СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Главные направления эволюции

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект урока по биологии в 9 классе "Главные направления эволюции"

Просмотр содержимого документа
«Главные направления эволюции»

Учитель биологии Смирнова Л.А. 26.10.2016 9 КЛАСС

Тема урока: Главные направления эволюции

ЦЕЛЬ: ПОЗНАКОМИТЬ С ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ ЭВОЛЮЦИИ.

ЗАДАЧИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:-

-- знать определения понятий (ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация);

--- знать критерии биологического прогресса и регресса;

--- знать пути достижения прогресса;

--- знать соотношение путей эволюции.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

---продолжать работу по формированию умения выделять главное в изученном материале, сравнивать, анализировать и обобщать изучаемый материал.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

--- воспитывать ответственное отношение к окружающей природе;

--- воспитывать чувство гордости за отечественную науку;

ОБОРУДОВАНИЕ

--раздаточный материал для проверки домашнего задания и закрепления изученного материала, презентация по теме «Основные направления эволюции».

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ВИДЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ: индивидуальная, фронтальная, групповая.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

3.Сообщение темы и целей урока.

ДЕВИЗОМ НАШЕГО УРОКА Я ВЫБРАЛА СЛОВА ЖАНА РОСТАНА «НИЧТО В БИОЛОГИИ НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА, КРОМЕ КАК В СВЕТЕ ЭВОЛЮЦИИ»А что же такое эволюция? (Высказывания обучающихся).Верно, эволюция-это процесс исторического развития живой природы на основе наследственности, изменчивости и естественного отбора.Благодаря эволюционному процессу на Земле появилось огромное разнообразие живых организмов. Все они приобретали специальные приспособления к условиям среды, то есть эволюционировали.СЕГОДНЯ НА УРОКЕ ВЫ УЗНАЕТЕ, КАКИМ ЖЕ ОБРАЗОМ ПРОИСХОДИЛА ЭВОЛЮЦИЯ

.4.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Эволюционный процесс идет в двух направлениях - это биологический регресс и биологический прогресс. ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ.Что же такое биологический регресс? Это ни что, иное, как уменьшение приспособляемости организмов к окружающей среде. В чем оно проявляется?

Уменьшение численности. Сужение ареала. Уменьшение интенсивности видообразования. Снижение приспособляемости.

Какие же факторы способствуют биологическому регрессу? ЭТО АБИОТИЧЕСКИЕ И АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ.

НАЗОВИТЕ АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ? ЧТО ТАКОЕ АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ? Перед вами результат деятельности человека. Этих и ещё много других животных нет, и уже никогда не будет на нашей Земле. Ведь вымирание вида означает, что утрачены гены, которыми мог бы воспользоваться человек для восстановления вида или его селекции. С каждым годом на планете Земля под угрозой исчезновения оказываются все новые виды животных и растений. Посмотрите, только от нас зависит, увидят ли ваши потомки эти замечательные экземпляры.Для охраны исчезающих видов в мире создана КРАСНАЯ КНИГА. Такая книга есть и в России.

ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ПОГОВОРИМ О ХОРОШЕМ.Вторым направлением эволюции является БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС, то есть возрастание приспособляемости организмов к окружающей среде.

В чем проявляется БП?

УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ РАСШИРЕНИЕ АРЕАЛА

ВЫСОКАЯ ИНТЕНСИВНОСТЬ ВИДООБРАЗОВАНИЯ

ВОЗРАСТАНИЕ ПРИСПОСОБЛЯЕМОСТИ

КАКИМ ЖЕ ОБРАЗОМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС? Идея о возможных путях достижения БП была разработана крупным российским ученым-эволюционистом Алексеем Николаевичем Северцовым. СЕВЕРЦОВ СЧИТАЛ, ЧТО ЭВОЛЮЦИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ТРЕМЯ ПУТЯМИ.

ЗАПИСЬ СХЕМЫ В ТЕТРАДЬ.

1. АРОМОРФОЗ – УСЛОЖНЕНИЕ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМОВ, ВЕДУЩЕЕ К ПОВЫШЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ И ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗМОВ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ОБИТАНИЯ (ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТИВНОЙ СРЕДЫ). Другими словами, благодаря ароморфозам организмы получают большие преимущества в борьбе за существование и получают возможность осваивать новые прежде недоступные источники питания и новые местообитания. Все эти изменения, не будучи частными приспособлениями к конкретным условиям среды, повышают интенсивность жизнедеятельности, уменьшают зависимость от условий существования. Общая черта ароморфозов заключается в том, что они сохраняются впоколениях и ведут к возникновению новых систематических групп – типов, классов и отделов живых организмов.

2. СЛЕДУЮЩИЙ ПУТЬ БП: ИДИОАДАПТАЦИЯ—ЧАСТНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ОПРЕДЕЛЕННЫМ УСЛОВИЯМ СРЕДЫ, ПОЛЕЗНЫЕ В БОРЬБЕ ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ, НО НЕ МЕНЯЮЩИЕ УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНИЗМА (адаптивная среда остаётся прежней). ИДИОАДАПТАЦИИ следуют за ароморфозами. После того, как организмы освоят новую среду обитания,начинается приспособление отдельных популяций к данной среде.ИДИОАДАПТАЦИИ ведут к узкой специализации группы, что при быстром изменении условий среды может привести к вымиранию.

В результате идиоадаптаций возникают мелкие систематические группы: виды, роды, семейства.

ПРИМЕРЫ ИДИОАДАПТАЦИЙ3. ТРЕТИЙ ПУТЬ БП: ОБЩАЯ ДЕГЕНЕРАЦИЯ — УПРОЩЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНИЗМОВ (УТРАТА РЯДА СИСТЕМ И ОРГАНОВ) В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К БОЛЕЕ ПРОСТЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ (УПРОЩЕНИЕ АДАПТИВНОЙ СРЕДЫ).Несмотря на упрощение организма, дегенерация ведет к процветанию вида.ПРИМЕРЫ ДЕГЕНЕРАЦИЙ БЫЧИЙ ЦЕПЕНЬ, НАПРИМЕР, УТРАТИВ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ И ОРГАНЫ ЧУВСТВ, ПРИОБРЕЛ ПРИСОСКИ, КРЮЧКИ И СИЛЬНОРАЗВИТУЮ ПОЛОВУЮ СИСТЕМУ. БЫЧИЙ ЦЕПЕНЬ ЗА СВОЮ ЖИЗНЬ(18-20 ЛЕТ) ПРОИЗВОДИТ ОКОЛО 11 МЛРД ЯИЦ. МЫ РАССМОТРЕЛИ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ. А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ, КАК ВЫ СУМЕЕТЕ РАСПОЗНАТЬ СУЩЕСТВУЮШИЕ ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ.

Перед вами таблица, вы должны установить соответствие между событием и путями эволюции.

Проверка в классе.

КАКОВО ЖЕ СООТНОШЕНИЕ ЭТИХ НАПРАВЛЕНИЙ ЭВОЛЮЦИИ? СООТНОШЕНИЕ И ЧЕРЕДОВАНИЕ ЭТИХ ПРОЦЕССОВ СЕВЕРЦОВ ИЗОБРАЗИЛ ВВИДЕ СХЕМЫ. Для тогочтобы лучше понять смысл каждого направления и пути эволюции, на уроке мы рассмотрели их по отдельности. НА САМОМ ЖЕ ДЕЛЕ В ПРИРОДЕ ЭТИ ПРОЦЕССЫ ИДУТ НЕПРЕРЫВНО И ОДНОВРЕМЕННО, СОЧЕТАЯСЬ МЕЖДУ СОБОЙ, И СМЕНЯЯ ДРУГДРУГА. Из всех рассмотренных путей достижения БП наиболее редки ароморфозы. Их можно рассматривать как переломные пункты развития жизни. Обычно ароморфозы задают и определяют новые направления и этапы в развитии живого мира. За каждым ароморфозом следует множество идиоадаптаций, которые помогают организмам более полно использовать все имеющиеся ресурсы и места обитания. Некоторые организмы, попав в постоянную, сравнительно однородную среду, следуют по пути общей дегенерации. По истечении некоторого времени весь этот процесс может многократно повторяться, увеличивая многообразие форм организмов и их групп.

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

А ТЕПЕРЬ, ЧТОБЫ ПРОВЕРИТЬ, КАК ВЫ УСВОИЛИ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ, Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦЫ.

6. ИТОГ УРОКА. 7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. П.12.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!