Постановка целей-результатов урока - Узнали, какие виды орфограмм спрятаны в этих словах? Сколько видов орфограмм в русском языке? (2 вида: орфограммы гласные и согласные) - Сегодня в течение урока мы будем повторять изученные орфограммы. Попробуем на «языке умений» поставить цели-результаты урока. На доску крепится листы формата А4 с текстом «Уметь: объяснять написание слов с изученными орфограммами, определять вид орфограммы». - На парте у каждого из вас лежит лист достижений. Оцените себя те, кто правильно сформулировал цели-результаты урока (ставят «+» в умение 1, если неверно сформулировали, ставят «-»). (У1 - формулирую цели-результаты по теме урока). Такая работа проводится в течение всего урока. Работа в парах над составлением схемы-таблицы - Обратили внимание, что мы с вами перечислили несколько видов орфограмм. Теперь попробуем в парах составить схему-таблицу, распределяющую эти орфограммы на два основных вида. Это будет следующим шагом на пути к планете «Гении орфографии». Орфограммы   | Согласные    |  Гласные | Непроверяемые | Проверяемые в корне слова | Непроизносимые | Безударные проверяемые в корне слова | Непроверяемые | Орф. №2 | Орф. №3 | Орф. №4 | Орф. №1 | Орф. №2 | - Вот такая схема-таблица должна была у вас получиться. Какое умение мы сейчас с вами отработали? (У2 - составляю схему-таблицу, распределяя орфограммы на два вида). Распределительный диктант - Желающих попасть на новую планету очень много. Вот Шрек тоже мечтает стать гением орфографии, но, к сожалению, не смог справиться с 3 этапом проверки знаний. Поможем ему? Ваша задача будет заключаться в том, чтобы распределить слова с орфограммой-гласной на два столбика: проверяемые и непроверяемые безударные гласные. Слова: Кормушка, восклицательный знак, гримаса, жаворонок, выписать, удивиться, стелить, акварель, задрожал, непримиримый, беседка. Проверка: Проверяемые - кормушка, гримаса, выписать, удивиться, стелить, задрожал, непримиримый. Непроверяемые - восклицательный знак, жаворонок, акварель, беседка. Один ученик 1 уровня успеваемости выполняет (в качестве примера) подобное задание на карточке у доски, графически обозначая условия выбора гласной буквы. Карточка Угостил, шоколад, удивить, известил, алфавит, погода, измерительный, выписать. - Проверяем. Сначала комментирует выполнение задания по карточке ученик, работающий у доски, затем весь класс проверяет свое задание. - Что помогло вам распределить слова? (проверка написания). - Существует два способа проверки безударных гласных. Назовем их. (изменение слова и подбор однокоренных слов). Мы отработали несколько умений. Оцените себя в листы достижений. (У3 - определяю в слове орфограмму-гласную; У4 - владею одним способом проверки безударных гласных; У5 - владею двумя способами проверки безударных гласных; У6 - подбираю проверочные слова, но иногда делаю это интуитивно). Физминутка для глаз Творческое обсуждение - Мы с вами в полпути от планеты «Гении орфографии». И снова у нас просят помощи. На этот раз герои «Ледникового периода». Они забыли виды согласных орфограмм. И не могут двигаться дальше. Напомним им? (непроверяемые, проверяемые, непроизносимые). - Попробуем закончить строчку и объяснить особенности написания последних букв в этих словах. 1. Каждый рад увидеть … (парад). 2. Русский солдат не знает … (преград). 3. Новый год – к весне … (поворот). - Как называется орфограмма? (проверяемые согласные в корне слова). - Что необходимо, чтобы проверить согласную в корне? (подобрать проверочное слово). - Чем отличаются слова на слайде от слов в предыдущем задании? На слайде два ряда слов: Баскетбол, матч, волейбол. Гигантский, окрестный, счастливый, честный. (в словах две орфограммы: непроверяемые и непроизносимые согласные). Объяснительный диктант - Следующим шагом к новой планете будет работа с орфограммами-согласными. Попробуйте определить в каждой из строчек лишнее слово и аргументируйте свой ответ. 1. Ярос…ный, моро…ный, грус…ный, капус…ный. 2. Поз…ний, бере…ки, ло…ка, ду…ки. 3. Фу…бол, а…летика, извес…ный, гим…аст. - Какие умения мы отработали? (У7 - называю три вида орфограмм-согласных, У8 - называю два вида орфограмм-согласных, У9 - определяю в слове вид орфограммы-согласной, У10 - обосновываю выбор орфограммы-согласной в слове). |