- обобщить, систематизировать и актуализировать имеющиеся знания об имени существительном;
- формировать представление о глаголе как части речи, о функциях глагола в речи, формировать умение находить глагол среди других частей речи в предложении по вопросу;
- развивать умение использовать глаголы в устной и письменной речи; решать проблемные ситуации, анализировать, сравнивать, обобщать, контролировать результаты своей деятельности;
- воспитывать добросовестное отношение к выполнению любого дела, желание и умение выражать и аргументировать свое мнение.
Этапы урока. Цели. | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. Приветствие. Эмоциональный настрой. Проверка готовности у уроку. | - Здравствуйте, дети! Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем! Начинаем мы опять Думать, рассуждать, Красиво, грамотно писать. - Проверьте вашу готовность к уроку. (на партах у вас должны лежать учебник, рабочая тетрадь, дневник, ручка, простой карандаш, линейка). Урок у нас необычный. Мы отправимся в путешествие по стране знаний. Выполнив задание, мы с вами придём в пункт назначения, найдём для себя что-то новое и очень нужное. У вас на парте лежит секретный конвертик. Открывать его нельзя. Мы его откроем в конце урока. Итак, начинаем путешествие! Кто за приключения? Все без исключения? Скорей поднимем парус И прямо в океан! Ведь и для нас осталось Ещё немало стран, Пока что не открытых, Или давно забытых! - Не будем забывать о правилах посадки: спинка касается спинки стула, кулак между животом и партой, ноги стоят ровно, руки сложены на парте. На уроке не спешу, Аккуратно я пишу, Чтоб учитель мне в тетрадь За урок поставил «5». | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок. |
II. Минутка чистописания совершенствовать написание букв и их соединений. Пальчиковая гимнастика. Оформление рабочей страницы в тетради. | Начнём работу с минутки чистописания, а чтобы буквы были ровными и красивыми, подготовим руки к письму, выполним пальчиковую гимнастику. Внимательно слушайте и повторяйте за мной.) Сжимание и разжимание кулачков Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше ставать. А потом они в тетрадке Будут буковки писать. (Слайд 7) Мы отправляемся из порта Чистописания на кораблике. На воде небольшое волнение, как в этих строчках: лЛл ЛлЛ Давайте вспомним, какие это буквы? (Слайд 8) Откройте тетради, запишите число, классная работа, в третьей строке продолжите ряд прописных и заглавных букв лЛ Не забываем следить за последовательностью написания и правильным соединением букв. Обязательное правило – следи за осанкой. | Повторяют движения за учителем, оформляют тетрадь. Эти буквы обозначают звонкие непарные согласные звуки |
III. Актуализация знаний. П овторение изученного. | Начнём наше путешествие по океану Повторения. Сейчас вспомним, что вы знаете об имени существительном. Перед вами лежит тест. Я читаю вопрос, а вы отмечаете (о ) выбранный вариант ответа. Задание понятно? (Слайд 9, 10, 12) Тест. 1. Имя существительное – это … А) часть речи, которая обозначает предмет; Б) часть речи, которая обозначает действие предмета. 2. Имя существительное отвечает на вопросы: А) что делает? что сделает? Б) кто? что? 3. На какой вопрос отвечают слова: дом, карандаш, груша, пирог? А) кто? Б) что? 4. В каком ряду слова отвечают на вопрос кто? А) папа, бабушка, собака Б) стол, ваза, радуга 5. Выберите верное утверждение: А) Имена собственные пишутся с маленькой буквы. Б) Имена собственные пишутся с заглавной буквы. 6. Укажите, какие это существительные: камень, лейка, телефон, окно? А) неодушевлённые Б) одушевлённые 7. В какой строке существительные стоят в единственном числе? А) звезда, ребята, кони Б) книга, щука, победа 8. В какой строке существительные стоят во множественном числе? А) строители, ножницы, кроты Б) заморозки, белка, друг - Теперь проверим правильность ответов (правильный ответ +, неправильный - ).(Слайд 13) Молодцы, ребята. Вы успешно справились с этим заданием и можем продолжить наше путешествие. | Понятно. Ответы: 1. А 2. Б 3. Б 4. А 5. Б 6. А 7. Б 8. А |
IV. Словарная работа Словарная работа в загадках с выделением орфограмм. Проверка | Нам нужно попасть на остров Словарных слов. Как же нам туда добраться? Я предлагаю продолжить путешествие на воздушном шаре. - Как называется место у этого летательного аппарата, в которое помещают пассажиров? (Слайд 14) Корзина – это плетёное изделие, для хранения вещей, для переноски. Ещё говорят: корзинка, плетёнка, корзиночка. Какие бывают корзины? (Слайд 15) Э то слово – многозначное. Запишите слово корзина в тетрадь. Поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную, непроверяемую ударением. Написание этого слова надо запомнить. Продолжим словарную работу в загадках: - Через поле напрямик скачет белый воротник. Кто это? Запишите отгадку. - Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живёт, в деревне кур крадёт. - Зимой спит, летом ульи ворошит. Кто это? А теперь проверим отгадки. Какие слова вы записали? Какие безударные гласные надо запомнить? Молодцы! Двигаемся дальше. | Это корзина. Корзины бывают для грибов и ягод, для бумаг, баскетбольная, причёска. К орзина З аяц, лиса, медведь |
V. Работа по теме урока. Создание проблемной ситуации. | (Слайд 16) А это что? Внизу видны какие-то строения. Приземляемся. Это страна под названием Глаголия. Я знаю очень интересную историю об этой стране. Много-много лет назад в ней жили только имена существительные. Были тут и солнце, и дома, и цветы, и деревья, и люди, и птицы, и животные. Вот только все они будто замерли. Не было в этой стране жизни. Было ощущение, что какой-то злой волшебник заколдовал всё вокруг. Однажды в город пришли путники. И вдруг произошло чудо! Птицы вдруг запели, защебетали. Ветерок подул. Цветы зацвели, запахли. Трава зазеленела. Машины поехали, зафырчали. Пчёлы и шмели зажужжали. Дети побежали, засмеялись. - А волшебниками были слова, которые обозначают действия. Можно ли представить жизнь без движения? Конечно, нет. Слова, которые обозначают действия предметов, называются ГЛАГОЛЫ. От устаревшего слова «глаголить», т.е «говорить». Теперь вы можете сказать, что за путники вошли в страну Глаголию? Как их звали? | Глаголы. |
VI. Определение темы и постановка целей и задач урока. | - Сформулируйте тему урока. -Вот мы и определили тему нашего урока. «Значение и употребление глаголов в речи». О чём мы будем говорить? (Слайд 17 Мы познакомимся с ….. как частью речи. Узнаем ….. какие слова называют глаголами; на какие вопросы отвечают глаголы; с какой частью речи употребляется. Научимся … находить глаголы в тексте, подбирать глаголы к именам существительным. Проверим … чему научились на уроке. | Глаголы. Глаголом Какие слова называют глаголами, на какие вопросы отвечают глаголы. Находить глаголы в предложении. Чему научились на уроке. |
VII. Физкультминутка | Продолжим наше путешествие на кораблике. (Слайд 18) Все на борт! Но прежде, чем отправиться дальше, надо навести порядок. Драим палубу! Моем иллюминаторы, начищаем до блеска всё судно. Драим палубу руками, ногами, шваброй. Взбираемся на смотровую площадку. Построились! Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой, Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, И кружимся потом. Мы топаем ногами: топ-топ-топ. Мы хлопаем руками: хлоп-хлоп-хлоп. Мы руки разведём и побежим кругом! -Что мы с вами делали? - А как называются в русском языке слова, обозначающие действия? - Смотрим вдаль сначала направо, потом налево. Видите что-нибудь? | Выполняют физминутку. Совершали действия. Глаголы. |
VIII. Работа по закреплению нового материала. 1) Работа по учебнику. 2) Игра «Определи глагол». Проект «Алгоритм определения глаголов» | Я вижу на горизонте землю. Да мы с вами вплотную подошли к материку Закрепляндия. (Слайд 18 ) а) Чтение правила по учебнику (с.68) - Что такое глагол? - Что обозначают глаголы? - На какие вопросы отвечают глаголы? б) Работа по учебнику (с. 68, упр.116) – запись глаголов. Что делает мальчик? На какой вопрос отвечают эти слова? К какой части речи относятся? Составьте предложение по любой картинке и запишите. Подчеркните слово, обозначающее действие предмета. Какое это слово? Запомните! сказуемое выражено глаголом. в) с. 69, упр.118. Прочитайте. Назовите сказку. Все ли действия животных названы правильно? Запишите предложения правильно. А сейчас поиграем. Приготовьте ладошки, если услышите глагол – делайте хлопок. «…Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вымпел, зажёг, обжёг, флажок, дружок» (Вымпел – знамя, флаг. Узкий длинный раздвоенный на конце флаг на мачте военного корабля) - Поднимите руку, кто ни разу не ошибся. Вы умнички. - Как распознать глаголы в речи? - Давайте составим алгоритм. Что такое алгоритм? - Сейчас мы его составим. У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, вы разложите карточки в нужном порядке. (Проверка. Слайд 19 ). | а)Глагол – это часть речи. Глаголы обозначают действия предметов. Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? и другие. б) моет, поливает, стирает, читает. Мальчик читает книгу.) в) «Путаница». Дети записывают составленные предложения, подчёркивают глаголы. -Пошаговое выполнение действий. Алгоритм. 1. Поставить к слову вопрос. 2. Узнать, что оно обозначает. 3. Определить часть речи. |
IX. Подведение итогов урока Работа в группах. (закрепление умения работать в парах) Рефлексия учебной деятельности. | Я думаю, что пора возвращаться в школу и вспомнить, в какую страну мы совершили сегодня путешествие. Давайте закроем глазки, досчитаем до 3 и окажемся в классе: 1, 2, 3. Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает расскажет: Чертит, пишет иль поёт. Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит - Всё расскажет нам ….! (глагол). 1 группа | 2 группа | 3 группа | Ответьте: что делают этими предметами? | Кто как голос подаёт? Что делает? | Кто как передвигается? Что делают? | Лопатой…(копают). Ручкой … Ножницами … Утюгом…. Ложкой… | Лев…(рычит). Корова …. Лягушка …. Мышь … Утка … | Птицы...(летают) Рыбы …. Кузнечик … Уж … Самолёт… | -Так для чего же нужны глаголы в речи? Проведём маленький тест. (Слайд 20). Если вы с моим высказыванием согласны – поставьте +, если не согласны - -. - Глаголы обозначают действия предметов. - Глаголы отвечают на вопросы – кто? что? - Спорт, соль, сорока – это глаголы? Молодцы, ребята! В начале урока мы с вами определили цели и задачи. Как вы думаете, мы ними справились? Давайте вместе закончим фразы: Я узнал (а) …. Я научился(лась) … Мне понравилось на уроке … А теперь, возьмите свои секретные конвертики. Откройте их. В них флажки (вымпелы). Когда-то давно, встречаясь в море, корабли приветствовали друг друга, семафоря флажками. Так она здоровались, предавали информацию, предупреждали об опасности. Я попрошу вас сейчас просемафорить мне. Если у вас на уроке всё получилось, вам всё ясно и понятно – поднимите зелёный флажок. Если всё понятно, но в ходе урока возникали трудности – жёлтый флаг, а если вам ничего не понятно, вы так и не справились ни с чем – красный флаг, как сигнал тревоги. Я рада, что флажки … (зелёные) и вы поняли новый материал. Я думаю, что вы запомнили, что такое глагол. Вас ждёт ещё многое впереди – мир знаний необъятен, человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. | Глагол! Для передачи действий. + - - |
Выставление оценок. Домашнее задание. | Для самостоятельной работы – домашнее задание: стр.68 – выучить правило, упр.119. | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |