СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Город Мастеров"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерес к занятиям с конструктором дети проявляют с ранних лет. Им не терпится принять активное участие в этом интересном и увлекательном процессе.

Начальное техническое моделирование - первая ступень в подготовке детей в области технического творчества. Моделирование иконструирование способствуют познанию мира техники и расширению технического кругозора, развивают конструкторские способности, техническое мышление, мотивацию к творческому поиску, технической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«"Город Мастеров"»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ»









ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ



«ГОРОД МАСТЕРОВ»



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»











Разработал: педагог дополнительного образования Богданова Е. Ю.





Рассказово 2023

Введение

Интерес к занятиям с конструктором дети проявляют с ранних лет. Им не терпится принять активное участие в этом интересном и увлекательном процессе.

Начальное техническое моделирование - первая ступень в подготовке детей в области технического творчества. Моделирование иконструирование способствуют познанию мира техники и расширению технического кругозора, развивают конструкторские способности, техническое мышление, мотивацию к творческому поиску, технической деятельности.

Актуальностьопределяется потребностью в занятиях у детей техническим творчеством, конструированием и моделированием. Творческая деятельность в объединении позволяет ребенку приобрести чувство уверенности иуспешности, социально-психологическое благополучие.

Новизна занятия заключается в интеграции метода проектов и методов ТРИЗ, на основе коллективных творческих дел. В образовательном процессе у обучающихся формируются навыки самостоятельной и коллективной творческой деятельности, элементы технологической культуры, как важные составляющие культуры современного человека.

Педагогическая целесообразность данного занятия состоит в том, чтобы при помощи готового набора конструктора «Лего», раскрывать возможности творческого преобразования их собственного мира, формировать навыки изобретательского мышления с помощью проектных технологий и создавать мотивацию к научно-техническому творчеству.

Занятие построено с учетом индивидуальных особенностей детей. Дети младшего школьного возраста располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование - одна из главных задач педагога. В этом возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь). Основные виды деятельности, которыми занят ребенок: учение, общение, игра и труд. Коллективные формы работы, стимулирующие общение, в младшем школьном возрасте наиболее полезны для общего развития и должны быть обязательными для детей. Самооценка ребенка зависит от характера оценок, даваемых взрослыми успехам ребенка в различных сферах деятельности.

Цель занятия:Закрепить умения работы с «Лего- конструктором» в процессе совместной деятельности путем выполнения коллективной работы «Город Мастеров».

Методы обучения

В ходе занятия как основные используются следующие методы и подходы:

- индивидуальный;

- личностный;

- продуктивный;

- проблемно-поисковый.


В процессе активной работы детей по конструированию, исследованию, постановке проблемных вопросов и совместному творчеству не только существенно улучшаются «традиционные» результаты, но и открывается много дополнительных интересных возможностей. Работая парами, дети, независимо от уровня подготовки, могут строить модели и при этом обучатся, получая удовольствие и повышая свою мотивацию к обучению.

В процессе обучения важным является проведение по мере изготовления движущихся и летающих моделейсоревнований, ролевых игр, работа по устранению недочетов и ошибок, ремонт моделей. Все это позволяет закрепить и повторить пройденный материал.

Большое внимание уделяется истории развития науки и техники, людям науки, изобретателям, исследователям, испытателям. При изготовлении моделей военной техники ребята узнают историю Родины и ее Вооруженных сил.

В программу включен единый комплекс практических работ, который обеспечивает усвоение новых теоретических знаний, приобретение умений и навыков работы с инструментами (линейка, ножницы, циркуль) и разными материалами (бумага, картон, пенопласт, фанера, бросовые материалы). Свобода выбора технического объекта по заданной теме в процессе обучения способствует развитию творчества, фантазии.

Оценка промежуточных результатов по темам и итоговые занятия

проводятся в разных формах: игры-путешествия, викторины, презентации проектов, соревнования, выставки.

Программа является первой ступенью в освоении программ научно-технической направленности. По окончании обучения освоения программывыпускникимогут продолжить обучение в объединениях научно-технической направленности более высокого уровня сложности.


Принципы реализации программы


- Воспитание и обучение в совместной деятельности педагога и ребёнка;

- Последовательность и системность обучения;

- Принцип доступности;

- Принцип создания условий для самореализации личности ребёнка;

- Принцип индивидуальности;

- Принцип динамичности;

- Принцип доверия и поддержки;

- Принцип результативности и стимулирования.


Организационные условия реализации программы


Программа предназначена для детей в возрасте 6-10 лет и рассчитана на 2 года обучения по 144 часа каждый.

Периодичность проведения занятий: 2 раза в неделю.

Продолжительность одного занятия - 2 часа (через каждый час перерыв 10 мин.).

Нормы наполнения групп – 12 детей.

Форма организации учебно-воспитательного процесса: групповая.

Реализация данной программы может быть организована на базе общеобразовательных учреждений за счет свободных часов вариативной части базисного учебного плана или в процессе внеурочной работы в рамках дополнительного образования детей.


Методические условия реализации программы

Программа построена на последовательном прохождении материала на основе поочередного изучения тем по мере продвижения по годам обучения. Предполагает постепенное расширение знаний и углубление их, а также приобретение умений в области проектирования, конструирования и изготовления творческого продукта.

Для развития опыта творческой деятельности по данной системе на занятиях в детском объединении используются элементы ТРИЗ, творческие задания, задания по развитию памяти, внимания, мышления, воображения. Организационная структура занятий представляет обучающимся возможность для самореализации. Последовательность занятий построена таким образом, что ребёнок оказывается постоянно в учебной ситуации проблемно- поискового характера: необходимость анализа и синтеза, выбора, поиска, самостоятельного принятия решения.

Это касается и предмета деятельности (выбор элементов конструктора, ориентиров в построении), и способа получения информации (помощь педагога, схема, готовый образец, замысел), и глубины игрового и социального погружения.

Каждый ребёнок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает своё отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта.

На занятиях возможно не только опосредованная интеграция с другими видами деятельности, но и непосредственное взаимодействие с различными учебными предметами (математика, окружающий мир, информатика, литература и др.)

Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над моделью, обучающиеся не только пользуются знаниями, полученных на уроках математики, окружающего мира, информатики, литературы, но и углубляют их:

математика- понятие пространства, изображение объёмных фигур, выполнение расчётов и построение моделей, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами;

окружающий мир- изучение построек, природных сообществ; рассмотрение и анализ природных форм и конструкций; изучение природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально- культурной среды обитания;

литературное чтение, русский язык- развитие устной речи в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов; повествование о ходе действий и построение плана деятельности; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании доводов);

технология – использование художественных средств, моделирование с учётом художественных и технологических правил.

Образовательный процесс строится по трем основным видам деятельности:

  • обучение детей теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом на основе современных педагогических технологий);

  • самостоятельная и практическая работа обучающихся (изучение иллюстраций, выполнение практических заданий и т.д.);

Программа предусматривает максимальное использование наглядности, интерактивных, технических средств для организации занятий.


Методы, используемые при реализации программы


в обучении:

- практический (различные упражнения и тренинги с моделями транспортных средств, изготовление макетов);

- наглядный (презентации, модели, изготовленные воспитанниками);

- словесный (инструктажи, рассказ, беседы, разъяснения);

- работа с литературой (изучение, составление плана).

в воспитании:

- методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, самостоятельная работа, упражнения);

- методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Методы диагностики личностного развития воспитанников: сравнение и анализ выполняемых упражнений, итоговый анализ полученных умений и навыков воспитанников за период обучения.


Виды и формы контроля освоения программы:

- текущий (опрос,проблемно-поисковые задания, контрольное упражнение, тестирование, участие в конкурсах и соревнованиях, выставках и др. мероприятиях);

- итоговый (в конце учебного года дети выполняют творческие проекты, презентации собственных моделей, проводится итоговое занятие в форме выставок моделей обучающихся).

Диагностика сенсорно- моторных и конструктивно- технических умений проводится педагогом посредством устной защиты обучающимися своих проектов и презентации ими самостоятельно выполненных работ, а также по результатам участия детей в конкурсах, выставках и др. мероприятиях.

Критериями освоения программы служат: знания, умения и навыки

(конструировать по условиям, заданным педагогом, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему; самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы; дети должны различать и называть детали конструкций и механизмов; уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о модели).




Санитарно-гигиенические требования

Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен иметь хорошее освещение и периодически проветриваться. В наличии должна быть аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи. В кабинете должно быть место для хранения одежды и личных вещей.



Материально-техническое оснащение

Начальное техническое моделирование не требует наличия специальных рабочих мест или сложного технологического оборудования, занятия могут проходить в учебных классах, а игровая или соревновательная деятельность в рекреациях или на школьном стадионе.

Материалы: бумага, картон, пенопласт, фанера, болты, шурупы, гвозди, бросовый материал (коробки разных размеров, пластиковые бутылки и др.).

Конструктор (бумажный, деревянный, металлический, пластмассовый, электронный конструктор «Знаток»).

Инструменты и приспособления: чертёжный инструмент (циркуль, линейка, угольник, транспортир, штангенциркуль) режущий инструмент (ножницы, канцелярский нож, ножовка, лобзик) кисти, краски, клей, шило, игла, пассатижи, отвертки.

Методическое и дидактическое обеспечение: специализированная литература по техническому творчеству, подборка журналов («Левша», «Юный техник», «Моделист-конструктор»), рисунки-схемы, эскизы, развёртки и образцы геометрических фигур, технологические карты изготовления моделей, образцы моделей, наборы чертежей, шаблонов для изготовления различных моделей, образцами моделей, выполненные учащимися и педагогом, плакаты, фото и видеоматериалы. Компьютер, проектор, экран, электронные презентации.


Кадровое обеспечение

  • Педагог, работающий по данной программе должен знать возрастные и индивидуальные особенности детей, их склонности, состояние здоровья, уметь учитывать специфику кружковых занятий и задачи по развитию творческих способностей детей в области начального технического моделирования.

  • Возможность использования производственных предприятий для оказания практической помощи в изготовлении каких-либо сложных деталий будущих технических устройств, объектов.

  • Привлечение консультантов инженерно-технических специальностей, родителей, увлечённых научно-техническим творчеством.


Критерии результативности программы

В ходе реализации программы обучающиеся овладевают начальными формами познавательных универсальных учебных действий. Обучающиеся получают первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий. Способны планировать предстоящие практические действия, прогнозировать, отбирать оптимальные способы деятельности, осуществлять контроль и коррекцию результатов действий. Могут искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию, приобретают первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами, владеют приёмами поиска и использования информации.

В ходе преобразовательной творческой деятельности закладываются основы личностных и нравственных качеств - трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

В программе оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия, разработанные на основе ФГОС НО.

Работа с родителями проводится ввиде тематических бесед, собраний по текущим вопросам, консультаций по вопросам организации досуга детей, привлечение родителей для совместной творческой деятельности. Проведение праздничных мероприятий с совместным участием детей и родителей.


Первый год обучения


Задачи первого года обучения

Обучающие

  • формирование графических навыков на начальном уровне: умение читать простейшие чертежи, работать с чертежно-измерительным инструментом;

  • формирование оптимального набора терминов и понятий, используемых в начальном техническом моделировании;

  • обучать приемам и технологии изготовления простейших моделей и технических объектов.

Развивающие

  • развитие устойчивого интереса детей к начальному техническому моделированию;

  • развитие мелкой моторики;

  • развивать у детей элементы технического мышления, изобретательности, образное и пространственное мышление;

Воспитательные

  • воспитание творческой активности;

  • воспитывать настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленных задач;

  • вовлечение детей в соревновательную и игровую деятельность.


Ожидаемые результаты первого года обучения


Личностные результаты

- оценивать собственные достижения;

- адекватная мотивация учебной деятельности;

- самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы в конструировании.

Межпредметные результаты

Познавательные универсальные учебные действия:

- различать и называть детали различных видов транспорта (наземного, воздушного, водного);

- конструировать по заданной схеме;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- умение работать по предложенным инструкциям, схемам;

- уметь излагать мысли в четкой логической последовательности;

- определять цель деятельности на занятии с помощью педагога.

Коммуникативныеуниверсальные учебные действия:

- умение работать в паре;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Предметные результаты

Должны знать:

- простейшие правила организации рабочего места;

- принципы и технологию постройки простых объёмных моделей из бумаги и картона, способы соединения деталей из бумаги и картона;

Должны уметь:

- самостоятельно построить простую модель из бумаги и картона;

- выполнять разметку несложных объектов на бумаге и картоне при помощи линейки и шаблонов;

- работать простейшими ручным инструментом;

- построить модель по собственному замыслу.
















Ход занятия


1. Организационная часть

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Юрьевна. Я руководитель объединения «МастерГрад». Что это значит и чем здесь можно заниматься? Это объединение по начальному техническому моделированию в котором обучающиеся познают азы технического творчества с использованием различных материалов: бумаги, картона, различных коробок, пластиковых бутылок, жестяных банок и многого другого, что взрослые считают ненужным. А ещё мы на занятиях используем разные виды конструктора – деревянные, металические, электронные, пластмассовые и сделанные своими руками.


2. Подготовительный.

80 лет назад в Дании был создан первый Легоконструктор. Он был деревянный и очень простой, но и тогда пользовался большой популярностью. А через 17 лет появились знакомые нам пластмассовые кирпичики лего. Ребята, а вы знаете как переводится слово Лего? В переводе с датского означает "играй с удовольствием".

Вскоре, конструктор Лего завоевал уже весь Мир! И до сих пор интерес к этим замечательным ярким кубикам не пропал.

Недавно из кубиков Лего была построена фигура человека во весь рост. Статуя получилась высотой 1,8 метра и построена из 30 000 кубиков! На строительство такого произведения искусства было потрачено почти 18 месяцев!

Сегодня мы отправимся в волшебный город Мастеров. Я буду помогать вам путешествовать по этому интересному городу и быть в нем настоящими исследователями. А вы знаете кто такие исследователи? Исследователи — это такие люди, которые изучают разные предметы и явления. А мы с вами сегоднябудем изучать ЛЕГО-конструктор и будем исследовать... а что именно, вы сейчас узнаете.


3. Проверочный этап.

Вот мой «волшебный мешочек», чтобы узнать наше задание нужно определить, что же в нем лежит.

В «волшебном мешочке» на этот раз лежат ЛЕГО-кирпичики. Педагог достаёт детали.

Опрос детей.

педагог: Что вы видите?

Д е т и: Кирпичики.

педагог: Они все одинаковые или нет?

Д е т и: Разные!

педагог: Чем они отличаются?

Д е т и: Размером, формой.

ПЕДАГОГ предлагает детям: «Найдите самый маленький (самый большой, средний) кирпичики. А теперь попробуйте их скрепить. Крепко держатся? (Ответы детей) Подумайте, на чем держатся эти волшебные кирпичики. Подумайте, как их можно назвать? (На что они похожи?)»

Д е т и: Кнопочки, таблетки и т.д. (Другие ответы)

Педагог: Давайте посчитаем, сколько кнопочек у кирпичиков ЛЕГО.

Дети вместе считают кнопочки на детальках ЛЕГО по горизонтали и вертикали. Таким образом, вместе с педагогом дети рассматривают 4 вида кирпичиков: 2х2, 2х4, 2х6, 2х8.

Педагог: Ребята, это волшебные кирпичики. Мы с вами узнали, что они все разные, имеют кнопочки, которые скрепляют один кирпичик с другим. Эти кирпичики волшебные вы можете с ними играть, делать разные конструкции.


4. Проверочный.

Давайте поиграем в игру «Запомни и повтори»

Педагог предлагает детям запомнить башню, которую он придумал, построил и показал ребятам, и построить ее по памяти. (Башня состоит из 5–7 кирпичиков разных цветов и форм.) Дети строят под музыку.


5. Основной этап.

Продолжим наше путешествие по городу Мастеров. Но в нем случилось несчастье. Пронесся сильный ураган и разрушил некоторые постройки.

(на столе под платком лежат пластины и на них горки деталей) Вот здесь когда-то стояли дома, а в них жили человечки. На улицах росли деревья, по дорогам ездили машины и горели светофоры, в зоопарке жили разные животные, а на детских площадках веселились совсем маленькие человечки. Но вы видите, какой на месте домиков завал. Ребята, вы поможете все восстановить?

Мы с ваминастоящие юные техники, и потому все, что захотим, можем сделать из этих волшебных кирпичиков.


6. Итоговый этап.

Вы такие молодцы, что сделали такие красивые дома! Теперь человечкам снова будет, где жить. Давайте объединим ваши поделки. У нас получилась настоящая улица. Он похожа на улицы, по которым мы изо дня в день ходим в школу и домой, в магазин или просто гуляем с друзьями. Мы обязательно должны дать название этой новой улице в городе Мастеров! Название пишется на бумаге и устанавливается на пластине.


7. Рефлексивный.

- Ребята вы довольны нашим путешествием в город Мастеров? Если вам было интересно участвовать в восстановлении города, то поднимите большой палец вверх, как настоящие юные техники!

Сегодня вы узнали много нового и интересного, сами построили целую улицу!И за это я вручаю вам медали за восстановление города Мастеров.




8. Информационный этап.

Надеюсь мы с вами скоро встретимся и продолжим строительство города Мастеров. Я буду рада услышать интересные рассказы об истории нашего города. Наверняка, кто-нибудь из ваших бабушек или дедушек сможет рассказать вам много интересного о том каким было Рассказово много-много лет назад. И мы вместе послушаем эти истории.


До скорой встречи, друзья мои!
























Литература


1. Андрианов П.М. Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей

и руководителей кружков. - М.: «Просвещение», 1986.

2. Архипова Н.А. Методические рекомендации. М.: Станция юных

техников им. 70-летя ВЛКСМ, 1989.

3. Журавлёва А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование:

Пособие для учителей нач. классов по внеклассной работе. М.:

Просвещение, 1982.

3. Заворотов В.А. От идеи до модели. - М.: «Просвещение», 1988.

4.Тимофеева М.С. Твори, выдумывай, пробуй. - М.: «Просвещение», 1981.

5. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных

школ. Техническое творчество учащихся. М.: Просвещение , 1988 .

6. Методист. Научно - методический журнал . № № 1,2,3,4,5 2008.

7.Бюллетень программно – методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт) . № № 1,2,З 2008.

8. Крулехт М.В., Крулехт А. А. Самоделкино. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2004. – 112 с.

9. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Учебник для 1-го класса. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005 –80с.



Электронные ресурсы


http://www.socobraz/ru/index/php/ - Сообщество педагогов дополнительного образования


http://do-crafts.ru/master-klass/


http://www.inter-pedagogika.ru/ - интерПедагогика


http://stranamasterov.ru/technics