Конспект урока обучения грамоте в 1 классе
«Гласные буквы Я, я»
Тема урока: Гласные буквы Я,я.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
Образовательные:
формировать умение находить в словах букву Я;
знать, какие звуки она обозначает;
читать слова с этой буквой;
совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию;
способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, сохранить мотивацию к учебе;
Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.
Ход урока
1.Включение в учебную деятельность
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдем.
В страну знаний попадем.
2.Актуализация знаний.
- В начале урока мы повторим то, что уже знаем. Итак…..
твердые и … (мягкие)
звонкие и … (глухие)
Звуки мы слышим, буквы … (пишем)
В слове столько слогов, сколько … (гласных)
После твердых согласных пишутся гласные … (а, о, ы, у)
После мягких согласных пишутся гласные … (и, е)
Какие буквы мы называем хитрыми? И почему? (е)
3.Проверка изученного на прошлых уроках.
На столе лежат листочки со словами, положите их перед собой и внимательно слушаем задание.
- Найдите слова, которые состоят из одного слога (дом, ком)
- Найдите и назовите слова, которые состоят из 3-х слогов (задача, молоко)
- Назовите слова, ударение в которых падает на первый слог (лыжи, чудо, ручка, бочка, дача)
Предложение на доске:
Рыбу, Тася, ела, девочка.
- можно ли эти слова считать предложением (нет), почему, какие признаки предложения мы знаем
Предложение – это одно или несколько слов, объединенных по смыслу, первое слово в предложении всегда пишется с заглавной буквы, в конце .,!,?
-Ребята сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие по нашей стране.
II. Актуализация знаний.
- Прочитайте, как называется наша страна? (Россия) слайд
- С помощью чего записано это слово? (с помощью букв)
- А что мы произносили? (звуки)
- Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем, а звуки проговариваем и слышим)
- Назовите только согласные буквы этого слова. («эр», «эс», «эс»)
- Назовите гласные буквы этого слова. (о, и)
III.Сообщение темы урока.
-Какую букву в слове «Россия» мы не начинаем изучать? Это буква Я.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой и ее звуками. Слайд
- Это буква Я
-
Посмотрите, как пишутся печатные и письменные буквы «Я». Чем отличаются печатные и письменные буквы?
Откройте тетрадь, отступите 5 клеточек вниз, сбоку 1 клеточку, поставьте точку, здесь мы будем писать. Давайте напечатаем главную и строчную букву «Яя»
- Буква Я – хитрая.
-Чтобы узнать все секреты, мы совершим путешествие по нашей стране от самой крайней ее точки до столицы нашего государства.
- Как она называется? (Москва)
- Правильно, столица нашей Родины – Москва.
- В России очень ценятся яблоневые сады.
Раскрывая в путешествии секреты буквы я , мы будем выращивать яблочки на яблонях. Помогать нам в этом будет девочка Рая.
- За правильные ответы вы будете получать яблочки.
IV.Открытие нового.
- Открываем первый секрет буквы «Я». Слайд: Девочка с первым вопросом.
- На какой вопрос нам надо ответить?
- К какой группе букв относится буква «я»?
- Давайте послушаем букву. (й-ааааааа)
- Тянется? (да) Какая это буква? (гласная)
- Какую работу она будет выполнять в слове? (образует слог)
-Как она может действовать на согласный? (обозначает мягкость согласного)
- Каким цветом мы обозначаем гласные? (красным)
- Давайте еще раз послушаем букву. (и-аааааа) Сколько звуков слышим( (2)
Какие? (йа) Запишем звуки в тетрадь. Что это? (слияние) Какое? (мягкое) Как закрасим слияние (зеленым, красным)
Вывод:
- Итак давайте подведем итог.
- Какая это буква? (гласная)
- Сколько звуков у буквы я? (2)
- Какие? (йа)
- Посмотрите на карту, первая яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос.
- Открываем второй секрет буквы я. Слайд: Девочка со вторым вопросом.
- На какой вопрос нам надо ответить?
- В каких случаях буква я обозначает два звука?
Фонетический разбор слова «яблоко».
- Где в слове стоит буква я? (вначале слова)
Вывод:
- Итак в каких случаях буква я обозначает 2 звука? (в начале слова)
- Посмотрите на яблоньку, только половинка дерева дала плоды.
- Значит мы не до конца ответили на вопрос.
Фонетический разбор слова «Рая»
- Посмотрите на слово. Где в слове стоит буква я? (после гласной)
Вывод:
- Итак в каких случаях буква я обозначает 2 звука? (после гласной)
Буква я обозначает 2звука: (й) и (а) в начале слова и после гласной буквы.
- Посмотрите на карту, вторая яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос.
Физкультминутка.
- Если в слове, которое я произнесу, есть я – приседают мальчики, если нет – девочки.
Яблоня, ворона, ящик, валик, янтарь, пила, моя, страна, родная, Россия.
- Открываем третий секрет буквы я. Слайд: Девочка с третьим вопросом.
- На какой вопрос нам надо ответить?
- Какую работу выполняет буква я в слиянии с согласной?
Сценка «Сказка про букву я»
Гордая буква я никак не хотела встречаться с согласными буквами. Зачем. Ведь у нее был свой согласный звук «й»! Но без нее слова рассыпались и ничего нельзя было понять, что они хотят друг от друга. И вот однажды она согласилась встретиться с одной из согласных букв, чтобы хоть ненадолго буквы смогли договориться. Звуку «й» так понравилось играть со своими братьями – согласными буквами, что он готов был отдать свою мягкость любому из них. С тех пор как только буква я вставала в слияние с согласным, звук «й» уходил к этому согласному и отдавал ему свою мягкость. А буква я оставалась с гласным звуком «а» и очень гордилась, тем что рядом с ней согласные становятся мягче. Но как только буква я уходила из слияния, звук «й» тут же возвращался обратно к букве «я».
Чтение слогов-слияний с буквой я.
- Посмотрите на экран. Слайд со слиянием.
- Прочитайте слияния и ответьте на вопрос, как читаются согласные в слиянии с буквой я?
Вывод:
- Итак какую работу буква «я» выполняет в слиянии с согласным.
Буква я обозначает один звук и мягкость согласного звука в слиянии.
- Посмотрите на карту, третья яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос.
- Открываем четвертый вопрос. Слайд: Девочка с четвертым вопросом.
- Обобщите, что вы знаете о букве «я».
(обобщаем по трем предыдущим вопросам, читаем вывод в учебнике)
V.Первичное закрепление.
Чтение слов в тексте из учебника (работа в паре)
- Найдите текст в учебнике. Прочитайте. Найдите в словах букву я.
- Подумайте, обсудите в каких словах буква я обозначает два звука, а в каких один?
- Прочитайте слова, где буква я обозначает 2 звука.
- Прочитайте слова, где буква я обозначает 1 звук и мягкость согласного в слиянии.
- Подведем итог.
VI.Итог урока.
- С какой буквой познакомились?
- Нарисуйте рисунки о букве «я».
- Прочитайте слова в столбиках в Азбуке.
- Кому сегодня было сложно?
- У кого все получилось?
Рефлексия.
- Ребята, у вас на парте лежат яблоки. Если вам понравился урок и вы все запомнили, закрасьте яблочки красным цветом. А если вы еще что то не усвоили и надо еще подучить, закрасьте зеленым. Покажите мне ваши яблочки!
- Вы, сегодня все молодцы!
- Спасибо за урок.
- Урок окончен!