СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глагол. Причастие. Деепричастие

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация может быть использована на уроках русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Глагол. Причастие. Деепричастие»

Глагол как часть речи

Глагол как часть речи

 Цели урока  повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся о морфологических и синтаксических признаках глагола, причастия и деепричастия;  усвоение грамматико-стилистических норм употребления глаголов, причастий и деепричастий в предложении, умение видеть границы причастного и деепричастного оборотов и обособлять их;  формирование личностных позитивных качеств обучающихся, воспитание осмысленной учебной деятельности.

Цели урока

  • повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся о морфологических и синтаксических признаках глагола, причастия и деепричастия;
  • усвоение грамматико-стилистических норм употребления глаголов, причастий и деепричастий в предложении, умение видеть границы причастного и деепричастного оборотов и обособлять их;
  • формирование личностных позитивных качеств обучающихся, воспитание осмысленной учебной деятельности.
 Морфологические признаки 1.Что делать? что сделать? 2.Действие предмета. 3.Грамматические категории: А) вид, переходность-непереходность, возвратность; Б) наклонение, время, лицо, число 4.Синтаксическая роль: сказуемое, подлежащее, определение, дополнение.

Морфологические признаки

1.Что делать? что сделать?

2.Действие предмета.

3.Грамматические категории:

А) вид, переходность-непереходность,

возвратность;

Б) наклонение, время, лицо, число

4.Синтаксическая роль: сказуемое, подлежащее, определение, дополнение.

 Вид глагола : Совершенный (что сделать?)-законченное действие; Несовершенный (что делать?)-длительное действие.

Вид глагола :

  • Совершенный (что сделать?)-законченное действие;
  • Несовершенный (что делать?)-длительное действие.

 Переходные глаголы  действие, направленное на объект:  А) глагол + существительное, мест. в В.П. без предлога : отдам книгу, вижу вас  Б)глагол + сущ. в Р.п. при отрицании или как часть предмета : не читал книги, выпить молока – это прямое дополнение .  Непереходные глаголы  не имеют прямого дополнения ( глагол + сущ., мест., числ. в Р, Д, Т, П.п с предлогом и без) - косвенное дополнение : препятствовать движению:

Переходные глаголы

действие, направленное на объект:

А) глагол + существительное, мест. в В.П. без предлога : отдам книгу, вижу вас

Б)глагол + сущ. в Р.п. при отрицании или как часть предмета : не читал книги, выпить молока – это прямое дополнение .

Непереходные глаголы

не имеют прямого дополнения ( глагол + сущ., мест., числ. в Р, Д, Т, П.п с предлогом и без) - косвенное дополнение : препятствовать движению:

 Наклонение глагола : Изъявительное (реальный факт). Повелительное (побуждение к действию). Сослагательное (действие, которое могло бы иметь место при определенных условиях) : мог бы.

Наклонение глагола :

  • Изъявительное (реальный факт).
  • Повелительное (побуждение к действию).
  • Сослагательное (действие, которое могло бы иметь место при определенных условиях) : мог бы.

 Категория времени: Настоящее, прошедшее, Будущее простое -напишу, принесу, Будущее сложное :буду писать (простое глагольное сказуемое = напишу).

Категория времени:

  • Настоящее, прошедшее,
  • Будущее простое -напишу, принесу,
  • Будущее сложное :буду писать (простое глагольное сказуемое = напишу).

 Спряжение глагола   2 спряжение: А ) все на – ИТЬ ,  (кроме брить, стелить, зиждиться); Б ) 7 на – ЕТЬ : терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть: В ) 4 на - АТЬ :  гнать, дышать, слышать, держать.

Спряжение глагола

2 спряжение:

А ) все на – ИТЬ ,

(кроме брить, стелить, зиждиться);

Б ) 7 на – ЕТЬ : терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть:

В ) 4 на - АТЬ :

гнать, дышать, слышать, держать.

 Личные окончания глагола :  А ) 1спр. –у(ю), - е шь, - е т, - е м, - е те, - у т (- ю т) (суф. прич. 1 спр. – у щ, - ю щ, - о м, - е м).  2 спр . –у(ю), - и шь, - и т, - и м, - и те, - а т (- я т). (суф. прич. 2спр. - а щ, - я щ, - и м.) Б ) вы летите –лет и те,  вы гоните –гон и те(2спр.) В ) сохраняй вид при образовании инфинитива; В повелительном наклонении всегда – ИТЕ

Личные окончания глагола :

А ) 1спр. –у(ю), - е шь, - е т, - е м, - е те, - у т (- ю т)

(суф. прич. 1 спр. – у щ, - ю щ, - о м, - е м).

2 спр . –у(ю), - и шь, - и т, - и м, - и те, - а т (- я т).

(суф. прич. 2спр. - а щ, - я щ, - и м.)

Б ) вы летите –лет и те,

вы гоните –гон и те(2спр.)

В ) сохраняй вид при образовании инфинитива;

В повелительном наклонении всегда – ИТЕ

Сложные случаи согласования: 1. Собират. сущ. + сказуемое в ед.числе. 2.Большинство, большая часть, меньшинство, много, мало + сказ. ед.ч. 3.Местоимения вопросит., неопредел., отрицат. + сказ. ед.ч. 4.Однородные подлежащие (и, да = и) + сказуемое множ. числа . 5.Однородные подлежащие (или, либо, то-то, а)- сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих

Сложные случаи согласования:

1. Собират. сущ. + сказуемое в ед.числе.

2.Большинство, большая часть, меньшинство, много, мало + сказ. ед.ч.

3.Местоимения вопросит., неопредел., отрицат. + сказ. ед.ч.

4.Однородные подлежащие (и, да = и) + сказуемое множ. числа .

5.Однородные подлежащие (или, либо, то-то, а)- сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих

Правописание суффиксов глагола :  А ) - ова- , - ева = - ую (- юю ):  бесед ова л -бесед ую ,  Б )- ыва (- ива ) = - ываю (- иваю ):  разве ива л-разве иваю .  В ) одол е ть -одол е вать, одол е ваю.  Г ) Запомни : застр е вать, затм е вать, продл е вать, увещ е вать, обур е вать, недоум е вать.

Правописание суффиксов глагола :

А ) - ова- , - ева = - ую (- юю ):

бесед ова л -бесед ую ,

Б )- ыва (- ива ) = - ываю (- иваю ):

разве ива л-разве иваю .

В ) одол е ть -одол е вать, одол е ваю.

Г ) Запомни : застр е вать, затм е вать, продл е вать, увещ е вать, обур е вать, недоум е вать.

Причастие 1

Причастие

1

Вспомните -Что такое причастие? -Что обозначает? На какие вопросы отвечает? -Какие виды причастий вы помните? -Как образуются действительные и страдательные причастия? -Какие признаки глагола и прилагательного совмещены в причастии? -Что такое причастный оборот?

Вспомните

  • -Что такое причастие?
  • -Что обозначает? На какие вопросы отвечает?
  • -Какие виды причастий вы помните?
  • -Как образуются действительные и страдательные причастия?
  • -Какие признаки глагола и прилагательного совмещены в причастии?
  • -Что такое причастный оборот?

 1. Причастие обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой ?, какая ? , какие ? 2. Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Изменяются по числам, падежам, по родам (только в ед. числе!).  3. В предложениях причастия обычно бывают определениями, реже – сказуемыми.

1. Причастие обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой ?, какая ? , какие ?

2. Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени.

Изменяются по числам, падежам, по родам (только в ед. числе!).

3. В предложениях причастия обычно бывают определениями, реже – сказуемыми.

Образование причастий Действительные причастия Страдательные причастия Настоящее время ущ, ющ – от гл. I спр. ащ, ящ – от гл. II спр. Настоящее время Бор ющ ийся , кле ящ ий Прошедшее время ом, ем - от гл. I спр. им - от гл. II спр. вш, ш Одева ем ая, гон им ый Прошедшее время Засмотре вш ийся, унес ш ий енн, ённ, нн, т Увид енн ый , услыша нн ый , пригре т ый

Образование причастий

Действительные причастия

Страдательные

причастия

Настоящее время

ущ, ющ – от гл. I спр.

ащ, ящ – от гл. II спр.

Настоящее время

Бор ющ ийся , кле ящ ий

Прошедшее время

ом, ем - от гл. I спр.

им - от гл. II спр.

вш, ш

Одева ем ая, гон им ый

Прошедшее время

Засмотре вш ийся,

унес ш ий

енн, ённ, нн, т

Увид енн ый , услыша нн ый , пригре т ый

 причастия Постро енн ое здание,  плач ущ ий ребенок, бушу ющ ее море, связа нн ая кофта, вымы т ые руки, немига ющ ий взгляд,  цвет ущ ий луг,

причастия

Постро енн ое здание,

плач ущ ий ребенок,

бушу ющ ее море,

связа нн ая кофта,

вымы т ые руки,

немига ющ ий взгляд,

цвет ущ ий луг,

Подсказка! Причастие можно заменить синонимичным сочетанием (существительное + «который» + глагол)  Желтеющий лист = лист, который желтеет   Засеянное поле = поле, которое засеяли

Подсказка!

Причастие можно заменить синонимичным сочетанием

(существительное + «который» + глагол)

Желтеющий лист = лист, который желтеет

Засеянное поле = поле, которое засеяли

Проверим Причастие = построенное здание, плачущий ребенок, бушующее море, связанная кофта, вымытые руки, немигающий взгляд  цветущий луг  (сущ. + «который» + гл.) здание, которое построили ребенок, который плачет море, которое бушует кофта, которую связали руки, которые вымыли взгляд, который не мигает луг, который цветет

Проверим

Причастие =

построенное здание,

плачущий ребенок,

бушующее море,

связанная кофта,

вымытые руки,

немигающий взгляд

цветущий луг

(сущ. + «который» + гл.)

здание, которое построили

ребенок, который плачет

море, которое бушует

кофта, которую связали

руки, которые вымыли

взгляд, который не мигает

луг, который цветет

Живопись

Живопись

Архитектура

Архитектура

Скульптура

Скульптура

Литература

Литература

танец

танец

 Бушующее море. Построенный дом. Горящие  дрова. Раскрытая  книга. Упр.№200

  • Бушующее море. Построенный дом.
  • Горящие дрова.
  • Раскрытая книга.
  • Упр.№200

Бушующее за кормой. Проверенное учителем. Ярко горящие. Раскрытая сестрой.
  • Бушующее за кормой.
  • Проверенное учителем.
  • Ярко горящие.
  • Раскрытая сестрой.

Правописание НН и Н в причастиях и отглагольных прилагательных Н 1. Если нет 2. если нет 3. в краткой форме причастия НН 1. если есть приставка, кроме НЕ 2.если есть зависимое слово 3. если образовано от бесприставочного глагола совершенного вида 4. если оканчиваются на ОВАННЫЙ, ЁВАННЫЙ

Правописание НН и Н в причастиях и отглагольных прилагательных

Н

1. Если нет

2. если нет

3. в краткой форме причастия

НН

1. если есть приставка, кроме НЕ

2.если есть зависимое слово

3. если образовано от бесприставочного глагола совершенного вида

4. если оканчиваются на ОВАННЫЙ, ЁВАННЫЙ

Правописание НЕ с причастиями Раздельно 1. если есть противопоставление с союзом А 2. если есть зависимое слово 3.в краткой форме причастия Слитно 1. если нет 2. Если нет 3. если без НЕ не употребляется

Правописание НЕ с причастиями

Раздельно

1. если есть противопоставление с союзом А

2. если есть зависимое слово

3.в краткой форме причастия

Слитно

1. если нет

2. Если нет

3. если без НЕ не употребляется

 Деепричастие как глагольная форма    Признаки Глагола: 1. Имеет вид, возвратность. 2. Что делая? Что сделав? 3. Управляет зависимыми  словами. Наречия: 1. Не изменяется. 2. В предложении является  обстоятельством. 3. Управляет зависимыми  словами.

Деепричастие как глагольная форма Признаки

Глагола:

1. Имеет вид, возвратность.

2. Что делая? Что сделав?

3. Управляет зависимыми

словами.

Наречия:

1. Не изменяется.

2. В предложении является

обстоятельством.

3. Управляет зависимыми

словами.

  Вид деепричастий    Совершенный: 1. Законченное добавочное  действие. 2. Что сделав? 3. Суффиксы: -вши, -в, -ши, -а (-я). Несовершенный: 1. Незаконченное добавочное действие. 2. Что делая? 3. Суффиксы: -а (-я).

Вид деепричастий

Совершенный:

1. Законченное добавочное

действие.

2. Что сделав?

3. Суффиксы: -вши, -в, -ши,

-а (-я).

Несовершенный:

1. Незаконченное добавочное действие.

2. Что делая?

3. Суффиксы: -а (-я).

  Суффиксы деепричастий    Несовершенный вид: -а (-я) Совершенный вид: -вши -в -ши -а (-я)

Суффиксы деепричастий

Несовершенный вид:

-а (-я)

Совершенный вид:

-вши

-ши

-а (-я)

Правописание деепричастий     Не с деепричастиями  Частица НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Н е зная (дееприч. )    Некоторые деепричастия без не не употребляются, поэтому пишутся слитно . Негодуя (без не не употр.)  Правописание суффиксов деепричастий совершенного вида   В деепричастиях совершенного вида перед суффиксами –В, –ВШИ пишется та же буква, что и перед ТЬ в инфинитиве.   Куп и в (куп и ть)

Правописание деепричастий

Не с деепричастиями

Частица НЕ с деепричастиями пишется раздельно.

Н е зная (дееприч. )

Некоторые деепричастия без не не употребляются, поэтому пишутся слитно .

Негодуя (без не не употр.)

Правописание суффиксов деепричастий совершенного вида

В деепричастиях совершенного вида перед суффиксами –В, –ВШИ пишется та же буква, что и перед ТЬ в инфинитиве.

Куп и в (куп и ть)

Обособление определений и обстоятельств Всегда обособляются одиночные деепричастия и деепричастные обороты Обособляются определения любые, если 1. стоят после определяемого слова, выраженного существительным 2. если относятся к личному местоимению 3. если стоят перед определяемым словом и имеют добавочное обстоятельственное значение Не обособляются, если стоят перед определяемым словом

Обособление определений и обстоятельств

Всегда обособляются одиночные деепричастия и деепричастные обороты

Обособляются определения любые, если

1. стоят после определяемого слова, выраженного существительным

2. если относятся к личному местоимению

3. если стоят перед определяемым словом и имеют добавочное обстоятельственное значение

Не обособляются, если стоят перед определяемым словом

Искусство – память народа Задача искусства — волновать сердца . Гельвеций К. Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном . Дидро Д.

Искусство – память народа

  • Задача искусства — волновать сердца . Гельвеций К.
  • Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном . Дидро Д.

Картина Коро «Орфей, ведущий Эвридику из царства теней», 1861.

Картина Коро «Орфей, ведущий Эвридику из царства теней», 1861.

Картины родной природы

Картины родной природы

Какой снег? Снег белый – снег(какой?)  Белеющий, блестящий, искрящийся, хрустящий, скрипящий, падающий, кружащийся

Какой снег?

  • Снег белый – снег(какой?)
  • Белеющий, блестящий, искрящийся, хрустящий, скрипящий, падающий, кружащийся

 Рефлексия Что дал вам этот урок? Чему научил? Как вы сами оцениваете данный урок?

Рефлексия

  • Что дал вам этот урок? Чему научил?
  • Как вы сами оцениваете данный урок?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя