Урок географии в 12 классе.
Тема: Глобальные проблемы человечества
Цель: - продолжить формирование понятий о роли человека в сохранении экологического равновесия, как необходимого условия существования биосферы и ответственного отношения к природе.
Задачи: - совершенствовать навыки работы со статистическими материалами;
- уяснить специфику экологических проблем;
- выявить причины возникновения проблем и предложить пути их решения;
- выявить географические аспекты глобальных проблем человечества.
Оборудование: - политическая карта мира;
- раздаточный материал;
- листы с заданием;
- фотографии с примерами антропогенного фактора.
План урока:
Вступление.
Основная часть:
Актуализация знаний об антропогенном факторе (работа в группах с предложенным текстом).
Глобальные проблемы человечества (анализ предложенных данных и формулировка проблем, а также причин и путей решения).
Закрепление. Беседа по вопросам.
Рефлексия.
Подведение итога. Домашнее задание.
Певучесть есть в морских волнах
Гармония в стихийных спорах
И стройный мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, -
Лишь в нашей призрачной свободе,
Разлад мы с нею сознаем
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа на то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?
Ход урока:
Вступление.
Каждый день фауна земного шара становится беднее на 1 вид животных.
Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений.
В минуту вырубаются 20 га тропических лесов.
5 млрд тонн углекислого газа ежедневно выбрасывается в атмосферу.
На грани превращения в пустыню 20 миллионов квадратных километров территорий.
Итак, Вы догадались тема нашего урока: Экологические проблемы (Глобальные экологические проблемы). Учитель сообщает цель урока.
Основная часть.
Факторы, отрицательно влияющие на природу.
Я предлагаю Вам объединиться в группы по 4 человека, и в течение 5-7 минут работая с текстом, который лежит у Вас на столах, озаглавить его и графы таблицы.
А сейчас, давайте заслушаем мнение групп и сделаем вывод.
Предполагаемый ответ: антропогенные факторы, отрицательно влияющие на природу.
Содержание деятельности человека | Последствия данной деятельности |
Человек - элемент биосферы. Все жизненные ресурсы – воздух, пищу, воду, энергию и другое – он получает из биосферы. В биосферу же человек сбрасывает отходы бытовые и промышленные. Долгое время такой тип человеческой деятельности не нарушал равновесия биосферы. Однако в последние два столетия, расширяя промышленную деятельность, человечество активно вторглось в живой мир Земле. И поэтому сегодня мы вынуждены говорить о проблемах человечества глобальных. (рисую круг на доске):
(по мере выступления групп, прицепляем на доску к кругу лепестки с названиями проблем)
1.2.Глобальные проблемы.
Перед Вами небольшие карточки с информацией, проанализируйте ее и:
А) назовите проблему человечества, о которой идет речь, сформулируйте, в чем ее сущность;
Б) предложите причину ее возникновения;
В) предложите пути решения проблемы.
Все свои ответы можете записать на листке и затем уже представите ее всем.
Проблема: 1) Мира и разоружения (в мире накоплены огромные средства массового уничтожения)
Причины ее возникновения | Пути решения проблемы |
Мир подошел к критической отметке «быть или не быть» в 80-е годы | - разоружение - контроль за разоружение - мирные договоры |
2) Экологическая (выброс отходов, недостаток технологий; загрязнение окружающей среды; неконтролируемые изменения климата на Земле; экологические катастрофы)
Причины ее возникновения | Пути решения проблемы |
Увеличение мусора и бытового и промышленного, недостаток технологий и контроля за ними | - общественный контроль - очистные сооружения новые - рациональное «размещение» грязных производств - создание безотходных технологий |
3) Демографическая (неравномерность расселения населения, земной шар перенаселен поэтому возникла продовольственная, медицинская и экологическая проблема; демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в капиталистических странах мира; региональные конфликты; терроризм; проблемы здравоохранения; нарушения прав человека)
Причины ее возникновения | Пути решения проблемы |
- различный уровень развития экономики - несовершенство демографической политики Ухудшение экологических экономических и социальных условий жизни - урбанизация - отсутствие должных уровней развития медицины, культуры, образования во многих странах - наличие горячих точек | - повышение экономического и социального уровней в развивающихся странах - улучшение условий жизни людей - улучшение медицинского обслуживания - повышение культуры стран - активная демографическая политика |
4) Энергетическая и сырьевая (истощение природных ресурсов, исчерпаемость их, рыночная экономика)
Причины ее возникновения | Пути решения проблемы |
- использование нерациональных технологий - усиление антропогенного воздействия на добычу - все большие масштабы использования природных ресурсов | -использование новейших технологий для замены природного сырья искусственным - воспитание нового человека с реальными потребностями |
Вот мы с Вами коснулись лишь 4 проблем, а их больше (см. рис. 312)
Закрепление. Беседа по вопросам.
- Так как существуют противоречия.
- между обществом и средой;
- между странами с высокоразвитой экономикой и культурой и развивающимися с отсталой экономикой;
- между человеком и обществом.
- они касаются всего человечества, затрагивают интересы и судьбы всех стран, народов и социальных слоев;
- приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации;
- требуют для своего решения сотрудничества в общепланетарном масштабе, совместных действий всех стран и народов.
Почему они обострились во второй половине 20 века?
Они характерны только для стран с низким уровнем развития?
Для РФ более актуальны, какие проблемы?
Почему больше актуальны экологические?
Рефлексия.
Быть или не быть человечеству, останется ли зеленой и цветущей наша планета или же превратится в безжизненную пустыню – вот в чем вопрос. Что делать для того, чтобы человечество сохранило все живое? Что могу сделать я – один из миллиарда людей? (продолжите мою фразу):
Если кто-то бросает мусор, я …
Когда меня спрашивают, не возражаю ли я, если они закурят, я говорю им …
Когда меня просят выключить свет, чтобы сэкономить энергию, я …
Я верю, что к 2025 году наша планета будет …
Самое важное, что нужно изменить в окружающей среде – это …
Я уверена, что могу помочь нашей планете тем, что …
Я хотела бы жить в здоровой окружающей среде прежде всего потому что …
Когда я думаю о проблемах окружающей среды, наиболее опасными мне представляется …
Я думаю, что могу помочь обществу в очистке окружающей среды тем, что
Я убеждена, что именно я могла бы помочь окружающей природе тем, что …
Но если задавать только вопросы и ждать, что кто-то сделает за тебя, ничего не получится, Но если на вопросы отвечать делом, то каждый и все вместе смогут многое!
Молодцы! (выставление оценок за работу на уроке)
Домашнее задание: подготовиться в практической работе.
Приложение 1
Практическое задание 1. Озаглавьте графы таблицы и дайте ей название.
???
??? | ??? |
Прямое истребление биологических видов | Полное вымирание странствующего голубя, бескрылой гагарки, дронта, стеллеровой коровы, сумчатого волка, тарпана, европейского тура |
Сбрасывание в водную среду отходов промышленного производства | Отравление водных беспозвоночных животных и рыб |
Добыча нефти в океане, ее транспортировка и переработка | Образование на поверхности нефтяной пленки, приводящей к отравлениям рыбы и гибели водоплавающих птиц от переохлаждения в связи с намоканием загрязненного оперения |
Избыточное удобрение полей | Смыв дождями удобрений в водоемы, что вызывает бурное размножение одноклеточных зеленых и сине-зеленых водорослей, приводящее к заморам рыб |
Непродуманная борьба с вредителями сельского хозяйства с помощью химических ядов | Накопление ядов в организмах хищных и насекомоядных птиц, приводящее к их отравлению, нарушение процесса размножения и другим отрицательным последствиям |
Ввоз животных и растений на новые для них материки и острова | Акклиматизация кроликов в Австралии привела к национальному бедствию; завезенные на острова крысы, кошки, собаки стали истреблять повсеместно представителей местной фауны |
Истребление лесов | Разрушение почв, отступление или гибель лесных животных (глухаря и других) |
Распашка земель | Уход или гибель куропаток, перепелов и других птиц – обитателей открытых пространств |
Осушение болот | Разрушение среды обитания уток, гусей, куликов, прудовых лягушек. Перечисленные животные не находят благоприятных условий для размножения. |
Практическое задание 2. Продолжите предложения:
1.Если кто-то бросает мусор, я …
2. Когда меня спрашивают, не возражаю ли я, если они закурят, я говорю им …
3.Когда меня просят выключить свет, чтобы сэкономить энергию, я …
4.Я верю, что к 2025 году наша планета будет …
5.Самое важное, что нужно изменить в окружающей среде – это …
6.Я уверена, что могу помочь нашей планете тем, что …
7.Я хотела бы жить в здоровой окружающей среде прежде всего потому что …
8.Когда я думаю о проблемах окружающей среды, наиболее опасными мне представляется …
9.Я думаю, что могу помочь обществу в очистке окружающей среды тем, что …
10.Я убеждена, что именно я могла бы помочь окружающей природе тем, что …
Приложение 2.
Задание: проанализируйте информацию и:
А) назовите проблему человечества, о которой идет речь, сформулируйте, в чем ее сущность;
Б) предложите причину ее возникновения;
В) предложите пути решения проблемы.
Все свои ответы можете записать на листке и затем уже представите ее всем.
Карточка 1. В некоторых районах Африки, Индии, Индонезии население питается богатыми крахмалом зерновыми и корнеплодами, но почти не потребляет мяса, молока. Жители (особенно дети) едят иногда столько, сколько физически могут съесть, но удовлетворяют свои потребности в калориях и белке далеко не полностью. Сейчас на Земле от хронического голода и недоедания страдает более 1 миллиарда человек.
Карточка 2. Пути транспортировки и районы шельфовой добычи нефти: Ближний Восток, Мексиканский залив, Западная Африка, Северное море, побережья: США, Западной Европы, Японии; Ла-Манш, Средиземное море.
Крупнейшие суда за рей перевозят 0,5 миллионов тонн нефти, средняя дальность транспортировки 5000 миль.
Карточка 3. В отработанных газах автомобилей около 280 вредных компонентов, большая часть из которых – канцерогенные вещества, способные вызвать раковые заболевания
Карточка 4. Считается, что в 14 тысячах войн на Западе – погибло 3,6 миллиардов человек. За последние 50 лет, произошло более 250 войн, в которых участвовало более 90 государств и погибло более 35 миллионов человек.
Карточка 5. Углекислый газ, метан, оксид азота (У), попадая в атмосферу, действуют как стекло в теплице, затрудняя отдачу тепла с поверхности планеты. За последнее столетие произошло повышение средней температуры поверхности Земли не менее, чем на 0,5 градуса.
Карточка 6. Хлорфторуглероды, используемые в холодильной промышленности и при производстве аэрозолей, разлагаются в стратосфере с выделением атомов хлора, которые катализируют превращение озона в кислород.