СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глаголы 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Cоздание условий для формирования умения спрягать глаголы настоящего и будущего времени, распознавать лицо и число глаголов; познакомить с особенностью написания окончаний в глаголах 2 лица единственного числа.

Просмотр содержимого документа
«Глаголы 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени»


КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Глаголы 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени»


Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умения спрягать глаголы настоящего и будущего времени, распознавать лицо и число глаголов; познакомить с особенностью написания окончаний в глаголах 2 лица единственного числа.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать и называть изученные грамматические признаки глаголов;

  • уметь различать глаголы среди других частей речи;

  • уметь употреблять глаголы в неопределенной форме;

Личностные:

Учиться формировать собственное мнение, учиться учитывать мнение другого; работать в коллективе; проявлять интерес к изучению нового материала.


Тип урока: открытие нового знания.










Этапы урока

Методы и приемы

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Самоопределение к деятельности

(Словесный – Беседа)

Здравствуйте, ребята!

Наступила весна - начало пробуждения природы Радует нас ласковое теплое солнышко. Засияло оно и у нас сегодня в классе. Улыбнитесь друг другу. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье и поднимает настроение, располагает к плодотворному общению.

(приветствие учителя и учащихся)


II.Актуализация знаний и мотивация


(Словесный – Беседа)


(Практичес

кий- чистописа

ние)





(проверка домашнего задания)

Минутка чистописания. Запишите в две строчки:

- е ет ем ете ешь ут ют

- и ит им ите ишь ат ят

Что вы записали?




Назовите окончания глаголов 1 лица
2 лица
3 лица.

Абсолютно верно. Мы еще вернемся к этому заданию.

(проверяют домашнюю работу)



(выполняют запись в тетрадь)


- Окончания глаголов настоящего и будущего времени 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа.


-у, ю, ем, им;

-ешь, ишь, ете, ите;

- ет, ут, ют, ит, ат, ят.

III.Постановка учебной задачи



(Словесный – Формулировка темы и цели урока)

Проспрягайте глаголы «идти, построить», поставив их в настоящее и будущее время. Называйте окончания глаголов. Используем таблицу спряжения глаголов. Работаем по цепочке.





Грамматическая задача. На доске записаны части речи. Их нужно распределить в 2 столбика по каким-то признакам. Подумайте, как это сделать?

Постучишь, промолчишь, дрожь, зашьешь, тишь, помощь, решишь, поможешь, тушь, читаешь, брошь, мелькаешь, сушь, синеешь, вещь, щебечешь, брешь, мышь.

Выделите окончания, сделайте вывод.





Сформулируйте тему урока.



Какие цели перед собой поставим?
-узнать…
-познакомиться…
-повторить…
-узнать больше о…
-упражняться в…

Желаю вам удачи в достижении ваших целей!


-1 лицо: я иду, я построю мы идем, мы построим
2 лицо: ты идёшь, ты построишь вы идете, вы построите
3 лицо: он, она, оно идет, построит они идут, они построят.

(высказывают мнение)

(работают самостоятельно в тетради и у доски)

-Вывод: в 1 столбике – глаголы 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени; во 2 столбике – имена существительные женского рода с шипящей на конце.

-Тема урока: Глаголы 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени.


(формулируют цели урока)

IV. Открытие нового знания


(Словесный – беседа)













(Практический – упражнение)















Посмотрите на окончания глаголов, с которыми вы работали. Какая особенность в написании окончаний глаголов 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени?









Сравните свой вывод с выводом учебника на стр. 85. Правильно ли вы сделали вывод?

С. 85 упр. 171.Прочитайте текст.

О каких цветах вы прочитали в тексте?
Видели ли вы их когда-нибудь? Какого они цвета?


С чем сравнивает их автор текста?



Выпишите выделенные глаголы, задайте к ним вопрос. Определите время, лицо, число и выделите окончания.













Какой вывод можно сделать?



Повторите правило, с которым мы познакомились, в полголоса.



-Глаголы 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени имеют окончания – ешь, - ишь, на конце которых пишется мягкий знак.

-Да, все верно.



-О незабудках.

-Голубые.

-С небом, озером, глазами.

- Что сделаешь? – не забудешь. Что сделаешь? – увидишь. Что сделаешь? – вспомнишь. Что сделаешь? – встретишь. Настоящее время – что делаешь? – слушаешь, видишь. Будущее время – что сделаешь? что будешь делать? – поздравишь, будешь писать.
- Все глаголы 2 лица, будущего времени, единственного числа.
(повторяют правило вслух)

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Называю глаголы в неопределенной форме, а вы называете этот глагол во 2 лице единственного числа настоящего или будущего времени.

Платить – платишь

пожелать – пожелаешь

Кидать – кидаешь

проводить – проводишь

Бросать – бросаешь

покупать – покупаешь

Точить – точишь

запутать – запутаешь

Угощать – угощаешь

насолить – насолишь

(выполняют упражнения в соответствии со словами учителя)

V. Первичное закрепление во внешней речи


Включение практических упражнений (упражнения на описание объекта)

С. 86 упр. 176

1 вариант списывает предложения под номерами 1, 2, 3.

2 вариант – 4, 5, 6.

Определите время, лицо, число каждого глагола и выделите личные окончания.


Поспешишь (буд. время, 2 лицо, ед. число) – людей насмешишь (буд. время, 2 лицо, ед. число).

Поживём (буд. время, 1 лицо, мн. число) – увидим (буд. время, 1 лицо, мн. число).

Слезами горю не поможешь (буд. время, 2 лицо, ед. число).

Соловья баснями не кормят (наст. время, 3 лицо, мн. число).

Маслом кашу не испортишь (буд. время, 2 лицо, ед. число).

И сокол выше солнца летает (наст. время, 3 лицо, ед. число).


Проверьте своего соседа, поставьте рядом с каждым глаголом плюс, если его время, лицо, число и окончание определены верно.


(выполняют задание самостоятельно в тетрадях по вариантам)









(выполняют взаимопроверку, взаимооценку деятельности)

VI. Самостоятельная работа самопроверкой


(Практический – упражнение)

(Имитативный – запоминание)


Работа на карточках.

Вставь в пословицы глаголы 2 лица единственного числа настоящего или будущего времени. Выделите окончания глаголов. Объясни смысл пословиц.

  1. Тише . . . , дальше … .

  2. Раньше …. , раньше и ….. .

  3. Что …. пером, не … и топором.

  4. Руки не …. , так и ложки не ….. .

  5. … минуту, … часы.

  6. Конь вырвется - …. , а слова сказанного не …. .

  7. … - людей …. .

  8. Корову не … , молока не …. .

Слова для справок: поспешишь – насмешишь, едешь – будешь, напишешь – не вырубишь, не протянешь – не достанешь, упустишь – потеряешь, начнёшь – кончишь, догонишь – не воротишь, поспешишь – насмешишь, не накормишь – не получишь.


Выполнив работу, проверьте по «ключу»:


  1. Тише едешь, дальше будешь.

  2. Раньше начнёшь, раньше и кончишь.

  3. Что напишешь пером, не вырубишь и топором.

  4. Руки не протянешь, так и ложки не достанешь.

  5. Упустишь минуту, потеряешь часы.

  6. Конь вырвется – догонишь, а слова сказанного не воротишь.

  7. Поспешишь – людей насмешишь.

  8. Корову не накормишь, молока не получишь.


Какие окончания глаголов выделили?

Оцените свою работу:

16 плюсов – «5»

15-13 – «4»

12-8 – «3»

Меньше восьми – «2»

(работают самостоятельно на карточках)













(выполняют самопроверку деятельности)








(выполняют самооценку деятельности)

VII. Включение в систему знаний

(Словесный – инструктаж)


(Практический – дидактическая игра)

Образуйте от каждого глагола глагол в форме 2-го лица единственного числа. Выделите окончания.


Стоять – стоишь, нести - …, гореть - …, петь - …, постоять - …, принести - …, сгореть - …, запеть - ….






-Стоять – стоишь, нести - несёшь, гореть - горишь, петь - поёшь, постоять - постоишь, принести - принесёшь, сгореть - сгоришь, запеть - запоешь.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

(Словесный – Беседа)

(Практический – Подведение итогов)

Итак, ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке сегодня?


Скажите, что же такое неопределенная форма глаголов?


Закончите предложения:

Я узнал(а)…

Я повторил(а)…

Было трудно…

Меня удивило…

Было интересно…

Теперь я умею…


Откройте свои дневники и запишите домашнее задание:

-Учебник, с.86 упр.175, правило.

-РТ, страница 48, 49.


Хочу сказать вам большое спасибо за урок. До свидания!

-«Неопределенная форма глаголов»

(высказывают мнение)


(выполняют самооценку деятельности)






(записывают домашнее задание)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!