Учитель биологии Смирнова Л.А. 26.10.2016 9 КЛАСС
Тема урока: Главные направления эволюции
ЦЕЛЬ: ПОЗНАКОМИТЬ С ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ ЭВОЛЮЦИИ.
ЗАДАЧИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:-
-- знать определения понятий (ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация);
--- знать критерии биологического прогресса и регресса;
--- знать пути достижения прогресса;
--- знать соотношение путей эволюции.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
---продолжать работу по формированию умения выделять главное в изученном материале, сравнивать, анализировать и обобщать изучаемый материал.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
--- воспитывать ответственное отношение к окружающей природе;
--- воспитывать чувство гордости за отечественную науку;
ОБОРУДОВАНИЕ
--раздаточный материал для проверки домашнего задания и закрепления изученного материала, презентация по теме «Основные направления эволюции».
ТИП УРОКА: изучение нового материала.
ВИДЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ: индивидуальная, фронтальная, групповая.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
3.Сообщение темы и целей урока.
ДЕВИЗОМ НАШЕГО УРОКА Я ВЫБРАЛА СЛОВА ЖАНА РОСТАНА «НИЧТО В БИОЛОГИИ НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА, КРОМЕ КАК В СВЕТЕ ЭВОЛЮЦИИ»А что же такое эволюция? (Высказывания обучающихся).Верно, эволюция-это процесс исторического развития живой природы на основе наследственности, изменчивости и естественного отбора.Благодаря эволюционному процессу на Земле появилось огромное разнообразие живых организмов. Все они приобретали специальные приспособления к условиям среды, то есть эволюционировали.СЕГОДНЯ НА УРОКЕ ВЫ УЗНАЕТЕ, КАКИМ ЖЕ ОБРАЗОМ ПРОИСХОДИЛА ЭВОЛЮЦИЯ
.4.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Эволюционный процесс идет в двух направлениях - это биологический регресс и биологический прогресс. ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ.Что же такое биологический регресс? Это ни что, иное, как уменьшение приспособляемости организмов к окружающей среде. В чем оно проявляется?
Уменьшение численности. Сужение ареала. Уменьшение интенсивности видообразования. Снижение приспособляемости.
Какие же факторы способствуют биологическому регрессу? ЭТО АБИОТИЧЕСКИЕ И АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ.
НАЗОВИТЕ АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ? ЧТО ТАКОЕ АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ? Перед вами результат деятельности человека. Этих и ещё много других животных нет, и уже никогда не будет на нашей Земле. Ведь вымирание вида означает, что утрачены гены, которыми мог бы воспользоваться человек для восстановления вида или его селекции. С каждым годом на планете Земля под угрозой исчезновения оказываются все новые виды животных и растений. Посмотрите, только от нас зависит, увидят ли ваши потомки эти замечательные экземпляры.Для охраны исчезающих видов в мире создана КРАСНАЯ КНИГА. Такая книга есть и в России.
ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ПОГОВОРИМ О ХОРОШЕМ.Вторым направлением эволюции является БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС, то есть возрастание приспособляемости организмов к окружающей среде.
В чем проявляется БП?
УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ РАСШИРЕНИЕ АРЕАЛА
ВЫСОКАЯ ИНТЕНСИВНОСТЬ ВИДООБРАЗОВАНИЯ
ВОЗРАСТАНИЕ ПРИСПОСОБЛЯЕМОСТИ
КАКИМ ЖЕ ОБРАЗОМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС? Идея о возможных путях достижения БП была разработана крупным российским ученым-эволюционистом Алексеем Николаевичем Северцовым. СЕВЕРЦОВ СЧИТАЛ, ЧТО ЭВОЛЮЦИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ТРЕМЯ ПУТЯМИ.
ЗАПИСЬ СХЕМЫ В ТЕТРАДЬ.
1. АРОМОРФОЗ – УСЛОЖНЕНИЕ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМОВ, ВЕДУЩЕЕ К ПОВЫШЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ И ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗМОВ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ОБИТАНИЯ (ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТИВНОЙ СРЕДЫ). Другими словами, благодаря ароморфозам организмы получают большие преимущества в борьбе за существование и получают возможность осваивать новые прежде недоступные источники питания и новые местообитания. Все эти изменения, не будучи частными приспособлениями к конкретным условиям среды, повышают интенсивность жизнедеятельности, уменьшают зависимость от условий существования. Общая черта ароморфозов заключается в том, что они сохраняются впоколениях и ведут к возникновению новых систематических групп – типов, классов и отделов живых организмов.
2. СЛЕДУЮЩИЙ ПУТЬ БП: ИДИОАДАПТАЦИЯ—ЧАСТНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ОПРЕДЕЛЕННЫМ УСЛОВИЯМ СРЕДЫ, ПОЛЕЗНЫЕ В БОРЬБЕ ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ, НО НЕ МЕНЯЮЩИЕ УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНИЗМА (адаптивная среда остаётся прежней). ИДИОАДАПТАЦИИ следуют за ароморфозами. После того, как организмы освоят новую среду обитания,начинается приспособление отдельных популяций к данной среде.ИДИОАДАПТАЦИИ ведут к узкой специализации группы, что при быстром изменении условий среды может привести к вымиранию.
В результате идиоадаптаций возникают мелкие систематические группы: виды, роды, семейства.
ПРИМЕРЫ ИДИОАДАПТАЦИЙ3. ТРЕТИЙ ПУТЬ БП: ОБЩАЯ ДЕГЕНЕРАЦИЯ — УПРОЩЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНИЗМОВ (УТРАТА РЯДА СИСТЕМ И ОРГАНОВ) В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К БОЛЕЕ ПРОСТЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ (УПРОЩЕНИЕ АДАПТИВНОЙ СРЕДЫ).Несмотря на упрощение организма, дегенерация ведет к процветанию вида.ПРИМЕРЫ ДЕГЕНЕРАЦИЙ БЫЧИЙ ЦЕПЕНЬ, НАПРИМЕР, УТРАТИВ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ И ОРГАНЫ ЧУВСТВ, ПРИОБРЕЛ ПРИСОСКИ, КРЮЧКИ И СИЛЬНОРАЗВИТУЮ ПОЛОВУЮ СИСТЕМУ. БЫЧИЙ ЦЕПЕНЬ ЗА СВОЮ ЖИЗНЬ(18-20 ЛЕТ) ПРОИЗВОДИТ ОКОЛО 11 МЛРД ЯИЦ. МЫ РАССМОТРЕЛИ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ. А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ, КАК ВЫ СУМЕЕТЕ РАСПОЗНАТЬ СУЩЕСТВУЮШИЕ ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ.
Перед вами таблица, вы должны установить соответствие между событием и путями эволюции.
Проверка в классе.
КАКОВО ЖЕ СООТНОШЕНИЕ ЭТИХ НАПРАВЛЕНИЙ ЭВОЛЮЦИИ? СООТНОШЕНИЕ И ЧЕРЕДОВАНИЕ ЭТИХ ПРОЦЕССОВ СЕВЕРЦОВ ИЗОБРАЗИЛ ВВИДЕ СХЕМЫ. Для тогочтобы лучше понять смысл каждого направления и пути эволюции, на уроке мы рассмотрели их по отдельности. НА САМОМ ЖЕ ДЕЛЕ В ПРИРОДЕ ЭТИ ПРОЦЕССЫ ИДУТ НЕПРЕРЫВНО И ОДНОВРЕМЕННО, СОЧЕТАЯСЬ МЕЖДУ СОБОЙ, И СМЕНЯЯ ДРУГДРУГА. Из всех рассмотренных путей достижения БП наиболее редки ароморфозы. Их можно рассматривать как переломные пункты развития жизни. Обычно ароморфозы задают и определяют новые направления и этапы в развитии живого мира. За каждым ароморфозом следует множество идиоадаптаций, которые помогают организмам более полно использовать все имеющиеся ресурсы и места обитания. Некоторые организмы, попав в постоянную, сравнительно однородную среду, следуют по пути общей дегенерации. По истечении некоторого времени весь этот процесс может многократно повторяться, увеличивая многообразие форм организмов и их групп.
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
А ТЕПЕРЬ, ЧТОБЫ ПРОВЕРИТЬ, КАК ВЫ УСВОИЛИ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ, Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦЫ.
6. ИТОГ УРОКА. 7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. П.12.