СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глобализация в языке

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок русского и английского языка (В соответствии с требованиями ФГОС)

Просмотр содержимого документа
«Глобализация в языке»

Конспект интегрированного урока русского и английского языков

(в соответствии с требованиями ФГОС)


Проведен в рамках VI Международной научно-практической конференции «Одаренность и её развитие в условиях массовой школы»

27 апреля 2015г. в МБОУ «СОШ № 112» Авиастроительного района

г. Казани

Тема урока: Глобализация в языке: pro and con, русский язык, английский язык

Класс: 10 Р

Жаворонкова Н.Н.. - учитель русского языка МБОУ «СОШ №112», г. Казань

Осипова С.Н.учитель английского языка МБОУ «СОШ №112», г. Казань


Цели урока

Образовательные:

  1. Познакомить с наиболее распространёнными английскими заимствованиями в современном русском языке, их лексическим значением, произношением и написанием.

  2. Показать, какими путями заимствования из одного языка проникают в другой

  3. Продолжить работу по формированию орфографических и пунктуационных навыков;

Развивающие:

  1. Развивать умение целесообразного использования заимствований в собственной речи

  2. Учить пользоваться словарями (этимологическим, словарём иностранных слов)

  3. Познакомить учащихся с новыми заимствованными словами, появившимися в русском языке за последнее время

Воспитательные:

1) Воспитывать чувства патриотизма, любви к родному языку

2) Формировать бережное отношение к русской культуре и толерантного отношения к культуре другого народа

3) Развивать эстетический вкус, чувство меры, такта

Задачи урока:

- повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока;

- рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;

- организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;

- создание нового качественного знания;

- представление результатов исследования темы «Англицизмы в русском языке»


Тип урока: комбинированный

Форма урока:

  • Урок - защита проекта

  • Урок - дискуссия

Структура урока сочетает этапы: организационный, мотивационный, дискуссия, защита проекта, систематизации знаний, эмоционально-творческий (обобщающий), завершающий (рефлексия, объяснение домашнего задания).

Материально-техническое и дидактическое обеспечение урока:

ноутбук, мультимедийный проектор, словари иностранных слов, раздаточный материал для учащихся с упражнениями, листы оценивания


Демонстрационный материал:

рефераты учащихся, словарь современных заимствований, составленный учащимися, стенд, оформленный открытками, представляющими общение молодежи разных стран.

Подготовка к уроку:

В процессе подготовки к уроку класс был поделён на 2 группы. Каждая группа получила задание: провести исследование по проблеме заимствований в русский язык из английского языка, а для этого:

1. Изучить литературу по теме исследования;

2. Провести анкетирование воспитанников ЦПМФ ФК Рубин по определенным вопросам, представить результаты анкетирования в виде диаграмм;

3. Составить и оформить словарь наиболее употребляемых в среде учащихся заимствований с толкованием слов в следующих сферах: политика, бизнес, интернет, спорт, быт и другие;

4. Написать рефераты по темам: «Англицизмы в русском языке: история появления»,

« Глобализация и развитие языка», «Русские заимствования в английском языке»

5. Представить результаты исследования в виде презентаций, содержащих доводы «за» и «против» глобализации в языке;

6. Оформить стенд на тему: «Переписка с молодёжью из разных стран»


Приведем основные этапы урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1 этап - организационный

Цель: психологически настроить учащихся на учебную деятельность

на экране - тема урока

Приветствуют учащихся, сообщают тему урока, с помощью серии наводящих вопросов декларируют интегрированный урок и тип урока (защита проекта)

Приветствуют учителей, отвечают на их вопросы

Выстраивание речевого взаимодействия с учителем.

Умение осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

2 этап - мотивационный (включает в себя информационный блок (фрагмент интервью с В.В.Жириновским))

Цель: постановка целей и задач урока, построение учебной ситуации для постановки личностно-значимых целей и задач урока после просмотра видеоролика, определив свое отношение к проблеме заимствования иностранных слов в современный русский язык.

Создает проблемную ситуацию, которая подведет учащихся к формулированию цели урока.


Учащийся смотрят видеоролик и определяют свое отношение к проблеме

заимствования иностранных слов в современный русский язык.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Умение планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.

3 этапдискуссия

Цель: высказать свое отношение к заявлению В.В.Жириновского о введении санкций за чрезмерное и неуместное использование англицизмов, особенно в СМИ, на телевидении и в преподавательской деятельности.

Предлагает учащимся высказать свое мнение по проблеме, направляет дискуссию, корректирует некоторые высказывания.

Обобщает информацию, полученную в ходе дискуссии, приводит мнение профессора, к.ф.н. Сидоровой М.Ю. по обсуждаемой проблеме.


Высказывают свою точку зрения по заданной проблеме, оппонируя друг другу.

Обобщают информацию по дискуссии с помощью учителя.


Построение осознанного и логичного высказывания. Умение слушать оппонента и отстаивать свою точку зрения.

4 этапзащита проектов

Цель: самостоятельное применение знаний, отчет о проведенном исследовании в виде презентации, рефератов, диаграмм о результатах проведенного анкетирования, словаря современных заимствований, проведение сравнительного анализа полученных результатов и формулировка общего вывода.

На столах - листы само- и взаимооценки, которые заполняются учащимися во время просмотра презентаций.

Контролирует содержание выступлений, речевую деятельность учащихся, подводит их к общему заключению, организует заполнение листов оценивания.

Представляют работу групп по проекту, комментируют презентацию, приводя аргументы в защиту своей точки зрения.

Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.


Умение участвовать в совместном обсуждении проблемы, анализировать, обобщать, сопоставлять и приходить к общему выводу, осуществлять само-

оценку и оценку по критериям.

5 этапсистематизирующий

Цель: сравнение и систематизация знаний

Побуждает учащихся к сравнению и обобщению материала, представленного в презентациях

Сравнивают представленный в презентациях материал, обсуждают и делают обобщение.

Умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы.

6 этап – эмоционально – творческий, обобщающий

Цель: логическое завершение урока

Форма: авторская песня в музыкальном сопровождении, стихотворение А.Ахматовой о бережном отношении к родному языку

Организует завершающий этап, представляет автора-исполнителя.

Читает наизусть стихотворение А.Ахматовой.

Учащийся исполняет песню, остальные учащиеся слушают.

Осознание чувства гордости за культуру родного русского языка, воспитание

чувства патриотизма, меры, такта, эстетического вкуса, умение отличать благозвучную русскую речь от изобилующей неуместными заимствованиями.

7 этап– завершающий (рефлексия, информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении)

Цель: Дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний

Объясняет домашнее задание, собирает листы оценивания.

Задают вопросы по домашнему заданию, сдают листы оценивания.

Готовность к самостоятельным действиям по применению полученных знаний

Интегрированный подход в обучении вызывает интерес, стимулирует активность учащегося, методы анализа, сопоставления и переноса знаний, применяемые при интеграции, способствуют лучшему пониманию и запоминанию материала. Творческие задания, поисковая и коллективная деятельность на уроке и во время подготовки к нему реализуют деятельностный подход в обучении, который Федеральным государственным образовательным стандартом определяется как приоритетный, формируют универсальные учебные действия. Таким образом, при осуществлении продуманной и правильной интеграции повышается эффективность обучения в совокупности всех его составляющих: личностной, метапредметной и предметной.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!