Интегрированный урок в 10-11м классе по географии и биологии: "Глобальные экологические проблемы"
Цели урока: Обобщить знания о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду планеты. Показать пути решения экологических проблем. Через игровую форму воспитание экологической позиции школьников.
Вид и тип урока:Обобщение и систематизация знаний; деловая игра в форме заседания ученого совета, где произошел раскол на пессимистов и оптимистов.
Оборудование: политическая карта мира,
слайды: “Земля из космоса”,
фрагменты видеофильма “Экологические проблемы мира”.
Есть такое правило: встал по утру, умылся, привел
себя в порядок - и сразу же приведи в порядок
свою планету.
Де Сент-Экзюпери
Ход урока:
Оргмомент.
Вводная часть.
До планеты сегодняшних дней,
До ее снегов и метелей
Бронтозавры не доползли,
Птеродактили не долетели.
Это личная их беда,
За нее никто в ответе;
Заблудились, пошли не туда,
Смерть нашли в тупиковой ветви…
Древо жизни листвой шелестит,
Ветвь – направо и ветвь – налево.
Человек разумный сидит
На вершине этого древа.
А под ним проносится век:
Повороты, круговороты…
Да неужто и человек –
Тупиковая ветвь природы?!
Учитель:
В конце ХХ века человечество оказалось перед лицом резко обострившихся проблем, получивших название глобальных. Глобальными - называют проблемы общечеловеческого характера, оказывающие влияние на социально-экономическое развитие мира, одной из них является экологическая.
Главным итогом освоения космоса стало осознание того, что Земля –маленький шар во Вселенной , и это пока единственное пристанище для человечества .Страны (бедные, богатые, маленькие и большие), люди(обитатели хижин и небоскребов, тундры и тропических зон)- все на одном корабле .В Эфиопии остатки лесов вырубают на топливо, это ведет к дальнейшему опустыниванию земель. Другой полюс – США. Усилия по охране природы в этой стране не успевают за удушающими природу индустриальными технологиями, потребительским расточительством, несмотря на то, что ресурсы в большей степени привозные. Отходы огромны, в результате кислотных дождей погибают леса, опасно загрязнены питьевые воды.
А сколько районов экологического бедствия можно назвать, в том числе беды , особенно близкие нам ,- Чернобыль, Арал, Волга, Белое море, Байкал, искусственные пустыни Калмыкии…
Мы узнаем об экологических преступлениях, совершенных в последние полвека нашим правительством: Челябинск – 65,Семипалатинский и Новоземельский полигоны, ядерные свалки в Баренцевом море и Ладоге. Реальности грозные. Как уцелеть человеку при таком разграблении и захламлении природы?
Недавно один ученый рассказал притчу: «Лягушку посадили в горшок с водой и стали медленно подогревать. Адаптируясь в окружающей среде , лягушка сварилась , не попытавшись выпрыгнуть». Притча понятна всем : приспосабливаясь к деградации природы, человечество может погибнуть.
Что же характеризует сегодня мировую экологическую ситуацию?
Прежде всего , глобальное загрязнение всех элементов биосферы, истощение природных ресурсов , изменение природных процессов и параметров окружающей среды в результате антропогенной деятельности и появление тенденций к необратимости некоторых изменений, увеличение доли искусственной среды (ноосферы) характерно, что почти все взятое у природы возвращается в нее обратно, но уже в деформированном , плохо пригодном для жизни виде. Связано это с чрезвычайно низким коэффициентом потребления природных ресурсов – всего 2%.Это потрясающий факт неразумного потребительства .
Неимоверно быстро растет население…
Есть ли спасение ?
Экологическая ситуация в России …
Именно этим проблемам посвящено заседание Ученого Совета .
Учитель :Как и на любую проблему , по вопросам экологии существуют оптимистические и пессимистические взгляды. Поэтому мы предлагаем двум группам ребят обсудить эти проблемы и найти возможные пути решения:
Пессимист :я считаю, что экологическая катастрофа неизбежна, и сейчас попытаюсь доказать это конкретными примерами. Возьмем электроэнергетику. По оценкам МАГАТЭ , всего одна ТЭС мощьностью 1 тыс МВТ ежегодно выбрасывает в атмосферу около 5 тыс т двуокиси серы,10 тыс т окислов азота, 400 тыс т золы, в том числе 80 т тяжелых металлов. А таких ТЭС в мире – великое множество, значит погибнем от отравления…
Оптимист : Но ведь можно развивать атомную энергетику. При правильно выбранной технологии создания АЭС они являются более чистыми с экологической точки зрения. И отходов дают мало
Пессимист : это при правильно продуманной технологии. А если это не так ? Масштабы катастроф на АЭС хорошо известны, взять хотя бы пример Чернобыля. ..
Оптимист : В таком случае выход может быть в развитии тех типов электростанций , которые используют энергию ветра, солнца, термальных вод…
Пессимист: Хорошо , а что вы скажите о такой проблеме как утилизация отходов? Полиэтиленовые упаковки , пакеты, одноразовые упаковки в природных условиях практически не разлагаются. Как справиться с горами этих отходов, да еще мусора и пищевых отходов?
Оптимист : я с этим не согласен. Отходы можно использовать в качестве топлива.Сжигание 7 т бытовых отходов позволяет сэкономить 6 т нефти. А пищевые отходы можно компостировать с помощью дождевых червей. Выход есть выживем…
Учитель : А как ребята вы смотрите на такую экологическую проблему как парниковый эффект?
Учитель : Немного из истории: Ещё в 1827 году французский физик Жозеф Фурье предположил, что атмосфера земли выполняет функцию своего рода стекла в теплице: воздух пропускает солнечное тепло, не давая ему при этом испариться обратно в космос. Этот эффект достигается благодаря некоторым атмосферным газам второстепенного значения, каковыми являются, например, водяные испарения и углекислый газ. Они пропускают видимый и “ближний” инфракрасный свет, излучаемый солнцем, но поглощают “далекое” инфракрасное излучение, имеющее более низкую частоту и образующееся при нагревании земной поверхности солнечными лучами. Если бы этого не происходило, Земля была бы примерно на 30 градусов холоднее, чем сейчас, и жизнь бы на ней практически замерла. Исходя из того, что “естественный” парниковый эффект – это устоявшийся, сбалансированный процесс, увеличение концентрации “парниковых” газов в атмосфере должно привести к усилению парникового эффекта, который в свою очередь приведет к глобальному потеплению климата. (Демонстрация опыта)
С.И.Учитель: Количество CO2 в атмосфере неуклонно растет вот уже более века из-за того, что в качестве источника энергии стали широко применяться различные виды ископаемого топлива (уголь и нефть). Кроме того, как результат человеческой деятельности в атмосферу попадают и другие парниковые газы, например метан, закись азота и целый ряд хлорсодержащих веществ. Несмотря на то, что они производятся в меньших объёмах, некоторые из этих газов куда более опасны с точки зрения глобального потепления, чем углекислый газ. Деятельность человека приводит к повышению концентрации парниковых газов в атмосфере. Увеличение концентрации парниковых газов приведет к разогреву нижних слоев атмосферы и поверхности земли. Любое изменение в способности Земли отражать и поглощать тепло, в том числе вызванное увеличением содержания в атмосфере тепличных газов и аэрозолей, приведет к изменению температуры атмосферы и мировых океанов и нарушит устойчивые типы циркуляции и погоды.
Учитель :Киотский договор . 10 .12 .1997г в г.Киото (Япония) на уровне ООН был принят документ ,в котором было зафиксировано, что промышленно развитые страны и страны с переходной экономикой (в том числе Россия) до 2012 года берут на себя обязательства по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов .Этот документ назвали Киотским протоколом .Подписали его 84 государства .На данный момент ратифицировали 35 стран, в основном развивающиеся.
Пессимист: Если сохранится тенденция глобального потепления, это приведет к изменению погоды и увеличению количества осадков, что, в свою очередь, приведет к подъему уровня мирового океана. Ученые уже отметили изменения в картине выпадения осадков.
Они подсчитали, что в США и бывшем СССР последние 30–40 лет выпадает осадков на 10 процентов больше, чем в прошлом. В то же время, количество осадков над экватором сократилась на те же десять процентов. Дальнейшее изменение в системе выпадения осадков окажет огромное воздействие на сельское хозяйство, смещая зоны возделывания культур в северные районы Северной Америки и Евразии.
Оптимист :Наиболее благоприятные условия для выращивания культур сложатся в сельскохозяйственных регионах России и обильные осадки будут выпадать в Северной Африке, где засуха продолжается с 1970 года.
Пессимист: Это приведет к увеличению выпадения осадков на 11 процентов. Последствия потепления климата будут ощущаться на Северном и Южном полюсах, где увеличившаяся температура приведет к подтаиванию ледников. По расчетам ученых увеличение температуры на 10 градусов по Цельсию, вызовет повышение уровня мирового океана на 5–6 метров, что приведет к затоплению многих прибрежных территорий во всем мире.
Оптимист :Зато существует точка зрения о установлении субтропического климата в Сибири, что позволит заниматься не только садоводством , но виноградорством .
Пессимист: Давай рассмотрим еще один вопрос .В окружающую среду ежегодно выбрасывается огромное количество химических элементов и веществ , вредных для здоровья человека. Они достаточно хорошо усваиваются сельскохозяйственными растениями, накапливаются в мясе животных .А затем с продуктами питания поступают в организм человека, вызывая заболевания желудочно- кишечного тракта , опорно- двигательного аппарата, кровеносной , сердечно- сосудистой систем и т.д. Учеными доказано, что рождаемость умственно отсталых детей, детей с отклонениями в развитии высшей нервной деятельности во многом обусловлена потреблением сильно загрязненных пищевых продуктов и воды.
Например , однажды жители Японии были свидетелями странной эпидемии, при которой люди тяжело болели , а некоторые умерли от поражения внутренних органов , вызванного, как показало расследование , употреблением в пищу выловленной в этих местах рыбы, зараженной ртутью. В этой же Японии сточные воды одного из заводов , содержащие соединения кадмия , попали на рисовые поля , что привело также к ряду смертельных исходов после употребления в пищу зараженного риса. И таких примеров можно привести великое множество.
Оптимист: Я думаю, что и с этой проблемой справится можно. Например, вместо химикатов, используемых в сельском хозяйстве , развивать применение биотехнологий, получать средства защиты растений безвредными способами. Что касается выбросов вредных веществ предприятиями , то в развитых странах давно существует система крупных штрафов за нарушение требований к работе очистных сооружений .Правда , в последние годы много экологически грязных производств размещается в развивающихся странах, которые далеко не всегда имеют средства на строительство или ремонт очистных сооружений.
Поэтому к данным вопросам надо подходить совместными усилиями всей мировой общественности.
Учитель : А есть еще проблема- Кислотные дожди. Это явление связано в основном с увеличением использования минерального топлива.
Прежде всего, выясним, что означает понятие “кислотные дожди”. Кислотность соединения выражается показателем рН. Чистая вода имеет нейтральный показатель (рН 7). Все показатели ниже 7 указывают на возрастание кислотности. Дождь по своей природе уже обладает кислотностью (рН около 5,6), так как он впитывает углекислый газ и другие ангидриды, содержащиеся в атмосфере, что приводит к образованию кислот. Чем больше производится вредных выбросов в атмосферу, тем больше ее кислотность и больше кислот содержится в обыкновенном дожде.
Данные, полученные в настоящее время, указывают на повышенную кислотность дождей: 4,9 в Португалии и Ирландии; 4,1—в континентальной Европе. В некоторых районах кислотность достигает рН 3. И вот каковы последствия. Повышенная кислотность наносит вред растительности, отравляет воды в реках, озерах, вызывает серьезные последствия для фауны, нарушает биологическое равновесие в экосистемах. Но это еще не все. Загрязнение окружающей среды не имеет границ. Воздушные массы переносят кислотные дожди из одной страны в другую. Они причиняют огромный ущерб природе, а также порождают серьезные разногласия. Пока самый серьезный ущерб нанесен Европе. Но угрожающие сигналы поступают и с менее загрязненных континентов и стран: Австралии, Центральной Африки и Китая.
Таким образом, это явление существует в мировом масштабе. Считается, что причиной в данном случае является минеральное топливо, выделяющее 50 % серы, имеющейся в атмосфере, и 85 % серы, содержащейся в атмосфере над континентальной Европой.
(Демонстрация опыта )
Пессимисты: Посмотрите , что за экологическая обстановка в России.
Экологическая ситуация в России сложная .На каждого жителя в стране ежегодно добывается42 т горной массы, из них 13 идут в отвалы. В расчете на 1 чел. Газопылевые выбросы составляют 0,48 т в год, а выделение углекислого газа от сжигания топлива – 3,5 т в год. На каждого жителя России ежегодно сбрасывается 184 т грязной воды.
Из невозобновляемых ресурсов мы теряем 14% добытого угля,28% хромовой руды ,8% медной руды, 61% калийных солей,50% поваренной соли. Мы извлекаем из пластов, уже разведанных , находящихся в эксплуатации, всего 30 % нефти. По возобновимым ресурсам потери достигают: древесные – 20% от вырубки, сельское хозяйство теряет 20-40% сельхозпродукции.
Россия сейчас несет в себе признаки как развитых , так и развивающихся стран и, к сожалению, все больше скатывается на позиции последних. Страны западного мира ищут пути размещения грязных производств в странах третьего мира. Аналогичная опасность угрожает и России, особенно сейчас, когда экономика страны становится более открытой для инвестиций других государств.
Оптимисты:
Учитель :главная цель наших сегодняшних исследований заключается в поиске путей решения и средств обеспечения нормальных условий жизни нынешнего человечества и будущих поколений. Какие вы видите пути решения глобальных экологических проблем?
Пессимисты :
Оптимисты :Перед вами яблоко. Представим себе, что это Земля .Разделим на 4 части:3 из них – это вода, ¼ - суша. Четверть разделим еще на 2 части .Получаем кусочек, где живут люди. Это всего 1/8.Разделим ее еще на 3 части: 2 из них – это города, леса, дороги, и только одна маленькая часть – это земля, которую мы используем для сельского хозяйства. Невольно приходят на память слова: «Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснутся к красоте можно только сердцем».
И вывод напрашивается один: чтобы сохранить нашу планету пригодной для жизни, всей мировой общественности нужно действовать сообща .Необходимо также , чтобы каждый из нас по – настоящему понял, что сохранение жизни на Земле зависит и от него в том числе.
Учитель : Каждая из глобальных проблем человечества имеет свое конкретное содержание и все проблемы связаны между собой: энергетическая и сырьевая с экологической, экологическая с демографической, демографическая с продовольственной и т.д Проблема предотвращения новой мировой войны также связывает все остальные проблемы.
Учитель:Нужно сделать вывод о том , что нельзя обращать внимание только на одну какую–нибудь проблему, нужно рассматривать их все вместе, в комплексе.
Только реализуя принцип «Мыслить нужно глобально, а действовать локально», можно решить эти проблемы и выжить!!!
Объединение пессимистов и оптимистов
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете…
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке и клюкву на болоте.
О, как природа- мать терпима и добра!
Но чтоб ее лихая участь не постигла,
Давайте сохраним на стрежнях – осетра,
Касатку – в небесах,
В таежных дебрях – тигра.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте –ка мы все навек объединимся,
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся…