СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глобальные проблемы человечества

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы, поставленные перед учащимися, касаются таких образовательных областей как география, история, обществознание. Выпускники школы должны уметь рассматривать проблему с учётом знаний полученных по данным предметам.

Просмотр содержимого документа
«Глобальные проблемы человечества»

Конспект урока географии. 11 класс.

Тема: «Глобальные проблемы человечества»

Цели урока:

  • Образовательная: сформировать понятие о глобальных проблемах человечества, их сущности, причинах возникновения и путях решения.

  • Развивающая: развивать умения критического анализа информации, способности ее систематизации, оценки, использования ее с целью создания прогноза.

  • Воспитательная: показать роль мирного сотрудничества всех стран в решении мировых глобальных проблем, место России в их разрешении, ответственность каждого человека.Формирование географической и экологической культуры учащихся, бережного отношения к природе.

Задачи:

Познавательные:

  • отработка навыка анализа проблем;

  • отработка навыка работы с различными источниками информации – электронными и традиционными – картами, таблицами, текстом, рисунками, космическими снимками;

  • выработка навыка выстраивать исследовательскую работу (сбор необходимой информации, нахождение взаимосвязей, умение составлять план действий и делать выводы).

Эмоционально-ценностные:

  • развитие способности интеллектуального восприятия явлений окружающего мира;

  • осмысление ценностных ориентаций, нахождение взаимосвязей явлений.

Коммуникативные:

  • развитие навыков работы в коллективе;

  • отработка навыков составления электронной презентации и умения публично выступать.

Форма организации учебной деятельности:  систематизация уже имеющихся знаний и получение новых.Проблемная дискуссия.

Оборудование: политическая карта мира, атласы для 10 класса, раздаточный материал, презентации учащихся, мультимедийный проектор.

Тип урока: урок освоения новых знаний

Ценностный компонент урока: глобальные проблемы – это проблемы всего человечества, создающие угрозу для его настоящего и будущего.

Учебно-методическое обеспечение: УМК: В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира» Москва, «Просвещение», 2011. Атлас для 10 класса «Дрофа» 2014.

План урока:

1. Понятие о глобальных проблемах.

2. Классификация глобальных проблем.

3. Основные особенности глобальных проблем и пути их решения.

4. вывод

5. заполнение оценочной таблицы

6. домашнее задание




Ход урока:


    1. Показ ролика «глобальные проблемы человечества»

- Какая тема урока сегодня?

- Как можно объяснить эти слова?

Переверните карточку № 1. Прочтите объяснения слов из толкового словаря. Создайте определение, пользуясь толковым словарем.

Карточка № 1: ПРОБЛЕМА | Толковый словарь Даля


-ж.р.с греческого - задача, вопрос, загадка, что предложено на разрешенье, на научное решенье; задача, для отыскания неизвестного по данному.



ГЛОБАЛЬНЫЙ IБольшой Энциклопедический словарь



(франц. global всеобщий от лат. globus шар), 1) охватывающий весь земной шар; всемирный.2) Всесторонний, полный, всеобщий, универсальный



Предполагаемый ответ:

задача, решение которой охватывает весь земной шар



Слово учителя:

Перед человечеством возникают глобальные проблемы. О них настойчиво заговорили ученые и политики, писатели и общественные деятели во 2-й половине 20 века, когда эти проблемы обозначили себя в полной мере. Большой вклад в осмысление этих проблем внес « Римский клуб» (международная организация, основанная в 1968 году), исследовавшая глобальные модели развития человечества. Она поставила задачу- человечество должно осмыслить глобальные проблемы и наметить пути их решения, так как они представляют угрозу для его будущего.

Первым президентом «Римского клуба» стал итальянский ученый АурелиоПеччеи, инициатор научных конференций ученых всего мира.

В конце 80-х годов «Римский клуб» выдвинул прогноз: к 2050 году человечество окажется на грани глобальной катастрофы, если не сможет решить наиболее важные из глобальных проблем.

-Так что же это за проблемы?

Учащиеся перечисляют проблемы (кислотные дожди, опустынивание, терроризм, и т.д.)

- Почему же именно в 20 веке обострились глобальные проблемы?

(Конечно же, это связано со стремительным ростом человечества, бурным развитием производства, освоением Космоса и Мирового океана, увеличение нагрузки на окружающую среду) 15 минут


2. Работа по систематизации глобальных проблем.

- Все проблемы одинаково актуальны для разных стран?

- приведите примеры наиболее актуальных глобальных проблем в конкретной стране мира

- на какие группы можно разделить все эти проблемы?


3. Заполнение таблицы «Глобальные проблемы человечества»

- переверните карточку № 2.


Глобальная проблема

Сущность проблемы

Причины возникновения проблемы

Пути решения проблемы

1.

Природно-экономическая проблема




2.

Социально-экономическая проблема




3.

Социально-политическая проблема




4.

Научно-экономическая проблема





С выступлениями и презентациями по теме выходят учащиеся, которые получили заранее домашнее задание.

  1. Сущность, причины и пути решения природно-экономических глобальных проблем.

  2. Сущность, причины и пути решения научно-экономических глобальных проблем.

  3. Сущность, причины и пути решения социально-экономических глобальных проблем.

  4. Сущность, причины и пути решения социально-политических глобальных проблем.

По ходу выступлений учащихся обсуждаются данные проблемы в России.

20 минут

4. Итоги урока. Вывод.

- Какие общие признаки имеют все глобальные проблемы?

Предполагаемый ответ:

  • Носят планетарный характер

  • Могут изменить ход истории

  • Касаются каждого жителя Земли


5. заполнение оценочной матрицы.

Сегодня вы хорошо поработали, давайте проверим, что вы запомнили с нашего урока

Учащиеся заполняют таблицу:

Проблема/характер

Природно-экономич.

Социально-экономич.

Научно-экономич.

Социально-политич.

Страна/

регион

1.

Терроризм




=======

США, Россия

2.

Парниковый эффект

=======




развитые

3.

Продовольственная проблема


========



Центр. Африка

4.

Демографический кризис (старение населения)


=======



Европа

5.

Неконтролируемая рождаемость


========



Африка

6.

Кислотные дожди

=======




США, Германия

7.

Ядерное вооружение



=======


США, Россия

8.

Загрязнение вод

=======




Европа

9.

Качество жизни населения


=======



Уганда

10.

Экстремизм




=======

Россия

11.

Освоение космоса



=======


РФ, США

12.

Техногенные катастрофы



=======


Япония, Украина

13.

Преодоление отсталости


=======



Ц.Африка

14.

Сохранение мира




========

все

15.

опустынивание

========




Казахстан, РФ, США


Учащиеся знакомятся с критериями оценивания и приступают к работе.

7 минут

- Какие проблемы вы выдели как наиболее актуальные для России?

- Уже очень скоро вы будете получать профессию и только от вас, как будущего поколения, зависит -сможет ли человечество решать всемирные задачи.


6. Домашнее задание:

На доске запись:Подумайте и объясните, что означает выражение: «Мы не унаследовали Землю от наших предков. Мы берем её взаймы от наших потомков»? Свой ответ аргументируйте.


Список литературы:

1. Ануфриева О.И. «Экономическая и социальная география мира» 10 класс, 2 часть, Поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского, Волгоград, «Учитель», 2006

2. Жижина Е.А., Никитина Н.А.Поурочные разработки по географии, 10 класс, Москва «ВАКО», 2006.

3. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география, 10-11 классы, Москва, «Дрофа», 2009

4. Интернет -ресурсы

Анализ урока.

Вопросы, поставленные перед учащимися, касаются таких образовательных областей как география, история, обществознание. Выпускники школы должны уметь рассматривать проблему с учётом знаний полученных по данным предметам.

Тип: урок получения новых знаний.

Вид: с элементами аналитической беседы, практического занятия, дискуссии.

Урок опирается на знания, полученные учащимися ранее.

Урок строился на принципах сотрудничества педагога и учащихся: Учащиеся стали авторами таблицы классификация глобальных проблем, а также формулировали выводы на каждом этапе урока. Данная деятельность позволила им проследить причинно-следственные связи в возникновении глобальных проблем.

Урок был запланирован таким образом, чтобы была обеспечена комплексность и взаимосвязь целей и задачи,

При планировании урока учитывались возрастные особенности учащихся. В соответствии с задачами было подобрано содержание учебного материала, использовались различные методы обучения: словесный, наглядный, интерактивный, практический. Для активации мыслительной деятельности учащихся на уроке были использованы следующие режимы работы: «ученик-учитель», «учитель-класс», «ученик-класс». Применение разнообразных форм работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, творческая - позволили сделать урок более интересным. В течение урока использовались межпредметные связи с такими предметами, как обществознание, экономика, химия, физика, биология, география, экология, ОБЖ.

На каждом этапе учащиеся отвечали на поставленные вопросы

Таким образом, можно говорить о необходимом уровне усвоения материала. В целом урок прошел хорошо. Деятельность учащихся можно оценить как активную, самостоятельную

Считаю, что урок достиг цели. У детей возник интерес к теме «Глобальные проблемы человечества», обсуждение которой будет продолжено на следующих уроках.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!