СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глобальные проблемы человечества

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предполагает предварительное опережающее  задание для групп учащихся, работающих по отдельным глобальным проблемам. Объяснение нового материала проходит при помощи докладчиков групп. Закрепление материала предполагает заполнение итоговой таблицы, в которой указвны глобальные проблемы, их суть, причины возникновения и пути трешения.

Просмотр содержимого документа
«Глобальные проблемы человечества»

Тема урока: «Глобальные проблемы человечества»

Задачи:

Образовательные: охарактеризовать понятие «глобальные проблемы человечества»; определить причины возникновения, особенности, каждой из проблем, возможные пути решения;

Развивающие: развивать умение оценивать последствия проявления глобальных проблем на современном этапе развития человечества, умения самостоятельно прорабатывать разнообразные источники географических знаний, работать в группах, защищать свою точку зрения;

Воспитательные: воспитывать толерантность, культуру речи, экологическое мышление.

Оборудование: физическая карта мира, политическая карта мира, школьные атласы, пластиковые конверты (лучше разноцветные) с заданиями для каждой группы, электронная презентация, к уроку, мультимедийное оборудование.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Хронометраж урока:

І. Организационный момент.................1 мин.

ІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности.......3 мин.

ІІІ. Изучение нового материала...............28мин

IV. Закрепление изученного материала ……….9 мин

V. Итог урока.................... 3 мин.

VI. Домашнее задание...................1 мин.


І. Организационный момент.

Ученики класса рассаживаются по группам, в какие они объединились, готовя опережающее задание по глобальным проблемам человечества.


ІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности.

Учитель:

Перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, иногда планетарного характера. В полной мере они проявились в последней четверти ХХ века. Действительно, никогда раньше само человечество не росло количественно в 2,5 разы при жизни только одного поколения. Процесс взаимодействия общества и природы дошел до такой количественной и качественной грани, когда возник феномен взаимодействия всего человеческого общества со всей природой планеты.

Планетарных масштабов достигло формирование мировой экономики и единой информационной системы. И, в конце концов, никогда раньше «холодная война» не подводила все человечество так близко к пределу самоуничтожения. Все это привлекло внимание мирового сообщества к глобальным проблемам.


ІІІ. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы и ожидаемых результатов.

Учитель:

Глобальными называют важнейшие проблемы, которые характерны для всего мира, угрожают существованию человечества и требуют для своего решения его согласованных действий. Научные работники насчитывают несколько десятков глобальных проблем. Сегодня в рамках одного урока мы с вами познакомимся с важнейшими из них. По окончанию занятия мы должны будем:

  • понимать сущность изученных глобальных проблем;

  • видеть причины их возникновения;

  • определять возможные и реальные пути решения каждой из глобальных проблем.

Координаторам групп предлагается достать из пластиковых конвертов подготовленные для заполнения таблицы, в которые во время докладов учеников необходимо будет записывать коротенькие характеристики сущности глобальных проблем, причин их возникновения и возможных путей решения.


2. Примеры выступлений представителей групп.

І. группа. Проблема сохранение мира.

Ученики:

Проблема сохранения мира на Земле – важнейшая, поскольку во время возникновения глобального военного конфликта в мире, нашпигованном ядерным оружием и ядерными технологиями (например, АЭС). Все другие проблемы теряют смысл. Невозможность ограниченного влияния ядерного инцидента на окружающую среду ярко продемонстрировала катастрофа на Чернобыльской АЭС

В современную эпоху старые подходы к пониманию войны поддаются критике на том основании, что в ядерную эпоху в случае применения атомного оружия не будет не победителей, ни побежденных. Жестокая реальность заключается в том, что никогда еще в истории человечества не накапливалось такое количество смертоносного оружия, его достаточно, чтобы несколько раз уничтожить все живое на Земли или даже саму планету.

Особенную опасность составляет неконтролируемый рост количества государств, которые владеют ядерным оружием. Длительное время ею владели лишь пять стран: США, СССР (в настоящий момент Россия), Франция, Китай и Большая Британия. У1998 г. испытания ядерного оружия осуществили Индия и Пакистан, а вскоре между этими странами чуть ли не взорвалась война с ее приложением. В ХХІ ст. к «ядерному клубу» присоединилась КНДР. К потенциально ядерным государствам принадлежат Южная Африка. Израиль, Иран.

Благодаря усилиям международного сообщества человечеству пока еще удается избежать третьей мировой войны. Однако за последние десятилетия на земле состоялось около 200 локальных войн и вооруженных конфликтов, которые забрали жизнь свыше 10 млн. людей. Сохраняется угроза перерастания локальных войн в мировую.

Региональные конфликты часто порождают еще одну современную проблему – международный терроризм. События 11 сентября 2001 года в США показали, что терроризм превращается в такой мощный фактор угрозы поступательному развитию мирового содружества.


Учитель:

- Как вы понимаете высказывание Эйнштейна: «Если случится третья мировая война, то во время четвертой люди будут драться копьями и стрелами»?

- Какие же существуют возможные пути решения проблемы войны и мира?



Ученики:

Реалии настоящего: более жесткий контроль за ядерным и химическим оружием, начало реального сокращения их арсеналов; сокращения обычного вооружения и торговли оружием; общее сокращение военных расходов и численности вооруженных сил.


ІІ группа Экологическая проблема

Ученики:

Современная экологическая ситуация характеризуется чрезвычайной напряженностью, поскольку суть экологических проблем заключается в конфликте между растущей природопреобразующей деятельностью человека и процессами, которые регулируют динамическое равновесие в биосфере.

Именно лишь использование техники в процессе «обмена веществом и энергией» между человеком и природой приводит к нарушению баланса естественных сил и ресурсов. В начале ХХІ века экологические проблемы можно рассматривать в нескольких аспектах:

  1. Для атмосферы наиболее острыми являются проблемы «парникового эффекта», «озоновых дыр», кислотных дождей. Пылевого загрязнения

  2. Практически непригодной является вода. В которой даже в небольших количествах растворены ядовитые или агрессивные химические элементы. Наиболее загрязненными в гидросфере речные и озерные воды. Пространствам открытого океана наибольшего вреда наносит загрязнение нефтепродуктами. Широкое использование в хозяйстве и быту изделий из пластичных синтетических волокон, какие легче воды и почти не растворяются при естественных условиях, привело к их значительному нагромождению в водах Мирового океана, особенно в Атлантическом океане

  3. Ежегодно из активного использования изымаются миллионы гектаров земель. Деградацию земель влекут много факторов: горные разработки, усиления водной и ветровой эрозии, химическое загрязнение почв, минеральными удобрениями и ядохимикатами.

  4. В настоящее время темпы уничтожения влажных экваториальных лесов планеты во много раз превышают скорость их возобновления. Одновременно с вырубкой лесов идет процесс опустынивания.

Таким образом, в результате человеческой деятельности происходит деградация всех естественных комплексов. Мы находимся в ситуации экологического кризиса.


Учитель:

Как вы понимаете высказывание известного французского ученого-океанографа Жака Ива Кусто, которое считало, что «раньше природа устрашала человека, а теперь человек устрашает природу»?

Что же нужно делать, для того, чтобы экологический кризис не перерос в глобальную экологическую катастрофу?


Ученики:

Среди основных путей решения экологических проблем есть такие:

1.Переход к материало- и энергосберегающим технологиям, а в перспективе – к замкнутым циклам использования ресурсов, которое даст возможность перейти к безотходному производству;

2.Использования накопленного за тысячелетие человеческой деятельности опыта рационального природопользования. Разработка региональных схем использования ресурсов в зависимости от естественных. экономических и социальных особенностей территории.

3.Расширение естественно заповедных территорий, особенно в районах с нестабильными экологическими системами (тундра, пустыни, влажные экваториальные леса).

4.Экологическое образование и воспитание населения.


ІІІ группа Сырьевая и энергетическая проблема

Ученики:

Возникновение сырьевой и энергетической проблемы связано с ростом количества населения на Земле. Увеличением потребления разных видов сырья и топлива. А также электроэнергии. В итоге ресурсообеспеченность природными ресурсами снижается.

Особенно сложная ситуация возникает с минеральными ресурсами, которые ограничены и фактически невосстанавливаемые. Уже сегодня во многих странах месторождения полностью истощенные или близкие к истощению. Важно учитывать и то, что постепенно ухудшаются условия их разведки и добычи.

Кроме исчерпывающих полезных ископаемых существуют земельные, лесные, водород и другие виды ресурсов. Поэтому в не меньшем внимании нуждаются вопросы утилизации и вторичной переработки разнообразных отходов производственной деятельности людей. Проблема обеспечения энергией является по большей части производной от сырьевой проблемы, поскольку большая часть способов получения энергии, которые сегодня используются. В сущности, является переработкой специфического энергетического сырья.


Учитель:

В связи с исчерпаемостью большинства полезных ископаемых, постепенно усложняются условия добычи минерального сырья. Да, самая глубокая нефтяная скважина США достигает глубины 9,6 км, угольная шахта «Глубока» - 1405 м, золотоносный рудник в Южной Африке – 4 км.

Современное производство многих стран является слишком энергоемким и материалоемким.

-Как же можно разрешать сырьевую и энергетическую проблемы в наше время?


Ученики:

Глобальный характер проблемы обеспечения человечества природными ресурсами определяет необходимость развития международного сотрудничества в этой отрасли. Трудности, которых испытывают много стран мира из-за отсутствия определенных видов сырья, можно преодолеть благодаря взаимовыгодному научно – техническому и экономическому сотрудничеству. Такое сотрудничество может быть достаточно эффективным при общем проведении региональных геологических исследований в перспективных зонах земной коры или общей разведке и эксплуатации крупных месторождений полезных ископаемых.

К уменьшению использования сырья должна привести замена многих видов естественных материалов на искусственных и синтетических, которые могут создаваться с заранее заданными свойствами. Значительная экономия сырья достигается за счет использования вторичных материалов: металлолома, макулатуры, пластмасс.

Решение энергетической проблемы, кроме повсеместной экономии энергии и совершенствование существующей тепловой энергетики на принципиально новых технологических принципах (например, сжигание угля в кипящем слое»), предусматривает широкое использование альтернативных источников энергии. Прежде всего солнечной, ветровой, внутреннего тепла Земли.

Если тенденции внедрения альтернативных источников и храня технологий будут развиваться, решение сырьевой – энергетической проблемы возможно уже в ХХІ веке.

Учитель:

- Можете ли вы лично способствовать решению энергетической проблемы?


Ученики:

- Да. Выключая светло и те электрические приборы, которыми мы в определенный момент не пользуемся; утепляя жилища перед зимними холодами, заменяя стандартные электрические лампы на энергосберегающие.


ІV группа Демографическая проблема

Ученики:

Демографическая проблема предопределена, с одной стороны «демографическим взрывом» в странах, которые развиваются, с другой – депопуляция в развитых странах.

В странах Азии, Африки, Латинской Америки, быстрый рост количества населения приводит к заострению важных социально-экономических проблем: значительного преобладания темпов естественного прироста населения над темпами экономического роста и к еще большему отставанию от аналогичных показателей развитых стран; быстрые темпы урбанизации, увеличения числа безработных и лиц, которые не находят применения своего труда, роста численности неграмотных, рядом с ростом части грамотного населения в мире.

Потенциальная угроза развития современной демографической ситуации заключается в том, что население мира начало ХХІ век с 1 млрд. безработных, 1 млрд. голодающих, 1 млрд. неграмотных, 1,5 млрд. обездоленных, которые находятся за чертой бедности».

Глобальность проблемы народонаселения в том, что она не может быть локализована в каком-то определенном регионе, и неравномерный рост численности населения в отдельных странах может вызывать заметные изменения на геополитической карте мира.


Учитель:

В декабре 2011 года родился семимиллиардный обитатель планеты. Известный демограф Урланис выразил научную гипотезу стабилизации численности населения Земли. Демограф считает, что при средней продолжительности жизни (75 лет) до конца ХХІ – на начало ХХІІ века количество населения мира остановится на 10-12 млрд. лиц. Какие существуют пути решения демографической проблемы?


Ученики:

Для решения глобальной демографической проблемы в разных регионах мира проводят определенную демографическую политику, пропаганду среди верующих ( особенно, католиков и мусульман). Важно также повышение уровня образованности населения в странах, которые развиваются.


V группа Продовольственная проблема

Ученики:

Продовольствие выступает необходимой и безальтернативной составляющей жизненных средств человека. Сущность продовольственной проблемы определяется возможностью Земли прокормить нынешнее и будущее поколение планеты.

Согласно данным продовольственной комиссии ООН, в настоящее время на планете голодают свыше 500 млн. лиц, а еще 1 млрд. лиц постоянно недоедают. Продовольственный кризис особенно актуален для многих стран Африки, Азии, Латинской Америки. Наиболее критическое положение сложилось в странах, которые расположены в сухих саваннах и полупустынях. Причиной голода является также несостоятельность стран, которые развиваются через собственные низкие доходы закупать на мировом рынке продукты питания.

Глобальность проблемы заключается также в том, что одни страны страдают от голода и недоедания, другие – стремятся достичь гармонического рациона питания, а третьи вынуждены бороться с избыточным потреблением продовольствия.


Учитель:

Как вы понимаете высказывание: «Человек ест, чтобы жить, а не живет, чтобы есть» - Продовольственная проблема возникла в наше время или имеет давний исторический корень. О чем свидетельствует традиционная молитва «…хлеб наш насущный дай нам на сей день…»


Ученики:

Вопрос обеспечения населения мира продуктами питания затрагивался еще в ХVІІІ веке. Тогда английский экономист, священник Т.Ф. Мальтус выдвинул теорию о том, что количество населения растет быстрее, чем производство средств существования. Кое-кто из политиков даже оправдывал в связи с этим войны и эпидемии.


Учитель:

Как можно помочь продовольственной проблеме?


Ученики:

Для решения этой проблемы необходимо повышать урожайность сельскохозяйственных культур и производительность домашних животных, применяя достижение селекции и генетики, плодородие земель, используя современные достижения агрохимии и мелиорации.

Для продовольственного обеспечения человечества существенное значение имеют биологические ресурсы Мирового океана. Ведь в нем добывается около 20% пищевых белков животного происхождения.



ІV Закрепление изученного материала

1.Заполнение таблицы «Глобальные проблемы человечества»

Координаторы групп достают из пластиковых конвертов бумажные, в которых в хаотическом порядке собраны характеристики глобальных проблем, изучаемые на уроке, причины их возникновения и пути решения. Отдельно добавляется лист, на котором уже заготовленная таблица, которую необходимо заполнить. Чтобы ускорить процесс выполнения задания в конвертах также добавляются клеевые карандаши.

На выполнение задания дается определенное время, которое оговаривается. Его отчисление можно проводить с помощью музыкальной темы («В полях»)

Проблемы и их сущность

Причины возникновения

Пути решения

Проблема войны и мира:



Экологическая проблема



Сырьевая и энергетическая проблемы



Демографическая проблема



Продовольственная проблема





Ожидаемый результат заполнения таблицы:

Проблемы и их сущность

Причины возникновения

Пути решения

Проблема войны и мира:

- накоплено столько оружия, что можно уничтожить человечество несколько раз; - отвлечение на вооружение материальных, физических и интеллектуальных сил; - 80-ые годы ХХ век – «звездные войны»; - с 90-х годов ХХ века – локальные войны( этнические, территориальные) – проблема беженцев (ежегодно – свыше 50 млн. лиц)

1.Наличие оружия массового уничтожения: химической, ядерной, бактериологической. «Ядерный клуб» - 5 официальных ядерных государств: США, Россия, Великобритания, Франция, Китай. Неофициальные его члены: Индия, Пакистан, Израиль. «Пороговые» («околоядерные») страны (имеют технологии): Япония, Южная Африка, КНДР, Иран, Ирак, Бразилия, Тайвань. 2. Существование в прошлом больших колониальных империй, которые не учитывали этнические пределы.

1.Сокращение торговли оружием (в 90-х гг. вдвое). 2.Рада Безопасности ООН и «голубые шлемы» (контингент ООН) в 17 странах (90-ые гг.): Афганистан. Ангола, Камбоджа. 3. Соглашение о нераспространении ядерного оружия (отказ Украины, Беларуси. Казахстану от ядерного оружия на своей территории). 4. Запрещение производства химического оружия (в 1992 г. – 130 государств). 5. Программа «Партнерство ради мира» (1994р. – 24 государства)

Экологическая проблема

- загрязнение всех оболочек Земли; - опустелювання и сокращение пашни; - сокращение площадей влажных экваториальных лесов; - «парниковый эффект», смоги, «озоновые дыры», «кислотные дожди»

1.Бурные темпы роста производства 2. Несовершенные технологии производства: сброс отходов производства без очистки в окружающую среду

1. Переход к безотходным и маловидходних производств. 2. Возобновление лесов. 3. Рациональное использование воды и переход к «сухому» производству. 4. Совершенствование очистительных сооружений. 5. Экологическое мышление.

Сырьевая и энергетическая проблемы

- истощение минеральных ресурсов; - недостаток в будущем энергии для производства и быта.

1.Рост объема добычи полезных ископаемых (удвоение каждые 15 – 20 лет). 2. Ухудшение горно геологических условий добычи сырья. 3. Исчерпаемость и невидновнисть минеральных ресурсов. 4. Бурный рост потребностей в энергии населения и производства.

1.Ресурсосберегающие технологии (уменьшение материалоемкости). 2.Комплексне использование сырья; использование отходов. 3. Поиск материалов-заменителей 4. Поиск новых месторождений (особенно в Мировом океане) 5.Перехід к альтернативным источникам энергии и энергохранящих технологий.

Демографическая проблема

- «демографический взрыв» в странах, которые развиваются; - «демографический кризис» в странах развитых и с переходной экономикой

1.Улучшение медицины и рост объемов производства в странах, которые развиваются: снизила смертность. 2. Смена роли женщины в жизни общества, уровня культуры, урбанизация в развитых странах. 3. Экономические и экологические проблемы.

1. Демографическая политика 2. Пропаганда среди вирян (католиков, мусульман). 3.Протизаплідні средства. 4. Подъем уровня образованности населения в странах, которые развиваются.

Продовольственная проблема

- абсолютный и скрытый голод в странах «третьего мира»; - география производства продовольственных культур не совпадает с географией их потребления.

1.«Демографічний взрыв» в странах, которые развиваются, при низком уровне производства. 2.Вирощування экспортных технических культур. 3.Напівфеодальні аграрные отношения, несовершенные технологии в с/г . 4. Нехватка средств на мелиоративные работы и закупку техники.

1. Экстенсивный путь: расширение пашни, увеличения поголовья домашних животных. 2.Інтенсивний путь: - повышение плодородия почв; - внедрение достижений селекции; - аграрные реформы; - более широкое использование биологической производительности океана; - повышение эффективности фотосинтеза растений; - «конструирование» искусственной еды


2.Интерактивное упражнение

Учитель:

- Сегодня на уроке мы познакомились с рядом глобальных проблем. Как вы считаете, какая из них является важнейшей?


Ученики:

- Самой Главной является проблема мира и разоружение. В случае развязывания очередной мировой войны все другие проблемы теряют смысл.


Учитель:

- А что для вас проблемы мира и войны? Обдумайте свое отношение к этой проблеме и представьте его в виде синквейна.

Примеры ученических работ:

Мир Спокойный, светлый

Улучшаем, живем, стабилизируем,

Мир во всем мире

Счастье.

V Итог урока.

Учитель и ученики анализируют наиболее удачные доклады и вопросы, трудности, которые возникли в ходе урока, сравнивают реальные результаты с ожидаемыми. Проводится оценивание и сам оценивание.

Во время оценивания учитываются раньше обсужденные критерии: за создание презентации и подготовку теоретического материала по определенной глобальной проблеме предоставляется 2 балла. За правильное заполнение таблицы во время закрепления материала урока каждому из членов группы добавляется еще по два балла. Дополнительный балл добавляется за верный ответ во время обсуждения глобальных проблем.


VI Домашнее задание.

1.Проработать § 23.

2.Написать эссе «Если бы я был президентом планеты, куда бы потратил сэкономленные на вооружении средства?»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!