Глагол как часть речи
Цели урока
- повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся о морфологических и синтаксических признаках глагола, причастия и деепричастия;
- усвоение грамматико-стилистических норм употребления глаголов, причастий и деепричастий в предложении, умение видеть границы причастного и деепричастного оборотов и обособлять их;
- формирование личностных позитивных качеств обучающихся, воспитание осмысленной учебной деятельности.
Морфологические признаки
1.Что делать? что сделать?
2.Действие предмета.
3.Грамматические категории:
А) вид, переходность-непереходность,
возвратность;
Б) наклонение, время, лицо, число
4.Синтаксическая роль: сказуемое, подлежащее, определение, дополнение.
Вид глагола :
- Совершенный (что сделать?)-законченное действие;
- Несовершенный (что делать?)-длительное действие.
Переходные глаголы
действие, направленное на объект:
А) глагол + существительное, мест. в В.П. без предлога : отдам книгу, вижу вас
Б)глагол + сущ. в Р.п. при отрицании или как часть предмета : не читал книги, выпить молока – это прямое дополнение .
Непереходные глаголы
не имеют прямого дополнения ( глагол + сущ., мест., числ. в Р, Д, Т, П.п с предлогом и без) - косвенное дополнение : препятствовать движению:
Наклонение глагола :
- Изъявительное (реальный факт).
- Повелительное (побуждение к действию).
- Сослагательное (действие, которое могло бы иметь место при определенных условиях) : мог бы.
Категория времени:
- Настоящее, прошедшее,
- Будущее простое -напишу, принесу,
- Будущее сложное :буду писать (простое глагольное сказуемое = напишу).
Спряжение глагола
2 спряжение:
А ) все на – ИТЬ ,
(кроме брить, стелить, зиждиться);
Б ) 7 на – ЕТЬ : терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть:
В ) 4 на - АТЬ :
гнать, дышать, слышать, держать.
Личные окончания глагола :
А ) 1спр. –у(ю), - е шь, - е т, - е м, - е те, - у т (- ю т)
(суф. прич. 1 спр. – у щ, - ю щ, - о м, - е м).
2 спр . –у(ю), - и шь, - и т, - и м, - и те, - а т (- я т).
(суф. прич. 2спр. - а щ, - я щ, - и м.)
Б ) вы летите –лет и те,
вы гоните –гон и те(2спр.)
В ) сохраняй вид при образовании инфинитива;
В повелительном наклонении всегда – ИТЕ
Сложные случаи согласования:
1. Собират. сущ. + сказуемое в ед.числе.
2.Большинство, большая часть, меньшинство, много, мало + сказ. ед.ч.
3.Местоимения вопросит., неопредел., отрицат. + сказ. ед.ч.
4.Однородные подлежащие (и, да = и) + сказуемое множ. числа .
5.Однородные подлежащие (или, либо, то-то, а)- сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих
Правописание суффиксов глагола :
А ) - ова- , - ева = - ую (- юю ):
бесед ова л -бесед ую ,
Б )- ыва (- ива ) = - ываю (- иваю ):
разве ива л-разве иваю .
В ) одол е ть -одол е вать, одол е ваю.
Г ) Запомни : застр е вать, затм е вать, продл е вать, увещ е вать, обур е вать, недоум е вать.
Причастие
1
Вспомните
- -Что такое причастие?
- -Что обозначает? На какие вопросы отвечает?
- -Какие виды причастий вы помните?
- -Как образуются действительные и страдательные причастия?
- -Какие признаки глагола и прилагательного совмещены в причастии?
- -Что такое причастный оборот?
1. Причастие обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой ?, какая ? , какие ?
2. Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени.
Изменяются по числам, падежам, по родам (только в ед. числе!).
3. В предложениях причастия обычно бывают определениями, реже – сказуемыми.
Образование причастий
Действительные причастия
Страдательные
причастия
Настоящее время
ущ, ющ – от гл. I спр.
ащ, ящ – от гл. II спр.
Настоящее время
Бор ющ ийся , кле ящ ий
Прошедшее время
ом, ем - от гл. I спр.
им - от гл. II спр.
вш, ш
Одева ем ая, гон им ый
Прошедшее время
Засмотре вш ийся,
унес ш ий
енн, ённ, нн, т
Увид енн ый , услыша нн ый , пригре т ый
причастия
Постро енн ое здание,
плач ущ ий ребенок,
бушу ющ ее море,
связа нн ая кофта,
вымы т ые руки,
немига ющ ий взгляд,
цвет ущ ий луг,
Подсказка!
Причастие можно заменить синонимичным сочетанием
(существительное + «который» + глагол)
Желтеющий лист = лист, который желтеет
Засеянное поле = поле, которое засеяли
Проверим
Причастие =
построенное здание,
плачущий ребенок,
бушующее море,
связанная кофта,
вымытые руки,
немигающий взгляд
цветущий луг
(сущ. + «который» + гл.)
здание, которое построили
ребенок, который плачет
море, которое бушует
кофта, которую связали
руки, которые вымыли
взгляд, который не мигает
луг, который цветет
Живопись
Архитектура
Скульптура
Литература
танец
- Бушующее море. Построенный дом.
- Горящие дрова.
- Раскрытая книга.
- Упр.№200
- Бушующее за кормой.
- Проверенное учителем.
- Ярко горящие.
- Раскрытая сестрой.
Правописание НН и Н в причастиях и отглагольных прилагательных
Н
1. Если нет
2. если нет
3. в краткой форме причастия
НН
1. если есть приставка, кроме НЕ
2.если есть зависимое слово
3. если образовано от бесприставочного глагола совершенного вида
4. если оканчиваются на ОВАННЫЙ, ЁВАННЫЙ
Правописание НЕ с причастиями
Раздельно
1. если есть противопоставление с союзом А
2. если есть зависимое слово
3.в краткой форме причастия
Слитно
1. если нет
2. Если нет
3. если без НЕ не употребляется
Деепричастие как глагольная форма Признаки
Глагола:
1. Имеет вид, возвратность.
2. Что делая? Что сделав?
3. Управляет зависимыми
словами.
Наречия:
1. Не изменяется.
2. В предложении является
обстоятельством.
3. Управляет зависимыми
словами.
Вид деепричастий
Совершенный:
1. Законченное добавочное
действие.
2. Что сделав?
3. Суффиксы: -вши, -в, -ши,
-а (-я).
Несовершенный:
1. Незаконченное добавочное действие.
2. Что делая?
3. Суффиксы: -а (-я).
Суффиксы деепричастий
Несовершенный вид:
-а (-я)
Совершенный вид:
-вши
-в
-ши
-а (-я)
Правописание деепричастий
Не с деепричастиями
Частица НЕ с деепричастиями пишется раздельно.
Н е зная (дееприч. )
Некоторые деепричастия без не не употребляются, поэтому пишутся слитно .
Негодуя (без не не употр.)
Правописание суффиксов деепричастий совершенного вида
В деепричастиях совершенного вида перед суффиксами –В, –ВШИ пишется та же буква, что и перед ТЬ в инфинитиве.
Куп и в (куп и ть)
Обособление определений и обстоятельств
Всегда обособляются одиночные деепричастия и деепричастные обороты
Обособляются определения любые, если
1. стоят после определяемого слова, выраженного существительным
2. если относятся к личному местоимению
3. если стоят перед определяемым словом и имеют добавочное обстоятельственное значение
Не обособляются, если стоят перед определяемым словом
Искусство – память народа
- Задача искусства — волновать сердца . Гельвеций К.
- Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном . Дидро Д.
Картина Коро «Орфей, ведущий Эвридику из царства теней», 1861.
Картины родной природы
Какой снег?
- Снег белый – снег(какой?)
- Белеющий, блестящий, искрящийся, хрустящий, скрипящий, падающий, кружащийся
Рефлексия
- Что дал вам этот урок? Чему научил?
- Как вы сами оцениваете данный урок?