СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глобальные проблемы человечества

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок географии в 12 классе "Глобальные проблемы человечества".

Просмотр содержимого документа
«Глобальные проблемы человечества»

Урок географии в 12 классе.

Тема: Глобальные проблемы человечества

Цель: - продолжить формирование понятий о роли человека в сохранении экологического равновесия, как необходимого условия существования биосферы и ответственного отношения к природе.

Задачи: - совершенствовать навыки работы со статистическими материалами;

- уяснить специфику экологических проблем;

- выявить причины возникновения проблем и предложить пути их решения;

- выявить географические аспекты глобальных проблем человечества.

Оборудование: - политическая карта мира;

- раздаточный материал;

- листы с заданием;

- фотографии с примерами антропогенного фактора.

План урока:

  1. Вступление.

  2. Основная часть:

    1. Актуализация знаний об антропогенном факторе (работа в группах с предложенным текстом).

    2. Глобальные проблемы человечества (анализ предложенных данных и формулировка проблем, а также причин и путей решения).

  3. Закрепление. Беседа по вопросам.

  4. Рефлексия.

  5. Подведение итога. Домашнее задание.



Певучесть есть в морских волнах

Гармония в стихийных спорах

И стройный мусикийский шорох

Струится в зыбких камышах.

Невозмутимый строй во всем,

Созвучье полное в природе, -

Лишь в нашей призрачной свободе,

Разлад мы с нею сознаем

Откуда, как разлад возник?

И отчего же в общем хоре

Душа на то поет, что море,

И ропщет мыслящий тростник?



Ход урока:

  1. Вступление.

  • Каждый день фауна земного шара становится беднее на 1 вид животных.

  • Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений.

  • В минуту вырубаются 20 га тропических лесов.

  • 5 млрд тонн углекислого газа ежедневно выбрасывается в атмосферу.

  • На грани превращения в пустыню 20 миллионов квадратных километров территорий.

Итак, Вы догадались тема нашего урока: Экологические проблемы (Глобальные экологические проблемы). Учитель сообщает цель урока.

  1. Основная часть.

    1. Факторы, отрицательно влияющие на природу.

Я предлагаю Вам объединиться в группы по 4 человека, и в течение 5-7 минут работая с текстом, который лежит у Вас на столах, озаглавить его и графы таблицы.

А сейчас, давайте заслушаем мнение групп и сделаем вывод.

Предполагаемый ответ: антропогенные факторы, отрицательно влияющие на природу.


Содержание деятельности человека

Последствия данной деятельности



Человек - элемент биосферы. Все жизненные ресурсы – воздух, пищу, воду, энергию и другое – он получает из биосферы. В биосферу же человек сбрасывает отходы бытовые и промышленные. Долгое время такой тип человеческой деятельности не нарушал равновесия биосферы. Однако в последние два столетия, расширяя промышленную деятельность, человечество активно вторглось в живой мир Земле. И поэтому сегодня мы вынуждены говорить о проблемах человечества глобальных. (рисую круг на доске):







(по мере выступления групп, прицепляем на доску к кругу лепестки с названиями проблем)

1.2.Глобальные проблемы.

Перед Вами небольшие карточки с информацией, проанализируйте ее и:

А) назовите проблему человечества, о которой идет речь, сформулируйте, в чем ее сущность;

Б) предложите причину ее возникновения;

В) предложите пути решения проблемы.

Все свои ответы можете записать на листке и затем уже представите ее всем.

Проблема: 1) Мира и разоружения (в мире накоплены огромные средства массового уничтожения)


Причины ее возникновения

Пути решения проблемы

Мир подошел к критической отметке «быть или не быть» в 80-е годы

- разоружение

- контроль за разоружение

- мирные договоры

2) Экологическая (выброс отходов, недостаток технологий; загрязнение окружающей среды; неконтролируемые изменения климата на Земле; экологические катастрофы)

Причины ее возникновения

Пути решения проблемы

Увеличение мусора и бытового и промышленного, недостаток технологий и контроля за ними

- общественный контроль

- очистные сооружения новые

- рациональное «размещение» грязных производств

- создание безотходных технологий



3) Демографическая (неравномерность расселения населения, земной шар перенаселен поэтому возникла продовольственная, медицинская и экологическая проблема; демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в капиталистических странах мира; региональные конфликты; терроризм; проблемы здравоохранения; нарушения прав человека)

Причины ее возникновения

Пути решения проблемы

- различный уровень развития экономики

- несовершенство демографической политики

Ухудшение экологических экономических и социальных условий жизни

- урбанизация

- отсутствие должных уровней развития медицины, культуры, образования во многих странах

- наличие горячих точек

- повышение экономического и социального уровней в развивающихся странах

- улучшение условий жизни людей

- улучшение медицинского обслуживания

- повышение культуры стран

- активная демографическая политика

4) Энергетическая и сырьевая (истощение природных ресурсов, исчерпаемость их, рыночная экономика)

Причины ее возникновения

Пути решения проблемы

- использование нерациональных технологий

- усиление антропогенного воздействия на добычу

- все большие масштабы

использования природных ресурсов

-использование новейших технологий для замены природного сырья искусственным

- воспитание нового человека с реальными потребностями



Вот мы с Вами коснулись лишь 4 проблем, а их больше (см. рис. 312)























  1. Закрепление. Беседа по вопросам.

  • Почему же возникают проблемы?

- Так как существуют противоречия.

  • Какие?

- между обществом и средой;

- между странами с высокоразвитой экономикой и культурой и развивающимися с отсталой экономикой;

- между человеком и обществом.

  • Почему эти проблемы называют глобальными?

- они касаются всего человечества, затрагивают интересы и судьбы всех стран, народов и социальных слоев;

- приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации;

- требуют для своего решения сотрудничества в общепланетарном масштабе, совместных действий всех стран и народов.

  • Почему они обострились во второй половине 20 века?

  • Они характерны только для стран с низким уровнем развития?

  • Для РФ более актуальны, какие проблемы?

  • Почему больше актуальны экологические?

  1. Рефлексия.

Быть или не быть человечеству, останется ли зеленой и цветущей наша планета или же превратится в безжизненную пустыню – вот в чем вопрос. Что делать для того, чтобы человечество сохранило все живое? Что могу сделать я – один из миллиарда людей? (продолжите мою фразу):

  • Если кто-то бросает мусор, я …

  • Когда меня спрашивают, не возражаю ли я, если они закурят, я говорю им …

  • Когда меня просят выключить свет, чтобы сэкономить энергию, я …

  • Я верю, что к 2025 году наша планета будет …

  • Самое важное, что нужно изменить в окружающей среде – это …

  • Я уверена, что могу помочь нашей планете тем, что …

  • Я хотела бы жить в здоровой окружающей среде прежде всего потому что …

  • Когда я думаю о проблемах окружающей среды, наиболее опасными мне представляется …

  • Я думаю, что могу помочь обществу в очистке окружающей среды тем, что

  • Я убеждена, что именно я могла бы помочь окружающей природе тем, что …

Но если задавать только вопросы и ждать, что кто-то сделает за тебя, ничего не получится, Но если на вопросы отвечать делом, то каждый и все вместе смогут многое!

Молодцы! (выставление оценок за работу на уроке)

Домашнее задание: подготовиться в практической работе.











Приложение 1


Практическое задание 1. Озаглавьте графы таблицы и дайте ей название.


???


???

???

Прямое истребление биологических видов

Полное вымирание странствующего голубя, бескрылой гагарки, дронта, стеллеровой коровы, сумчатого волка, тарпана, европейского тура

Сбрасывание в водную среду отходов промышленного производства

Отравление водных беспозвоночных животных и рыб

Добыча нефти в океане, ее транспортировка и переработка

Образование на поверхности нефтяной пленки, приводящей к отравлениям рыбы и гибели водоплавающих птиц от переохлаждения в связи с намоканием загрязненного оперения

Избыточное удобрение полей

Смыв дождями удобрений в водоемы, что вызывает бурное размножение одноклеточных зеленых и сине-зеленых водорослей, приводящее к заморам рыб

Непродуманная борьба с вредителями сельского хозяйства с помощью химических ядов

Накопление ядов в организмах хищных и насекомоядных птиц, приводящее к их отравлению, нарушение процесса размножения и другим отрицательным последствиям

Ввоз животных и растений на новые для них материки и острова

Акклиматизация кроликов в Австралии привела к национальному бедствию; завезенные на острова крысы, кошки, собаки стали истреблять повсеместно представителей местной фауны

Истребление лесов

Разрушение почв, отступление или гибель лесных животных (глухаря и других)

Распашка земель

Уход или гибель куропаток, перепелов и других птиц – обитателей открытых пространств

Осушение болот

Разрушение среды обитания уток, гусей, куликов, прудовых лягушек. Перечисленные животные не находят благоприятных условий для размножения.





Практическое задание 2. Продолжите предложения:



1.Если кто-то бросает мусор, я …

2. Когда меня спрашивают, не возражаю ли я, если они закурят, я говорю им …

3.Когда меня просят выключить свет, чтобы сэкономить энергию, я …

4.Я верю, что к 2025 году наша планета будет …

5.Самое важное, что нужно изменить в окружающей среде – это …

6.Я уверена, что могу помочь нашей планете тем, что …

7.Я хотела бы жить в здоровой окружающей среде прежде всего потому что …

8.Когда я думаю о проблемах окружающей среды, наиболее опасными мне представляется …

9.Я думаю, что могу помочь обществу в очистке окружающей среды тем, что …

10.Я убеждена, что именно я могла бы помочь окружающей природе тем, что …



Приложение 2.

Задание: проанализируйте информацию и:

А) назовите проблему человечества, о которой идет речь, сформулируйте, в чем ее сущность;

Б) предложите причину ее возникновения;

В) предложите пути решения проблемы.

Все свои ответы можете записать на листке и затем уже представите ее всем.

Карточка 1. В некоторых районах Африки, Индии, Индонезии население питается богатыми крахмалом зерновыми и корнеплодами, но почти не потребляет мяса, молока. Жители (особенно дети) едят иногда столько, сколько физически могут съесть, но удовлетворяют свои потребности в калориях и белке далеко не полностью. Сейчас на Земле от хронического голода и недоедания страдает более 1 миллиарда человек.

Карточка 2. Пути транспортировки и районы шельфовой добычи нефти: Ближний Восток, Мексиканский залив, Западная Африка, Северное море, побережья: США, Западной Европы, Японии; Ла-Манш, Средиземное море.

Крупнейшие суда за рей перевозят 0,5 миллионов тонн нефти, средняя дальность транспортировки 5000 миль.

Карточка 3. В отработанных газах автомобилей около 280 вредных компонентов, большая часть из которых – канцерогенные вещества, способные вызвать раковые заболевания

Карточка 4. Считается, что в 14 тысячах войн на Западе – погибло 3,6 миллиардов человек. За последние 50 лет, произошло более 250 войн, в которых участвовало более 90 государств и погибло более 35 миллионов человек.

Карточка 5. Углекислый газ, метан, оксид азота (У), попадая в атмосферу, действуют как стекло в теплице, затрудняя отдачу тепла с поверхности планеты. За последнее столетие произошло повышение средней температуры поверхности Земли не менее, чем на 0,5 градуса.

Карточка 6. Хлорфторуглероды, используемые в холодильной промышленности и при производстве аэрозолей, разлагаются в стратосфере с выделением атомов хлора, которые катализируют превращение озона в кислород.