СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глобалистика. Глобальные проблемы.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткая справочная информация  для учащихся и педагогов о глобальных проблемах, о глобалистике.

Просмотр содержимого документа
«Глобалистика. Глобальные проблемы.»

   Глобалистика Нельзя допустить, чтобы люди направляли
                                                        на свое собственное уничтожение
                                                        те силы природы, которые они сумели

                                                         открыть и покорить.                                                                                                     Ф. Жолио-Кюри

По ходу того, как развивалось цивилизация, перед человечеством стали неоднократно возникать сложные проблемы, порою планетарного характера. В полной мере глобальные проблемы проявились уже во второй половине и, в особенности в последней четверти XX века, т. е. на рубеже двух веков и, даже тысячелетий.

   В самом деле, никогда прежде само человечество не возрастало количественно в 2,5 раза при жизни только одного поколения, наращивая тем самым силу «демографического пресса». Никогда до этого человечество не вступало в период научно-технической революции, не открывало дороги в космос. Никогда для его жизнеобеспечения не требовалось такого количества природных ресурсов. Никогда до этого не возникало такой глобализации мировой экономики, такой единой мировой информационной системы. Наконец, никогда, прежде холодная война не подводила все человечество так близко к рубежу самоуничтожения.

   Все это привлекло внимание к глобальным проблемам не только политику, но и науку. Сам термин «глобалистика» вошел в научный обиход на рубеже 60-70 гг., когда вышли на свет первые доклады Римскому клубу. В России глобалистика начала развиваться в 80-е гг. и в особенности с началом периода перестройки и перехода к приоритету общечеловеческих ценностей.

Определение понятия «глобальные проблемы» их классификация.

 Глобальные проблемы - это проблемы, возникающие в результате объективного развития общества, представляющие собой угрозу для всего человечества и поэтому требующие для своего разрешения совместных усилий всего мирового общества.

  Целесообразно вычленить и раскрыть каждый из признаков этого понятия:
объективный характер, угроза для всего человечества, совместные усилия для разрешения.  

1.Наиболее «универсальные» проблемы политического и социально-
экономического характера:

  • предотвращение ядерной войны и сохранение мира на Земле;

  • обеспечение экономического роста государств (обеспечение расширенного воспроизводства);

  • преодоление отсталости слаборазвитых стран (проблема Север-Юг);

  • управление мировым сообществом.

2.Проблемы преимущественно природно-экономического характера:

  • экологическая;

  • энергетическая;

  • продовольственная;

  • сырьевая;

  • Мирового океана.

3.Проблема преимущественно социального характера:

  • демографическая;

  • межнациональных отношений;

  • кризис культуры, нравственности («экология души»);

  • дефицит демократии;

  • урбанизация;

  • охрана здоровья.

4.Проблемы смешанного характера, приводящие к массовой гибели людей:

  • региональные конфликты;

  • терроризм, преступность;

  • технологические аварии;

  • стихийные бедствия;

4. Выступление учащихся. 

Учащиеся выступают с сообщениями по четырем выбранным заранее темам:

  • Предотвращение войны и сохранение мира на Земле

  • Экологическая проблема

  • Продовольственная проблема

  • Терроризм

Докладчикам задается вопрос, высказываются суждения и оценки.

5. Можно ли решить глобальные проблемы?

Организуется работа в группах. Учащиеся предлагают свои варианты смягчения проблем. Возможные варианты ответов:

  • Создание безопасных производств (безотходных).

  • Экологическая экспертиза всех технических проектов.

  • Развитие природовосстановителъных отраслей (лесное, водное, рыбное
    хозяйство).

  • Разработка и внедрение материалосберегающих и энергосберегающих
    технологий.

В решении глобальных проблем человечества главную роль призваны сыграть социальные преобразования во всех странах мира. Многое будет зависеть от изменения сознания и морали, жизненных целей человека, от способности правительств перенимать лучший мировой опыт.

В том случае если на Земле сохраниться мир, достижение науки и техники
позволят решить многие из тех вопросов, которые сегодня волнуют человечество. Заполнить таблицу

Последствия глобализации для современных государств.

Сфера жизни общества.

Положительные последствия глобализации.

Отрицательные 
последствия глобализации.

Экономическая.

 

 

Социальная.

 

 

Политическая.

 

 

Духовная.

 

 

Вопрос учащимся:  Какие пути решения глобальных проблем можно предложить?

Дискуссия, обсуждение, ответы учащихся и вывод .

-замкнутый цикл производства,

-экологически-сберегающие и безотходные технологии,

-развитие природо-восстановительных технологий,

-признание  приоритета общечеловеческих ценностей,

-отказ от войны, как средства решения конфликтов,

-признание права народов самостоятельно и

свободно выбирать свою судьбу,

-понимание взаимосвязанности современного мира.

-разумная демографическая политика,

-сокращение гонки вооружений и направление денежных средств в страны «третьего мира».

-Повышение уровня жизни людей

-Идеологическое и нравственное воспитание

-Усиление служб разведки и контрразведки

-Налаживание работы полиции

-Уничтожение лидеров террористов

-Уничтожение террористических баз

-Перекрытие финансовых потоков  

-Борьба с наркотрафиком

-Сотрудничество всех стран мира

Коллективное обсуждение проблемного вопроса, который был поставлен перед учащимися в начале урока: Крах человеческой цивилизации из-за глобальные проблем неизбежен? Возникновение дискуссии.

Учащиеся вспоминают эпиграф урока и подводятся к итоговому выводу.

Вывод:

-Нет, краха человеческой цивилизации из-за глобальных проблем можно избежать, если люди кардинально изменят свое отношение к ним.  Выбор за нами (учащиеся фиксируют итоговый вывод в тетрадях, а рядом записывают свое мнение, возможно отличное от того, который дан).

Исходя из изученного материала, представленных фактов мы можем сделать вывод, что мир един и многообразен. Одно не противоречит другому. Единство человечества дополняет его многообразие. Строки стихотворения Р.Рождественского прекрасно иллюстрируют эту мысль. Мы живем на планете Земля и обязаны заботиться о своем большом доме.

Закрепление. Объяснить, в чем проявляется многообразие и единство современного мира? Дать определение, что такое “глобализация”.

  1. Перечислить глобальные проблемы современности. Выделить признаки глобальных проблем.

План работы.

  1. Дать четкое определение проблемы.

  2. Почему вы выбрали эту тему, чем она важна, для общества и для вас лично?

  3. Цель работы? Какие результаты вы планируете получить?

  4. Какие шаги по решению данной проблемы уже делаются сегодня?

  5. Какие (методы) способы исследования вы планируете применить?

  6. Обоснуйте ваш выбор с точки зрения достижения поставленной цели.

  7. Кому, каким органам власти, общественным организациям могут быть полезны результаты вашей работы? Свой вывод аргументируйте.

  8. Перечислите темы исследований, которые поддержали бы работу по избранной вами проблеме. Кратко обоснуйте свой выбор.

  9. Спрогнозируйте возможное ваше личное участие в решении избранной проблемы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!