СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Гласные перед -Н- в полных и кратких страдательных причастиях»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План  урока по русскому языку.

Тема: «Гласные перед -Н- в полных и кратких страдательных причастиях».

Цель урока: познакомить обучающихся с орфограммой «Гласные перед -н -и -нн-», формировать навык правильного словообразования страдательных причастий и умения использовать их в речи.

Просмотр содержимого документа
««Гласные перед -Н- в полных и кратких страдательных причастиях»»

Дата: 14.11. 2016г.



Учитель: Мимбулатова А.М.

Учащиеся: Саиева Лиза, Исаева Лиана.

Класс: 7

Тема. «Гласные перед -Н- в полных и кратких страдательных причастиях»



Цель урока: познакомить обучающихся с орфограммой «Гласные перед -н -и -нн-», формировать навык правильного словообразования страдательных причастий и умения использовать их в речи.

Задачи урока:

-обучающие: знать условия выбора гласной перед Н в полных и кратких страдательных причастиях, знать нормы акцентологии в причастиях данного типа;
- развивающие: уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени, правильно писать гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, соблюдать нормы акцентологии в речевой практике;
- воспитательные:

воспитание внимательного отношения к языку, культуры работы в парах, интереса к предмету «Русский язык».

Тип урока: урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков.



Используемые технологии: технология обучения на основе схемных и знаковых моделей (опорные схемы), здоровье сберегающие технологии развития критического мышления, создание ситуации успеха на уроке.

Методы и приёмы: беседа-приём постановки вопросов, обсуждение ответов, формулирование выводов из беседы, метод иллюстраций — приём показа, обсуждение увиденного, метод самостоятельной работы.

Формы работы: устная, письменная; индивидуальная.

Оборудование: компьютер; учебник; тетрадь; презентация; интернет-ресурсы.



Ход урока:

I. Организационный этап

Слово учителя: Здравствуйте, девочки!Как ваше самочувствие? (слайд 1)

  1. Проверка д/з (слайд 2)

Опрос по пройденной теме:

  • Мы с вами начали изучать новую часть речи, как называется эта часть речи? (Причастие)- Чтобы найти причастие, от какой части речи мы должны задать вопрос? (от существительного)

  • а на какие вопросы отвечает?

      От каких глаголов страдательные причастия прошедшего времени образуются с суффиксом -нн-?


От каких глаголов страдательные причастия прошедшего времени образуются с суффиксом -енн- (-ённ-)?


С помощью какого суффикса еще образуются страдательные причастия прошедшего времени?


Когда в прилагательных пишется н? Приведите примеры из упр. 110


Когда в прилагательных пишется нн? Приведите примеры из упр. 110.


Объясните правописание остальных слов с пропущенными буквами (упр. 110).

      -Сделайте морфемный разбор слов

Поразительный, приведённый.


  1. Изучение нового материала

    - Прочитайте, пожалуйста, слова.(слайд 4)

Удостоенный (награды) – удостоить украшена ( ёлка) – украсить

Связанный (бант) — связать просеяна (мука) – просеять



    -Скажите , что их объединяет?

    (это полные и краткие страдательные причастия)

- А что вас заинтересовало именно в написании этих причастий? Но почему же страдательные причастия всѐ же разделены на 2 группы?

-Внимательно посмотрите на обозначения, сделанные в словах, попробуйте определить, над какой орфограммой мы будем работать сегодня?

(Гласные перед Н в кратких и полных страдательных причастиях)

-А теперь попробуйте сами сформулировать правило о правописании гласных перед Н в кратких и полных страдательных причастиях.



    III.Сообщение темы и целей урока.

2) Чтение теоретического материала учебника.(слайд 5)

    -А теперь давайте проверим себя по учебнику.

  • Открываем книгу на странице 57. (Работа с учебником (с.57, орф. №51) )

  • Лиза, пожалуйста, прочитай нам орфограмму

  • От чего же зависит выбор гласной перед н в страдательных причастиях прошедшего времени?

    3.Запись в тетрадях:(слайд 6)

  • На -ать, -ять → пиши -а:

  • рассчитать – рассчитанный

  • На -ить, -еть → пиши -е:

  • замесить – замешенный


    IV.Тренировочные упражнения

  • Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

Рассе..ны, рассаж..ны, обтес.нный, завяз..ны, расставл..нный, выкормл..на, повеш..нный, растер..нный, застро..ны, закраш..но, разве..нный .

  • Задание2: Вставить пропущенные буквы в словах, обозначить орфограмму ( обозначения выполнять на карточке ).

  • 1) Бледно-голубое небо осени светлело и смотрело на улицу, усе…нную жѐлтой листвой. 2) Низкие холмы, распах….нные и засе….нные, доверху разбегаются широкими волнами. 3) Выкач…нное из гаража колесо. 4) Рассе..нный ветром тучи. 5)Новый застро..нный микрорайон. 6) Подстрел….нная утка упала в камышовые заросли.

  • Задание3: « Узнай причастие ». Определите, какое причастие зашифровано в данных предложениях, запишите его, выделив орфограмму.

    1.Каким становится поле после того, как по нему проехал трактор с плугом?

    ( вспаханным, распаханным)

    2.Продавец определил вес товара. Подумай, что он сделал, и каким от этого

стал товар. ( взвешенным )

  1. Каким стало мокрое бельѐ, которое хозяйка развесила на верѐвках.

    ( развешенное)

  2. Каким становится ружьѐ, когда из него убрали все патроны. ( разряженное)

  3. Каким стал мост после того, как его повредили бандиты с помощью

взрывчатки. ( взорванный)

    V.

    Закрепление материала. (слайд 7)

    1. Выпишите из текста страдательные причастия. Объясните написание гласной перед н.

Долгое время знакомые Эдисона были удивлены тем, как тяжело открывается садовая калитка в его доме. Как-то один из них заметил: -Такой гений, как вы, мог бы сконструировать более совершенную калитку.-Мне кажется, калитка сконструирована гениально. Она соединена с насосом домашнего водопровода. Каждый, кто входит, накачивает в цистерну двадцать литров воды.

удивлены

сконструирована

соединена

2.Сделайте морфемный разбор первого и третьего кратких страдательных причастий прошедшего времени.


(Удивлены,соединены)(слайд 8)

    VI.Развитие речи. Картина Левитана И. И. « Золотая осень»

    Составьте текст по предложенной репродукции, используя, как можно больше причастий.

Слова для справок: усып...нные листьями, распах...нные и засе...нные поля, исхож....нная тропинка, позолоч....нные деревья, раскраш....нные осенью, постро....нные домики, разве...нные облака, изъезж....нная дорога, увид....нный пейзаж, высуш....нная трава, скош....нные луга, рассказ..нная история, увид....нная церковь.

А что вы знаете об Исааке Ильиче Левитане?

Исаак Ильич Левитан родился в семье железнодорожного служащего и вырос в атмосфере постоянной нужды, которая сопровождала его всю жизнь. Оставшись в 17 лет сиротой, часто он не имел даже ночлега, 30 копеек, чтобы заплатить долг за поклѐванник с колбасой и стакан молока, что составляло его обед и ужин, поэтому и прожил он очень немного, умерев за 26 дней до своего сорокалетия.

У Левитана не было диплома художника, хотя Художественное училище он окончил, но диплом так и не получил. Он всегда много работал, по возможности путешествовал в поисках сюжетов будущих картин. Бывал он и в Тверской губернии, где создал полотна, составляющие жемчужину его творчества: « У омута», « Золотая осень», « Над вечным покоем» и др.

Сейчас в Третьяковской галерее проходит юбилейная выставка работ Исаака Левитан, приуроченная к 150-летию со дня рождения художника. И это не случайно, ведь когда-то основатель галереи купил у 19-летнего Левитана одну из первых его картин и потом делал это неоднократно, чтобы поддержать великого гения живописи.



VII.ФИЗМИНУТКА (слайд 10)

Зрительная гимнастика


VIII.Работа в i-class:(слайд 11)

Задание 1.

http://iclass.home-edu.ru/mod/quiz/review.php?attempt=2739597


    X. Итоговое закрепление. (слайд 12)

    https://www.youtube.com/watch?v=j_Xqimgktz4


    XII. Этап подведения итогов урока (слайд 13 )

    Что нового вы узнали на уроке?Как определить какую гласную писатьп еред -н- в полных и кратких страдательных причастиях?

    Чему научились?

    Рефлексия (слайд 14 )

      1.КРАСНЫЙ — урок прошел плодотворно.Все понятно.

      2.ЖЕЛТЫЙ — хорошо работала на уроке, но еще нужна помощь.

      3.ЗЕЛЕНЫЙ — было трудно на уроке, ничего не понятно.

      1.Оценки (комментировать)

    2. Этап информации о домашнем задании (слайд 15)

    Домашнее задание (по выбору): напишите небольшой осенний этюд на одну из тем: « Осень в городе », « Пейзаж за окном » .

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!