СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Главные и второстепенные члены предложения Урок русского языка в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Главные и второстепенные члены предложения Урок русского языка в 5 классе»

Тема: "Главные и второстепенные члены предложения"

Урок русского языка в 5 классе

Цель: повторить изученные правила орфографии, развитие орфографической зоркости;

закрепить понятие о главных и второстепенных членах предложения, способах их выражения;

повторить грамматические разборы;

развивать творческое воображение, ассоциативное и логическое мышление, связную речь;

  1. Развитие речи на основе конструирования предложений, умения составлять логическую связь между словами в предложении.

  2. Расширение кругозора учащихся, активного словарного запаса.

  3. Воспитание истинной доброты, понятия истинных ценностей..

Оборудование:

1. . Карточки для групповой работы.

2. Схемы домиков .

3.Презентация и песня «Дети войны» 

Если мы хотим достичь настоящего мира во всем мире, то начинать надо с детей.
                                                                                                                                  Ганди М.К.

Ход урока

I. Организационный момент. Минута Памяти. Звучит песня «Дети войны» (прослушайте песню, о чём она?).Показ презентации «Дети войны»

II. Работа по теме урока

Стадия вызов «Узнай слово».

  1. Корень такой же, как в слове ИЗЛОЖЕНИЕ

  2. Приставка, как в слове ПРЕДЫСТОРИЯ

  3. Окончание, как в слове НА ЗАРЕ

  4. Суффикс, как в слове СОЧИНЕНИЕ

  5. Ответ: предложение.

-В каком разделе русского языка изучается ПРЕДЛОЖЕНИЕ?

С какой наукой неразрывно связан синтаксис?

  -Что ёще изучает синтаксис?

1 группа строит  город и назовём его ( Синтаксис)

(уч-ся строят город из схем домиков)

Трое - у доски: Анализ предложений.

Вы посмотрите на моих детей.

Моя былая свежесть в них жива.

          В них оправданье старости моей.( Уильям Шекспир)

        -  Кто живет в двухэтажном домике?

      В домике два этажа, на верхних окошках схемы подлежащего и сказуемого , на нижних - дополнения, определения, обстоятельства. Названия членов предложения закрыты. Дети сначала определяют по схемам члены предложения, потом открывают окошки

            2. Повторение теории.

Давайте подробнее расскажем о сказочных обитателях. У каждой группы есть карточки для работы. Разгадать слово, ответив на вопросы. Вопросы напечатаны на листах.

1 группа

Как называется подлежащее и сказуемое? (Основа)

Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: Кем, чем? (Дополнение)

Главный член предложения, отвечающий на вопросы: О ком, о чем говорится в предложении? (Подлежащее)

Главный член предложения, отвечающий на вопросы: Что делает? Каков? Что сделал? (Сказуемое)

По интонации предложение…….? (Восклицательное)

Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: Где? Куда? Откуда? (Обстоятельство)

Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: Какой? Чей? который? (Определение)

Из ответов первого слова взять 2 букву, из второго – 3, из третьего – 7, из четвертого – 1, из пятого – 6, из шестого – 2, из седьмого – 1. (Ответ: спасибо).

2 группа

По цели высказывания предложение, в котором побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим? (Побудительное).

Главный член предложения, отвечающий на вопросы: Что делает? Каков? Что сделал? (Сказуемое)

Слово, называющее того, к кому обращаются с речью? (Обращение).

По цели высказывания предложение, в котором содержится вопрос? (Вопросительное)

По интонации предложения ……? (Восклицательное).

По цели высказывания предложение, в котором сообщаем о чем-либо? (Повествовательное)

Из ответов первого слова взять 4 букву, из второго – 7, из третьего – 7, из четвертого – 7, из пятого- 7, из шестого – 10. (Ответ: умница)

Если соединить в предложение эти два получившихся слова, то какие нужно поставить знаки препинания? Смысл предложения будет наградой за эту работу. (Спасибо, умница!)

Практическая часть

Сокровище, ценность, драгоценность, богатство

Как вы понимаете слово сокровище?

  1. создаём три группы .

  2. Задание Составление предложений. Индивидуальная работа.

- А теперь каждый получает свои слова, из которых надо составить 1 предложение.

Работа с карточками 1 (устно, расставляя цифры над словами карандашом).

1) И созвал и сказал вот этих однажды слуг король им:

2)   Самым для короля свои наслаждением большим их было вынимать сокровища и рассматривать.

3) за другим Один со диковинками собрались семеро своими слуг и восьмого стали ждать, но не появлялся он все.

4) - Завтра смотр устраиваю вечером сокровищ я, приходите все своими в замок со драгоценностями.

5) дворце слуг Во главных было восемь, и каждый тоже из сокровище них имел свое - какую-нибудь редкость, гордился которой.

6) - нет меня сокровища У такого, назвать особенным можно которое,

я с сокровище самое обыкновенное собой взял, вот оно.

7) )   Наконец слуга пришел восьмой, и поклонился королю сказал:

Проверка: Ученики зачитывают, другие оценивают, улучшают.

. Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

  1. Составление текста. Работа на карточке 2. Групповая работа.

- А теперь из этих предложений, которые вы составили, надо собрать текст. Проставьте номера перед предложениями, чтобы получился связный текст.

______ И вот однажды король созвал этих слуг и сказал им:

______ Самым большим наслаждением для короля было вынимать свои сокровища и рассматривать их.

_______Один за другим собрались со своими диковинками семеро слуг и стали ждать восьмого, но он все не появлялся.

______ Во дворце было восемь главных слуг, и каждый из них тоже имел свое сокровище - какую-нибудь редкость, которой гордился.

______- Завтра вечером я устраиваю смотр сокровищ, приходите все в замок со своими драгоценностями.

______-У меня нет такого сокровища, которое можно назвать особенным, я взял с собой сокровище самое обыкновенное, вот оно.


______ Наконец пришел восьмой слуга , поклонился королю и сказал:

  1. Проверка. 

  1. Работа над структурой текста

- Из чего состоит текст? (структура: вступление, основная часть, заключение)

- Проанализируйте структуру текста (нет вступления и заключения)

  • - Выберите начало из предложенных:

1) Жил-был король. Была у него красавица-дочь. Решил он найти ей достойного жениха.

2) В одной стране жил король. У него не было семьи, но было много диковинных сокровищ.

3) Однажды король одной страны решил поехать на охоту.

Обсуждение вариантов.

  • Конец сказки

- Сказка заканчивается словами: - М-да... - вздохнув, заговорил король, - в самом деле, это замечательное сокровище. Рядом с ним наши редкости и драгоценности все равно, что мусор. Я завидую тебе, потому что у тебя есть главное сокровище страны.  

-Как вы думаете, какое «обыкновенное сокровище» было у восьмого слуги?

  • Чтение концовки сказки из оригинала

В зал вошли четыре послушных мальчика и четыре прехорошенькие девочки. Дети стали парами и вежливо поклонились.
Весь дворец посветлел от сияния оживленных детских лиц.

- Как вы думаете, почему дети – главное сокровище страны?

  • - А теперь придумайте свой заголовок. (Японская сказка «Чье сокровище лучше?»)

  1. ( Выразительное чтение сказки.)

  2.  2-3 предложения, которые вам понравились, спишите в тетрадь, выделяя орфограммы.

- Выберите предложение, которые помогут именно вам потренироваться в закреплении материала.

  1. Рефлексия  заполнить таблицу «Знаний» +-знаю ? – надо выучить

  2. Составление Синквейна на тему «Детство»

 Детство

Веселое, счастливое.
Играть, веселиться, расти.
Лучшее время в жизни.
Радость. действительности. 

приложение.

Карточки 1.

1) И созвал и сказал вот этих однажды слуг король им:

2)   Самым для короля свои наслаждением большим их было вынимать сокровища и рассматривать.

3) за другим Один со диковинками собрались семеро своими слуг и восьмого стали ждать, но не появлялся он все.

4) - Завтра смотр устраиваю вечером сокровищ я, приходите все своими в замок со драгоценностями.

5) дворце слуг Во главных было восемь, и каждый тоже из сокровище них имел свое - какую-нибудь редкость, гордился которой.

6) - нет меня сокровища У такого, назвать особенным можно которое,

я с сокровище самое обыкновенное собой взял, вот оно.

7)    Наконец слуга пришел восьмой, и поклонился королю сказал:

Карточки 2

______ И вот однажды король созвал этих слуг и сказал им:

______ Самым большим наслаждением для короля было вынимать свои сокровища и рассматривать их.

______Один за другим собрались со своими диковинками семеро слуг и стали ждать восьмого, но он все не появлялся.

______Во дворце было восемь главных слуг, и каждый из них тоже имел свое сокровище - какую-нибудь редкость, которой гордился.

______- Завтра вечером я устраиваю смотр сокровищ, приходите все во дворец со своими драгоценностями.

______-У меня нет такого сокровища, которое можно назвать особенным, я взял с собой сокровище самое обыкновенное, вот оно.

        
______ Наконец пришел восьмой слуга, поклонился королю и сказал:

Сказка. «Чье сокровище лучше.»

В одной стране жил король. У него не было семьи, но было много диковинных ценностей.

Самым большим наслаждением для короля было вынимать свои сокровища и рассматривать их.

Во дворце было восемь главных слуг, и каждый из них тоже имел свое сокровище - какую-нибудь редкость, которой гордился.

И вот однажды князь созвал этих слуг и сказал им:

-- Завтра вечером я устраиваю смотр сокровищ, приходите все во дворец со своими драгоценностями.

         Один за другим собрались со своими диковинками семеро слуг и стали ждать восьмого, но он все не появлялся.
         Наконец пришел восьмой слуга, поклонился королю и сказал:

-- У меня нет такого сокровища, которое можно назвать особенным,

я взял с собой сокровище самое обыкновенное, вот оно.

И в зал вошли четыре послушных мальчика и четыре прехорошенькие девочки. Дети стали парами и вежливо поклонились.
Весь дворец посветлел от сияния оживленных детских лиц.

- М-да... - вздохнув, заговорил король, - в самом деде, это замечательное сокровище. Рядом с ним наши редкости и драгоценности все равно, что мусор. Я завидую тебе, потому что у тебя есть главное сокровище страны – дети!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!