Урок 31,11 класс.
Понятие о глобальных проблемах человечества.
Учитель Овчаренко С.Н
Цель: сформировать понятие о глобальных проблемах человечества, их сущности, причинах возникновения и путях решения; развивать умения критического анализа информации, способности ее систематизации, оценки, использования ее с целью создания прогноза; показать роль мирного сотрудничества всех стран в решении мировых глобальных проблем, место России в их разрешении, ответственность каждого человека. Формирование географической и экологической культуры учащихся, бережного отношения к природе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: физическая и политическая карты мира, атласы 9кл, учебники Максаковский В.П.2021 атласы для 10 класса, раздаточный материал, презентации учащихся, мультимедийный проектор.
Ход урока:
1. Мотивационно-целевой блок.
Учитель: Верно ли высказывание: «Если раньше наша планета могла погибнуть от природных явлений, сейчас - не только от войны, но и от мирных условий». (Варианты ответов учащихся).
Учитель: Одной из характерных особенностей современного мира является обострение глобальных проблем.
Тысячелетиями человек жил, работал, развивался, но он и не подозревал, что, возможно, настанет день, когда станет трудно, а может и невозможно, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, выращивать что- либо на земле, так как воздух загрязнен, вода отравлена, почва заражена радиацией и химическими веществами. О том, что это реальная угроза для всей Земли, многие люди не задумываются.
Термин «глобальные проблемы» вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского «глобус», - то есть Земля и имеет три значения: повсеместный, характерный для земного шара в целом, для всех стран и народов; значительный, масштабный; общий, всеобъемлющий. Проблема (от греческ. problema - задача) - сложный, теоретический или практический вопрос, требующий адекватной теории для своего решения.
Последние десятилетия поставили перед народами мира много острых и сложных проблем, которые получили название глобальных и от которых зависит выживание человечества на нашей планете. И сегодня мы будем говорить о сути глобальных проблем.
Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий всех государств и народов. (Запись в тетрадь)
Анализ глобальных проблем немыслим без их научной типологии. Существуют различные классификации глобальных проблем. По различным источникам информации их насчитывается от 8-10 до 40-45 и в пределах 45 минут урока рассмотреть все не возможно. Воспользуемся классификацией, которую предлагает автор учебника географии В.П.Максаковский. (Работа учащихся с учебником стр. 353: выписать 4 типа глобальных проблем).
. Воспользуемся классификацией, которую предлагает автор учебника географии В.П. Максаковский. (Работа учащихся с учебником стр. 353: выписать 4 типа глобальных проблем).
1. «Универсального» характера.
Наиболее «универсальные» проблемы политического и социально-экономического характера (предотвращение ядерной войны и сохранение мира, обеспечение устойчивого развития мирового сообщества и повышение уровня организованности и управляемости им);
2. Природно – экономического характера.
Проблемы преимущественно природно-экономического характера (экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, Мирового океана);
3. Социального характера.
Проблемы преимущественно социального характера (демографическая, межнациональных отношений, кризиса культуры, нравственности, дефицита демократии и охраны здоровья, терроризма);
4. Смешанного характера.
Проблемы смешанного характера, нерешенность которых, нередко приводит к массовой гибели людей (региональные конфликты, преступность, технологические аварии, стихийные бедствия и др.);
Учитель: главный вопрос(проблемный), на который вы сегодня должны ответить: Почему возникают проблемы планетарного масштаба? Каковы причины глобальных проблем? А самое главное выявить возможные пути их преодоления. (Варианты ответов учащихся).
Итак, с помощью разных источников информации вы познакомились с некоторыми из глобальных проблем, которые на ваш взгляд можно считать наиболее серьёзными и на решение которых человечеству надо затратить максимальные усилия.
Почему же именно во 2 половине XX века обострилась большая часть глобальных проблем?(Варианты ответов учащихся)
Причины глобальных проблем:
Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития общества и существуют из-за противоречий между человечеством, средой и обществом;
Техническое могущество цивилизации превзошло достигнутый уровень общественной организации и грозит уничтожить все живое;
Побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей, их нравственные ценности весьма далеки от идеалов;
Глобальная проблема | Доказательства существования проблемы | Пути решения |
1. Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны. | Накопление средств массового уничтожения в мире. | Разоружение. Контроль за разоружением. Мирные договоры. |
2. Экологическая проблема. | Изменение климата, разрушение озонового слоя, «парниковый эффект», экологический кризис в различных районах мира. | Рост числа ООПТ. Очистные сооружения. Создание безотходных технологий. Рациональное размещение «грязных производств». |
3. Демографическая проблема. | Демографический взрыв в развивающихся странах, демографический кризис в развитых странах. Неконтролируемая урбанизации, переселение беженцев. Увеличение нагрузки на природу. | Активная демографическая политика. Повышение экономического уровня развития стран. Улучшение условий жизни и медицинского обслуживания. |
4.Продовольствен-ная проблема. | Население планеты растет быстрее, чем производство продовольствия, особенно в развивающихся странах. | Интенсивный путь развития сельского хозяйства. |
5. Энергетическая и сырьевая проблема. | Рост спроса на сырье. Истощение природных ресурсов мира. | Использование достижений НТР. Более полное извлечение полезных ископаемых из недр. Использование альтернативных источников получения энергии. Политика ресурсосбережения. |
А теперь географический диктант
1. Определите точку на земной поверхности, относительно которой вся территория России находится строго на юге.
Ответ: Северный полюс
2. Как называются устойчивые ветры, дважды в год меняющие направление на противоположное и в значительной степени определяющие климат Дальнего Востока России?
Ответ: Муссоны
3. Назовите один из видов крупных сельских поселений в казачьих районах Северного Кавказа, Южного Урала и Сибири.
Ответ: Станица
4. Как называется совокупность процессов физического и химического разрушения горных пород под воздействием колебаний температуры, циклов замерзания-оттаивания и химического воздействия воды, атмосферных газов и организмов?
Ответ: Выветривание
5. Укажите верное сочетание природных зон и почв, встречающееся на территории Южного федерального округа:
А) влажные субтропики – желтозёмы; Б) горные луга – серозёмы;
В) сухие степи – бурозёмы.
Ответ: А) влажные субтропики –желтозёмы
6. Выберите из списка объект с наибольшей солёностью воды: А) Каспийское море; Б) Карское море; В) озеро Эльтон; Г) озеро Ильмень.
Ответ: В) озеро Эльтон
7. Что обозначает данный условный знак на топографических картах?
Ответ: Источник (ключ, родник)
8. Расположите горные системы по возрастанию их максимальной абсолютной высоты: А) Хибины; Б) Алтай; В) Западный Саян; Г) Сихотэ-Алинь.
Ответ: А-Г-В-Б
9. Назовите коренной горский народ Кавказа, численность которого на территории России составляет около 470 тысяч человек, проживающий преимущественно на юге Дагестана, известность которому принесли танцы, распространённые на Кавказе.
Ответ: Лезгины
10. Назовите один из традиционных российских центров керамики, где производится знаменитая бело-кобальтовая посуда, которая сделалась таким же символом России, как балалайка и матрешка. О качестве добываемых здесь глин высоко отзывался еще Михаил Ломоносов.
Ответ: Гжель
Друзья а теперь поговорим о проблемах нашего села, района и области. Они тоже по своему важны.
В ходе беседы выяснить проблему загрязнения реки БЕЛАЯ, проблема утилизации мусора.
Пути решения. Предложите несколько вариантов решения этих экологических проблем.
Презентация «Воронежский край».
Итог урока.