СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ГОлосеменные, 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ГОлосеменные, 6 класс»

6 класс

Конспект урока по биологии

«Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение»

Цели: обеспечение усвоения учащимися знаний о строении и значение голосеменных.

Задачи:

1. узнать какие растения являются голосеменными

2. изучить особенности строения голосеменных растений

3. узнать значение и разнообразие видов Республики Башкортостан


План урока

I. Организационный этап

II.Проверка степени усвоения содержания учебного материала.

III. Этап мотивации и целеполагания.

IV. Постановка учебной задачи.

V.Этап первичного усвоения новых знаний

VI. Этап первичной проверки понимания.

VII. Этап первичного закрепления знаний.

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению и итог урока.


IХ.Рефлексия



.



I.Организационный этап

(1-2 мин.)

II.Этап проверки степени усвоения содержания учебного материала

Предлагает задание на повторение пройденного материала

1. У папоротникообразных отсутствуют:

а) корни б) стебли в) листья г) цветки.

2. Мхи относятся к высшим растениям, потому что у них есть:

а) ризоиды б) хлорофилл в) органы растения г) споры.

3. К гаметофитной стадии папоротникообразных относят:

а) взрослое растение б) заросток в) спорангий г) нителлу.

4. Спорангии у хвощей собраны в:

а) ризоиды б) спороносные колоски в) ваий г) спорофиты.

5. Мужские гаметы доставляются к яйцеклеткам:

а) самостоятельно б) в процессе фотосинтеза в) с помощью ветра г) с помощью воды.

6. Мхи размножаются:

а) спорами б) семенами в) корнями г) стеблями.

7. Вайи – это:

а) побеги хвоща б) корневище папоротника в) листья папоротника г) побеги плауна

III.Этап мотивации и целеполагания

IV.Постановка учебной задачи

Почему голосеменные растения получили такое название



V.Этап первичного усвоения новых знаний.

Голосеменные – наиболее древняя группа высших семенных растений. Отдел Голосеменные делится на классы: Хвойные, Гингковые, Саговниковые и Гнетовые.

- (работа с шишками, предположение происхождения названия Голосеменные детьми)

- Рассмотрите шишки и потрясите их, что упало вам на ладошку? СЕМЯ (слайд11)

- Как располагаются семена?

-Давайте сделаем вывод: почему Голосеменные получили такое название?


Они образуют семена, с помощью которых размножаются и распространяются. Наличие семян создаёт этим растениям огромное преимущество перед споровыми растениями. Почему? Голосеменные являются высшими наземными растениями, вечнозелеными, реже листопадными деревьями, кустарниками или лианами.

Появление семени – важнейший этап в эволюции растений:

  1. В отличие от спор в семенах есть запас питательных веществ, необходимый зародышу в первое время его развития.

  2. Внутри семени зародыш защищен от неблагоприятных воздействий.

  3. Оплодотворение не зависит от воды.

Все это послужило причиной широкого распространения голосеменных на суше.




Многообразие голосеменных. (слайды 12-16)

Вы все хорошо знаете эти растения и многие из них неоднократно встречали в нашей местности. Это ель, сосна, лиственница, кедр и многие другие.

Голосеменные имеют стебель, корень и листья. Листья у многих представителей голосеменных чешуевидные или игольчатые – хвоя. (слайд 17-19)




Размножение голосеменных.

  1. Просмотр видеофрагмента «Многообразие шишек»


-В чем отличия мужских и женских шишек?


- Как располагаются на побеге мужские и женские шишки? Работа с текстом учебника стр.124.







  1. В чем биологический смысл расположения мужских шишек и женских? (слайд 20-21)


3.Рассмотрите. (слайд 22)

Составьте рассказ «Опыление голосеменных» (стр.124 последний абзац)

Семена голосеменных растений распространяются животными или ветром. Семена многих имеют особое пленчатое крылышко, способствующее перемещению их при помощи ветра. При попадании семян в благоприятные условия они прорастают и дают начало новому организму.

Значение Голосеменных. ( слайд 23)

  1. Дает задание по картинке на слайде определить, как человек использует голосеменные (роль голосеменных в природе и жизни человека). Дополняет ответы.

  1. Обогащение воздуха кислородом и фитонцидами (очищение воздуха от бактерий).

  2. Хвоя – пища для лосей, глухарей; шишки – для белок, бурундуков, дятлов, клестов, кедровок.

Использование в строительстве (стройматериал, шпалы, телеграфные столбы – сосна).

  1. В мебельной промышленности.

  2. В медицине (витамин С – ель, фитонциды – сосна, скипидар – ель, сосна).

  3. В целлюлозно-бумажной промышленности (волокно вискоза – сосна, бумага – ель).

  4. В пищевой промышленности (кедровые орешки).

7.Поделочный материал (музыкальные инструменты – ель, игрушки, лукошки, дранка – ель).

Эфедра — собирательное название вечнозеленых кустарников, растущих в умеренных и субтропических зонах Азии, Европы и Америки. Известно более 60 видов, значительную часть которых используют в лекарственных целях. В русском языке эфедру называют хвойником, поскольку она в дальнем родстве с хвойными и относится к голосеменным растениям, как и елки с соснами. Это значит, что цветков она не образует.

Гнетум невысокие деревья или лианы с простыми плотными кожистыми листьями, ничего особенного. Только цветков нет почему-то. Лишь довольно невзрачные собранные в колоски или серёжки пыльники и семязачатки.

Вельвичия растёт в пустыне, ее грубые усеянные устьицами листья способны поглощать воду из воздуха.

Ги́нкго (лат. Gīnkgo) — род листопадных голосеменных реликтовых растений класса гинкговых, живое ископаемое[2]. Он включает целый ряд ископаемых видов и только один современный вид гинкго двуло́пастный (лат. Ginkgo bilŏba) — высокое (до 40 м) дерево с раскидистой кроной и толстым (до 1 м) стволом[2]. Произрастает в осоновном в Азии, используется в медицине.

Признаки растений отдела голосеменных.

  1. Органы голосеменных растений - лист, стебель, корень. +

  2. Размножение происходит с помощью семян. +

  3. Голосеменные образуют плоды. -

  4. Шишка голосеменных – видоизмененный побег.+

  5. Оплодотворение происходит с участием воды.-

  6. Мужские гаметы – неподвижные спермии. +

  7. Голосеменные представлены древесными растениями или кустарниками, иногда стелющимися формами. +

  8. Листья голосеменных – хвоинки чаще игольчатые, слегка уплощенные или чешуевидные. +

  9. Чаще всего листопадные растения.-

  10. В семенах голосеменных есть запас питательных веществ. +

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Итоги урока

IX.Рефлексия

Домашнее задание:

1. Выучить записи в тетради

2. написать и зарисовать строение шишек. Узнать в чем отличие мужской шишки от женской.

3. Составить презентацию по теме «Голосеменные растения в названиях населенных пунктов Республики Башкортостан»




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!