Отчёт
о проделанной работе
воспитателя разновозрастной группы (4-6 лет) Тихоновой О.Н
за 2016–2017 учебный год
Общая характеристика группы
Разновозрастная группа (4- 6 лет) «Колокольчики»
Состав группы: 12 человек
Мальчиков: 7 человек
Девочек: 5 человек
Воспитатель: Тихонова О.Н. педагог 1 кв. категории.
Младший воспитатель: Филимонова А.А
2.Цели и задачи поставленные на год:
Работа велась по организационной образовательной программе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» с.Добровольское.
Цели: Создание оптимальных условий для полноценного проживания детства дошкольниками, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:
Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечить эмоциональное благополучие.
Обеспечить равные возможности полноценного развития каждого ребенка независимо от места, пола, нации, социального статуса, психофизиологических особенностей.
Создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Формировать общую культуру личности воспитанников, способствовать развитию их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.
Обеспечить вариативность и разнообразие содержания образовательной работы в группе за счет формирования образовательных программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников.
Формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
3. Анализ образовательной среды в группе.
В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития.
С детьми систематически проводилась организованная образовательная деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой и утвержденным расписанием непосредственно образовательной деятельности. Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное.
В течение года регулярно организовывалась поисково-исследовательская деятельность детей: экспериментирование с различными материалами, веществами, предметами; наблюдения за погодой, объектами живой и неживой природы.
Образовательный процесс, в основном, строился по тематическим неделям, благодаря которым жизнь детей в детском саду становилась более интересной, разнообразной, занимательной. В учебном году с детьми проводились различные праздники, досуги, развлечения:
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | 5 неделя |
Сентябрь | Музыкальное развлечение: «День Знаний». | Развлечение «Прощание с летом» | Познавательное развлечение по правилам пожарной безопасности «Кошкин дом» | Спортивное развлечение: «Весёлые старты» | День рождения (летние) |
Октябрь | Открытый день здоровья «Путешествие в страну Здоровья» | Драматизация сказки « Вершки и корешки» | Музыкальное развлечение: «Осенний бал» | Спортивное развлечение : «Осень в гости к нам пришла» | |
Ноябрь | Тематический вечер: «Сильны богатыри славной Руси!» | Викторина « Моё Оренбуржье» | Спортивный досуг « Путешествие на остров Нехочу» | Музыкальное развлечение: «Тепло сердец для любимых мам». | |
Декабрь | Спортивный досуг « Мы спортсмены» | Мультфильм « О зиме» Коллаж «Оренбургские степи зимой» | Развлечение « Зимние забавы» | Конкурс «Елочная игрушка» (для детей и родителей)
| Праздник Новый год |
Январь | | | Музыкальное развлечение: «Рождественские забавы» | Драматизация сказки « Зимовье зверей» | День рождения (зимние) |
Февраль | День здоровья « В здоровом теле- здоровый дух.» | День спонтанной доброты. | Праздник для папы «Колесо истории» | Спортивный досуг Зарница «Курс молодого бойца» | |
Март | Праздничный концерт к 8 марта «Светик-семицветик» | Музыкальное развлечение: «Масленица широкая» Масленичная неделя. | Праздник сказки КВН по сказкам К.И. Чуковского | Спортивное развлечение: «Заколдованная страна (досуг по ПДД)» | |
Апрель | Неделя здоровья Развлечение «День смеха» | Показ мультфильма о космосе. | Музыкальное развлечение: День рождения (весенние) | Спортивное развлечение: «В гостях у весны» | |
Май | Утренник «Мы – наследники Великой Победы» | Спортивный праздник « День семьи» «Вечер небылиц» | «Вечер небылиц» | Музыкальное развлечение «День детства» | |
Театрализации, драматизации, инсценировки показанные для детей младшей группы: «Белоснежка и семь гномов», «Самый маленький гном»,
В течение года строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ.
К началу учебного года подготовлена развивающая среда, которая играет особую роль для укрепления здоровья ребенка, его всестороннего физического и психического развития, что позволило детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности. В группе созданы оптимальные условия для охраны и укрепления здоровья. Группу оформили так, чтобы детей привлекали красивые, яркие, красочные пособия и игрушки. Для успешного пребывания ребёнка в ДОУ использовали следующие моменты в работе: создание в группе комфортной обстановки, атмосферы радости, покоя, тепла (использование в работе с детьми фольклорных, пальчиковых игр); для самостоятельной двигательной активности детей отведена дополнительная игровая где размещены велотренажер, тренажёр детской беговой дорожки, большие мягкие модули, конструктор лего и различные кубики для конструирования, планируется дополнить уголок альбомами со схемами построек.
В основной игровой группе всё оборудование, игры, игрушки находятся в доступном удобном месте, дети могут самостоятельно выбирать вид деятельности. Сюжетно-ролевые игры разложены в отдельные контейнера, что позволяет ребенку организовать свою игру в любом удобном для него месте групповой комнаты. Имеется уголок с\р игр "Парикмахерская, "Магазин", "Поликлиника", уголок для девочек для игры «Дочки – матери» с посудкой, кроватками, куклами, сундучком для кукольных вещей (одежды), стирольной машиной, кухонной зоной, утюгом , уголок для мальчиков для игры «Автопарк», «Мастерская для машин» с инструментами слесаря.
В группе также создана обстановка для развития творческих способностей. Дети могут свободно подойти в художественную зону («Юный художник») и выбрать любой материал (коробки с принадлежностями для рисования, аппликации, лепки) для творчества (коробки с природными и другими материалами для аппликации, альбомы «Учимся рисовать», «Учимся лепить», «Образцы для аппликации», проявляя самостоятельность и инициативу для изготовления поделок в подарок родителям или своим друзьям. Всё это способствует раскрепощению детей, положительному эмоциональному настрою на весь день. Много дидактических и развивающих игр, которые помогают детям играть вместе и индивидуально. Отдельно оформлены игры по речевому и познавательному развитию.
Обновили уголок книги по возрасту, пополнили уголок краеведения дидактическим материалом, пополнили методическую литературу по физкультуре, сенсорике, по пожарной безопасности, развитию речи, по ознакомлению с миром природы, уголок театрализованной деятельности масками для инсценировок.
В образовательном процессе используются современные педагогические технологии, которые открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования - сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. НОД по физическому развитию способствовали не только физическому развитию детей, но и формированию у них навыков, которые закрепляются во время непосредственно-образовательной деятельности в группе.
При проведении организованной образовательной деятельности использовались как традиционные, так и нетрадиционные методы работы: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, сказкотерапия, элементы психогимнастики и дыхательной гимнастики, способствующие межполушарному взаимодействию.
Кроме здоровьесберегающих и информационных технологий, применяется метод проектов, который даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проектная деятельность создаёт условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.
Еще один немаловажный плюс применения метода проектов – это совместная реализация с родителями различных проектов как одна из наиболее эффективных форм работы. Становясь активными участниками процесса обучения своих детей, мамы и папы вносят свой вклад в обучение и приобретают новые умения; у них формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них, развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста.
С другой стороны, участие родителей доставляет детям удовольствие, благоприятствует их успехам; расширяет социальный опыт ребёнка; дети начинают относиться к родителям, как к источнику знаний и опыта.
Инновационная деятельность в старшей группе реализуется через тематические проекты, направленные на работу по основным разделам программы воспитания и обучения: художественное и эстетическое развитие, физкультурно-оздоровительные занятия, экспериментально–исследовательская и социальная работа.
В практике нашей групп были реализованы следующие проекты:
Проект : «Использование мнемотехнических таблиц в развитии речи детей старшей группы по теме «Осень»»
Проект «Путешествие в страну Геральдики»
Проект « Сказки К.И. Чуковского»
Проект «Герб семьи»
Проект «Все цветы для мамы»
Таким образом, в нашей группе создана благоприятная обстановка для детей в целях проявления двигательной, игровой и интеллектуальной активности и удовлетворения интереса к разнообразным видам деятельности.
4. Анализ результатов педагогической диагностики.
Оценить динамику достижений воспитанников, эффективность и сбалансированность форм и методов работы позволяет мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, реализуемой в МБДОУ.
Мониторинг качества освоения детьми основной общеобразовательной программы за 2016-2017 учебный год показал следующие результаты:
Диагностика детей 4-5 лет (Средний возраст), диагностику прошли 6 воспитанников
Образовательные области | Достаточный Уровень Сентябрь май | Средний Уровень Сентябрь май | Низкий Уровень Сентябрь май |
Познавательное развитие | - 33%- 2 | 67% -4 50%-3 | 33%- 2 17%-1 |
Речевое развитие | - 17%-1 | 100%-6 83%-5 | - - |
Физическое развитие | 17%-1 | 67%-4 83%-5 | 33%-2 - |
Социально-коммуникативное развитие | - 17%-1 | 67%-4 83%-5 | 33%-2 - |
Художественно-эстетическое развитие | - 17%-1 | 50%-3 50% | 50%-3 33%-2 |
Диагностировалось на начало года 7 воспитанников, на конец года 6 воспитанников 5-6 лет (старший возраст)
Образовательные области | Достаточный уровень Сентябрь май май | Средний уровень Сентябрь май | Низкий уровень Сентябрь май май |
Социально-коммуникативное развитие | 29%-2 83%-5 | 57%-4 17%-1 | 14%-1 - |
Познавательное развитие | - 83%-5 | 85% -6 - | 14% -1 17%-1 |
Речевое развитие | - 83 %- 5 | 86% 17%-1 | 14%-1 - |
Физическое развитие | 29%-2 83%-5 | 57%-4 | 14%-1 17%-1 |
Художественно-эстетическое развитие | 43%-3 67%-4 | 43%-3 33%-2 | 14%-1 - |
Итог 18% 80% 68% 13% 14% 7%
Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывает позитивную динамику по всем направлениям развития.
Знания и навыки, полученные детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности, необходимо систематически закреплять и продолжать применять в разнообразных видах деятельности. Особое внимание следует уделить использованию приемов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребенку.
5. Анализ работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Низкий уровень развития показывает один воспитанник старшего возраста и один ребёнок среднего возраста, с ними регулярно ведётся индивидуальная работа, у детей наблюдается рассеянность внимания, слабая память и низкое физическое развитие. Необходимо и в дальнейшем создавать индивидуальный маршрут развития отстающих в развитии детей, а так же обратить внимание родителей к необходимости посещения узких специалистов психолога, логопеда.
В группе старшего возраста ведётся работа с одарёнными детьми, реализуется дополнительная программа по художественному- эстетическому развитию Нетрадиционные техники рисования «Волшебная кисточка»
Дети с удовольствием участвуют в различных конкурсах разного уровня внутри детского сада, района, всероссийских(дистанционных).
Диплом Всероссийского творческого конкурса « Наша зелёная красавица»;
Дипломы Всероссийского конкурса детского рисунка «Разноцветная палитра»;
Дипломы Всероссийского конкурса детского творчества « Осенние фантазии»;
Диплом Всероссийского конкурса детского творчества «Подарок защитнику Отечества»;
Диплом отдела образования Новоорского района и МБУ дополнительного образования «ПДТ Новоорского района» конкурс «С Наступающим!»;
Диплом Всероссийского конкурса детского творчества « Чудеса из бумаги»;
Диплом Всероссийского конкурса детского творчества к 135-летию со дня рождения К.И. Чуковского « По страницам сказок К.И. Чуковского»;
Диплом II Международного творческого конкурса « Моя семья» презентация «Герб моей семьи».
6. Анализ взаимодействия с родителями воспитанников.
В работе воспитателя важно знать не только особенности ребенка, но и те проблемы, которые часто возникают у родителей в воспитании своего ребёнка. Поэтому основное направление деятельности педагога – это работа с родителями. Мы использовали разные формы организации работы с родителями: анкетирование, консультации, родительские собрания, совместные проекты, развлечения, конкурсы семейных творческих работ и другое. Был составлен перспективный план работы с родителями, в котором указаны все совместные мероприятия, консультации, родительские собрания, наглядно-стендовая информация.
На родительских собраниях были детально изучены следующие актуальные темы: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста». Цель: выработать совместно с родителям конструктивные способы и средства взаимодействия дошкольников с окружающими людьми в соответствии с их потребностями.
«Влияние двигательной активности на состояние здоровья дошкольников». Цель: Формирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей.
«Своя игра» с родителями о правилах противопожарной безопасности (использование ИКТ),
Мастер- класс с родителями по нетрадиционному рисованию.
В родительском уголке постоянно можно было найти полезную информацию: памятки, консультации, рекомендации по различной тематике: проблемы воспитания, профилактика болезней, ПДД, безопасность в быту, организация досуга, правильное питание, одежда, обувь и др. Оформлялись стенды, папки-передвижки - по временам года, тематические - к праздникам, например, фотостенды «С днём знаний», «Пусть всегда будет мама!», «Папа - гордость моя». На протяжении учебного года детям и родителям была предоставлена возможность поучаствовать в разнообразных проектах, (проект «Герб моей семьи», «Мистер и мисс Осень»), а также в различных конкурсах семейных творческих работ (поделок) - «Осенние фантазии», «Ёлочная игрушка», «Оформление группы к Новому 2017 году», «По сказкам Чуковского», « Пасхальный сувенир» и т.д.
Отрадно, что многие родители охотно шли на контакт и старались участвовать во всех совместных мероприятиях группы, ДОУ и района.
Итоги Конкурсов:
" Осенняя фантазия"
Старшая группа:
I место - семья Калеева Арсена.
II место - семья Филимоновой Роксаны.
III место - семья Сироткина Кирилла.
Районный конкурс «С наступающим!"
Итоги конкурса: Номинация "Зимний лес»
3 место – Маньшина Катя, Педагог: Тихонова О.Н.
Районный конкурс декоративно-прикладного творчества «Пасхальный перезвон»
В конкурсе приняли участие ребята из старшей группы Маньшина Катя в Номинации «Изонить» и Юрусов Юра в номинации «Папье-маше»
Итоги конкурса Номинация «Изонить»
2 место – Маньшина Катя,
Конкурс "Лучшее оформление групп к Новому 2017 году"! |
30 декабря победителям конкурса были вручены грамоты 2 место: Старшая группа, воспитатель Тихонова О.Н., младший воспитатель Филимонова А.А |
7.Анализ результатов профессионального развития воспитателя.
В течение года повышала и распространяла свой педагогический опыт: постоянно ведется работа по самообразованию, обмен опытом (педсоветы, посещение НОД других воспитателей), которая направлена на формирование профессиональных качеств, к восприятию и реализации инновационных идей, новой информации.
В рамках методического дня в ДОУ провела открытое занятие по ФЭМП с детьми старшего дошкольного возраста
« Путешествие в страну математики» (с использованием ИКТ);
Провела открытое занятие с участием родителей «День семьи» ( с использованием ИКТ).
По темам самообразования «Мнемотехника», «Сказкотерапия» :
Изучена литература:
-Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. /Сборник программ по сказкотерапии - СПб.: Речь
-В. Гнездилов "Авторская сказкотерапия", СПб.: Речь, 2004
-Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь
-Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. — 118 с.
- Участие в вебинаре: «Сказкотерапия и терапевтическая метафора для работы с эмоциональными проблемами детей дошкольного и младшего школьного возраста».
-Тевкина О.А. Методика работы с мнемотаблицами (пособие для воспитателей ДОУ)
Посещение мастер-классов и семинаров в дошкольных образовательных учреждениях района.
- Выступление на общем родительском собрании: Безопасность наших детей(с использованием мультимедийной презентации).
Выступления на педсовете ДОУ:
- обобщение педагогического опыта по теме «Метод проектов в работе с младшими дошкольниками»;
- отчет об использовании информационных компьютерных технологий в профессиональной деятельности.
Публикации педагогических разработок в интернете: на сайте ДОУ «Детский сад» . Добровольское
сhttp://mbdoudobrovolsk.ucoz.ru/index/glavnaja/0-174;
Создана своя страница на сайте Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/olga-nikolaevna-tikhonova;
Создана своя страничка на сайте Мультиурок
https://multiurok.ru/Tihonova1972/;
Создана своя страничка на образовательном портале PRODLENKA
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewprofile/179108.html;
Общие выводы и задачи на следующий период.
Таким образом, анализируя свою работу, можно сделать определенные выводы:
Успехи:
-Успешно внедрены в образовательную деятельность элементы современных технологий, в частности применение ИКТ;
-Дети свободно выражают свои потребности и желания посредством речи, владеют основными навыками двигательной культуры;
– Дети активно вовлекаются в самостоятельную экспериментальную деятельность, с удовольствием принимают участие в проектах.
Проблемы:
- Низкая посещаемость детьми старшего возраста, 6 детей не посещало детский сад по разным причинам, что отразится на качестве образования в дальнейшем, так как будет существовать разница в полученных знаниях ;
– Два ребенка из группы имеют много пропусков, из-за этого снижается уровень показателей итоговой диагностики, потому что эти детки не осваивают материал в полной степени;
– Гиперактивные дети на занятиях не внимательны, из-за их плохого поведения уходит много времени на организацию остальных детей;
С учетом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году, намечены следующие задачи на 2017-2018 учебный год:
1. Продолжить целенаправленную работу с детьми по всем образовательным областям.
2. Продолжить работу с детьми с использованием проектных технологий.
3. Продолжить совершенствование предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС. Пополнить дидактический и раздаточный материал для развития логического мышления; уголок сюжетно-ролевых игр; книжный уголок литературой по возрасту. Приобрести новые развивающие игры для детей подготовительной к школе группы.
4. Повысить уровень педагогического мастерства путем участия в семинарах, мастер-классах, обучения на курсах повышения квалификации.
5. Совершенствование работы по взаимодействию с родителями при непосредственном вовлечении их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Также взаимодействие с семьей по вопросам образования ребенка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи.
6. Освоить изготовление лепбука «Знакомство с Часами».
7. Провести работу с родителями гипперактивных детей (беседы, консультации, советы по воспитанию и т.д)
8. Продолжать соблюдать преемственность с начальной школой.
В целом, я считаю свою работу плодотворной и соответствующей всем требованиям.