ГЛОССАРИЙ
Организация - это упорядоченная совокупность взаимодействующих структурных элементов одной и той же или различной природы, имеющая единую цель деятельности, осуществляемой в определённых условиях.
Организация -
– 1. это социальная общность, объединяющая некоторое множество индивидов в едином структурном подразделении для достижения общей цели, которые действуют на основе определенных (нормативно закреплённых) процедур и правил (фабрика, магазин, школа как организация);
-2. это вид человеческой деятельности, целью которой является достижение упорядоченности, согласованности частей целого (например, организация работы с детьми, молодежью);
-3. это степень внутренней упорядоченности, скоординированности, согласованности частей целого (например, организованный учебный процесс).
Организационная система – это существующая в определённых условиях упорядоченная целостность частей, компонентов, подсистем, взаимосвязанных и взаимодействующих в соответствии с определенным планом для достижения заранее поставленных целей.
Внутренняя среда организации — это совокупность элементов, включающая цели, задачи, структуру, технологии, взаимодействие персонала на основе материально-технического, информационного, научно-методического обеспечения его деятельности.
Внешняя среда любой организации — это другие организации, законодательные и нормативные акты, предписывающие действия для данной организации
Органиграмма — графическая схема, элементами которой являются иерархически упорядоченные организационные единицы (подразделения, должностные позиции).
Организационное развитие — систематическое и долгосрочное приспособление целей, структуры, стиля работы организации к изменениям и требованиям внешней среды на основе научного знания о поведении организации в изменяющихся условиях.
Организационная психология — отрасль психологии, изучающая различные аспекты поведения и деятельности людей, групп и психологический климат в самой организации, проявляющиеся в ее общей культуре, имидже и поведении во внешней среде.
Адаптация организации — это наработка качественно новых и эффективное использование уже имеющихся социальных стратегий, расширение сферы профессиональной и индивидуальной деятельности в изменяющихся условиях существования организации.
Аккомодация — целенаправленное изменение среды организации под нужды и запросы субъектов, групп сотрудников организации для создания условий, позволяющих им реализовать миссию и стратегию организации.
Рабочая группа — малая группа, которая занята преимущественно работой, нацеленной на решение конкретных краткосрочных задач организации (победа в соревновании, совместная разработка проекта и др.) и функционирует по определенным законам до завершения проекта, работы.
Коллектив — группа, достигшая наивысшего уровня зрелости в реализации единых целей определённой организации.
Команда — группа людей в организации, имеющих с нею общие цели, взаимодополняющие навыки и умения, высокий уровень взаимозависимости, разделяющих ответственность за конечный результат организации, способных при необходимости изменить её функциональноролевую структуру.
Организационная культура — набор приемов и правил решения проблем внешней адаптации и внутренней интеграции работников организации, правил, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность в настоящем.
Организационные ценности — совокупность ценностей членов организации, которые являются или общими для всех ее сотрудников, или значимыми для определенных групп персонала.
Нормы — правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействие между людьми в организации; средство регуляции поведения индивидов и групп, общие правила, действующие непрерывно во времени и обязательные для всех.
Этический кодекс (кодекс трудовой этики, кодекс поведения) — свод универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе функционирования организации.
Традиции — элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и воспроизводящиеся в определенных социальных группах организации в течение длительного времени.
Организационные обряды — стандартные и повторяющиеся мероприятия коллектива, проводимые в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание работниками организационного окружения.
Ритуал — формализованное поведение или действие, имеющее символическое значение, способствующее упрочению внутригрупповых связей организации.
Корпоративный имидж - образ организации, существующий в сознании людей, присутствующий на уровне предположений, ощущений, догадок субъектов, контактирующих с организацией.
Рекомендуемая литература.
1. Шеметов П.В., Петухова С.В. Теория организации.- М: Омега-Л,2006. – 282с.
2.Управление организацией. Учебник./Под ред.Поршнева А.Г. и др. – М: ИНФРА-М,2003.-716с.
3. Воробьева С. В. Управление образовательными системами: учебник и практикум для вузов. – М.: Юрайт, 2022. – 491 с. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/491787
4.Слизкова Е. В. и др. Управление образовательными системами. Технологии внутришкольного управления: учебник и практикум для вузов. – М. : Юрайт, 2022. – 182 с. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/492722