Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I.Мотивационно-мобилизующий этап (цель – активизация субъектного опыта учащихся, вовлечение их в совместную учебную деятельность через привлечение к совместному планированию) Добрый день, ребята, уважаемые гости. Ребята, прочтите еще раз стихотворение, кстати, моего собственного сочинения и догадайтесь, о чем пойдет речь на нашем уроке. В свете заявленной темы, что нам предстоит сделать?
Верно, перед нами сегодня стоят следующие задачи: Акцентировать внимание на 1. Грамматическом значении глагола 2. Морфологических признаках глагола (Мы обо всех знаем?) 3.Синтаксической роли глагола 4.Роли глагола в жизни человека |
Звенит звонок! Идет урок! Уже пришел! Здесь вас нашел! Мы можем вместе отличиться, чему-нибудь да научиться! И я уверена, урок Пойдет на пользу или впрок! О глаголе. Данная часть речи употребляется чаще в этом стихотворении.
Обобщить всё, что мы знаем о глаголе как части речи. Добавить новые сведения. |
| |
Ребята, готовясь к уроку, я вспомнила, что вам очень понравилось одно произведение, прочитанное в 5 классе. Узнаете? Расскажите, что приключилось с героем? Какие части речи помогли вам это сделать?
А теперь давайте попробуем еще раз только без глаголов… |  Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил всё в кучку и поджёг. Надо было запастись на ночь дровами. Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя и, ощипав глухаря, начал перочинным ножиком потрошить его. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров. Васютка в лесу. Ветки, сучки. Мох, костёр. Дрова на ночь. Приготовление птицы. Воспоминание о маме. Ужин. Пресное мясо. Добыча соли. |
В том, то это очень важная и интересная часть речи в русском языке, мы убедились ни на прошлом уроке. Поэтому вам было дано задание представить портрет глагола. Я сохранила интригу, а этот портрет мы наклеим на документ глагола. Каждый из вас в 14 лет получит паспорт. А как же глаголу без паспорта? Что указывают в паспорте? А какая информация будет указана в паспорте глагола? | |
II. Исследовательский этап (цель – осмысление и решение учебной задачи путём исследования языкового материала или учебного текста) 1.Исследуйте рисунок, что можно сказать о глаголе, как о части речи |  |
| |
Какой информации не хватает? А как ее надо расположить? Ребята! На столе у нас конверты с карточками, где указаны морфологические категории. Расположите их на большом листе. Что у нас получиться? Кластер –паспорт глагола. | Лицо Спряжение Число Время Наклонение Возвратность Синтаксическая роль Вид Кластер. |
Кая морфологическая категория оказалась лишней? А какая незнакомой? Что же это за морфологическая категория? Куда это глагол наклоняется? | Падеж. Наклонение.
Запись темы «Глагол наклоняется». |
Чтобы выяснить это, давайте вернемся к нашему произведению о Васютке. Мы отмечали с вами в классе, что рассказ нас так тронул, потому что, представляя себя на месте Васютки, не каждый из нас смог бы так сориентироваться на местности и выйти к озеру. А еще мы составляли памятку: «Как вести себя в экстремальной ситуации». Давайте вспомним и запишем несколько предложений. Договоритесь в паре, кто будет фантазировать, а кто давать совет. |  Я бы, наверное, испугался и не смог бы вспомнить, как ориентироваться на местности, если бы даже что-то знал. Я бы не сумел приготовить себе обед, и, самое главное, я сразу бы съел весь хлеб. Ведь есть так хочется! Надо … |
Ребята! Чем отличаются глаголы текстов? И сравните их с теми, которыми вы пользовались, рассказывая о приключениях Васютки? И почему категория называется наклонение? Куда же они наклоняются? Где мы можем об этом узнать? | Употребление «бы» Совет. «ты»
Диск. Обучение. Интернет. |
Изучите статьи, соответствующие трем наклонениям. Подумайте, почему они так названы? Представьте информацию. Так где необходимо разместить информацию о наклонении в паспорте глагола? | Представление об Изъявительном - 1 ряд –1- 2 группы Условном – 2 ряд – 3-4 – группы Повелительном - 3 ряд 5-6 группы. |
Куда же глаголы наклоняются? | Гимнастика. |
Каждые новые полученные знания требуют закрепления и получения практических навыков. Воспользуемся программой «Экзамен». Выполним задание ….. Зафиксируем результаты в листе самооценки. | |
III. этап контроля (цель – осуществление контроля, переходящего в самоконтроль); А вот контроль осуществим в парной работе. Я вам отправлю тренажер. Откройте файл. Выполните по два листа задания на различение наклонений глагола. Зафиксируйте результат в листе самооценки. | |
10.Подведём итог 1. Над какой частью речи сегодня работали? 2. Что такое глагол? 3. Назовите морфологические признаки глагола 4. Какова роль глагола в предложении? | |
5. Какова роль глагола в жизни человека? (Можно ли обойтись без глагола в речи?) Почему произведение В.П.Астафьева называется «Васюткино озеро»? 12.Дайте характеристику Васютке. | Ежедневно мы употребляем в своей речи тысячи слов, большую часть которых составляет глагол. Трудно. Информация будет скудной и мало понятной. Выбравшись из леса, Васютка вышел к озеру, в котором было много рыбы. Односельчане были довольны открытием мальчика, ведь лес и водоёмы- кормильцы. Обладает умениями и навыками охотника. Смелый, находчивый, самостоятельный, умеющий принимать решения. |
IY.Рефлексия. Что на уроке наиболее удалось Над чем стоило бы ещё поработать Какой вид работы понравился больше Самооценка Оцените себя : Принимал активное участие во всех видах работы- 5 Принимал участие в большей части предложенных видов работы-4 Принимал участие в некоторых видах работы-3 Не принимал участие ни в одном виде работы-2 | |
13. Написать сочинение « Если б я был…», используя глаголы условного наклонения. Написать памятку «Как вести себя…», используя глаголы повелительного наклонения. Написать сочинение «Как я однажды…», используя глаголы всех трех наклонений. На выбор.
| "Если бы я был бы…" Если я был бы маленький-маленький гоном, Я б умывался каплей одною дождя, Я бы на божьей коровке ездил верхом, Удочку прятал в дырочку от гвоздя.
Я под дверями бы запросто проходил, Мне бы комар казался большим орлом, Блюдце - широким озером, если бы я был…. Если б я был маленький-маленький гном.
Я бы и маму, и папу обнять не мог, Разве мизинчик, и то – не наверняка, Я бы в испуге шарахался из под ног Даже полуторамесячного щенка.
Если бы мне подарила конфету «Полет» Тётя, которая очень любит меня, Я бы конфету эту ел целый год, Фантик один разворачивал бы полдня.
Чтоб написать короткое слова «привет», Я бы с неделю ворочал вечным пером… (Эти стихи я писал четырнадцать лет, Я ведь и есть маленький-маленький гном.) |
14. Завершающее слово учителя Спасибо, ребята, за работу, полагаю, что сегодняшний урок – залог тесной дружбы с глаголом! |  |