Глобальные компетенции. Формирование практических навыков на уроках литературного чтения.
Эрпес Т.О.
Великий педагог К.Д. Ушинский говорил: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» И это возможно, если формировать и развивать функциональную грамотность школьника.
Функциональная грамотность простыми словами — это уровень образованности, который может быть, достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.
Выделяют основные направления формирования функциональной грамотности - математическая грамотность,- читательская грамотность,
- естественнонаучная грамотность,- финансовая грамотность,
- креативное мышление,- глобальные компетенции, - это… самое молодое направление компетенций российского образования, которое было включено во ФГОС в 2018 году.
«Глобальные компетенции» – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
А глобально компетентная личность способна изучать местные глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими.
Формирование глобальных компетенций в современном образовании очень актуально. Оно определено осознанием вызовов времени, отбором компетенций в образовательной среде, связанных с жизнью в глобальном сообществе.
Модель глобальных компетенций можно представить 4 компонентами:
Компонент знания в области глобальных проблем и межкультурных взаимодействий. В работах PISA он представлен и оценивается комплексным заданием. Когнитивные умения – это главные аналитическое и критическое мышление. Оценивается также комплексным заданием. Отношения – открытое, эффективное, уважительное взаимодействие с другими людьми в разных ситуациях. Общечеловеческие ценности – ценности, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества, но, наполняется в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом. Если знания и умения можно оценить, то отношения и ценности находятся вне оценки.
В чем смысл глобальной компетентности! Глобальные компетенции не формируются без видения локальных проблем. Способность «собирать пазл» о глобальном с малого и есть основная задача начальной школы.
Содержательные аспекты формирования «глобальных компетенций» в начальной школе это…
— «человек и природа»;
— «здоровье как ценность»;
— «традиции и обычаи»;
— «права человека как ценность»;
— «семья».
Глобальные компетенции можно определить как многомерную способность, включающую в себя:
- способность изучать глобальные и межкультурные проблемы;
- понимать и ценить различные взгляды и мировоззрения;
- успешно и уважительно взаимодействовать с другими;
-принимать меры для коллективного благополучия и устойчивого развития.
Компонент знания в области глобальных проблем и межкультурных взаимодействий. Когнитивные умения – это аналитическое и критическое мышление. Отношения – открытое, уважительное взаимодействие с другими людьми в разных ситуациях. И общечеловеческие ценности. Если знания и умения можно оценить, то отношения и ценности находятся вне оценки.
Знания в области межкультурных взаимодействий
-
Традиции и обычаи
-
Передача социального опыта
-
Воспитание и самовоспитание
-
Патриотическое образование
-
Гражданское воспитание
Данные аспекты более актуальны для уроков литературного чтения.
Какие же приемы можно использовать на уроках литературного чтения для формирования Глобальных компетенций?
В первую очередь наша задача - это коммуникация. Чтобы сплотить коллектив, настроить их на совместную работу, перед началом урока, предлагают задавать детям такие вопросы, чтобы заинтересовать детей, вопросы, которые выходят за рамки предмета:
-Каковы твои ближайшие цели и шаги?
- Какие вопросы в этой теме тебе наиболее интересны?
- Что тебе кажется самым важным в этой теме?
Приемы, которые работают на развитие Глобальных компетенций немало, все они основаны на работе с текстом. Вот некоторые из них.
Приемы развитие Глобальных компетенций (работа с текстом):
- открытое обсуждение ситуаций,
-составление кластеров,
-написание сказок, писем герою, фантастических историй, синквейнов,
-разыгрывание ситуации.
-
Литературное чтение так же дает простор для мысли, подводит к размышлениям, учит ставить себя на место другого. Л.Н.Толстой рассказ «Филиппок» так же изучается в начальной школе. Рассказ про мальчика который так хотел в школу раскрывает важность образования в жизни каждого человека. Составить тонкие и толстые вопросы к рассказу один из видов работы над данным рассказом. Выбрать наиболее удачные вопросы, записать их на лепестках: на красных - тонкие, на желтых - толстые. Тонкие вопросы просто по содержанию, толстые раскрывают глубину произведения. Примеры вопросов: «Почему так важно для человека быть образованным» «Почему в глазах учителя этот маленький мальчик показался таким взрослым?
2.На примере произведения «Маленький принц» задать вопрос «Почему взрослые слепы?» Так же множество проблемных вопросов: Какие чувства у вас вызывает высказывание «Ведут никому не нужные подсчеты звезд, вместо того что бы любоваться ими? «Почему взрослым нужно чаще прислушиваться к детям? Почему так важно в жизни любить и нести ответственность?»
3. На уроках литературного чтения на примерах творчества Пришвина, Бианки, Чарушина так же раскрывается важность любви к природе и том как важна ответственность не только перед людьми, но и перед братьями нашими меньшими
Литературное чтение дает простор для мысли, этот учебный предмет подталкивает к большому количеству размышлений. Приведем несколько примеров.
Русская народная сказка «Лиса и журавль». После прочтения сказки детям предлагается ответить на вопросы:
Что чувствует лиса? Что чувствует журавль?
Почему так поступили герой?
Чему надо научиться лисе и журавлю?
Как вы думаете откуда появилась такая сказка?
Как бы поступил ты?
Могут ли стать друзьями лиса и журавль?
Кто такие друзья? Какими качествами обладает друг?
Может ли человек прожить без друзей?
Чему ты научился благодаря этой сказке?
Задания: измени конец сказки, нарисуй, найди похожие сказки у других народов мира.
Рассказ Л. Пантелеева «Честное слово». После прочтения рассказа детям предлагается ответить на вопросы: Что чувствует главный герой?
Почему мальчик не ушел? Какими качествами обладает мальчик?
Как бы поступил ты? Что значит быть честным человеком? Почему так важно быть честным человеком? Чему научил тебя поступок мальчика?
Задания: создайте образ честного человека.
Все эти вопросы дают возможность оценить действия и их последствия.
«Право человека как ценность» («Лиса и Заяц», «Морозко», «Буратино», «Золушка»)
Глобальные компетенции «Семейные ценности»
Начальная школа закладывает основу глобальных компетенций, формируется способность думать, анализировать, от работы педагога и грамотно отобранного материала зависит, захочет ли ребенок докапываться до истины, поразмышлять о том «Почему?», почитать, что-то дополнительно, мыслить широко. Формирование Глобальных компетенций не заканчивается и на уровне общего образования, это такое состояние человека, которое подвергает его к обучению в течении всей жизни и формирование глобальной компетенции, как и социализация, никогда не заканчится.
Литературное чтение – это тот предмет, в рамках которого мы более всего учимся правильному взаимодействию на классических образах, выдержавших испытание временем. («Старый дед и внучек», «Лиса и Журавль», пословицы и поговорки и многое другое…)
Отношения – открытое, уважительное взаимодействие с другими людьми в разных ситуациях.
И общечеловеческие ценности. Если знания и умения можно оценить, то отношения и ценности находятся вне оценки.
Событийными действиями в классе стали – изготовление корма для птиц и раскладывание в кормушки, сбор новогодних подарков для участников СВО и написание им писем с поздравлениями с Новым годом и теплыми пожеланиями здоровья и победы..
Лист диагностики, анкеты.
Модельная карта заданий по формированию ГК (читательской грамотности, естественнонаучная грамотность) 1 класс
Тематическая область - Литературное чтение «Старик и сова»
Типовая задача для учащихся
-находить и извлекать необходимую информацию из текста
-интегрировать и интерпретировать сообщения текста
-осознавать т понимать экологические проблемы в окружающем мире
-устанавливать причинно-следственные связи между объектами, явлениями, событиями.
-делать выводы (заключения) или оценивать уже сделанный вывод с учетом предложенной ситуации
Приведенные здесь примеры формирования глобальных компетенций лишь малая часть известных на сегодняшний день. И очень многое зависит от учителя, от его желания и стремления. И в заключении своего выступления я хочу сказать слова из всем нам известной притчи… «Все в твоих руках…»!
Использованная литература и материалы:
1. Кусова Л.А. ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/53.pdf.
2.Сайт ФГБНУ «Институт развития образования российской академии образования» (http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/)
3.Материалы сети Интернет.