Дата: 14.11. 2016г.
Учитель: Мимбулатова А.М.
Учащиеся: Саиева Лиза, Исаева Лиана.
Класс: 7
Тема. «Гласные перед -Н- в полных и кратких страдательных причастиях»
Цель урока: познакомить обучающихся с орфограммой «Гласные перед -н -и -нн-», формировать навык правильного словообразования страдательных причастий и умения использовать их в речи.
Задачи урока:
-обучающие: знать условия выбора гласной перед Н в полных и кратких страдательных причастиях, знать нормы акцентологии в причастиях данного типа;
- развивающие: уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени, правильно писать гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, соблюдать нормы акцентологии в речевой практике;
- воспитательные:
воспитание внимательного отношения к языку, культуры работы в парах, интереса к предмету «Русский язык».
Тип урока: урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков.
Используемые технологии: технология обучения на основе схемных и знаковых моделей (опорные схемы), здоровье сберегающие технологии развития критического мышления, создание ситуации успеха на уроке.
Методы и приёмы: беседа-приём постановки вопросов, обсуждение ответов, формулирование выводов из беседы, метод иллюстраций — приём показа, обсуждение увиденного, метод самостоятельной работы.
Формы работы: устная, письменная; индивидуальная.
Оборудование: компьютер; учебник; тетрадь; презентация; интернет-ресурсы.
Ход урока:
I. Организационный этап
Слово учителя: Здравствуйте, девочки!Как ваше самочувствие? (слайд 1)
Проверка д/з (слайд 2)
Опрос по пройденной теме:
Мы с вами начали изучать новую часть речи, как называется эта часть речи? (Причастие)- Чтобы найти причастие, от какой части речи мы должны задать вопрос? (от существительного)
а на какие вопросы отвечает?
От каких глаголов страдательные причастия прошедшего времени образуются с суффиксом -енн- (-ённ-)?
С помощью какого суффикса еще образуются страдательные причастия прошедшего времени?
Когда в прилагательных пишется н? Приведите примеры из упр. 110
Когда в прилагательных пишется нн? Приведите примеры из упр. 110.
Объясните правописание остальных слов с пропущенными буквами (упр. 110).
Поразительный, приведённый.
Изучение нового материала
- Прочитайте, пожалуйста, слова.(слайд 4)
Удостоенный (награды) – удостоить украшена ( ёлка) – украсить
Связанный (бант) — связать просеяна (мука) – просеять
-Скажите , что их объединяет?
(это полные и краткие страдательные причастия)
- А что вас заинтересовало именно в написании этих причастий? Но почему же страдательные причастия всѐ же разделены на 2 группы?
-Внимательно посмотрите на обозначения, сделанные в словах, попробуйте определить, над какой орфограммой мы будем работать сегодня?
(Гласные перед Н в кратких и полных страдательных причастиях)
-А теперь попробуйте сами сформулировать правило о правописании гласных перед Н в кратких и полных страдательных причастиях.
III.Сообщение темы и целей урока.
2) Чтение теоретического материала учебника.(слайд 5)
-А теперь давайте проверим себя по учебнику.
Открываем книгу на странице 57. (Работа с учебником (с.57, орф. №51) )
Лиза, пожалуйста, прочитай нам орфограмму
От чего же зависит выбор гласной перед н в страдательных причастиях прошедшего времени?
3.Запись в тетрадях:(слайд 6)
На -ать, -ять → пиши -а:
рассчитать – рассчитанный
На -ить, -еть → пиши -е:
замесить – замешенный
IV.Тренировочные упражнения
Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.
Рассе..ны, рассаж..ны, обтес.нный, завяз..ны, расставл..нный, выкормл..на, повеш..нный, растер..нный, застро..ны, закраш..но, разве..нный .
Задание2: Вставить пропущенные буквы в словах, обозначить орфограмму ( обозначения выполнять на карточке ).
1) Бледно-голубое небо осени светлело и смотрело на улицу, усе…нную жѐлтой листвой. 2) Низкие холмы, распах….нные и засе….нные, доверху разбегаются широкими волнами. 3) Выкач…нное из гаража колесо. 4) Рассе..нный ветром тучи. 5)Новый застро..нный микрорайон. 6) Подстрел….нная утка упала в камышовые заросли.
Задание3: « Узнай причастие ». Определите, какое причастие зашифровано в данных предложениях, запишите его, выделив орфограмму.
1.Каким становится поле после того, как по нему проехал трактор с плугом?
( вспаханным, распаханным)
2.Продавец определил вес товара. Подумай, что он сделал, и каким от этого
стал товар. ( взвешенным )
Каким стало мокрое бельѐ, которое хозяйка развесила на верѐвках.
( развешенное)
Каким становится ружьѐ, когда из него убрали все патроны. ( разряженное)
Каким стал мост после того, как его повредили бандиты с помощью
взрывчатки. ( взорванный)
V.
Закрепление материала. (слайд 7)
1. Выпишите из текста страдательные причастия. Объясните написание гласной перед н.
Долгое время знакомые Эдисона были удивлены тем, как тяжело открывается садовая калитка в его доме. Как-то один из них заметил: -Такой гений, как вы, мог бы сконструировать более совершенную калитку.-Мне кажется, калитка сконструирована гениально. Она соединена с насосом домашнего водопровода. Каждый, кто входит, накачивает в цистерну двадцать литров воды.
удивлены
сконструирована
соединена
2.Сделайте морфемный разбор первого и третьего кратких страдательных причастий прошедшего времени.
(Удивлены,соединены)(слайд 8)
VI.Развитие речи. Картина Левитана И. И. « Золотая осень»
Составьте текст по предложенной репродукции, используя, как можно больше причастий.
Слова для справок: усып...нные листьями, распах...нные и засе...нные поля, исхож....нная тропинка, позолоч....нные деревья, раскраш....нные осенью, постро....нные домики, разве...нные облака, изъезж....нная дорога, увид....нный пейзаж, высуш....нная трава, скош....нные луга, рассказ..нная история, увид....нная церковь.
А что вы знаете об Исааке Ильиче Левитане?
Исаак Ильич Левитан родился в семье железнодорожного служащего и вырос в атмосфере постоянной нужды, которая сопровождала его всю жизнь. Оставшись в 17 лет сиротой, часто он не имел даже ночлега, 30 копеек, чтобы заплатить долг за поклѐванник с колбасой и стакан молока, что составляло его обед и ужин, поэтому и прожил он очень немного, умерев за 26 дней до своего сорокалетия.
У Левитана не было диплома художника, хотя Художественное училище он окончил, но диплом так и не получил. Он всегда много работал, по возможности путешествовал в поисках сюжетов будущих картин. Бывал он и в Тверской губернии, где создал полотна, составляющие жемчужину его творчества: « У омута», « Золотая осень», « Над вечным покоем» и др.
Сейчас в Третьяковской галерее проходит юбилейная выставка работ Исаака Левитан, приуроченная к 150-летию со дня рождения художника. И это не случайно, ведь когда-то основатель галереи купил у 19-летнего Левитана одну из первых его картин и потом делал это неоднократно, чтобы поддержать великого гения живописи.
VII.ФИЗМИНУТКА (слайд 10)
Зрительная гимнастика
VIII.Работа в i-class:(слайд 11)
Задание 1.
http://iclass.home-edu.ru/mod/quiz/review.php?attempt=2739597
X. Итоговое закрепление. (слайд 12)
https://www.youtube.com/watch?v=j_Xqimgktz4
XII. Этап подведения итогов урока (слайд 13 )
Что нового вы узнали на уроке?Как определить какую гласную писатьп еред -н- в полных и кратких страдательных причастиях?
Чему научились?
Рефлексия (слайд 14 )
1.КРАСНЫЙ — урок прошел плодотворно.Все понятно.
2.ЖЕЛТЫЙ — хорошо работала на уроке, но еще нужна помощь.
3.ЗЕЛЕНЫЙ — было трудно на уроке, ничего не понятно.
1.Оценки (комментировать)
2. Этап информации о домашнем задании (слайд 15)
Домашнее задание (по выбору): напишите небольшой осенний этюд на одну из тем: « Осень в городе », « Пейзаж за окном » .