СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гласные звуки и буквы О - У. Запись предложений с предлогами О

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Гласные звуки и буквы О - У. Запись предложений с предлогами О»

Конспект логопедического занятия

Класс: 1

Тема учебного занятия: Гласные звуки и буквы О - У.

Запись предложений с предлогами О - У.

Продолжительность занятия: 40 минут

Форма занятия: групповое (дети с НВОНР и ФФН)

Цель: формирование умения различать гласные О - У в устной и письменной речи.

Задачи:

Образовательная:

  • учить детей слышать и выделять гласные первого ряда, развитие словаря;

коррекционная:

  • совершенствование артикуляционной моторики;

  • уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков О – У;

  • развитие восприятия и ориентировки в пространстве (с помощью работы с геометрическими фигурами);

  • развитие фонематической стороны речи, навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов;

воспитательная:

  • воспитывать аккуратность, организованность в работе.




Оборудование: тетради, ручки, зеркала, иллюстрации к буквам


Ход занятия




Этап учебного занятия


Время


Цель


Компетенции


Методы


Формы


Знания

Умения

I.Организационный момент.




2 мин.

Развитие слухового внимания, словаря (по теме «Зима») организация начала деятельности.

знать правила речи,

уметь дать ответ


Инструкция, опрос


фронтальная


Деятельность учителя

Деятельность ученика


Организует начало занятия.

- Вспомним правила речи:







Логопед дает инструкцию:

- Какое сейчас время года?

- Назовите признаки зимнего дня. Зимний день какой?


Слушают и выполняют инструкции.

Хором говорят правила:

Говорим всегда красиво,

правильно, неторопливо

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать,

Все правильно и внятно

Чтоб всем было понятно.


Садятся за парты, называя слова-признаки:

Зимний день (какой?) – снежный, морозный, холодный, белый, короткий, хмурый…


Этап учебного занятия


Время


Цель


Компетенции


Методы


Формы


Знания

Умения

II. Речевая зарядка. Пальчиковая гимнастика.




5 мин.

Совершенствование артикуляционной моторики, дыхания, коррекция просодических компонентов речи, развитие внимания.

знать артикуляционные упражнения, упр. на дыхание, ритм и темп

уметь четко выполнять упражнения речевой гимнастики

образец

инструкция

игра

фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Проводит речевую гимнастику.

- Поставьте зеркала перед собой, подготовим артикуляционный аппарат к работе.

Называет упражнение и показывает:

-улыбочка, - чистим верхние зубки,

-трубочка, - красим потолок,

-бараночка, - лошадка,

- чередование позиций улыбочка – трубочка – бараночка по команде логопеда

Показывает упражнение на дыхание.

- Изображаем, как зимой дует ветер (разной силы) Воздушная струя плавная, долгая.

Проводит пальчиковую гимнастику («Снежки»).

Работа над ритмом. Логопед отхлопывает ритм:

ра-ра-ра-ра

ра-ра-ра-ра

ра-ра-ра-ра


Логопед подводит итог этапа. Дает речевые установки.


Ставят зеркала и выполняют артикуляционные упражнения.







Выполняют дыхательное упражнение.



Выполняют пальчиковую гимнастику.


Воспроизводят ритм по образцу.





Этап учебного занятия


Время


Цель


Компетенции


Методы


Формы


Знания

Умения

III. Развитие психических процессов




4 мин.

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве

знать геометрические фигуры

уметь четко действовать по инструкции

инструкция


Фронтальная, индивидуальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Дает инструкцию к выполнению задания: составить квадрат из частей, находящихся в конверте.

Выдает конверт для выполнения работы каждому ученику.


Логопед подводит итог этапа.


Работают индивидуально каждый со своим конвертом.




Этап учебного занятия


Время


Цель


Компетенции


Методы


Формы


Знания

Умения

IV. Работа по теме урока



Введение в тему урока.












4 мин.


Знакомство с темой урока; развитие фонематической стороны речи



Умение слушать текст, слышать звуки в словах


словесный


фронтальная


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Дает инструкцию к выполнению задания: внимательно прослушайте рассказ.

Читает рассказ «Ослиный огород».

Задает вопросы:

- Кто главный герой этого рассказа?

На какой звук начинается слово «ослик»?


- Послушайте еще один рассказ. Определите, какой звук часто встречается в словах в данном рассказе.

Читает рассказ «Про маленького паучка».

Логопед подводит итог этапа:

С какими двумя звуками мы с вами будем сегодня работать?


Слушают тексты, читаемые логопедом.

Отвечают на вопросы логопеда.




Этап учебного занятия


Время


Цель


Компетенции


Методы


Формы


Знания

Умения

IV.I Работа по теме урока


Характеристика звуков О – У.







Сравнение артикуляции звуков О – У.


3 мин.

уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков О – У


знать понятие «Гласные звуки»

уметь определять гласные – согласные звуки

Инструкция, опрос


Фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организует работу учащихся. Задает вопросы:

- Итак, мы сегодня будем работать со звуками О – У. Какие это звуки?

- Почему они гласные?

- Каким цветом обозначаются гласные звуки?


Инструкция логопеда:

- Возьмите зеркала, четко произнесите звук О и при этом посмотрите в зеркало.

- В каком положении находятся ваши губы, когда вы произносите звук О? (Губы округлены)

- Вспомните: в начале занятия мы делали артикуляционные упражнения для губ (бараночка – трубочка – улыбка). Какое из этих положений принимают наши губы, когда мы произносим звук О? (Бараночка).

- Теперь посмотрите на себя в зеркало и четко произнесите звук У.

- В каком положении находятся ваши губы, когда вы произносите звук У? (Губы вытянуты трубочкой).



Слушают инструкции логопеда.

Отвечают на вопросы логопеда.




Выполняют инструкцию логопеда: работают с зеркалами, отвечают на вопросы.




Этап учебного занятия


Время


Цель


Компетенции


Методы


Формы


Знания

Умения

IV.II Работа по теме урока


Звук и буква








2 мин.

Закрепление графического образа букв О - У


знать понятия «звуки» и «буквы»

уметь определять разницу между звуком и буквой


Инструкция, опрос


Фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организует работу учащихся. Задает вопросы:

- На письме звуки обозначаются буквами. Гласные звуки О – У обозначаются буквами, которые тоже называются У – О.

- На какую фигуру похожа буква О?

Демонстрация иллюстраций к букве О.

Затем демонстрацию иллюстраций к букве У.



Слушают инструкции логопеда.

Отвечают на вопросы логопеда.




Этап учебного занятия


Время


Цель


Компетенции


Методы


Формы


Знания

Умения

V.Фонемати

ческий анализ.

Дифференциация звуков О – У в словах – паронимах, в слогах










4 мин.

Развитие фонематической стороны речи, навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов


уметь производить фонематич. анализ слов

Инструкция, опрос


Фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Загадывает учащимся загадки:


- Под крышей четыре ножки, а на крыше суп и ложки (Стол)


- Без туловища, а с ногами;

Без головы, а со спиной. (Стул)


- Какими звуками отличаются друг от друга слова «стул» - «стол».

- Определите место звуков О – У в словах «стул» - «стол» (середина слова).

- Что получится, если в слове «точка» гласный звук О мы заменим на звук У?


Прослушать слоги и сказать, какой гласный звук повторяется в этих слогах:

Мо со ро во бо по то ло но фо ко

Му су ру ву бу пу ту лу ну фу ку


- Запомнить и повторить слоговые ряды:

ро-ру-ро; ро-ру-ро-ру;

ру-ро-ру; ру-ро-ру-ро;


то-ту-то; то-ту-то-ту;

ту-то-ту; ту-то-ту-то;


Отгадывают загадки.

Отвечают на вопросы логопеда.




Этап учебного занятия


Время


Цель


Компетенции


Методы


Формы


Знания

Умения

VI Работа в тетради.


Звук и буква























Физминутка














Продолжение работы в тетрадях








15 мин.

Закрепление графического образа букв О – У; развитие каллиграфии; развитие фонематической стороны речи. Охрана здоровья детей: контроль за осанкой во время работы в тетрадях.

знать понятия «звуки» и «буквы»

уметь дифферинцировать звуки О – У и обозначающие их буквы в слогах, словах и предложениях


Инструкция, опрос


Фронтальная, индивидуальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организует работу учащихся.

- Сейчас мы с вами будем работать в тетрадях. Не забывайте о том, что когда вы пишете нужно сидеть ровно, прямо и правильно располагать тетради на партах.

Откройте тетради, положите их с наклоном.

От своей предыдущей работы отступите вниз две строки.

На третьей строке запишите красиво строчную (маленькую) букву О, на следующей строке запишите букву У.

- Сейчас я вам буду диктовать слоги, а вы будете их записывать на эти две строки: если слог со звуком О, то пишем его на строке, в начале которой стоит буква О; если слог со звуком У – пишем на строке с буквой У.

От ут ом ум су со по пу ор ур ло лу мо му

Проводит физминутку:


Руки вверх мы поднимаем,

Рот на И мы открываем.

Руки мы в венок сплетаем

И звук О изображаем.

Руки вытянем вперед –

И губы вытянем вперед: у-у-у-у-у-у-у-у…


Пальчиковая гимнастика («Снежки»).


- Мы немного отдохнули, теперь садимся и продолжаем работу.

- Что вы записывали в тетрадях: слоги, слова или предложения? (Слоги)

- Что можно складывать из слогов? (Слова)
- Сейчас мы с вами продолжим работу в тетрадях, и будем писать уже не слоги, а целые слова. Не забывайте о правильной осанке, о том, как должна лежать тетрадь. На новой строке с заглавной буквы запишем слово «Стул». Дальше пишем слова уже с маленькой буквы: утро, стол, полка.

- Какое среди написанных слов лишнее? (утро). Почему? (стол, стул, полка – мебель; утро – часть суток)

- Назовите в слове утро гласный звук в первом слоге – во втором.

- Дальше мы будем записывать слова в два столбика: в первом столбике будут слова с буквой О, во втором – с буквой У:

Дом, лук, стол, стул, груша, кот, утка, торт, рука, ослик

Логопед организует проверку выполнения задания: один ребенок читает слова с буквой О, другой – с буквой У. Следующий ребенок читает первый столбик и затем говорит, с какой изучаемой буквой слова в этом столбике и т.д.

- Найдите слово, в котором буква У стоит самая первая, в начале слова (утка).

- Найдите слово, в котором в начале стоит буква О (ослик).

- Где стоят наши гласные О – У в остальных словах: в начале – середине – конце слов? (В середине).

- Мы записывали слова. Что можно образовывать из слов, если слова связаны между собой по смыслу? (Предложения).

- Сейчас мы будем писать в тетрадях целые предложения. Вспомните, что нужно делать в начале предложения? (Писать заглавную букву).

- А что нужно ставить в конце предложения? (Точку).

- Не забывайте о правильной осанке.

- Послушайте предложение, которое мы сейчас будем записывать.

Дом стоит у реки.

В тетрадях на новой строке запишем это предложение (идет диктовка).

- Сколько слов в этом предложении? (4)

- Назовите в этом предложении самое короткое слово (слово – предлог У).

Слушаем следующее предложение:

Рома стоит у доски.

- Сколько слов в этом предложении? (4)

- Какое слово самое короткое? (слово – предлог У)

Следующее предложение (работа с ним аналогична предыдущим предложениям):

Мама купила книгу о школе. (5 слов).



Слушают инструкции логопеда и выполняют их.

Пишут в тетрадях.












Слушают инструкции логопеда, выполняют движения.










Отвечают на вопросы логопеда








Работают в тетрадях



Отвечают на вопросы логопеда




Работают в тетрадях





Осуществляют проверку своих записей в тетрадях





Отвечают на вопросы логопеда

















Работают в тетрадях, отвечают на вопросы логопеда






VII. Подведение итогов.








1 мин.

Обобщение результатов деятельности на уроке


уметь давать самооценку


рефлексия

индивидуальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Подводит итог:

- Вспомните, чему мы учились сегодня.

- Что запомнили? Что понравилось на занятии?

- У всех ли получилось справиться с заданием?




Анализируют свою деятельность.

Отвечают на вопросы, подводя итог деятельности.





11