СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Годовой отчет работы 2023-2024гг

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Годовой отчет работы 2023-2024гг»

Годовой отчёт

о проделанной работе учителя – логопеда Егоровой Елены Сергеевны
МБОУ Пржевальская СШ

за 2023-2024 учебный год

Коррекционно-педагогическая деятельность учителя-логопеда осуществлялась на основании программы коррекционной работы, входящей в структуру основной образовательной программы общеобразовательной организации. Исходя из этого, были определены и реализованы в течение учебного года основные направления деятельности учителя-логопеда (диагностическая, коррекционно-развивающая, организационно- методическая, консультативно-просветительская и профилактическая работа) в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, домашнее обучение, тьюторское сопровождение обучающегося в образовательной организации.



Диагностическое направление работы

В рамках этого направления проводилось углубленное изучение детей, поступивших в первый класс и обучающихся с ОВЗ. В ходе обследования выявлялись индивидуальные особенности речевого развития и причины возникновения проблем в развитии, определялись коррекционные методики воспитания, обучения и социализации учеников с ОВЗ. Логопедическое обследование проводилось в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября) и последние две недели учебного года (с 16 по 31 мая). Первичное логопедическое обследование позволило судить об уровне речевого развития детей, о том на каком уровне сформированы коммуникативные и регулятивные универсальные действия. По результатам логопедического обследования были определены основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы. В процессе осуществления логопедической помощи учащимся с нарушениями речи проводилось промежуточное логопедическое обследование, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития детей (как в устной, так и в письменной речи).

Результаты обследования учащихся начальных классов.

В период с 1 по 15 сентября 2023 г. было проведено первичное логопедическое обследование детей, поступивших в 1 класс, 2-4 классы, коррекционной подгруппы – 8 класс. Обследование проводилось по тестовой методике Т.А. Фотековой «Диагностика устной и письменной речи школьников», использовался альбом для логопеда О.Б. Иншаковой. По итогам обследования 2 учащихся 1 класса из 9 (22%) правильно произносили все звуки русского языка, имели достаточный словарный запас и сформированный грамматический строй, 6 уч-ся слабо подготовлены к школе (несформированность фонематических процессов, языкового анализа и синтеза), выявлена бедность словарного запаса и синтаксических конструкций, у некоторых детей наблюдались аграмматизмы в самостоятельной речи. Один ребенок с ОВЗ находится на домашнем обучении (РДА).

Учащиеся 2-4 классов имели стойкие ошибки письма (дисграфические и ошибки на правила орфографии). С учащимся 4 класса проводилась работа в форме тьюторского сопровождения. На конец учебного года по предметам он имеет положительные отметки кроме математики (удовлетворительно). Успешно переведен в 5 класс.

Коррекционная деятельность была проведена с учащимися 8 классов. Заметно сократилось количество ошибок, повысился самоконтроль. Но по результатам обследования К. Мария имеет низкие результаты по составлению письменных высказываний, последовательному изложению развернутых предложений, с использованием выразительных средств речи.

На логопедические занятия в первую очередь были зачислены дети с ОВЗ (по рекомендации ТМПК), и обучающиеся у которых нарушение речи может препятствовать усвоению общеобразовательной программы. Первоклассники и остальные обучающиеся, имеющие нарушения произношения отдельных звуков, были приняты, даны рекомендации учителям, родителям и воспитателям ГПД по устранению дефектов звукопроизношения.

Сведения о наличии детей, имеющих нарушения устной и письменной речи представлены в таблице.

Класс

Кол-во учащихся

в классе (всего)

Нормальное речевое развитие

Недостатки устной (письменной речи) речи

Зачислено в логопедический кабинет

1

9

2

7

7

2

7

4

3

3

3

12

8

4

4

4

13

10

3

3

8

12

9

3

3

Итого




20



Зачисленные на логопедические занятия некоторые первоклассники были слабо подготовлены к обучению в школе. Мотивация учения средняя, некритичны к недостаткам своего звукопроизношения. Они испытывали затруднения при составлении самостоятельного связного рассказа. Высказывания детей были короткими, нуждались в помощи учителя. Их речь имела в основном форму диалога. У многих односложные ответы. У детей с нарушениями речи снижена способность к анализу языковых явлений, страдает речеслуховая память и внимание. Все вышеперечисленное осложняло коррекционную работу по преодолению недостатков речи, и привело к увеличению времени коррекционной работы с некоторыми детьми.

Учащийся, 1 класса, находящийся на домашнем обучении, имеет грубое нарушение речи, занимается по Адаптированной программе. Наблюдаются заметные успехи, положительные результаты, благодаря совместно проведенной работе учителя, логопеда, психолога. Повторяет слова, предложения, называет предметные картинки (глагольные конструкции на стадии формирования). Выполняет действия по заданному образцу, читает слова, декламирует короткие стихотворения, освоил порядковый счет до 10 и обратно, но счетные операции производит с трудом).

Ученику 4 класса было рекомендовано пройти повторную комиссию ТМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута.

В письменной речи учащихся 2-4 классов выявлены недостатки:

- искаженное воспроизведение букв на письме,

- замены и смешения графически сходных букв.

- неправильное деление предложений на слова, что проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения,

- опора на неправильное проговаривание,

- замены букв, соответствующие фонетически близким звукам


Общие сведения о количестве зачисленных обучающихся из 1-4, 8 классов, по структуре речевых нарушений за 2023 -2024 учебный год.


Класс


Кол-во

учащихся,зачисленных на логопедические занятия

Виды нарушений

Системное недоразвитие речи, обусловленное УО

ОНР

(общее недоразвитие речи)

ФФНР

(фонетико – фонематическое недоразвитие речи)

НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков)


1

7


1

6


2

3


1

2

-

3

4



3




1


4

3


1


1


1




8

3

3




Всего
выявлен
ых детей


20


4


6


9


1


Сравнительный анализ результатов коррекционной работы с детьми , посещавших логопедические занятия в 2023-2024 у.г.



На конец учебного года запланирована итоговая фронтальная диагностика для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы и для коррекции планов работы на следующий учебный год. 45% (9 обучающихся) с нарушениями устной и письменной речи показали положительную динамику и были выпущены.

Оставлено для продолжения логопедических занятий 11 учеников.

Коррекционно-развивающее направление

В содержание данного направления входят следующие аспекты:

- выбор оптимальных для развития ребенка с нарушениями речи коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

- организация и проведение индивидуальных и групповых (подгрупповых) занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков детей.

В рамках этого направления работы выполнялись коррекционно-развивающие программы, составленные с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а также оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ.

По результатам логопедического обследования были сформированы группы и подгруппы для занятий. Индивидуальные занятия проводились с учениками 1 класса

(один имеет статус ОВЗ (домашнее обучение), из 4-го класса 1 ученик (тьюторское сопровождение), 8 класс. (ОВЗ) – групповые занятия. Все коррекционные занятия проводились в соответствии с разработанными перспективными коррекционными планами, рабочей программой учителя-логопеда и расписанием занятий в логопедическом кабинете.



Коррекционная работа включает в себя:

1. Развитие устной речи:

- коррекция звукопроизношения;

- развитие фонематических процессов;

- коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;

- обогащение словаря;

- формирование связной речи, навыков построения связного высказывания;

2. Совершенствование навыков чтения и письма.

3. Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков.

4.Развитие психических процессов: (внимания, памяти, мышления).

5.Здоровьесбережение (гимнастика для глаз, проведение дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики).

6. Коррекцию отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие пространственно - временных представлений и ориентации;

- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.



Организационно-методическое направление работы

В рамках этого направления осуществлялись следующие виды деятельности:

- разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ;

- оказание помощи учителям в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, подборе дидактических и методических материалов к коррекционным занятиям;

- ведение документации.

На протяжении учебного года были оформлены следующие документы:

  • Годовой план работы учителя-логопеда,

  • Рабочая программа учителя-логопеда (1-4, 8 классы),

  • журнал учёта посещаемости логопедических занятий,

  • речевые карты на каждого ребенка с речевыми нарушениями,


  • индивидуальные тетради-дневники на каждого ребенка,


  • тетради для проверочных работ,


  • тетради для домашних заданий,



  • журнал консультаций для родителей, педагогов,


  • паспорт логопедического кабинета,


  • годовой отчет о результатах коррекционного обучения.


  • результативность коррекционно-развивающих занятий.

Принимала участие в школьных методических объединениях учителей начальных классов, педсоветах, пополняла логопедический кабинет новинками методической и дидактической литературы, изучала информацию о системе инклюзивного образования в целях создания необходимых условий для детей с ОВЗ (в частности, с тяжелыми нарушениями речи), изучала нормативно-правовые документы, прошла курсы повышения квалификации: «Алгоритмы межведомственного взаимодействия в деятельности субъектов системы профилактики: уровень образовательной организации»;
«Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности»;
«Оказание тьюторской поддержки и сопровождение ребенка в процессе обучения в условиях реализации обновленных ФГОС»

Консультативно-просветительское направление работы

В рамках этого направления в течение учебного года проводились:

- индивидуальные консультации для педагогов и родителей по вопросам речевого развития и коммуникации детей. Родители, по мере обращения, были ознакомлены с результатами обследования и динамикой речевого развития в процессе коррекционной работы, им давались рекомендации по выполнению домашней работы;

- индивидуальное консультирование по вопросам формирования психолого-педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей;

- консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, по возникающим проблемам, связанным с развитием, обучением и воспитанием детей с ОВЗ (с нарушениями речи) в процессе реализации инклюзивной практики.

Консультативную помощь получили и родители будущих первоклассников.

Профилактическая работа заключалась в своевременном предупреждении у детей возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития.

Взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса

С учителями начальных классов:

Посещала уроки, проводимые учителями, с целью выработки единых речевых требований к детям с нарушениями речи.

Знакомила учителей с результатами обследования (начало года) и динамикой речевого развития в процессе коррекционной работы.

В течение года велась консультативная работа для учителей и родителей школы.

С педагогом-психологом:

Проводили совместные обследования детей и оформление необходимой документации для ТПМПК;

Знакомилась с результатами обследования психолога по готовности первоклассников к школьному обучению.

С социальным педагогом:

Посещение социально - неблагополучных семей, с целью изучения и предотвращения негативных ситуаций, оказание помощи в воспитании детей.


С родителями:

Проводились индивидуальные консультации по запросу родителей;

Некоторые трудности в работе:

  • Речевые нарушения у детей с ОВЗ, зачисленных на занятия, являются вторичным нарушением и носят системный характер, поэтому требуется длительная коррекция и помощь родителей, учителей , педагога-психолога школы.

  • Низкий контроль со стороны родителей за выполнением домашнего задания

  • (неаккуратное письмо в тетради, ошибки при написании; не всегда исправляют речь ребенка.)

Несмотря на это, учителями и родителями отмечаются улучшения речевого развития всех обучающихся, которые посещали логопедические занятия.

Годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы выполнен в полном объеме.



Задачи на 2023 - 2024 учебный год

  • Повышать квалификационный уровень через работу на сайтах коррекционной педагогики, через участие в методических объединениях, семинарах, вебинарах, круглых столах и конференциях по проблемам коррекционной педагогики и работе с детьми.



  • Укреплять взаимосвязь с родителями, учителями и специалистами школы

  • Использовать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении учащихся.

  • Продолжать совершенствовать методы и приёмы логопедической коррекции нарушений речи;

  • Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов и детей с ОВЗ.




Учитель-логопед: Егорова Е.С.