СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глобальные проблемы человечества.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помимо основной разработки урока здесь есть материал из повторения 9-10 класса.,географический диктант позволит вспомнить географические термины .

Просмотр содержимого документа
«Глобальные проблемы человечества.»

Урок 31,11 класс.

Понятие о глобальных проблемах человечества.

Учитель Овчаренко С.Н

Цель: сформировать понятие о глобальных проблемах человечества, их сущности, причинах возникновения и путях решения; развивать умения критического анализа информации, способности ее систематизации, оценки, использования ее с целью создания прогноза; показать роль мирного сотрудничества всех стран в решении мировых глобальных проблем, место России в их разрешении, ответственность каждого человека. Формирование географической и экологической культуры учащихся, бережного отношения к природе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: физическая и политическая карты мира, атласы 9кл, учебники Максаковский В.П.2021   атласы для 10 класса, раздаточный материал, презентации учащихся, мультимедийный проектор.



Ход урока:

1. Мотивационно-целевой блок.

Учитель: Верно ли высказывание: «Если раньше наша планета могла погибнуть от природных явлений, сейчас  - не только от войны, но и от мирных условий».   (Варианты ответов учащихся).

Учитель: Одной  из характерных особенностей современного мира  является обострение глобальных проблем.

       Тысячелетиями человек жил, работал, развивался, но он и не подозревал, что, возможно, настанет день, когда станет трудно, а может и невозможно, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, выращивать что- либо на земле, так как воздух  загрязнен, вода  отравлена, почва  заражена радиацией и химическими веществами. О том, что это реальная угроза для всей Земли, многие люди не задумываются.

      Термин «глобальные проблемы» вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского «глобус», - то есть Земля и имеет три значения: повсеместный, характерный для земного шара в целом, для всех стран и народов; значительный, масштабный; общий, всеобъемлющий. Проблема (от греческ. problema - задача)  - сложный, теоретический или практический вопрос, требующий адекватной теории для своего решения.

        Последние десятилетия поставили перед народами мира много острых и сложных проблем, которые получили название глобальных и от которых зависит выживание человечества на нашей планете. И сегодня мы будем говорить о сути глобальных проблем.

         Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий всех государств и народов.                                                                                                                       (Запись в тетрадь)

          Анализ глобальных проблем немыслим без их научной типологии. Существуют различные классификации глобальных проблем. По различным источникам информации их насчитывается от 8-10 до 40-45 и в пределах 45 минут урока рассмотреть все не возможно. Воспользуемся классификацией, которую предлагает автор учебника географии В.П.Максаковский.                                                                                                                                          (Работа учащихся с учебником стр. 353: выписать 4 типа глобальных проблем).

. Воспользуемся классификацией, которую предлагает автор учебника географии В.П. Максаковский. (Работа учащихся с учебником стр. 353: выписать 4 типа глобальных проблем).

1. «Универсального» характера.

Наиболее «универсальные» проблемы политического и социально-экономического характера (предотвращение ядерной войны и сохранение мира, обеспечение устойчивого развития мирового сообщества и повышение уровня организованности и управляемости им);

2. Природно – экономического характера.

Проблемы преимущественно природно-экономического характера (экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, Мирового океана);

3. Социального характера.

Проблемы преимущественно социального характера (демографическая, межнациональных отношений, кризиса культуры, нравственности, дефицита демократии и охраны здоровья, терроризма);

4. Смешанного характера.

Проблемы смешанного характера, нерешенность которых, нередко приводит к массовой гибели людей (региональные конфликты, преступность, технологические аварии, стихийные бедствия и др.);

Учитель: главный вопрос(проблемный), на который вы сегодня должны ответить: Почему возникают проблемы планетарного масштаба? Каковы причины глобальных проблем? А самое главное выявить возможные пути их преодоления. (Варианты ответов учащихся).

Итак, с помощью разных источников информации вы познакомились с некоторыми из глобальных проблем, которые на ваш взгляд можно считать наиболее серьёзными и на решение которых человечеству надо затратить максимальные усилия.

Почему же именно во 2 половине XX века обострилась большая часть глобальных проблем?(Варианты ответов учащихся)

Причины глобальных проблем:

  • Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития общества и существуют из-за противоречий между человечеством, средой и обществом;

  • Техническое могущество цивилизации превзошло достигнутый уровень общественной организации и грозит уничтожить все живое;

  • Побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей, их нравственные ценности весьма далеки от идеалов;

Глобальная проблема

Доказательства существования проблемы

Пути решения

1. Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны.

Накопление средств массового уничтожения в мире.

Разоружение.

Контроль за разоружением.

Мирные договоры.

2. Экологическая проблема.

Изменение климата, разрушение озонового слоя, «парниковый эффект», экологический кризис в различных районах мира.

Рост числа ООПТ.

Очистные сооружения.

Создание безотходных технологий.

Рациональное размещение «грязных производств».

3. Демографическая проблема.

Демографический взрыв в развивающихся странах, демографический кризис в развитых странах. Неконтролируемая  урбанизации, переселение беженцев. Увеличение нагрузки на природу.

Активная демографическая политика.

Повышение экономического уровня развития стран.

Улучшение условий жизни и медицинского обслуживания.

4.Продовольствен-ная проблема.

Население планеты растет быстрее, чем производство продовольствия, особенно в развивающихся странах.

Интенсивный путь развития сельского хозяйства.

5. Энергетическая и сырьевая проблема.

Рост спроса на сырье.

Истощение природных ресурсов мира.

Использование достижений НТР.

Более полное извлечение полезных ископаемых из недр.

Использование альтернативных источников получения энергии.

Политика ресурсосбережения.

А теперь географический диктант

1. Определите точку на земной поверхности, относительно которой вся территория России находится строго на юге.

Ответ: Северный полюс

2. Как называются устойчивые ветры, дважды в год меняющие направление на противоположное и в значительной степени определяющие климат Дальнего Востока России?

Ответ: Муссоны

3. Назовите один из видов крупных сельских поселений в казачьих районах Северного Кавказа, Южного Урала и Сибири.

Ответ: Станица

4. Как называется совокупность процессов физического и химического разрушения горных пород под воздействием колебаний температуры, циклов замерзания-оттаивания и химического воздействия воды, атмосферных газов и организмов?

Ответ: Выветривание

5. Укажите верное сочетание природных зон и почв, встречающееся на территории Южного федерального округа:

А) влажные субтропики – желтозёмы; Б) горные луга – серозёмы;

В) сухие степи – бурозёмы.

Ответ: А) влажные субтропики –желтозёмы

6. Выберите из списка объект с наибольшей солёностью воды: А) Каспийское море; Б) Карское море; В) озеро Эльтон; Г) озеро Ильмень.

Ответ: В) озеро Эльтон

7. Что обозначает данный условный знак на топографических картах?

Ответ: Источник (ключ, родник)

8. Расположите горные системы по возрастанию их максимальной абсолютной высоты: А) Хибины; Б) Алтай; В) Западный Саян; Г) Сихотэ-Алинь.

Ответ: А-Г-В-Б

9. Назовите коренной горский народ Кавказа, численность которого на территории России составляет около 470 тысяч человек, проживающий преимущественно на юге Дагестана, известность которому принесли танцы, распространённые на Кавказе.

Ответ: Лезгины

10. Назовите один из традиционных российских центров керамики, где производится знаменитая бело-кобальтовая посуда, которая сделалась таким же символом России, как балалайка и матрешка. О качестве добываемых здесь глин высоко отзывался еще Михаил Ломоносов.

Ответ: Гжель

Друзья а теперь поговорим о проблемах нашего села, района и области. Они тоже по своему важны.

В ходе беседы выяснить проблему загрязнения реки БЕЛАЯ, проблема утилизации мусора.

Пути решения. Предложите несколько вариантов решения этих экологических проблем.

Презентация «Воронежский край».

Итог урока.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!