СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Горизонт. Стороны горизонта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок включает в себя презентацию

Просмотр содержимого документа
«Горизонт. Стороны горизонта»

Тема урока: Горизонт. Стороны горизонта

Цель урока: формирование представлений о горизонте, линии горизонта, основных и промежуточных сторонах горизонта

Обучающая цель: предполагается, что к концу урока учащиеся будут знать основные и промежуточные стороны горизонта и будут уметь определять их

Задачи:

- способствовать совершенствованию представлений о горизонте, линии горизонта, основных и промежуточных сторонах горизонта;

- упражнять в нахождении горизонта и линии горизонта, определении сторон горизонта;

- создать условия для развития умение работать с текстом и дидактическим рисунком;

- содействовать развитию умения осуществлять конструктивные способы взаимодействия в парах (взаимоконтроль)

Ход урока

. Организационно-мотивационный этап.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность. Слайд1

Проверка домашнего задания, при помощи Plickers (выборочное оценивание).

Игра «Эрудиты» (подготовлены карточки со словами «экватор», «Северный и Южный полюсы», «Северное и Южное полушария», «Океаны», «Материки»). Предлагаю вашему вниманию следующее задание. Вы должны объяснить смысл написанных на карточках терминов и указать данные объекты на карте полушарий (за работу выставляются отметки).


. Операционно-познавательный этап.

Отгадайте загадку, при необходимости обращайтесь к ребусу на слайде:

Он и летом, и зимой-

        Между небом и землёй.

        Хоть всю жизнь к нему иди-

        Он всё будет впереди.

                                                   (Горизонт) Слайд 2 – 3

- О чём сегодня пойдёт речь на уроке? (о горизонте, сторонах горизонта) Слайд 4

- Как вы думаете, чему мы сегодня должны научиться на уроке? (будем учиться определять стороны горизонта)

- Вспомните, какую форму имеет наша планета.

- Может быть, кто-то из вас знает, что такое горизонт (ответы учащихся)

- Я предлагаю вам поработать в группах:

Первая группа по предложенной ссылке ищет информацию о горизонте в Интернете.

Вторая группа – в энциклопедии.

Третья группа обсуждает этот вопрос между собой и даёт своё предположение.

(Заслушиваем варианты ответов)

- Ребята, давайте откроем свои учебники на с. 14 и прочитаем, так что же такое горизонт. Ваши предположения подтвердились? (Ответы учащихся)

- Это слово пришло к нам из греческого языка и значило «намечать границу». Слайд 5

- Ребята, рассмотрите внимательно рисунки на с. 14. Ответьте мне на вопрос, пожалуйста: чем же отличается горизонт от линии горизонта? Слайд 6

- Ответьте мне на вопрос, пожалуйста: что называют линией горизонта? Где она лучше видна? (учащиеся сами находят решение проблемной ситуации)

А сейчас я предлагаю вам поработать в парах: рассмотрите внимательно рисунки на с.15 и обсудите, для кого из посетителей аттракционов горизонт шире? (свою готовность пары показывают условным знаком). Слайд 7

Давайте проверим ваш ответ текстом из учебника на с.15 (чем выше находится человек, тем шире его горизонт).

Продолжаем работать в парах. Откройте рабочие тетради на с. 7 и выполните №9, 10. Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку. А теперь сверьте свою работу с ответами на слайде. Слайд 8

Физкультминутка.

- Ребята, следующее задание мы с вами будем выполнять стоя. Повернитесь, пожалуйста, на север; на юг; на восток; на запад.

- Почему вы затруднились выполнить мою просьбу? (Ответы учащихся).

- Чтобы её выполнить, нужно знать, чем являются север, юг, восток и запад и в какой стороне они находятся.

В мире есть четыре брата:
Север, Юг, Восток и Запад.
Братья эти - страны света,
Ну, а дом их - вся планета.

- А поближе с этими братьями нам поможет познакомиться учебник на с. 15.

- Ребята, перечислите мне основные стороны горизонта (Ответы учащихся). А теперь – промежуточные (Ответы учащихся). Слайд 9

- Молодцы, а теперь порассуждайте, а зачем нужны стороны горизонта?  Как вы думаете, людям каких профессий нужно обязательно ориентироваться в сторонах горизонта? (для ориентирования в пространстве, лётчикам, геологам, космонавтам, путешественникам, туристам, для похода в лес и т. д.)

- А мы снова работаем в парах. Выполните в рабочих тетрадях на с.8 задания №11 и 12 (взаимопроверка). Проверьте правильность на слайде. Слайд 10

Физкультминутка для глаз

- Сейчас мы с вами поиграем. (Один ученик выходит к доске). Справа от тебя находится юг. Встаньте так, чтобы перед вами был север, перед вами был запад.

1. Представьте, что туристы в походе идут на юг: с какой стороны от себя они увидят восход солнца. (Слева)
2. Ученики с учителем пошли в лес на экскурсию. Сначала они шли от школы на запад, а затем на север. В каком направлении дети будут возвращаться назад к школе той же дорогой? (На юг, затем на восток).
3.Если бы ученики шли на северо-запад, в каком бы направлении возвращались они в школу? (На юго-восток)

У кого возникли трудности? Давайте попробуем ещё раз.

. Контрольно-коррекционный этап.

Сейчас я предлагаю вам приём «Да-нетка». Напоминаю, если предложение верное, то вы ставите знак «+». Если неверное, то «-».
1. Горизонт – это местность, которую мы видим вокруг себя.
2. Границу, отделяющую видимую часть поверхности Земли от невидимой, называют линией горизонта.
3. Если идти долго-долго, то можно достичь линии горизонта.
4. Дойти или доехать до линии горизонта нельзя.
5. На море или озере линия горизонта видна хуже, чем в лесу.
6. Различают четыре основные стороны горизонта.
7. Север, юг, запад, восток – промежуточные стороны горизонта.
8. Север, юг, запад, восток – основные стороны горизонта.
9. Если стать спиной к югу, то восток будет направо.
10. На карте и глобусе меридианы показывают направление север-юг, а параллели - запад-восток.
- Поменяйтесь листочками в парах. Сверьте со слайдом. Оцените себя по критериям, которые вы видите на слайде. Слайд 11

- нет ошибок
+ - 1-2 ошибки
± - 3-5 ошибок

Ребята, отметки за урок (оценивание с комментированием)

. Этап информирования о домашнем задании.

Перечитать текст на с.14 – 16, ответить на вопросы после текста. Я для вас подготовила тренажёр в определении сторон горизонта. Для этого вам достаточно пройти по данной ссылке: https://learningapps.org/display?v=po4ed1f0318. Желающие могут прочитать в Книге для чтения на с. 20 – 22 один из текстов: «Почему стороны горизонта называют ещё сторонами света?» или «Почему Солнце заходит на востоке, а заходит на западе?»

. Подведение итогов. Рефлексия.

Давайте вспомним, какие цели мы ставили перед началом урока, добились ли мы их?
- Что вы узнали о горизонте и линии горизонта?

- Научились ли вы определять стороны горизонта?

- На экране вы видите ступени. Ваша задача поставить себя на одну из этих ступеней.
Первая ступень – означает, что вы не поняли тему. Вторая ступень – означает, что вам понятно не все. Третья ступень – означает, что вы поняли тему.
- Кто поставил себя на 1 ступень? Кто на 2? Кто на 3?

Урок закончен. Молодцы! Дальнейших успехов!


Ссылка на презентацию: Мультимедийная презентация