Тема: ___ Главные члены предложения. Подлежащее.
Цель: Формирование навыков и умений в распознавании предложения, оформлять его на письме, находить подлежащее.
- обучающая - …… Формировать навыки и умения в распознавании предложения, оформлении его на письме. Учить находить главные члены предложения. Дать понятие подлежащего.
- развивающая -… Корригировать аналитико-синтетическую деятельность на основе зрительного и слухового восприятия.
- воспитательная - Воспитывать интерес к русскому языку, явлениям природы
Планируемые результаты:
предметные: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым углубление знаний о подлежащем, как главном члене предложения, формирование умения синтаксического анализа предложений .
метапредметные: владение аудированием и чтением, говорением и письмом, умение определять цель предстоящей деятельности, конструировать текст, создавать письменный текст по заданной модели, способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме, умение определять результаты учебной деятельности,
личностные: формирование умения самооценки, стремление к речевому самосовершенствованию, личностной самостоятельности при работе в группе, раскрытию творческих возможностей.
Методические приемы: объяснения учителя, беседа, выполнение упражнений, групповая и индивидуальная работа, фронтальный опрос.
Тип урока: _урок усвоения новых знаний
Вид урока : _традиционный урок
Оборудование: _ноутбук, телевизор
1. Структура урока усвоения новых знаний:
Этапы урока (время) | Действие преподавателя | Действие ученика |
1) Организационный этап. | 1. Мотивация к учебной деятельности. ( 1 мин) - Добрый день! – вам сказали - Добрый день! - ответили вы, Нас две ниточки связали Теплоты и доброты. - Назовите слова, отвечающие на вопрос кто или что? и сядьте. - Надеюсь, сегодняшний наш урок пройдет в атмосфере доброты, всем присутствующим будет тепло и комфортно. | организация рабочего места придумывают слова |
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | -Наш урок я хочу начать с загадки: стынет, вянет, земля, трава. Ничего не понятно, нарушена связь слов. А если так?: Стынет земля, Вянет трава, Дождь поливает. Когда это бывает? (осенью). Чем же мы сегодня будем заниматься? Т.О. продолжим разговор о предложении Узнаем, что такое подлежащее; на какие вопросы отвечает; Научимся находить его в предложении; Узнаем способ выделения подлежащего; - Мы с вами сформулировали задачи урока. Пальчиковая гимнастика Приготовим пальчики к письму: -Я пройдусь по лесам, Много разных птичек там. Все порхают, Поют, Гнезда теплые вьют. | движения разминки |
3) Актуализация знаний. | Работа в тетради Наступила поздняя осень. - О чем говорится в предложении? -Что наступило? Стоит ненастная погода. -Что ненастная? -Подберите синоним к слову ненастная? (хмурая, холодная) Птицы улетают в теплые края. -Кто улетает? Кружатся в воздухе, летят разноцветные листья. - Подберите однокоренные слова к слову листья? (листочек, листопад) - О чем говорится в предложении? Я люблю листопад. - Что я люблю? | запись числа, дежурной буквы, слова записывают в два столбика вопросы «Кто?» «Что?» и слова |
4) Первичное усвоение новых знаний. | по учебнику тема. Упр 49 устно сравним рисунки и предложения. | Работа с учебником стр. 36 читают правило, стр 37 |
5) Первичная проверка понимания | Физминутка Кто улетает от нас? Куда? Представьте, что вы- птицы. Где какие части тела расположены у птиц? Я называю, вы показываете на себе.Итак, полетели-полетели-полетелиии! клюв, хохолок, грудка, коготки, лапки,спинка, глаза,перышки…Что забыла назвать? Упр 50 разбор | отвечают показывают читают |
6) Первичное закрепление. | выполнение | записывают 2 предложения |
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Упр 50 3,4 предложение | слушают |
| | |
| | высказывания |
8) Рефлексия (подведение итогов занятия) | - Что вы делали на уроке? - Как вы это делали? - Зачем вы это делали? | |
| - Какие члены предложения называются подлежащим? - Что на уроке было трудным? - Какие задания понравились? Над чем нам еще нужно поработать? Довольны ли вы своей работой на уроке? | |
| | |
| | |
Дополнительный материал
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее ... (ворона).
Кто летает, кто стрекочет —
Рассказать нам новость хочет? (Сорока)
Что за птица
Мороза не боится?
Хоть снега лежат везде,
У нее птенцы в гнезде. ( Клёст)
Грудка ярче, чем заря,
У кого? (У снегиря)
Кто летает темной ночью
И схватить мышонка хочет? (Сова)
Мы в скворечнике живем,
Песни звонкие поем. (Скворцы)
Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка)
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто…
Стало ночью холодать,
Стали лужи замерзать.
А на травке — бархат синий.
Это что такое?
Лето кончилось,
Пора снова в школу, детвора,
К атласам и букварям.
Что за месяц в гости к нам?
Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?
Осень по календарю,
Но уже стучит вовсю
В двери строгая зима,
Сыплет снегом на поля.
Расскажите друг другу:
а) Что обозначает подлежащее?
б) На какие вопросы отвечает?
№1 В каждом предложении подчеркни подлежащее
1. Опадают жёлтые листья. 2. В лесу росла стройная ель.3. Девочка читает интересную книгу.4. В лесу мама нашла красивый гриб. 5. Ярко светит солнышко. 6. Малыши лепили снеговика.7. Собака громко лает. 8. Люда рисовала красками. 9. По дороге быстро мчится машина. 10. Собака погналась за зайцем. 11. Олег красиво пишет в тетради.
№2 В каждом предложении подчеркни подлежащее 1. В берлоге спит медведь. 2. Ученик решает трудную задачу. 3. Брат купил коньки. 4. Цветёт душистая сирень. 5. Лампы ярко освещают цирк. 6. Сильный ветер качает деревья. 7. Ученики рисуют. 8. Бабушка поставила посуду на стол. 9. Завтра школьники поедут на экскурсию. 10. Под елью вырос белый гриб. …………………………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………........
№3 1. Пришла поздняя осень. 2. Дует сильный ветер. 3. Целый день идёт дождик. 4. Белка тащит в дупло орехи. 5. Птицы улетели в тёплые края.6. Сороки скачут около жилища людей.7. Мальчики мастерят красивые кораблики.8. По небу плывут лёгкие облака. 9. Света поёт.
Впишите подходящие по смыслу слова.
1. Подлежащее - это главный член предложения, который отвечает на вопросы ________? _________?
2. От подлежащего к другим членам предложения можно задать____________, поэтому подлежащее является ______________ членом предложения
Расскажите друг другу:
а) Что обозначает подлежащее?
б) На какие вопросы отвечает?
№1 В каждом предложении подчеркни подлежащее
1. Опадают жёлтые листья. 2. В лесу росла стройная ель.3. Девочка читает интересную книгу.4. В лесу мама нашла красивый гриб. 5. Ярко светит солнышко. 6. Малыши лепили снеговика.7. Собака громко лает. 8. Люда рисовала красками. 9. По дороге быстро мчится машина. 10. Собака погналась за зайцем. 11. Олег красиво пишет в тетради.
№2 В каждом предложении подчеркни подлежащее 1. В берлоге спит медведь. 2. Ученик решает трудную задачу. 3. Брат купил коньки. 4. Цветёт душистая сирень. 5. Лампы ярко освещают цирк. 6. Сильный ветер качает деревья. 7. Ученики рисуют. 8. Бабушка поставила посуду на стол. 9. Завтра школьники поедут на экскурсию. 10. Под елью вырос белый гриб.
№3 1. Пришла поздняя осень. 2. Дует сильный ветер. 3. Целый день идёт дождик. 4. Белка тащит в дупло орехи. 5. Птицы улетели в тёплые края.6. Сороки скачут около жилища людей.7. Мальчики мастерят красивые кораблики.8. По небу плывут лёгкие облака. 9. Света поёт.
Впишите подходящие по смыслу слова.
1. Подлежащее - это главный член предложения, который отвечает на вопросы ________? _________?
2. От подлежащего к другим членам предложения можно задать____________, поэтому подлежащее является ______________ членом предложения
Расскажите друг другу:
а) Что обозначает подлежащее?
б) На какие вопросы отвечает?
№1 В каждом предложении подчеркни подлежащее
1. Опадают жёлтые листья. 2. В лесу росла стройная ель.3. Девочка читает интересную книгу.4. В лесу мама нашла красивый гриб. 5. Ярко светит солнышко. 6. Малыши лепили снеговика.7. Собака громко лает. 8. Люда рисовала красками. 9. По дороге быстро мчится машина. 10. Собака погналась за зайцем. 11. Олег красиво пишет в тетради.
№2 В каждом предложении подчеркни подлежащее 1. В берлоге спит медведь. 2. Ученик решает трудную задачу. 3. Брат купил коньки. 4. Цветёт душистая сирень. 5. Лампы ярко освещают цирк. 6. Сильный ветер качает деревья. 7. Ученики рисуют. 8. Бабушка поставила посуду на стол. 9. Завтра школьники поедут на экскурсию. 10. Под елью вырос белый гриб. …………………………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………........ №3 1. Пришла поздняя осень. 2. Дует сильный ветер. 3. Целый день идёт дождик. 4. Белка тащит в дупло орехи. 5. Птицы улетели в тёплые края.6. Сороки скачут около жилища людей.7. Мальчики мастерят красивые кораблики.8. По небу плывут лёгкие облака. 9. Света поёт.
Впишите подходящие по смыслу слова.
1. Подлежащее - это главный член предложения, который отвечает на вопросы ________? _________?
2. От подлежащего к другим членам предложения можно задать____________, поэтому подлежащее является ______________ членом предложения
Расскажите друг другу:
а) Что обозначает подлежащее?
б) На какие вопросы отвечает?
Расскажите друг другу:
а) Что обозначает подлежащее?
б) На какие вопросы отвечает?
Коррекционное упражнение «Собери предложение из слов»
золотая, наступила, осень.
деревьев, с, листья, опадают.
покрыта, ковром, земля, разноцветным
Коррекционное упражнение «Собери предложение из слов»
золотая, наступила, осень.
деревьев, с, листья, опадают.
покрыта, ковром, земля, разноцветным
Коррекционное упражнение «Собери предложение из слов»
золотая, наступила, осень.
деревьев, с, листья, опадают.
покрыта, ковром, земля, разноцветным