

  • Прочитайте предложения

Кассир продал пассажиру билет на поезд.

Кассир продаёт пассажиру билет на поезд.

Кассир продаст пассажиру билет на поезд.

В предложениях говорится об одном и том же. Но в первом случае описывается действие, которое уже произошло, во втором – действие, которое происходит в данный момент, в третьем – действие, которое будет происходить. При этом изменяется форма глагола. У него изменяется время.

У глаголов прошедшего времени чаще всего есть суффикс Л.

Работа с учебником Стр 71 упр 146 (устно) Письменная работа Спиши текст: Речушка замерзла. На быстрине над полыньей поднимается пар. Речка дышит. От ее холодного дыхания вырастут на закраинах льда белые венчики цветов. Подчеркни грамматическую основу в каждом предложении. Подпиши над каждым словом в этих предложениях часть речи. Определи время глаголов.

Работа с учебником

  • Стр 71 упр 146 (устно)

Письменная работа

Спиши текст:

Речушка замерзла. На быстрине над полыньей поднимается пар. Речка дышит. От ее холодного дыхания вырастут на закраинах льда белые венчики цветов.

Подчеркни грамматическую основу в каждом предложении. Подпиши над каждым словом в этих предложениях часть речи. Определи время глаголов.

Выпиши глаголы из текста, укажи их время  С юга прилетели на самолёте в далёкий северный порт Мурманск. Скоро настанет вечер и стемнеет. Летом на Крайнем Севере темноты не бывает. Солнце днём и ночью ходит по небу кругом.  Зимой солнце совсем не встаёт из-за горизонта. Только звёзды горят на чёрном небе. Иногда полыхало полярное сияние.  Трудно человек привыкал к ночному солнцу. По ночам очень много людей гуляет по улицам. Многие сидят на скамейках. Читают газеты. Рассматривают витрины магазинов. И даже дети находятся ночью на улицах и греются на солнышке.

Выпиши глаголы из текста, укажи их время

С юга прилетели на самолёте в далёкий северный порт Мурманск. Скоро настанет вечер и стемнеет. Летом на Крайнем Севере темноты не бывает. Солнце днём и ночью ходит по небу кругом.

Зимой солнце совсем не встаёт из-за горизонта. Только звёзды горят на чёрном небе. Иногда полыхало полярное сияние.

Трудно человек привыкал к ночному солнцу. По ночам очень много людей гуляет по улицам. Многие сидят на скамейках. Читают газеты. Рассматривают витрины магазинов. И даже дети находятся ночью на улицах и греются на солнышке.

Вставь пропущенное слово, проверь себя: … время (что делает? что делают?) Прошедшее время (…? что …? что делали?) … время (что буду делать? что будут делать? что сделают?) Пр.в. Н.в. Б.в

Вставь пропущенное слово, проверь себя:

  • время (что делает? что делают?)
  • Прошедшее время (…? что …? что делали?)
  • время (что буду делать? что будут делать? что сделают?)
  • Пр.в. Н.в. Б.в
АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ  ПО ТЕМЕ « ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ВРЕМЕНИ » Фамилия ___________________________ Имя ________________________ ЗНАЮ « + » - задание выполнил(а) верно, без затруднений Определение глагола как часть речи « ? » - испытывал(а) трудности УМЕЮ На какие вопросы отвечает глагол Находить глаголы в тексте Как определить вид глагола Задавать к ним вопросы Как определить время глагола Определить вид глагола ИТОГО: Определить время глагола ИТОГО:

АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ПО ТЕМЕ « ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ВРЕМЕНИ »

Фамилия ___________________________ Имя ________________________

ЗНАЮ

« + » - задание выполнил(а) верно, без затруднений

Определение глагола как часть речи

« ? » - испытывал(а) трудности

УМЕЮ

На какие вопросы отвечает глагол

Находить глаголы в тексте

Как определить вид глагола

Задавать к ним вопросы

Как определить время глагола

Определить вид глагола

ИТОГО:

Определить время глагола

ИТОГО:

Дз упр. 144 стр.70, слоаврные слова выписать и выучить

Дз упр. 144 стр.70,

слоаврные слова выписать и выучить


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!