СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гласные буквы Яя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект

Просмотр содержимого документа
«Гласные буквы Яя»



Конспект урока обучения грамоте в 1 классе

«Гласные буквы Я, я»

Тема урока: Гласные буквы Я,я.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

Образовательные:

  • формировать умение находить в словах букву Я;

  • знать, какие звуки она обозначает;

  • читать слова с этой буквой;

  • совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию;

  • способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, сохранить мотивацию к учебе;

  • Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

  • Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

  • Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.














Ход урока

1.Включение в учебную деятельность

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

В путешествие пойдем.

В страну знаний попадем.


2.Актуализация знаний.

- В начале урока мы повторим то, что уже знаем. Итак…..

  • звуки бывают гласные и … (согласные)

твердые и … (мягкие)

звонкие и … (глухие)

  • Звуки мы слышим, буквы … (пишем)

  • В слове столько слогов, сколько … (гласных)

  • После твердых согласных пишутся гласные … (а, о, ы, у)

  • После мягких согласных пишутся гласные … (и, е)

  • Какие буквы мы называем хитрыми? И почему? (е)


3.Проверка изученного на прошлых уроках.

На столе лежат листочки со словами, положите их перед собой и внимательно слушаем задание.

- Найдите слова, которые состоят из одного слога (дом, ком)

- Найдите и назовите слова, которые состоят из 3-х слогов (задача, молоко)

- Назовите слова, ударение в которых падает на первый слог (лыжи, чудо, ручка, бочка, дача)

Предложение на доске:

Рыбу, Тася, ела, девочка.

- можно ли эти слова считать предложением (нет), почему, какие признаки предложения мы знаем

Предложение – это одно или несколько слов, объединенных по смыслу, первое слово в предложении всегда пишется с заглавной буквы, в конце .,!,?


-Ребята сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие по нашей стране.

II. Актуализация знаний.

- Прочитайте, как называется наша страна? (Россия) слайд

- С помощью чего записано это слово? (с помощью букв)

- А что мы произносили? (звуки)

- Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем, а звуки проговариваем и слышим)

- Назовите только согласные буквы этого слова. («эр», «эс», «эс»)

- Назовите гласные буквы этого слова. (о, и)

III.Сообщение темы урока.

-Какую букву в слове «Россия» мы не начинаем изучать? Это буква Я.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой и ее звуками. Слайд

- Это буква Я

-

Посмотрите, как пишутся печатные и письменные буквы «Я». Чем отличаются печатные и письменные буквы?

Откройте тетрадь, отступите 5 клеточек вниз, сбоку 1 клеточку, поставьте точку, здесь мы будем писать. Давайте напечатаем главную и строчную букву «Яя»

- Буква Я – хитрая.

-Чтобы узнать все секреты, мы совершим путешествие по нашей стране от самой крайней ее точки до столицы нашего государства.

- Как она называется? (Москва)

- Правильно, столица нашей Родины – Москва.

- В России очень ценятся яблоневые сады.

Раскрывая в путешествии секреты буквы я , мы будем выращивать яблочки на яблонях. Помогать нам в этом будет девочка Рая.

- За правильные ответы вы будете получать яблочки.

IV.Открытие нового.

- Открываем первый секрет буквы «Я». Слайд: Девочка с первым вопросом.

- На какой вопрос нам надо ответить?

- К какой группе букв относится буква «я»?

- Давайте послушаем букву. (й-ааааааа)

- Тянется? (да) Какая это буква? (гласная)

- Какую работу она будет выполнять в слове? (образует слог)

-Как она может действовать на согласный? (обозначает мягкость согласного)

- Каким цветом мы обозначаем гласные? (красным)

- Давайте еще раз послушаем букву. (и-аааааа) Сколько звуков слышим( (2)

Какие? (йа) Запишем звуки в тетрадь. Что это? (слияние) Какое? (мягкое) Как закрасим слияние (зеленым, красным)

Вывод:

- Итак давайте подведем итог.

- Какая это буква? (гласная)

- Сколько звуков у буквы я? (2)

- Какие? (йа)

- Посмотрите на карту, первая яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос.


- Открываем второй секрет буквы я. Слайд: Девочка со вторым вопросом.

- На какой вопрос нам надо ответить?

- В каких случаях буква я обозначает два звука?

Фонетический разбор слова «яблоко».

- Где в слове стоит буква я? (вначале слова)

Вывод:

- Итак в каких случаях буква я обозначает 2 звука? (в начале слова)

- Посмотрите на яблоньку, только половинка дерева дала плоды.

- Значит мы не до конца ответили на вопрос.

Фонетический разбор слова «Рая»

- Посмотрите на слово. Где в слове стоит буква я? (после гласной)

Вывод:

- Итак в каких случаях буква я обозначает 2 звука? (после гласной)

Буква я обозначает 2звука: (й) и (а) в начале слова и после гласной буквы.

- Посмотрите на карту, вторая яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос.


Физкультминутка.

- Если в слове, которое я произнесу, есть я – приседают мальчики, если нет – девочки.

Яблоня, ворона, ящик, валик, янтарь, пила, моя, страна, родная, Россия.


- Открываем третий секрет буквы я. Слайд: Девочка с третьим вопросом.

- На какой вопрос нам надо ответить?

- Какую работу выполняет буква я в слиянии с согласной?

Сценка «Сказка про букву я»

Гордая буква я никак не хотела встречаться с согласными буквами. Зачем. Ведь у нее был свой согласный звук «й»! Но без нее слова рассыпались и ничего нельзя было понять, что они хотят друг от друга. И вот однажды она согласилась встретиться с одной из согласных букв, чтобы хоть ненадолго буквы смогли договориться. Звуку «й» так понравилось играть со своими братьями – согласными буквами, что он готов был отдать свою мягкость любому из них. С тех пор как только буква я вставала в слияние с согласным, звук «й» уходил к этому согласному и отдавал ему свою мягкость. А буква я оставалась с гласным звуком «а» и очень гордилась, тем что рядом с ней согласные становятся мягче. Но как только буква я уходила из слияния, звук «й» тут же возвращался обратно к букве «я».

Чтение слогов-слияний с буквой я.

- Посмотрите на экран. Слайд со слиянием.

- Прочитайте слияния и ответьте на вопрос, как читаются согласные в слиянии с буквой я?

Вывод:

- Итак какую работу буква «я» выполняет в слиянии с согласным.

Буква я обозначает один звук и мягкость согласного звука в слиянии.

- Посмотрите на карту, третья яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос.

- Открываем четвертый вопрос. Слайд: Девочка с четвертым вопросом.

- Обобщите, что вы знаете о букве «я».

(обобщаем по трем предыдущим вопросам, читаем вывод в учебнике)

V.Первичное закрепление.

Чтение слов в тексте из учебника (работа в паре)

- Найдите текст в учебнике. Прочитайте. Найдите в словах букву я.

- Подумайте, обсудите в каких словах буква я обозначает два звука, а в каких один?

- Прочитайте слова, где буква я обозначает 2 звука.

- Прочитайте слова, где буква я обозначает 1 звук и мягкость согласного в слиянии.

- Подведем итог.

VI.Итог урока.

- С какой буквой познакомились?

- Нарисуйте рисунки о букве «я».

- Прочитайте слова в столбиках в Азбуке.

- Кому сегодня было сложно?

- У кого все получилось?

Рефлексия.

- Ребята, у вас на парте лежат яблоки. Если вам понравился урок и вы все запомнили, закрасьте яблочки красным цветом. А если вы еще что то не усвоили и надо еще подучить, закрасьте зеленым. Покажите мне ваши яблочки!

- Вы, сегодня все молодцы!

- Спасибо за урок.

- Урок окончен!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!