Конспект интегрированного урока русского и английского языков
(в соответствии с требованиями ФГОС)
Проведен в рамках VI Международной научно-практической конференции «Одаренность и её развитие в условиях массовой школы»
27 апреля 2015г. в МБОУ «СОШ № 112» Авиастроительного района
г. Казани
Тема урока: Глобализация в языке: pro and con, русский язык, английский язык
Класс: 10 Р
Жаворонкова Н.Н.. - учитель русского языка МБОУ «СОШ №112», г. Казань
Осипова С.Н.– учитель английского языка МБОУ «СОШ №112», г. Казань
Цели урока
Образовательные:
Познакомить с наиболее распространёнными английскими заимствованиями в современном русском языке, их лексическим значением, произношением и написанием.
Показать, какими путями заимствования из одного языка проникают в другой
Продолжить работу по формированию орфографических и пунктуационных навыков;
Развивающие:
Развивать умение целесообразного использования заимствований в собственной речи
Учить пользоваться словарями (этимологическим, словарём иностранных слов)
Познакомить учащихся с новыми заимствованными словами, появившимися в русском языке за последнее время
Воспитательные:
1) Воспитывать чувства патриотизма, любви к родному языку
2) Формировать бережное отношение к русской культуре и толерантного отношения к культуре другого народа
3) Развивать эстетический вкус, чувство меры, такта
Задачи урока:
- повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока;
- рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
- организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
- создание нового качественного знания;
- представление результатов исследования темы «Англицизмы в русском языке»
Тип урока: комбинированный
Форма урока:
Урок - защита проекта
Урок - дискуссия
Структура урока сочетает этапы: организационный, мотивационный, дискуссия, защита проекта, систематизации знаний, эмоционально-творческий (обобщающий), завершающий (рефлексия, объяснение домашнего задания).
Материально-техническое и дидактическое обеспечение урока:
ноутбук, мультимедийный проектор, словари иностранных слов, раздаточный материал для учащихся с упражнениями, листы оценивания
Демонстрационный материал:
рефераты учащихся, словарь современных заимствований, составленный учащимися, стенд, оформленный открытками, представляющими общение молодежи разных стран.
Подготовка к уроку:
В процессе подготовки к уроку класс был поделён на 2 группы. Каждая группа получила задание: провести исследование по проблеме заимствований в русский язык из английского языка, а для этого:
1. Изучить литературу по теме исследования;
2. Провести анкетирование воспитанников ЦПМФ ФК Рубин по определенным вопросам, представить результаты анкетирования в виде диаграмм;
3. Составить и оформить словарь наиболее употребляемых в среде учащихся заимствований с толкованием слов в следующих сферах: политика, бизнес, интернет, спорт, быт и другие;
4. Написать рефераты по темам: «Англицизмы в русском языке: история появления»,
« Глобализация и развитие языка», «Русские заимствования в английском языке»
5. Представить результаты исследования в виде презентаций, содержащих доводы «за» и «против» глобализации в языке;
6. Оформить стенд на тему: «Переписка с молодёжью из разных стран»
Приведем основные этапы урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 этап - организационный Цель: психологически настроить учащихся на учебную деятельность на экране - тема урока |
Приветствуют учащихся, сообщают тему урока, с помощью серии наводящих вопросов декларируют интегрированный урок и тип урока (защита проекта) | Приветствуют учителей, отвечают на их вопросы | Выстраивание речевого взаимодействия с учителем. Умение осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. |
2 этап - мотивационный (включает в себя информационный блок (фрагмент интервью с В.В.Жириновским)) Цель: постановка целей и задач урока, построение учебной ситуации для постановки личностно-значимых целей и задач урока после просмотра видеоролика, определив свое отношение к проблеме заимствования иностранных слов в современный русский язык. |
Создает проблемную ситуацию, которая подведет учащихся к формулированию цели урока. | Учащийся смотрят видеоролик и определяют свое отношение к проблеме заимствования иностранных слов в современный русский язык. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Умение планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой. |
3 этап – дискуссия Цель: высказать свое отношение к заявлению В.В.Жириновского о введении санкций за чрезмерное и неуместное использование англицизмов, особенно в СМИ, на телевидении и в преподавательской деятельности. |
Предлагает учащимся высказать свое мнение по проблеме, направляет дискуссию, корректирует некоторые высказывания. Обобщает информацию, полученную в ходе дискуссии, приводит мнение профессора, к.ф.н. Сидоровой М.Ю. по обсуждаемой проблеме. | Высказывают свою точку зрения по заданной проблеме, оппонируя друг другу. Обобщают информацию по дискуссии с помощью учителя. | Построение осознанного и логичного высказывания. Умение слушать оппонента и отстаивать свою точку зрения. |
4 этап – защита проектов Цель: самостоятельное применение знаний, отчет о проведенном исследовании в виде презентации, рефератов, диаграмм о результатах проведенного анкетирования, словаря современных заимствований, проведение сравнительного анализа полученных результатов и формулировка общего вывода. На столах - листы само- и взаимооценки, которые заполняются учащимися во время просмотра презентаций. |
Контролирует содержание выступлений, речевую деятельность учащихся, подводит их к общему заключению, организует заполнение листов оценивания. | Представляют работу групп по проекту, комментируют презентацию, приводя аргументы в защиту своей точки зрения. Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. | Умение участвовать в совместном обсуждении проблемы, анализировать, обобщать, сопоставлять и приходить к общему выводу, осуществлять само- оценку и оценку по критериям. |
5 этап – систематизирующий Цель: сравнение и систематизация знаний |
Побуждает учащихся к сравнению и обобщению материала, представленного в презентациях | Сравнивают представленный в презентациях материал, обсуждают и делают обобщение. | Умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы. |
6 этап – эмоционально – творческий, обобщающий Цель: логическое завершение урока Форма: авторская песня в музыкальном сопровождении, стихотворение А.Ахматовой о бережном отношении к родному языку |
Организует завершающий этап, представляет автора-исполнителя. Читает наизусть стихотворение А.Ахматовой. | Учащийся исполняет песню, остальные учащиеся слушают. | Осознание чувства гордости за культуру родного русского языка, воспитание чувства патриотизма, меры, такта, эстетического вкуса, умение отличать благозвучную русскую речь от изобилующей неуместными заимствованиями. |
7 этап– завершающий (рефлексия, информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении) Цель: Дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний |
Объясняет домашнее задание, собирает листы оценивания. | Задают вопросы по домашнему заданию, сдают листы оценивания. | Готовность к самостоятельным действиям по применению полученных знаний |
Интегрированный подход в обучении вызывает интерес, стимулирует активность учащегося, методы анализа, сопоставления и переноса знаний, применяемые при интеграции, способствуют лучшему пониманию и запоминанию материала. Творческие задания, поисковая и коллективная деятельность на уроке и во время подготовки к нему реализуют деятельностный подход в обучении, который Федеральным государственным образовательным стандартом определяется как приоритетный, формируют универсальные учебные действия. Таким образом, при осуществлении продуманной и правильной интеграции повышается эффективность обучения в совокупности всех его составляющих: личностной, метапредметной и предметной.