ХОД ЗАНЯТИЯ |
Этапы и виды работы. Время (ориентировочно) | Деятельность логопеда | Деятельность детей | Какие задачи решались в ходе выполнения задания |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ |
Организационный момент (2 минуты) | Логопед приглашает детей на занятие. Приветствие. Инструкция: назови какого цвета цветы, в направлении, указанном стрелкой Раздаются листочки с картинками, их последовательность на каждом листе различна | Дети заходят в кабинет, садятся за парты. Ответы детей. | Создать положительный эмоциональный настрой. Организовать учащихся к началу занятия. Развитие зрительно-пространственных функций |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ |
Введение в тему занятия. (5 минут) Слайд 1 | На слайде демонстрируется схема образования букв. Напомните мне, пожалуйста, ребята, почему гласные мы называем гласными? Сегодня мы продолжим с вами изучать гласные буквы. А какие вы мне сами скажете. Послушайте сначала сказку. «Давным-давно жили дружно и весело гласные звуки [А], [О], [У], [Э]» Это гласные, какого ряда? Почему? - а как мы их будем подчеркивать Слушаем дальше сказку «..был у них друг согласный [Й]. Он часто приходил к гласным звукам и слушал, как они пели. Звук [Й] очень хотел спеть с ними вместе, но он стеснялся. Но однажды он осмелел и попросил гласных спеть вместе с ним. Первая согласилась гласная [А]. Вот они запели дуэтом «ЙА-ЙА-ЙА». Прислушались звуки и услышали «Я-Я-Я» (Аналогично с остальными буквами) Й+О=Ё Й+У=Ю Й+Э=Е Так получились гласные буквы… Эти буквы называются- гласные буквы 2 ряда. Как вы думаете почему? У каждой буквы оказалась пара: у буквы А-Я, У-Ю, Э-Е, О-Ё, но плакала буква Ы, не было у нее пары. Вдруг появился добрый волшебник «Пиши-читай» и подарил букве Ы в пару букву И. Обрадовалась Ы. Итак, о каких гласных сегодня пойдет речь? | Ответы детей: Когда произносим гласные звуки воздушная струя не встречает преграды. Первого. Они обозначают один звук Красным карандашом, одной чертой. Дети вместе с логопедом пропевают Я, Е, Ё, Ю Обозначают 2 звука Я, Е, Ё, Ю, И | Развивать логическое мышление, слуховое внимание, усидчивость. |
Упражнение «Ушки на макушке» (3 минуты) | Раздаются двухсторонние карточки с гласными буквами 2 ряда. Инструкция: Я вам называю слова, а вы должны поднять карточку с соответствующей буквой. 1. выделяем звук в начале слова: ива, юрта, якорь, ёж, юный, иволга, яма, ехать. 2. в конце слова: бельё, малая, игрушки, ателье, налью. Сколько звуков обозначают гласные буквы 2 ряда в этих словах? В середине слова: клюшка, мяч, мел, бритва, клякса, подмёл. А что делают гласные буквы в этих словах? (логопед утрированно произносит каждое слово) Значит гласные буквы 2 ряда, играют 2 роли: 1. Смягчают согласную, которая стоит перед нет; и 2… | Выполнение задания детьми Два Смягчают согласные Обозначают 2 звука | |
Упражнение «Украденная буква» Слайд 2 (4 минуты) | На слайде появляются слова с пропущенными буквами. Инструкция: Прочитай слово, вставив пропущенную гласную букву 2 ряда и подчеркни ее двумя чертами. А почему двумя? Какие? Итак, сначала читаем слова на доске, говорим, какую букву вставили, а затем вставляем на листочке. Слова: _рмарка, _скра, вь_га, _хать, _бка, цыпл_та, ночь_, съ_сть. | Гласные буквы 2 ряда обозначают 2 звука. Я [ЙА] Ю [ЙУ] Ё [ЙО] Е [ЙЭ] Буква И обозначает звук [И] «Ярмарка», вставляем букву Я, подчеркиваем ее двумя чертами красным карандашом. (Аналогично разбираются все слова) | |
Физкультминутка (2 минуты) | Штанга Ралли По команде “едем на гоночной машине” вытянуть ноги вперед, слегка подняв их, руки вытянуть и сжать в кулаки — “крепко держимся за руль”, туловище слегка отклонено назад. Сосредоточить внимание на напряжении мышц всего тела. Через 10-15 сек расслабиться, сесть прямо, руки положить на колени, голову слегка опустить, обратить внимание на приятное чувство расслабления. Сделать наклон вперед, представить, что поднимаешь тяжелую штангу, сначала медленно подтянув ее к груди, а затем, подняв над головой. Упражнение проводить 10-15 сек. Сосредоточить внимание на состоянии напряжения в мышцах рук, ног, туловища. “Бросить штангу” — наклонившись вперед, руки при этом свободно повисают. Обратить внимание на приятное ощущение расслабления. | Дети выполняют упражнение | Развивать зрительное внимание, звуковой анализ |
Упражнение «найди и запиши» Слайд 3 (3 минуты) | На слайде появляются слова по одному. Инструкция: на экране появляются слова, ваша задача их прочитать и записать в тетрадь только слова с гласными буквами 2 ряда. Напомните их. Слова: слон, яма, гама, иглы, едут, шкатулка, ёж, рядом, малыш, юрта, люди, варенье. | Я, Е, Ё, Ю, И В слове слон, нет гласных букв 2 ряда – мы его не пишем. В слове Яма – есть гласная буква 2 ряда, это буква Я. Значит слово яма записываем в тетрадь. (Аналогично все слова) | |
ИТОГ ЗАНЯТИЯ |
Итог занятия (1 минута) | Вот и подошло к концу наше занятие. Расскажите, о чем вы сегодня узнали. Молодцы, ребята! | Ответы детей. | |