Тема урока: Горизонт. Стороны горизонта
Цель урока: формирование представлений о горизонте, линии горизонта, основных и промежуточных сторонах горизонта
Обучающая цель: предполагается, что к концу урока учащиеся будут знать основные и промежуточные стороны горизонта и будут уметь определять их
Задачи:
- способствовать совершенствованию представлений о горизонте, линии горизонта, основных и промежуточных сторонах горизонта;
- упражнять в нахождении горизонта и линии горизонта, определении сторон горизонта;
- создать условия для развития умение работать с текстом и дидактическим рисунком;
- содействовать развитию умения осуществлять конструктивные способы взаимодействия в парах (взаимоконтроль)
Ход урока
Ⅰ. Организационно-мотивационный этап.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность. Слайд1
Проверка домашнего задания, при помощи Plickers (выборочное оценивание).
Игра «Эрудиты» (подготовлены карточки со словами «экватор», «Северный и Южный полюсы», «Северное и Южное полушария», «Океаны», «Материки»). Предлагаю вашему вниманию следующее задание. Вы должны объяснить смысл написанных на карточках терминов и указать данные объекты на карте полушарий (за работу выставляются отметки).
Ⅱ. Операционно-познавательный этап.
Отгадайте загадку, при необходимости обращайтесь к ребусу на слайде:
Он и летом, и зимой-
Между небом и землёй.
Хоть всю жизнь к нему иди-
Он всё будет впереди.
(Горизонт) Слайд 2 – 3
- О чём сегодня пойдёт речь на уроке? (о горизонте, сторонах горизонта) Слайд 4
- Как вы думаете, чему мы сегодня должны научиться на уроке? (будем учиться определять стороны горизонта)
- Вспомните, какую форму имеет наша планета.
- Может быть, кто-то из вас знает, что такое горизонт (ответы учащихся)
- Я предлагаю вам поработать в группах:
Первая группа по предложенной ссылке ищет информацию о горизонте в Интернете.
Вторая группа – в энциклопедии.
Третья группа обсуждает этот вопрос между собой и даёт своё предположение.
(Заслушиваем варианты ответов)
- Ребята, давайте откроем свои учебники на с. 14 и прочитаем, так что же такое горизонт. Ваши предположения подтвердились? (Ответы учащихся)
- Это слово пришло к нам из греческого языка и значило «намечать границу». Слайд 5
- Ребята, рассмотрите внимательно рисунки на с. 14. Ответьте мне на вопрос, пожалуйста: чем же отличается горизонт от линии горизонта? Слайд 6
- Ответьте мне на вопрос, пожалуйста: что называют линией горизонта? Где она лучше видна? (учащиеся сами находят решение проблемной ситуации)
А сейчас я предлагаю вам поработать в парах: рассмотрите внимательно рисунки на с.15 и обсудите, для кого из посетителей аттракционов горизонт шире? (свою готовность пары показывают условным знаком). Слайд 7
Давайте проверим ваш ответ текстом из учебника на с.15 (чем выше находится человек, тем шире его горизонт).
Продолжаем работать в парах. Откройте рабочие тетради на с. 7 и выполните №9, 10. Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку. А теперь сверьте свою работу с ответами на слайде. Слайд 8
Физкультминутка.
- Ребята, следующее задание мы с вами будем выполнять стоя. Повернитесь, пожалуйста, на север; на юг; на восток; на запад.
- Почему вы затруднились выполнить мою просьбу? (Ответы учащихся).
- Чтобы её выполнить, нужно знать, чем являются север, юг, восток и запад и в какой стороне они находятся.
В мире есть четыре брата:
Север, Юг, Восток и Запад.
Братья эти - страны света,
Ну, а дом их - вся планета.
- А поближе с этими братьями нам поможет познакомиться учебник на с. 15.
- Ребята, перечислите мне основные стороны горизонта (Ответы учащихся). А теперь – промежуточные (Ответы учащихся). Слайд 9
- Молодцы, а теперь порассуждайте, а зачем нужны стороны горизонта? Как вы думаете, людям каких профессий нужно обязательно ориентироваться в сторонах горизонта? (для ориентирования в пространстве, лётчикам, геологам, космонавтам, путешественникам, туристам, для похода в лес и т. д.)
- А мы снова работаем в парах. Выполните в рабочих тетрадях на с.8 задания №11 и 12 (взаимопроверка). Проверьте правильность на слайде. Слайд 10
Физкультминутка для глаз
- Сейчас мы с вами поиграем. (Один ученик выходит к доске). Справа от тебя находится юг. Встаньте так, чтобы перед вами был север, перед вами был запад.
1. Представьте, что туристы в походе идут на юг: с какой стороны от себя они увидят восход солнца. (Слева)
2. Ученики с учителем пошли в лес на экскурсию. Сначала они шли от школы на запад, а затем на север. В каком направлении дети будут возвращаться назад к школе той же дорогой? (На юг, затем на восток).
3.Если бы ученики шли на северо-запад, в каком бы направлении возвращались они в школу? (На юго-восток)
У кого возникли трудности? Давайте попробуем ещё раз.
Ⅲ. Контрольно-коррекционный этап.
Сейчас я предлагаю вам приём «Да-нетка». Напоминаю, если предложение верное, то вы ставите знак «+». Если неверное, то «-».
1. Горизонт – это местность, которую мы видим вокруг себя.
2. Границу, отделяющую видимую часть поверхности Земли от невидимой, называют линией горизонта.
3. Если идти долго-долго, то можно достичь линии горизонта.
4. Дойти или доехать до линии горизонта нельзя.
5. На море или озере линия горизонта видна хуже, чем в лесу.
6. Различают четыре основные стороны горизонта.
7. Север, юг, запад, восток – промежуточные стороны горизонта.
8. Север, юг, запад, восток – основные стороны горизонта.
9. Если стать спиной к югу, то восток будет направо.
10. На карте и глобусе меридианы показывают направление север-юг, а параллели - запад-восток.
- Поменяйтесь листочками в парах. Сверьте со слайдом. Оцените себя по критериям, которые вы видите на слайде. Слайд 11
- нет ошибок
+ - 1-2 ошибки
± - 3-5 ошибок
Ребята, отметки за урок (оценивание с комментированием)
Ⅳ. Этап информирования о домашнем задании.
Перечитать текст на с.14 – 16, ответить на вопросы после текста. Я для вас подготовила тренажёр в определении сторон горизонта. Для этого вам достаточно пройти по данной ссылке: https://learningapps.org/display?v=po4ed1f0318. Желающие могут прочитать в Книге для чтения на с. 20 – 22 один из текстов: «Почему стороны горизонта называют ещё сторонами света?» или «Почему Солнце заходит на востоке, а заходит на западе?»
Ⅴ. Подведение итогов. Рефлексия.
Давайте вспомним, какие цели мы ставили перед началом урока, добились ли мы их?
- Что вы узнали о горизонте и линии горизонта?
- Научились ли вы определять стороны горизонта?
- На экране вы видите ступени. Ваша задача поставить себя на одну из этих ступеней.
Первая ступень – означает, что вы не поняли тему. Вторая ступень – означает, что вам понятно не все. Третья ступень – означает, что вы поняли тему.
- Кто поставил себя на 1 ступень? Кто на 2? Кто на 3?
Урок закончен. Молодцы! Дальнейших успехов!
Ссылка на презентацию: Мультимедийная презентация