СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Главные члены предложения. Подлежащее".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен повторению темы "Главные члены предложения", углубленному изучению темы "Предложение".

Просмотр содержимого документа
«"Главные члены предложения. Подлежащее".»

Тема урока: «Главные члены предложения. Подлежащее»

Цели:

  1. Обучающая: расширить представление учеников о подлежащем, его признаках, способах выражения; отработать навык нахождения подлежащего в тексте;

  2. Развивающая: совершенствовать умение определять подлежащее в предложении, способы его выражения;

  3. Воспитательная: прививать любовь к родному языку.



Методические приемы: словарная работа, работа с учебником, беседа, составление таблицы, конструирование предложений, работа с карточками.



Ход урока:

  1. Орг. Момент. ( Смена тетрадей, запись числа и темы урока «Подлежащее». Один из учеников формулирует цели урока, исходя из темы: чему мы сегодня должны узнать и чем должны научиться? Примерный ответ: Вспомнить, какие главные члены предложения мы знаем. Знать, что такое подлежащее, какой частью речи оно может быть выражено в предложении; уметь находить в тексте подлежащее, определять способ его выражения)

  2. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Теоретические вопросы:

- Расскажите о порядке слов в предложении.

- Каковы функции порядка слов в предложении?

- Что такое логическое ударение?

- Как связаны логическое ударение и интонация?

Выполним упражнение 105. («Устно, по цепочке»).

Словарный диктант (по упр. 86)



  1. Формирование новых знаний.

Тема нескольких уроков – «Двусоставные предложения» - не нова для вас. Вы , конечно, знаете, что такое главные члены предложения, можете определить подлежащее и сказуемое.

В 8 классе мы должны расширить наши представления о двусоставном предложении и его основе. Речь, прежде всего, о подлежащем.

Открыем учебникина стр. 46. (Один из учеников зачитывает правило)

Делаем вывод, что в роли подлежащего могут выступать не только именные, но и другие части речи. Проговариваем, какие: имя существительное в И.п., местоимение в И.П., имя прилагательное в И.п., имя числительное в И.п., причастие в И.п., неопределенная форма глагола, наречие, междометие.



  1. Формирование умений и навыков

Выполним упражнение 90. (Два-три ученика выполняют задание у доски, по очереди. Записывают предложения, находят подлежащее, определяют, какой частью речи оно выражено)

Обратимся к упр. 92. Делаем вывод: подлежащее отвечает на вопросы И.п. кто? что? Но встречаются и другие способы выражения подлежащего – сочетание слов и синтаксически неразрывные конструкции.



  1. Работа с карточками, на основе которой составляется обобщающая таблица.



Карточка №1

Мы никогда не ссоримся. Солнце светит всем. Вдали послышалось ку-ку. Двенадцать делится на шесть. Курить – здоровью вредить. Взрослые никогда не понимают детей. Вошедший привлёк всеобщее внимание. Очевидно не значит верно. Прошло несколько дней.



Способы выражения подлежащего

Способ выражения подлежащего

Пример

Существительное в И.п.

Солнце светит всем.

Местоимение в И.п.

Мы никогда не ссоримся.

Числительное в И.п.

Двенадцать делится на шесть.

Прилагательное в значение существительного

Взрослые никогда не понимают детей.

Причастие в значении существительного

Вошедший привлек всеобщее внимание.

Неопределенная форма глагола

Курить – здоровью вредить.

Наречие

Очевидно не значит верно.

Междометие

Вдали послышалось ку-ку.

Неделимое словосочетание

Прошло несколько дней.





  1. Словарная работа.

Выписываем слова в рамках со стр.47: большинство, меньшинство, репетиция, режиссер. Составьте предложения с данными словами в роли подлежащего.

(Спрашиваю, что получилось. Отвечают 3-4 человека.)



  1. Итоги урока.

  • Что мы сегодня узнали о подлежащем? (Что такое подлежащее, какими частями речи оно может быть выражено)

  • Каким частями речи может быть выражено подлежащее?

  • Чему мы сегодня научились? (Находить в предложении подлежащее, определять часть речи, которой оно выражено)



  1. Оценки за урок.

  2. ДЗ: §____, упр. _____