Урок-сценарий по русскому языку по теме
"Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-" 5 класс
Предмет: русский язык
Краткое описание: урок русского языка в соответствии с ФГОС
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Тема урока: «Гласные в приставках пре- и при-»
• Цели урока: содержательная: расширить понятийную базу об орфограммах в приставках слова; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися условий выбора гласной в приставках пре- и при-
• деятельностная: формировать у учащихся навыки работы со словами, в которых есть орфограмма «Гласные в приставках пре- и при-» ; развивать у учащихся УУД: познавательные, коммуникативные и регулятивные в соответствии с типом урока (урок «открытия» новых знаний).
Ход урока
1. Дорогие ребята, здравствуйте! Рада всех приветствовать!
Не привыкайте к чудесам, –
Дивитесь им, дивитесь.
Не привыкайте к небесам
Глазами к ним тянитесь,
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам, –
Ничто не повторится!
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так – и все не так
через одно мгновенье!
- Сегодня на уроке мы будем удивляться, приглядываться, тянуться к знаниям, будем писать красиво, грамотно, обращать внимание на все детали, использовать материалы из тетради теории, будем работать в словарях, оценивать работу друг друга
по критериям.
2. И начнем мы урок с орфоэпической минутки. В специальный раздел нашего словарика «Говори правильно» давайте запишем новые слова и запомним их правильное произношение: ЖалюзИ, звонИт, украИнский, каталОг, квартАл, газопровОд, обеспЕчение, танцОвщица, цепОчка, тУфля, баловАть, слИвовый.
Зачем мы записываем эти слова в наш словарик? (чтобы говорить правильно, красиво, чтобы окружающие люди, услышав нашу речь, воспринимали нас как людей грамотных и еще эти слова встретятся нам на госуд. экзамене в тестовых заданиях).
3. Перед вами листы с текстом. Прочитайте, пожалуйста.
Весь день шел Иванушка, и привела его тропинка к превысокой стене. Присел он на придорожный камень и призадумался. Как преграду преодолеть? И призвал он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Прибегай ко мне, дружок!»
- Ребята, посмотрите на выделенные слова, что их объединяет? (приставки пре- и при)
Сформулируем тему урока. Цель
4. Формулирование темы и целей урока. Тема нашего сегодняшнего урока «Правописание приставок при- и пре-»
-Эта тема новая для вас? (Нет, мы уже работали с этой темой. Узнали 6 значений приставок, знаем, что правописание приставок зависит от смысла, записали словарные слова, узнали о том, что есть слова, в которых корень и приставка срослись и многое другое).
-Какова же цель нашего урока? (Повторить и закрепить знания о правописании приставок пре- и при-).
Обратите внимание, у каждого на парте лежит лист самоконтроля, в который мы будем выставлять баллы за все виды работ, а в конце каждый сам поставит себе оценку).
Поработаем в группах, правила мы разработали, где мы их записали? (в тетради теории).
Вернемся к нашему тексту и поработаем в группах.
Значение приставки | Примеры из текста |
1. приближение | |
2. присоединение | |
3. пространственная близость | |
4. неполнота действия | |
5. значение «очень» | |
6. Значение «пере» | |
Зачитываем ответы по группам.
Оцените свою работу. Какой вклад вы внесли в общую работу. Допустили ли ошибку?
Давайте немного развлечемся… Но развлекаться мы будем с пользой для дела… Послушаем урок из цикла Радионяня. Приставки пре и при.
5. Сейчас мы поработаем по группам.
1 группа
1)пр..бить, 2)пр..скромный, 3) пр..крепить, 4)пр..усадебный, 5) пр.лечь, 6) пр..ехать , 7) пр.спокойно, 8)пр.умолкнуть, 9) пр..градить, 10)пр..тормозить.
2 группа «Редакторы» Задание: исправьте ошибки; объясните написание приставок.
Прекатился клубок, преостановился. Пресмотрелся, пригляделся Иванушка и видит - местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте
лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие приграды. Хотел
прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел на придорожный
камень. Презадумался.
3группа: «Заблудившиеся слова.
Приставка при- | Приставка пре- | Другие орфограммы |
Пр..забавный Пр..школьный Пр..ломление Пр..нести Пр..стиж Пр..близиться Пр..з | Пр..великий Пр..колоть Пр..градить Пр..задуматься Пр..милый Пр..купить | Пр..стол Пр..остановить Пр..рода Пр..зидент Пр..интересный Пр..тупился Пр..ключение |
4 группа Задание: объясните значение фразеологизмов, правописание приставок, составьте предложения: не знать преград; предать суду; преподать урок; переливать из пустого в порожнее; прибрать к рукам; пристать как банный лист; приходить в негодность.
Физминутка. Все встали. Если вы услышите слово с приставкой при, нужно присесть, если с приставкой пре - поднять руки вверх.
Прибежала, прикрутить, премилый, преграда, придорожная, приглушил, прискакали, непрестанный, предание, пришить, пригоревший, пришкольный, прискорбный.
Закрепление нового материала. Орфографическая диктовка по цепочке.
1.Записать словосочетания, выделить приставку, объяснить значение, выбрать написание.
Преинтересный рассказ, приостановить движение, прерывать изложение, придорожный цветок, пришкольный участок, приподнять стол, интересный пример, приземлиться неудачно, претерпевать изменения, премилый щенок, превратился в чудовище, приклеить с стене, Приморский край, люблю природу, древнее предание.
2. Упр. 328. Взаимопроверка.
Итог урока. Рефлексия деятельности.
1.Какова тема урока?
2. Какие цели ставили перед собой и достигли ли результатов?
3.Что выполняли на уроке?
4. Какое задание вызвало затруднение при его выполнении?
5. Как оцениваете свою деятельность на уроке?
- А сейчас оценим результаты своей деятельности на уроке и заполним лист самооценки.
Дом. задание
-Написать лингвистическую сказку «Жили-были две приставки».
-Выпишите предложения со словами, где встречаются приставки пре- и при- из стихотворений А.С. Пушкина ( «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога».)
- Упр. 329
Вот и закончился наш урок. Вы прекрасно поработали. Приобрели новые
знания. Преодолели трудности. Призадумались над ошибками. Я получила
преогромное удовольствие от общения с вами. Русский язык для вас не преграда.
Текст
Весь день шел Иванушка, и пр…вела его тропинка к пр…высокой стене. Пр…сел он на пр…дорожный камень и пр..задумался. Как пр…граду пр…одолеть? И пр…звал он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Пр…бегай ко мне, дружок!»
Значение приставки | Примеры из текста |
1. приближение | |
2. присоединение | |
3. пространственная близость | |
4. неполнота действия | |
5. значение «очень» | |
6. Значение «пере» | |
Текст
Весь день шел Иванушка, и пр…вела его тропинка к пр…высокой стене. Пр…сел он на пр…дорожный камень и пр..задумался. Как пр…граду пр…одолеть? И пр…звал он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Пр…бегай ко мне, дружок!»
Значение приставки | Примеры из текста |
1. приближение | |
2. присоединение | |
3. пространственная близость | |
4. неполнота действия | |
5. значение «очень» | |
6. Значение «пере» | |
Задание для 1 группы
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Е | | + | | | | | + | | + | |
И | + | | + | + | + | + | | + | | + |
1)пр..бить, 2)пр..скромный, 3) пр..крепить, 4)пр..усадебный, 5) пр.лечь, 6) пр..ехать , 7) пр.спокойно, 8)пр.умолкнуть, 9) пр..градить, 10)пр..тормозить.
Задание для 1 группы. Поставьте плюсик в нужной клеточке.
1)пр..бить, 2)пр..скромный, 3) пр..крепить, 4)пр..усадебный, 5) пр.лечь, 6) пр..ехать , 7) пр.спокойно, 8)пр.умолкнуть, 9) пр..градить, 10)пр..тормозить.
2 группа «Редакторы»
Задание: исправьте ошибки; объясните написание приставок.
Прекатился клубок, преостановился. Пресмотрелся, пригляделся Иванушка и видит - местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте
лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие приграды. Хотел
прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел на придорожный
камень. Презадумался.
3группа: «Заблудившиеся слова.
Приставка при- | Приставка пре- | Другие орфограммы |
Пр..забавный Пр..школьный Пр..ломление Пр..нести Пр..стиж Пр..близиться Пр..з | Пр..великий Пр..колоть Пр..градить Пр..задуматься Пр..милый Пр..купить | Пр..стол Пр..остановить Пр..рода Пр..зидент Пр..интересный Пр..тупился Пр..ключение |
4 группа
Задание: объясните значение фразеологизмов, правописание приставок, составьте предложения: не знать преград; предать суду; преподать урок; переливать из пустого в порожнее; прибрать к рукам; пристать как банный лист; приходить в негодность.