СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гласные в приставках пре- и при- (на 4 урока). 6 класс (Ладыженская)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Гласные в приставках пре- и при- (на 4 урока). 6 класс (Ладыженская)»

Гласные в приставках пре- и при-

Гласные в приставках пре- и при-

ЦЕЛИ познакомить с правилом, регулирующим выбор гласных в приставках пре- и при- (орфограмма 29) формировать умение различать их на письме

ЦЕЛИ

  • познакомить с правилом, регулирующим выбор гласных в приставках пре- и при- (орфограмма 29)
  • формировать умение различать их на письме
Орфографическая разминка на основе домашнего задания Обобщение сведений о написании известных групп приставок: пишущихся всегда одинаково (орфограмма 10) и заканчивающихся на -з (-с) (орфограмма 11). № 10. В приставках (кроме приставок на З-С) гласные и согласные пишутся всегда одинаково, они называются  неизменяемыми приставками:  НАД-, ПОД-, ОБ-, ОТ-, ПРЕД-, БЛИЗ-, ЗА-, НА-, НАИ, ПО-, ДО-, НЕДО. В приставках  РАЗ- / РАС- и РОЗ- / РОС-  под ударением пишется буква О, а без ударения - буква А. РОЗЫГРЫШ – РАЗЫГРАТЬ, РОСПИСЬ - РАСПИСЫВАТЬСЯ Исключение:  РОЗЫСКНОЙ (от РОЗЫСК)

Орфографическая разминка на основе домашнего задания

Обобщение сведений о написании известных групп приставок: пишущихся всегда одинаково (орфограмма 10) и заканчивающихся на -з (-с) (орфограмма 11).

10. В приставках (кроме приставок на З-С) гласные и согласные пишутся всегда одинаково, они называются  неизменяемыми приставками:  НАД-, ПОД-, ОБ-, ОТ-, ПРЕД-, БЛИЗ-, ЗА-, НА-, НАИ, ПО-, ДО-, НЕДО.

В приставках  РАЗ- / РАС- и РОЗ- / РОС-  под ударением пишется буква О, а без ударения - буква А.

РОЗЫГРЫШ – РАЗЫГРАТЬ, РОСПИСЬ - РАСПИСЫВАТЬСЯ

Исключение:  РОЗЫСКНОЙ (от РОЗЫСК)

Трудные случаи орфограммы №10 1.Запомните, что  нет приставки З-,  есть приставка  С -: сделать, сгибать, сжимать. 2. В словах  ЗДЕСЬ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗГИ  (ни зги не видно) нет приставки, З – это часть корня. 3. Приставка  С-  может стоять после приставки  НЕ -: НЕСГОВОРЧИВЫЙ, НЕСГИБАЕМЫЙ. Запомните: нет приставки НЕС-! 4. Правописание иноязычных приставок: приставки  ДЕЗ-, ДИЗ-  пишутся перед гласными и перед Ъ: ДЕЗИНФЕКЦИЯ, ДИЗЪЮНКЦИЯ; приставка  ДИС-  пишется перед согласными: ДИСГАРМОНИЯ, ДИСБАЛАНС.

Трудные случаи орфограммы №10

1.Запомните, что  нет приставки З-,  есть приставка  С -: сделать, сгибать, сжимать.

2. В словах  ЗДЕСЬ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗГИ  (ни зги не видно) нет приставки, З – это часть корня.

3. Приставка  С-  может стоять после приставки  НЕ -: НЕСГОВОРЧИВЫЙ, НЕСГИБАЕМЫЙ. Запомните: нет приставки НЕС-!

4. Правописание иноязычных приставок: приставки  ДЕЗ-, ДИЗ-  пишутся перед гласными и перед Ъ: ДЕЗИНФЕКЦИЯ, ДИЗЪЮНКЦИЯ; приставка  ДИС-  пишется перед согласными: ДИСГАРМОНИЯ, ДИСБАЛАНС.

№ 11. В приставках, оканчивающихся на -З или -С пишется: -З , если после таких приставок стоит звонкий согласный ( воз з вание); -С  , если после таких приставок стоит глухой ( вос к ликнул).

11. В приставках, оканчивающихся на -З или -С пишется:

, если после таких приставок стоит звонкий согласный ( воз з вание);

 , если после таких приставок стоит глухой

( вос к ликнул).

Анализ таблицы на с. 120-121. и чтение правила №29 на с. 121. Работа сопровождается записью этих слов и графическим выделением орфограммы. Дополнительные слова для рассуждения: пр…ползти, пр…клеить, пр…вокзальный, пр…сесть, пр…скверный, пр…одолеть. Упр. 246 Упр. 247

Анализ таблицы на с. 120-121. и чтение правила №29 на с. 121. Работа сопровождается записью этих слов и графическим выделением орфограммы. Дополнительные слова для рассуждения: пр…ползти, пр…клеить, пр…вокзальный, пр…сесть, пр…скверный, пр…одолеть.

Упр. 246

Упр. 247

Упр. 248 + слово пр…уменьшить, у которого возможны два написания: приуменьшить и преуменьшить. Преуменьшить — представить что-либо в меньших размерах ( преуменьшить вину ); приуменьшить — слегка, немного уменьшить ( приуменьшить опасность ).

Упр. 248

+ слово пр…уменьшить, у которого возможны два написания: приуменьшить и преуменьшить. Преуменьшить — представить что-либо в меньших размерах ( преуменьшить вину ); приуменьшить — слегка, немного уменьшить ( приуменьшить опасность ).

Предупредительный диктант 1) Сакля была прилеплена одним боком к скале. 2) Хорь присел на скамью и преспокойно вступил со мной в разговор. 3) Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» 4) Он был мужик пресильный и человек преглупый, превеликого росту и пренизкого духу. 5) Председатель кивнул на приусадебный участок, мимо которого мы теперь проходили. 6) И ты приползёшь ко мне и попросишь пощады.

Предупредительный диктант

1) Сакля была прилеплена одним боком к скале. 2) Хорь присел на скамью и преспокойно вступил со мной в разговор. 3) Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» 4) Он был мужик пресильный и человек преглупый, превеликого росту и пренизкого духу. 5) Председатель кивнул на приусадебный участок, мимо которого мы теперь проходили. 6) И ты приползёшь ко мне и попросишь пощады.

Комментируем новую орфограмму, обозначаем её графически. Дополнительно составляем пунктуационные схемы 2, 3, 5-го предложений.

Комментируем новую орфограмму, обозначаем её графически. Дополнительно составляем пунктуационные схемы 2, 3, 5-го предложений.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Упр. 250 + слова в рамке на с. 122-123 (составить словосочетания)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Упр. 250 + слова в рамке на с. 122-123 (составить словосочетания)

ЦЕЛИ закрепить умения правильно писать слова с орфограммой 29, графически обозначать её образовывать слова при помощи приставок пре- и при-

ЦЕЛИ

  • закрепить умения правильно писать слова с орфограммой 29, графически обозначать её
  • образовывать слова при помощи приставок пре- и при-
Лингвистическая разминка В записанных на доске словах найдите приставки, выделите их, объясните написание: беспристрастный, неприступный, достопримечательность, допризывник, боеприпасы, бесприютный, времяпрепровождение, непрерывный, неприкосновенный.

Лингвистическая разминка

В записанных на доске словах найдите приставки, выделите их, объясните написание: беспристрастный, неприступный, достопримечательность, допризывник, боеприпасы, бесприютный, времяпрепровождение, непрерывный, неприкосновенный.

Проверка домашнего задания Чтение 3-ого предложения из упр. 250. Если формально выполнить задание по образцу, заменив приставку (откройте — прикройте), то глагол получит противоположное лексическое значение. Как избежать этого? (Сохранить имеющуюся приставку — приоткройте.)

Проверка домашнего задания

Чтение 3-ого предложения из упр. 250. Если формально выполнить задание по образцу, заменив приставку (откройте — прикройте), то глагол получит противоположное лексическое значение. Как избежать этого? (Сохранить имеющуюся приставку — приоткройте.)

Закрепление материала Упр. 249 Упр. 251 Упр. 252 С орфографическим и словообразовательным комментарием. Работу можно дополнить составлением предложений с записанными словами. Речевое задание для упр. 251 (выражения, имеющие приставку со значением «немного»). Можно ли сказать немного приободрить, временно приостановиться, слегка привстать ? Какую ошибку мы допускаем в таком случае?

Закрепление материала

Упр. 249

Упр. 251

Упр. 252

С орфографическим и словообразовательным комментарием. Работу можно дополнить составлением предложений с записанными словами.

Речевое задание для упр. 251 (выражения, имеющие приставку со значением «немного»). Можно ли сказать немного приободрить, временно приостановиться, слегка привстать ? Какую ошибку мы допускаем в таком случае?

Словообразовательный тренинг От данных в каждой группе слов образуйте слова указанных частей речи с помощью приставки пре- или при-, определите способ образования каждой группы слов: прилагательные со значением «находящийся поблизости от…»: море, Урал, Волга, школа, двор, берег (приставочно-суффиксальный); прилагательные или наречия со значением «очень»: милый, хорошенький, добрый, больно, мерзкий, дерзко, мудрый, любопытный (приставочный).

Словообразовательный тренинг

От данных в каждой группе слов образуйте слова указанных частей речи с помощью приставки пре- или при-, определите способ образования каждой группы слов:

  • прилагательные со значением «находящийся поблизости от…»: море, Урал, Волга, школа, двор, берег (приставочно-суффиксальный);
  • прилагательные или наречия со значением «очень»: милый, хорошенький, добрый, больно, мерзкий, дерзко, мудрый, любопытный (приставочный).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ В игровой форме: по цепочке назвать слова, содержащие орфограмму №29, предлагая следующему человеку объяснить написание. Тот, кто допустил ошибку или не подобрал слова, из игры выбывает.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

В игровой форме: по цепочке назвать слова, содержащие орфограмму №29, предлагая следующему человеку объяснить написание. Тот, кто допустил ошибку или не подобрал слова, из игры выбывает.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Упр. 253: подготовиться к письму по памяти.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Упр. 253: подготовиться к письму по памяти.

ЦЕЛИ научить выделять и писать слова с неясным значением приставок пре- и при-, а также с сочетаниями пре- и при-, входящими в состав корня развить умение образовывать слова разными способами

ЦЕЛИ

  • научить выделять и писать слова с неясным значением приставок пре- и при-, а также с сочетаниями пре- и при-, входящими в состав корня
  • развить умение образовывать слова разными способами
Лингвистическая разминка Замените приведённые выражения одним прилагательным с приставкой пре- или при-, запишите получившиеся словосочетания. Крепость, которую нельзя взять; враги, которых нельзя помирить; электричка, на которой ездят за город; желание, которое нельзя побороть; такой, который является пока новым; такой, который не перестаёт. Ответ: неприступная, непримиримые, пригородная, непреоборимое, непривычный, непрестанный.

Лингвистическая разминка

Замените приведённые выражения одним прилагательным с приставкой пре- или при-, запишите получившиеся словосочетания.

Крепость, которую нельзя взять; враги, которых нельзя помирить; электричка, на которой ездят за город; желание, которое нельзя побороть; такой, который является пока новым; такой, который не перестаёт.

Ответ: неприступная, непримиримые, пригородная, непреоборимое, непривычный, непрестанный.

Проверка домашнего задания (письмо по памяти упр. 253) Выделение слова, в котором значение приставки учащимся неизвестно, — придумать. Формулировка цели урока: познакомиться со словами, в которых трудно объяснить значение приставки.

Проверка домашнего задания (письмо по памяти упр. 253)

Выделение слова, в котором значение приставки учащимся неизвестно, — придумать. Формулировка цели урока: познакомиться со словами, в которых трудно объяснить значение приставки.

Изучение нового материала Есть слова, в которых правописание пре- и при- нужно запомнить. В небольшой группе слов принято определять значение приставки при- как «доведение действия до конца»: придумать, привыкнуть, присмотреться, а также «совершение действия в чьих-либо интересах»: притвориться, приберечь, припрятать. Есть группа слов, в которых при- и пре- стали частью корня: природа, приметный, препятствие.

Изучение нового материала

Есть слова, в которых правописание пре- и при- нужно запомнить. В небольшой группе слов принято определять значение приставки при- как «доведение действия до конца»: придумать, привыкнуть, присмотреться, а также «совершение действия в чьих-либо интересах»: притвориться, приберечь, припрятать.

Есть группа слов, в которых при- и пре- стали частью корня: природа, приметный, препятствие.

Чтение и запоминание слов в рамке на с. 124 Составление с ними словосочетаний и предложений. Два-три ученика работают у доски, записывая образованные от данных глаголов существительные. Например: приказать – приказ; пригласить – приглашение; привыкать – привычка. Проверяя работу, определить способ образования слов, указать, какие чередования произошли в их основах. От каких слов можно образовать несколько существительных, от каких — ни одного?

Чтение и запоминание слов в рамке на с. 124

Составление с ними словосочетаний и предложений. Два-три ученика работают у доски, записывая образованные от данных глаголов существительные. Например: приказать – приказ; пригласить – приглашение; привыкать – привычка.

Проверяя работу, определить способ образования слов, указать, какие чередования произошли в их основах. От каких слов можно образовать несколько существительных, от каких — ни одного?

Закрепление изученного Работа со словами в рамках и с материалами для наблюдения на с. 125. Запись словосочетаний с этими словам.

Закрепление изученного

Работа со словами в рамках и с материалами для наблюдения на с. 125. Запись словосочетаний с этими словам.

Объяснительный диктант 1. В лесу каждый густой куст — это гребешок. И ни одного неряху линючего гребешок не пропустит, непременно причешет. Для него все равны: лиса, медведь, заяц. Всех он расчёсывает, причёсывает, приглаживает. С зайца — белый клок, с лисы — рыжий пух, с медведя — бурые космы. 2. Самостоятельная работа с упр. 254, 255.

Объяснительный диктант

1. В лесу каждый густой куст — это гребешок. И ни одного неряху линючего гребешок не пропустит, непременно причешет. Для него все равны: лиса, медведь, заяц. Всех он расчёсывает, причёсывает, приглаживает. С зайца — белый клок, с лисы — рыжий пух, с медведя — бурые космы.

2. Самостоятельная работа с упр. 254, 255.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Упр. 257 и выучить слова в рамках на с. 121—127.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Упр. 257 и выучить слова в рамках на с. 121—127.

ЦЕЛИ закрепить умение правильно писать слова с изученной орфограммой проверить знание слов с неясным значением приставок пре- и при- совершенствовать орфоэпический навык

ЦЕЛИ

  • закрепить умение правильно писать слова с изученной орфограммой
  • проверить знание слов с неясным значением приставок пре- и при-
  • совершенствовать орфоэпический навык
Орфоэпическая разминка (закончить предложения) Не ждали мы особой прибыли, Но за наградой всё же … (прИбыли). Иван Петров, как занят ни был, А посмотреть на Сочи … (прИбыл). Вертелась Юлька, как юла, И с опозданьем … (прибылА). Дела советуем забыть И вместе с ним сюда … (прибЫть).

Орфоэпическая разминка (закончить предложения)

Не ждали мы особой прибыли,

Но за наградой всё же … (прИбыли).

Иван Петров, как занят ни был,

А посмотреть на Сочи … (прИбыл).

Вертелась Юлька, как юла, И с опозданьем … (прибылА).

Дела советуем забыть

И вместе с ним сюда … (прибЫть).

В чём состоит игра слов в первом двустишии? Дайте морфологическую характеристику слов и определите способ их образования. Прибыль — существительное, образовано от прибыть суффиксальным способом; прибыли — глагол в форме прошедшего времени, образован от были приставочным способом.

В чём состоит игра слов в первом двустишии? Дайте морфологическую характеристику слов и определите способ их образования.

Прибыль — существительное, образовано от прибыть суффиксальным способом; прибыли — глагол в форме прошедшего времени, образован от были приставочным способом.

Проверка домашнего задания (словарный диктант) Преодолеть препятствие, прилежный ученик, опасное приключение, презирать трусость, приусадебное хозяйство, пример пригодится, прекратить беседу, прилагать усилия, прекратить ссору, причина поражения, неприятное известие, приветствовать победителя, приспособиться к неприятностям, присутствуешь на премьере, пригласительный билет, природа преобразилась, прийти на помощь.

Проверка домашнего задания (словарный диктант)

Преодолеть препятствие, прилежный ученик, опасное приключение, презирать трусость, приусадебное хозяйство, пример пригодится, прекратить беседу, прилагать усилия, прекратить ссору, причина поражения, неприятное известие, приветствовать победителя, приспособиться к неприятностям, присутствуешь на премьере, пригласительный билет, природа преобразилась, прийти на помощь.

Задания: 1) Какие выражения не являются словосочетаниями? 2) Одинаков ли способ образования слов ученик, трусость, победителя ? Пример пригодится, природа преобразилась. Да, суффиксальный.

Задания: 1) Какие выражения не являются словосочетаниями?

2) Одинаков ли способ образования слов ученик, трусость, победителя ?

Пример пригодится, природа преобразилась.

Да, суффиксальный.

Работа по теме урока Комплексная работа с текстом упр. 256. Сопоставление однокоренных слов, близких по звучанию, но разных по значению, — паронимов. Сравнить пары слов в рамках на с. 126, подобрать синонимы, используя в работе толковый словарь. + дополнительные примеры:

Работа по теме урока

  • Комплексная работа с текстом упр. 256.
  • Сопоставление однокоренных слов, близких по звучанию, но разных по значению, — паронимов. Сравнить пары слов в рамках на с. 126, подобрать синонимы, используя в работе толковый словарь.

+ дополнительные примеры:

прибыть — приехать (к у д а?) прибывать — приезжать преклоняться — относиться с глубоким уважением, восхищением приступить — начать что-либо делать пребывать — быть, находиться (г д е?) притворить дверь — неплотно закрыть преступить — нарушить что-либо претворить мечту в жизнь — исполнить придать — облечь в какую-то форму призреть — позаботиться предать — выдать презирать — считать недостойным уважения придел — пристройка предел — граница приклонить — нагнуть

прибыть — приехать (к у д а?)

прибывать — приезжать

преклоняться — относиться с глубоким уважением, восхищением

приступить — начать что-либо делать

пребывать — быть, находиться (г д е?)

притворить дверь — неплотно закрыть

преступить — нарушить что-либо

претворить мечту в жизнь — исполнить

придать — облечь в какую-то форму

призреть — позаботиться

предать — выдать

презирать — считать недостойным уважения

придел — пристройка

предел — граница

приклонить — нагнуть

Выборочное осложнённое списывание Запишите словосочетания в три столбика: с приставками пре- — при-; с приставками на -з (-с); без приставок; обозначьте орфограммы. Ра…тревожить воспоминания, пр…увеличить опасность, во…торгаться спектаклем, ра…смотреть рисунок, пр…спокойный отдых, пр…клоняться перед талантом, подготовить во…звание, пр…восходная сцена, беседовать с пр…зидентом, пр…одолеть пр…граду, пр…зреть сироту, пр…помнить басню, везу в ро…вальнях, пр…ручить львёнка, пр…твориться грустным, во…вестить о победе, подобрать пр…меры, пр…стыдить малыша, ра…считать затраты, пр…лестное утро.

Выборочное осложнённое списывание

Запишите словосочетания в три столбика: с приставками пре- — при-; с приставками на -з (-с); без приставок; обозначьте орфограммы.

Ра…тревожить воспоминания, пр…увеличить опасность, во…торгаться спектаклем, ра…смотреть рисунок, пр…спокойный отдых, пр…клоняться перед талантом, подготовить во…звание, пр…восходная сцена, беседовать с пр…зидентом, пр…одолеть пр…граду, пр…зреть сироту, пр…помнить басню, везу в ро…вальнях, пр…ручить львёнка, пр…твориться грустным, во…вестить о победе, подобрать пр…меры, пр…стыдить малыша, ра…считать затраты, пр…лестное утро.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Упр. 259 Какие группы приставок вы знаете? Что определяет написание приставок каждой из групп? Почему приставки пре- и при- составляют отдельную группу? Что помогает узнавать и различать их?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Упр. 259

Какие группы приставок вы знаете? Что определяет написание приставок каждой из групп? Почему приставки пре- и при- составляют отдельную группу? Что помогает узнавать и различать их?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Составить обобщающую таблицу «Правописание приставок», подготовиться к контрольному диктанту.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составить обобщающую таблицу «Правописание приставок», подготовиться к контрольному диктанту.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс