СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Голос психолога - важный профессиональный инструмент

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о важности голоса психолога в работе.

Как развивать свой профессиональный инструмент?

Как эффективно использовать голос в работе?

Просмотр содержимого документа
«Голос психолога - важный профессиональный инструмент»

ГОЛОС КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПСИХОЛОГА


Голос – это самое первое, что ощущает, «помнит» ребенок в утробе матери. Голос матери и других людей рядом – первая ниточка для младенца, связвающая его с внешним миром. Именно этим может объясняться зависимость от принятия или непринятия нами какого-либо человека.

Когда человек обращается к психологу, это всегда стрессовая ситуация. Не секрет, что, к сожалению, ни одни человек не идет к психологу с радостью. И в ситуации, когда человек чувствует себя потерянным, никому не интересным и не нужным, иногда он как будто возвращается в детство: ему важно быть услышанным, получить поддержку, услышать важные слова. «Услышать»…. Поэтому, на мой взгляд, голос – это один из важных профессиональных инструментов психолога.

Но очень часто обращается мало внимания на один из центральных компонентов терапевтической коммуникации - голос, темп речи, тональность, артикуляцию…

На мой взгляд, интонации, громкость, ритмика речи, звуковой образ, создаваемый психологом в беседе с клиентом, особенно ребенком, играет определяющую роль в процессе консультирования, коррекции.

При подготовке специалистов в сфере психологического здоровья делается немалый акцент на умении задавать «правильные» смысловые вопросы, техниках консультирования, однако, не всегда уделяется должное внимание вокальному управлению диагностической, терапевтической, коррекционной беседой.

Психолог, приходя на работу, ориентируется на свои представления о социальной профессиональной роли (друг?, помощник?, учитель?, гуру?, коучер?, спасатель?, зеркало?, судья?, философ?, переводчик?, проводник?...). В зависимости от выбранной роли формируется коммуникативное поведение в диалоге, берется определенный тон с клиентом, выбирается стратегия в работе.

Анализируя свою работу и работу коллег (в бытность моей работы заведующей отделения «Экстренная психологическая помощь по телефону» ОГКУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Иркутска») за 8 лет, результаты проведенных супервизий, я пришла к выводу, который с одной стороны лежит на поверхности, а с другой – не всегда берется в расчет: иногда клиенту психолога не хватает простого тепла в голосе человека, к которому он обратился. Важно понимать: обратившемуся к психолггу важно участие, эмоциональное понимание, что он не один, его готовы выслушать и поддержать. Немаловажное значение так же имеет динамика беседы, ее общий ритм, а именно наличие уместных пауз психолога, которые позволяют клиенту полностью высказаться (в своем темпе), самостоятельно (или при недерективной, тактичной помощи консультанта) расставить акценты в своей ситуации, поверить в себя, захотеть взять ответственность за происходящее в жизни на себя. При этом нельзя забывать, что паузы не должны быть абсолютными (речь идет о так называемых «угу-реакциях» для стимулирования речевой активности собеседника).

Поэтому я согласна с моим коллегой Куинжи Т.В., который образно и точно описал суть работы психолога: «консультант должен быть особенно чутким, внимательным, гибким по отношению к голосам тех внутренних персонажей, которыми наполнен его интонационный словарь. Это и голоса родителей, и значимых сверстников, и персонажей любимых фильмов, и идеального Я, и любимого ведущего, певца и т.д… И … важно чувствовать на слух весь этот хор, уметь выбирать из него того персонажа, с которым на данный момент целесообразно и эффективно выстраивать коммуникацию. При чем, как своего внутреннего персонажа, так и персонажа клиента»|2|.

Конечно, начинающему психологу очень трудно дифференцировать этих внутренних персонажей, иногда свои переживания «звучат громче», перебивая голос, эмоции оппонента. Но постепенно баланс достигается, и специалисту все проще настроиться на вокально-эмоциональную волну клиента.

Следовательно, хорошо поставленный голос необходим любому, кто хочет получать максимальный эффект от коммуникации, а тем более от своей работы.

Согласно социологическому опросу Левада-центр в 2017 году, голос человека может влиять на слушателей в два раза сильнее, чем сам смысл его сообщения. Кроме того, люди с приятными голосами воспринимаются окружающими как более успешные и привлекательные, заслуживающие внимания и того, чтобы к ним прислушивались.

Я провела свой небольшой экспресс-эксперимент (возможно, когда-нибудь он выльется в очередную статью). Методом случайной выборки я составила список из 9 телефонов доверия России, на которые и позвонила в качестве клиента. Результаты были настолько интересными, что я предлагаю вам самим попробовать. В ходе своего эксперимента я обнаружила, что голоса некоторых консультантов бесцветные, слишком спокойные, даже одинаковые. И в процессе самой консультации они могли не меняться. Мы разговаривали, по-рабочему обсуждали заявленную мною проблему. Технически. Скажу откровенно, в таких звонках мне не хватило элементарной эмоциональной вежливости, вокального цвета. В эти моменты я невольно вспоминала социальный анекдот: «Какая самая популярна ложь в ХХI веке? - Фраза автоответчика, когда Вы долгое время пытаетесь дозвониться до нужной организации, «Ваш звонок важен для нас…».

Поэтому не побоюсь повториться - профессионализм современного психолога это не только накопленные знания, техники, опыт, но в большей степени это владение своим голосом во время работы. Именно голос должен транслировать клиенту уверенность, что он обратился по адресу, чувство безопасности, принятия, веры в себя и успех.

Чтобы понять, все ли в порядке с вашим рабочим инструментом, я предлагаю выделить некоторое время (или сделать это во время очередной консультации) и записать свой голос. Прослушивая полученную запись, вы можете сделать множество открытий о самом себе, своих профессиональных и личностных качествах, особенностях, сильных/ слабых сторонах, изюминках Вашей речи и, конечно, ошибках.

Так же обратите внимание, как долго вы можете говорить свободно и плавно, не горит или не першит ли горло во время, после разговора, есть ли ощущение тяжести в связках, солнечном сплетении, ногах, плечах, не напряжен ли живот. Если названные симптомы есть, значит, возможно, Вы неправильно формируете свой звук. Вы говорите горлом или Ваш звук рождается в грудном отделе. Это тоже малопродуктивно и физиологически тяжело.

Чтобы понять, в каком месте организма рождается Ваш голос, проверьте, как работают Ваши дыхательные мышцы. Положите ладони на живот и сделайте несколько вдохов и выдохов. Представьте, что вы раздуваете воображаемый огонь. Делайте это с осторожностью, чтобы не закружилась голова. Если при этом Вы не почувствовали, как поднимается и опускается живот, значит, дыхание у Вас не диафрагмальное, а ключичное или даже горловое, при котором объем воздуха расходуется нерационально, ситуативно, хаотично, в результате чего в случае длительной консультации горло может «перехватить», «ссохнуться», сорваться, Вы можете закашляться, охрипнуть, «засипеть».

Причина - в зажимах или неправильном способе говорения (например, на одних связках). Быстрая утомляемость, вялая дикция, невнятное произнесение звуков, заикание, раздражительность, даже бессонница – частые проблемы плохого (неправильного, непроизвольного) развития голосового аппарата. В некоторых случаях речь становится невнятной из-за неправильно взятого темпа, слишком быстрого или слишком медленного. В этом случае собеседник перестает понимать оппонента и отключается сначала от его речи, а затем и просто обрывает разговор. Если для специалиста важно не просто отсидеть свой «условный час», но и хорошо, красиво сделать свою работу, он обязательно обращает внимание, что происходит в процессе беседы, как меняется динамика и эмоции клиента, его речь, ее экспрессивность, а так же его настрой на следующие несколько минут или часов. Именно голосом консультант «ведет» своего собеседника по лабиринтам его душевных переживаний и метаний, вокально направляет, наполняет новыми эмоциями, помогает переформулировать задачи-минимум на «здесь и сейчас». Голосом (темпоритмом, громкостью, тональностью) беседы психолог гасит агрессию или раздражение обратившегося, «цепляет» из фазы равнодушия, пассивности, привлекает внимание к когнитивной стороне диалога, проблемной ситуации, чтобы найти реальные ресурсы человека, обратившегося за помощью.

Натренировать голос, обрести уверенность в разговоре и заинтересовать слушателей, повысить эффективность коммуникации помогут специальные дыхательные методики и упражнения по сценической речи. «Поставить» голос можно за несколько занятий с преподавателем (например, в школе ораторского мастерства, занимаясь с педагогом по вокалу) или самостоятельно совершенствовать его.

В данной статье я не буду подробно останавливаться на этих методиках, просто поделюсь некоторыми упражнениями, которые сама использую во время работы. Надеюсь, мой опыт может помочь осознать, если есть проблемы, и раскрыть Ваш истинный природный голос как главный рабочий инструмент.

Совет 1: изучите возможности собственного голоса через игру, пение, упражнения, опрос знакомых, друзей, близких, анализ имеющихся видео/ аудиозаписей. Определите его параметры: силу, диапазон, тембр. «Играйте» голосом в разговоре со знакомыми, коллегами, ищите его нюансы, вариации. Наблюдайте реакцию окружающих.

Совет 2: научитесь правильно дышать. Положите руки на живот и рассмейтесь. Ощутите, где и как напрягаются мышцы брюшного пресса. Запомните их положение. Сделайте медленный вдох, посчитайте про себя до четырех и медленно выдохните на этот же счет. Если Вы не почувствовали, как при этом работают мышцы брюшного пресса, наклоните во время этого упражнения корпус вперед и положите руки на область поясницы. Поищите, где ваш смех, который и будет Вашим якорем в поиске источника голоса.

При дыхании не удерживайте воздух в легких, реже задерживайте дыхание. Старайтесь бывать больше на свежем воздухе и глубоко вдыхать кислород в легкие, находясь на работе, чаще проветривайте помещение. Это так же позволит вам беречь и содержать Ваши связки в порядке.

Чтобы расслабиться, можно сделать следующее упражнение: лягте на спину на плоской поверхности, положив под колени и шею маленькие подушки. Руки положите на живот под грудной клеткой. Полностью расслабьтесь и спокойно дышите. Двигаться при вдохе и выдохе должен только живот, а не грудная клетка. Во время этого упражнения легкие максимально насыщаются воздухом и качество дыхания - идеальное.

Совет 3: для неленивых: самая популярная методика разработана врачом и певицей Стрельниковой. Основа стрельниковской методики – резкий, глубокий, короткий вдох через нос и свободный, незаметный выдох через нос или через рот. Книги с описанием упражнений гимнастики находятся в свободной продаже.

Совет 4: чаще пойте, особенно по утрам, когда вы проснулись (при пробуждении в организме активируются все жизненно важные процессы, оживают все мышцы, в том числе и голосовые связки). Начинайте с распевки любой любимой песенки, исполняя во время нее любую мелодию на любой гласный звук (обычно это А или О) или слог (например, «ЛА»). Постепенно увеличивайте силу звучания, но не напрягайтесь при этом. Упражняйтесь 5-10 минут по настроению. Выберите песню, мелодия и текст которой вам хорошо известны. Запишите. Прослушайте запись.

Совет 5 или упражнение мимоходом – общая разминка рта: слоги и необычные слова. Сочетая несколько глухих или звонких согласных с одной гласной (птка, пткэ, птки, птко, птку, пткы), четко произносите каждый звук. Используйте разные сочетания слогов, развивая те или иные дикционные качества.

Скороговорки. Произносить их нужно сначала в медленном темпе, утрируя каждую букву, потом постепенно ускорять темп, но по-прежнему сохранять четкость гласных и согласных. Оговорки неизбежны, пусть это Вас не пугает, старайтесь постепенно свести их к минимуму. Через некоторое время они вовсе исчезнут.

Чтение стихов и прозы вслух между звонками так же благотворно влияют на Ваши связки, происходит своеобразная гимнастика мышц.

Совет 6: для тренировки дыхания используйте смех – просто попробуйте с усилием или без него посмеяться. «Поиграйте» Вашим смехом, меняйте его тональность, интенсивность, основные образующие звуки Это так же способствует тренировке легких и укреплению дыхательных мышц.

Совет 7: зевайте произвольно и с удовольствием. Самый простой способ расслабить мышцы гортани - хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.

Совет 8: на выдохе проговаривайте гласные, как бы «пропевая» их одну за другой. Обратите внимание, что физиологически каждая гласная отвечает за свой орган:

А- воздействует на весь организм, особенно кровеносную систему;

Е- воздействует на щитовидную железу;

И-воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О- воздействует на сердце, легкие;

У- на органы, расположенные в области живота;

Я- на работу всего организма с уклоном на желудочно-кишечный тракт;

М- на работу всего организма с акцентом на сосудах, артериях и венах;

И дополнительно: Х- помогает очищению организма в комплексе;

ХА- просто помогает повысить настроение;

резкое ХУ! – способствует освобождению, снятию мышечного напряжения (что объясняет его популярность в восточных практиках).

При выполнении всех предложенных упражнений важно обратить внимание на правильную осанку. Живот должен быть расслаблен, а грудь по возможности выдаваться вперёд. Чтобы было легче контролировать осанку, положите на голову небольшую коробочку или книгу.

Выполнение этих нехитрых упражнений поможет Вам владеть своим голосом в полной мере, придадут ему желаемую силу, насыщенность и энергию. Вы начнёте звучать четче, увереннее, гармоничнее. Так же это позволит Вам самим быть в приятном тонусе.

Заканчивая статью, хочется напомнить еще один важный нюанс: всегда старайтесь принимать во внимание свое эмоциональное состояние. Если человек устал или расстроен, конечно, его голос это передаст. И несомненно может стать причиной несостоявшейся/ нарушенной/ формальной/ неэффективной коммуникации.

Вокальные навыки могут помочь выстроить уникальный дуэт клиента и консультанта, где клиент переживает спонтанно, неосознанно, непроизвольно эмоционально, а консультант отвечает спонтанно, но осознанно, целенаправленно, эффективно. И если в начале консультации психолог «подстраивался» под клиента, то во время беседы диспозиция должна несколько поменяться: теперь консультант подстраивает незаметно клиента под ритм, вибрацию спокойствия, уверенности, анализа и планирования. И если голос станет Вашим полноценным помощником в работе, она принесет Вам еще больше удовлетворения и уверенности.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Бойко Е.А. Энциклопедия дыхательной гимнастики (Правильное дыхание – залог вашей работоспособности) / Е.А. Бойко. – М.: Вече, 2007. – 176 с.

  2. Куинджи Т.В., Федунина Н.Ю. Вокальные навыки консультанта Детского телефона доверия с.37-42//Детский телефон доверия: проблемы, решения, перспективы развития: Материалы городской научно-практической конференции. / Под ред. Ю.М. Забродина – М.: МГППУ, 2009. – 182 с.

3. Щетин, М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой / М.Н. Щетин, О.С. Копылова. – М.: Метафора, 2010. – 368 с.