СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гласные в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Гласные в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 6 КЛАСС

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

6 КЛАСС

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффиксов -чик, -щик.  Камен…, водопровод…, барабан…, стекол…, полиров…, сбор…, развед…, перебеж…, газет…, бетон…, рассказ.. . Запишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. Раскройте скобки. Приведите два примера с другим написанием НЕ. Свой выбор объясните. Пробираться по пустын…, бояться пустын…, узнать о пустын…, мечтать о побед…, путь к побед…, говорить о свобод…, радоваться свобод…, читать в газет…, работать в библиотек…, принести книги в дар библиотек…, на полках библиотек.. . (Не)забудка, (не)справедливость, (не)нависть, (не)правильность, (не)преклонность, (не)ряха, (не)взгоды, (не)годование, (не)торопливость, (не)вежда, (не)серьёзность, (не)вежливость.

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффиксов -чик, -щик. Камен…, водопровод…, барабан…, стекол…, полиров…, сбор…, развед…, перебеж…, газет…, бетон…, рассказ.. .

Запишите словосочетания, вставив пропущенные буквы.

Раскройте скобки. Приведите два примера с другим написанием НЕ.

Свой выбор объясните.

Пробираться по пустын…, бояться пустын…, узнать о пустын…, мечтать о побед…, путь к побед…, говорить о свобод…, радоваться свобод…, читать в газет…, работать в библиотек…, принести книги в дар библиотек…, на полках библиотек.. .

(Не)забудка, (не)справедливость, (не)нависть, (не)правильность, (не)преклонность, (не)ряха, (не)взгоды, (не)годование, (не)торопливость, (не)вежда, (не)серьёзность, (не)вежливость.

Проверка. 1.А; 2.Б; 3В; 4Б; 5А 1) Укажите имя существительное женского рода. А) мадам В) такси Б) кашпо Г) фламинго . 2) Укажите имя существительное мужского рода. А) манго В) шоссе Б) месье Г) леди. 3) Укажите имя существительное среднего рода. А) кофе В) меню Б) фламинго Г) мисс 4) Какое существительное не относится к женскому роду? А) фрау В) салями Б) кенгуру Г) мисс 5) Какое существительное не относится к среднему роду? А) колибри В) такси Б) кашне Г) кашпо

Проверка.

1.А;

2.Б;

3В;

4Б;

1) Укажите имя существительное женского рода.

А) мадам В) такси

Б) кашпо Г) фламинго .

2) Укажите имя существительное мужского рода.

А) манго В) шоссе

Б) месье Г) леди.

3) Укажите имя существительное среднего рода.

А) кофе В) меню

Б) фламинго Г) мисс

4) Какое существительное не относится к женскому роду?

А) фрау В) салями

Б) кенгуру Г) мисс

5) Какое существительное не относится к среднему роду?

А) колибри В) такси

Б) кашне Г) кашпо

«Найди верные утверждения» Верно: 1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета 4, 2. Имена существительные изменяются по родам 5, 3. Все имена существительные изменяются по падежам и числам 7, 4. К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь 8 5. Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду. 6. Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А. 7. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно. 8. Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж

«Найди верные утверждения»

Верно:

1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета

4,

2. Имена существительные изменяются по родам

5,

3. Все имена существительные изменяются по падежам и числам

7,

4. К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь

8

5. Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.

6. Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.

7. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно.

8. Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж

Что такое суффикс? Отгадайте ребус Суффикс – важная часть слова Им кончается основа Суффикс всегда после корня идёт,  Новую форму словам придаёт.

Что такое суффикс?

Отгадайте ребус

Суффикс – важная часть слова

Им кончается основа

Суффикс всегда после корня идёт, Новую форму словам придаёт.

 Этой морфеме в нашем языке доверена трудная и интересная работа. Они обогащают наш язык новыми словами. Каждый суффикс имеет свои определенные значения.

Этой морфеме в нашем языке доверена трудная и интересная работа. Они обогащают наш язык новыми словами. Каждый суффикс имеет свои определенные значения.

Помогите горе-ученику, Вите Перестукину

Помогите горе-ученику,

Вите Перестукину

https://урок.рф/data/files/c1635452855.mp4

https://урок.рф/data/files/c1635452855.mp4

На какой вопрос не смог ответить Витя? Какова же тема нашего урока? «Правописание букв Е и И в суффиксах существительных ЕК-ИК» Что нужно сделать для того, чтобы правильно определить какой суффикс надо написать - ЕК или - ИК?

На какой вопрос не смог ответить Витя?

Какова же тема нашего урока?

«Правописание букв Е и И в суффиксах существительных ЕК-ИК»

Что нужно сделать для того, чтобы правильно определить какой суффикс надо написать

- ЕК или - ИК?

ПРОВЕДЁМ НЕБОЛЬШОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ носик – носика кафтанчик – кафтанчика листочек – листочка замочек – замочка В каком падеже стоят существительные во втором столбце? Р.п Что произошло с гласными в суффиксах при склонении? (буква -и- осталась, -е- – выпала) Не заглядывая в учебник, сформулируйте правило: При каком условии пишется -е-, -и- в суффиксе

ПРОВЕДЁМ НЕБОЛЬШОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

носик – носика

кафтанчик – кафтанчика

листочек – листочка

замочек – замочка

В каком падеже стоят существительные во втором столбце?

Р.п

Что произошло с гласными в суффиксах при склонении?

(буква -и- осталась, -е- – выпала)

Не заглядывая в учебник, сформулируйте правило:

При каком условии пишется -е-, -и- в суффиксе

Гласные в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК

Гласные в суффиксах существительных

-ЕК- и -ИК

Объяснить написание орфограммы Сыноч…к, мяч..к, самолёт…к, дружоч…к, ключ…к, ореш…к, конч…к, василёч…к Какой суффикс надо написать - ек или - ик? Сыноч Е к, мяч И к, самолёт И к, дружоч Е к, ключ И к, ореш Е к, конч И к, василёч Е к

Объяснить написание орфограммы

Сыноч…к, мяч..к, самолёт…к, дружоч…к, ключ…к, ореш…к, конч…к, василёч…к

Какой суффикс надо

написать

- ек или - ик?

Сыноч Е к, мяч И к, самолёт И к, дружоч Е к, ключ И к, ореш Е к, конч И к, василёч Е к

 1.Только что прошел дождич..к. 2.Всё в природе сразу ожило, зазеленело, маленький ручеёч..к превратился в говорливый ручей.3. Солнечный луч..к коснулся колокольчика и сиреневый цветоч..к закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнеч..к, а жёлтый бутонч..к лютика, словно вторя ему, тихо закачался. 2.Всё в природе сразу ожило, зазеленело, маленький ручеёч..к превратился в говорливый ручей. Докажите, что это текст. Предложения связаны по смыслу, объединены общей мыслью Как можно озаглавить текст? После дождя В каком предложении содержится основная мысль? Во втором Выписать слова с суффиксом -ек- (I вариант), с суффиксом -ик- (-чик-) (II вариант). 17

1.Только что прошел дождич..к. 2.Всё в природе сразу ожило, зазеленело, маленький ручеёч..к превратился в говорливый ручей.3. Солнечный луч..к коснулся колокольчика и сиреневый цветоч..к закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнеч..к, а жёлтый бутонч..к лютика, словно вторя ему, тихо закачался.

2.Всё в природе сразу ожило, зазеленело,

маленький ручеёч..к превратился в говорливый ручей.

Докажите, что это текст.

Предложения связаны по смыслу, объединены общей мыслью

Как можно озаглавить текст?

После дождя

В каком предложении содержится основная мысль?

Во втором

Выписать слова с суффиксом -ек- (I вариант),

с суффиксом -ик- (-чик-) (II вариант).

17

Выписать слова с суффиксом  -ек- (I вариант), с суффиксом -ик- (-чик-) (II вариант). «5»? лучик               кузнечик           бутончик дождичек ручеёчек цветочек Расставить знаки препинания, построить схему предложения. , Солнечный лучик коснулся колокольчика и сиреневый цветочек закивал своей головкой. [ ], и [ ].

Выписать слова с суффиксом

-ек- (I вариант), с суффиксом -ик- (-чик-) (II вариант).

«5»?

лучик               кузнечик           бутончик

дождичек

ручеёчек

цветочек

Расставить знаки препинания, построить схему предложения.

,

Солнечный лучик коснулся колокольчика и сиреневый цветочек закивал своей головкой.

[ ], и [ ].

Самостоятельная работа – тестирование 1) Отметьте неправильный ответ:   1.Горошек  3.Ключик  2.Овражик  4.Звоночек 2) Отметьте правильный ответ:  1.Дворник 3.Кирпичек    2.Орешик 4.Пузыречик 3) Отметьте слово с ошибкой:  1.Любимчик 3. Футлярчик    2.Дождик  4.Барашик 4)Найдите слова с буквой е в суффиксе:  1. Гном..к 3. Платоч..к  2.Станоч..к  4.Огурч..к 5)Найдите слова с буквой и в суффиксе:  1.Замоч..к   3.Фонар..к   2.Подароч..к  4.Словар..к 4 – 2 и 3, 5 – 3 и4 1 – 2, 2 – 1, 3 – 4,

Самостоятельная работа – тестирование

1) Отметьте неправильный ответ:

1.Горошек 3.Ключик

2.Овражик 4.Звоночек

2) Отметьте правильный ответ:

1.Дворник 3.Кирпичек

2.Орешик 4.Пузыречик

3) Отметьте слово с ошибкой:

1.Любимчик 3. Футлярчик

2.Дождик 4.Барашик

4)Найдите слова с буквой е в суффиксе:

1. Гном..к 3. Платоч..к

2.Станоч..к 4.Огурч..к

5)Найдите слова с буквой и в суффиксе:

1.Замоч..к 3.Фонар..к

2.Подароч..к 4.Словар..к

4 – 2 и 3,

5 – 3 и4

1 – 2,

2 – 1,

3 – 4,

Вставить правильный суффикс: Если –ек-1; Если- ик-0 Шар..ки, сухар..ки, горшоч..к, совоч..к, проводоч..к, кулич..к, кирпич..к, овраж..к, бараш..к, платоч..к, шнуроч..к   0   0   1   1   1   0   0   1   1   1   1

Вставить правильный суффикс:

Если –ек-1; Если- ик-0

Шар..ки, сухар..ки, горшоч..к, совоч..к, проводоч..к, кулич..к, кирпич..к, овраж..к, бараш..к, платоч..к,

шнуроч..к

  0

  0

  1

  1

  1

  0

  0

  1

  1

  1

  1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!