Введение
Конспект урока будет удобен на уроке биологи для 8 класса, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового. Развитие речи. Развивать познавательный интерес. Воспитывать интерес к анализу.
Совершенствовать, воображение, внимание, память, мышление.
Конспект урока по биологии для 8 класса на тему: Головной мозг.
Цель: создание условий для усвоения знаний об особенностях строения головного мозга, функций его основных отделов.
Задачи: способствовать развитию у учащихся умений работать с текстом учебника, структурировать информацию, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль своей деятельности
Ход урока
I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: - Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны, наблюдательны.
Чтобы литературные тайны познавать,
Нужно всё серьёзно изучать.
- отчёт дежурного;
- проверка готовности класса к уроку:
Я рада новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами,
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно включайся в работу, дружок!
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки
Не хочется играть
Сегодня в прятки
Сегодня в классе у ребят
Урок очень важный
А почему он важный –
Скажет каждый!
Добрый день, мои друзья,
Встрече с вами рада я.
Сели ровно, все достали,
Вспоминаем все, что знали,
Оставляем все заботы
И включаемся в работу.
II. Актуализация знаний учащихся.
Какую большую тему мы с вами изучаем. (Нервная система)
Из каких частей она состоит. (Центральная и периферическая)
Чем представлены центральная и периферическая части. (Центральная нервная система образована головным и спинным мозгом, периферическая – нервами, нервными узлами и нервными окончаниями)
Где располагается спинной мозг. (В позвоночном канале)
Главные функции, выполняемые спинным мозгом. (Рефлекторная и проводящая)
Что означает – проводящая функция. (Спинной мозг передает нервные импульсы от органов к головному мозгу и от него обратно)
III. Работа по новой теме.
У советского писателя – фантаста Александра Беляева есть интересное произведение, написанное в прошлом веке, но по мыслям опередившее время. Это произведение может кто – то из вас читал. Называется оно: “Голова профессора Доуэля”. Суть его сводится к тому, что величайший профессор – нейрохирург Доуэль после своей смерти (физической)остался жить, правда, частично: была сделана операция по отделению головы от туловища, а при помощи трубочек с питательным раствором и кислородом поддерживали не только физиологическое состояние головы, но и наблюдали обычные процессы: бодрствование, сон, эмоции. Возможно ли это сейчас? Почему работающий мозг человека – тайна “за семью печатями?”
Учитель выслушивает и комментирует ответы учащихся
– Наверное, из-за того, что мозг – самое малоизученное место.
Человечество издавна стремилось проникнуть в “тайну из тайн” - головной мозг. Почему мы обладаем сознанием? Как воспринимаем мир? От чего зависит речь? Почему видим? И сотни других вопросов потребовали научного ответа.
На эти и многие другие вопросы нашли ответ основатели современной науки о мозге Сеченов Иван Михайлович и Павлов Иван Петрович.
Ребята, обратите внимание перед вами представлены их портреты. Но еще задолго до их открытий
Гиппократ сказал: “Мозг – центр всех центров”.
Вот этот главный орган мы и будем сегодня изучать
О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О головном мозге)
Тема сегодняшнего урока “Головной мозг” его строение и функции.
Цель урока:
познакомиться (со строением головного мозга);
узнать (функции его отделов);
Ребята, откройте тетради и запишите тему урока. (Запись учителем на доске темы урока)
На сегодняшнем уроке мы только прикоснемся к одной из величайших загадок нашего организма – к мозгу человека. Итак, слово специалисту – физиологу, нашему эксперту в области “интересные факты” . Выступление учащегося (Приложение №1 )
Демонстрация интерактивной модели мозга и модели мозга человека.
Где располагается головной мозг? (В полости черепа).
Какую роль выполняет черепная коробка? (Кости черепа выполняют защитную функцию нежного, хрупкого головного мозга)
А как вы думаете, достаточно ли одной черепной коробки? (Нет, недостаточно)
В повседневной жизни вы много двигаетесь, развиваетесь, падаете, а головной мозг не касается стенок черепа. Что способствует этому? Что является амортизатором в данном случае? (В спинном мозге – спинно-мозговая жидкость, а в головном - черепно-мозговая жидкость)
Ребята, головной мозг находится под надежной защитой различных видов соединительной ткани.
Проблема: можно ли утверждать, что чем больше мозг, тем умнее человек? (Нет, нельзя)
У слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, т.к. важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно высокое, а у дельфина – выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбу, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему? (Мыслительная деятельность)
3. Отделы головного мозга (слайды презентации).
Работа со схемой.
Запишите эту схему, ребята в тетради.
IV. Закрепление
а) О чем мы сегодня говорили на уроке (о головном мозге, его строении и функциях).
- Подпишите все отделы головного мозга на рисунках.
б) Теперь выполним тест по данной теме. Работа с интерактивной доской.
Домашнее задание
Пересказ параграфа
6