СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентации к учебнику по ИЗО для 7 класса ФГОС, программа: Питерских А.С., Гуров Г.Е. / Под ред. Неменского Б.М.

Просмотр содержимого документа
«Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого»

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого

Город сквозь времена и страны.

Образно-стилевой язык архитектуры прошлого

 Отгадайте загадки В ней польза, красота, структура.  Строить, украшать дома задача искусства… Каменная летопись мира - …

Отгадайте загадки

  • В ней польза, красота, структура. Строить, украшать дома задача искусства…
  • Каменная летопись мира - …
Архитектура - это огромная книга на страницах которой отражены эпохи жизни человечества Любое архитектурное сооружение несёт на себе печать своего времени. Каждой эпохе присущ свой стиль.  - Что такое стиль в архитектуре, искусстве?

Архитектура - это огромная книга на страницах которой отражены эпохи жизни человечества

  • Любое архитектурное сооружение несёт на себе печать своего времени. Каждой эпохе присущ свой стиль.

- Что такое стиль в архитектуре, искусстве?

Что же такое СТИЛЬ ? Слово « стиль» произошло от греческого «стилос», что означает палочка для письма по воску. В стиле и «прописан» высший духовный смысл эпохи. Под стилем подразумевается характерный почерк художников-архитекторов, дизайнеров Стиль – это совокупность признаков, характеризующих искусство определённой эпохи  - Сформулируйте цели урока.

Что же такое СТИЛЬ ?

  • Слово « стиль» произошло от греческого «стилос», что означает палочка для письма по воску. В стиле и «прописан» высший духовный смысл эпохи.
  • Под стилем подразумевается характерный почерк художников-архитекторов, дизайнеров
  • Стиль – это совокупность признаков, характеризующих искусство определённой эпохи

- Сформулируйте цели урока.

Цели урока: Обобщить знания об истории развития архитектуры, формировать представления об особенностях архитектурно-художественных стилей различных эпох и стран; Научить учащихся передавать графически образ материальной культуры; Научить учеников классифицировать исторические особенности конструкции и декора архитектурных построек; Развивать художественный вкус на основе ознакомления с архитектурными стилями прошлого

Цели урока:

  • Обобщить знания об истории развития архитектуры, формировать представления об особенностях архитектурно-художественных стилей различных эпох и стран;
  • Научить учащихся передавать графически образ материальной культуры;
  • Научить учеников классифицировать исторические особенности конструкции и декора архитектурных построек;
  • Развивать художественный вкус на основе ознакомления с архитектурными стилями прошлого
Канонический   4тыс. до н.э. 332 г.н.э.  Сверх человеческие размеры, устойчивость, строгая симметрия, «колличественность», геометризм форм, грандиозность.  Архитектура увековечила обожествлённую власть фараона и веру в загробную жизнью. (пирамиды в Гизе, ансамбль храмов в Карнаке)

Канонический

4тыс. до н.э. 332 г.н.э.

Сверх человеческие размеры, устойчивость, строгая симметрия, «колличественность», геометризм форм, грандиозность.

Архитектура увековечила обожествлённую власть фараона и веру в загробную жизнью.

(пирамиды в Гизе, ансамбль храмов в Карнаке)

    ордерная система  ( дорический, ионический,  коринфский ордена)  8 век до н.э.- 5 век н.э.    Этот стиль выработался в Античности: Древней Греции, Риме.  Главное достижение греческих зодчих- создание ордера. Гармония, лёгкость, простота, практичность, торжественность. (Афинский акрополь, римский колизей )

ордерная система ( дорический, ионический, коринфский ордена) 8 век до н.э.- 5 век н.э.

Этот стиль выработался в Античности: Древней Греции, Риме.

Главное достижение греческих зодчих- создание ордера. Гармония, лёгкость, простота, практичность, торжественность.

  • (Афинский акрополь, римский колизей )
Романский  11- 12 в.в.    Массивность, тяжеловестность, крепостной характер.  Толстые стены, узкие окна- бойниц в монастырях, базиликах и замках.  Главный элемент композиции замка - донжон. Вокруг нее располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм - кубов, призм, цилиндров.  (Соборный ансамбль в Пизе, Собор в Вормсе)

Романский 11- 12 в.в.

Массивность, тяжеловестность, крепостной характер.

Толстые стены, узкие окна- бойниц в монастырях, базиликах и замках.

Главный элемент композиции замка - донжон. Вокруг нее располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм - кубов, призм, цилиндров. 

  • (Соборный ансамбль в Пизе, Собор в Вормсе)
Готический  13 - 14 в.в.    Конструктивной основой становится каркас, появляются огромные проёмы, заполненные витражами. Вытягиваются и принимают стрельчатую форму арки и порталы. Лёгкость, ажурность, невесомость, устремлённость вверх к небу, к Богу.  (собор Парижской Богоматери, собор в Реймсе, в Кёльне )

Готический 13 - 14 в.в.

Конструктивной основой становится каркас, появляются огромные проёмы, заполненные витражами. Вытягиваются и принимают стрельчатую форму арки и порталы. Лёгкость, ажурность, невесомость, устремлённость вверх к небу, к Богу.

(собор Парижской Богоматери, собор в Реймсе, в Кёльне )

Древне - русский  9 - 17 в.в.    Величавая простота, праздничность, нарядность, декоративность, многоглавие. (храм Св. Софии в Киеве)

Древне - русский 9 - 17 в.в.

Величавая простота, праздничность, нарядность, декоративность, многоглавие.

  • (храм Св. Софии в Киеве)
церковь Покрова на Нерли Дмитриевский собор во Владимире

церковь Покрова на Нерли Дмитриевский собор во Владимире

Ренессанс («возрождение»)  13 - 17 в.в.    Симметрия, уравновешенность, геометрическая правильность форм. Важное достижение - создание новой архитектурной формы - этажа.  Окна трактуются как глаза здания, фасад - как лицо здания; т.е. снаружи выражается внутреннее архитектурное пространство. ( храм Санта - Мария дель Фьоре , Купол собора св.Петра. Рим )

Ренессанс («возрождение») 13 - 17 в.в.

Симметрия, уравновешенность, геометрическая правильность форм. Важное достижение - создание новой архитектурной формы - этажа.

Окна трактуются как глаза здания, фасад - как лицо здания; т.е. снаружи выражается внутреннее архитектурное пространство.

  • ( храм Санта - Мария дель Фьоре , Купол собора св.Петра. Рим )
Барокко  17 век    Причудливый, динамичный,  богато декорированный, скульптурный, создание парков, ансамблей, здания богато украшены лепниной, живописью, скульптурой. (Ансамбль собора Св. Петра в Риме)

Барокко 17 век

Причудливый, динамичный,

богато декорированный, скульптурный, создание парков, ансамблей, здания богато украшены лепниной, живописью, скульптурой.

  • (Ансамбль собора Св. Петра в Риме)
Царскосельский дворец (Екатерининский дворец)

Царскосельский дворец (Екатерининский дворец)

Эрмитаж (Зимний дворец) Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762 годах русским архитектором итальянского происхождения  В.В. Растрелли  в стиле пышного  елизаветинского барокко  с элементами французского рококо в интерьерах. Начиная с  советского времени  в стенах дворца размещена основная экспозиция  Государственного Эрмитажа .

Эрмитаж (Зимний дворец)

Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762 годах русским архитектором итальянского происхождения  В.В. Растрелли  в стиле пышного  елизаветинского барокко  с элементами французского рококо в интерьерах. Начиная с  советского времени  в стенах дворца размещена основная экспозиция  Государственного Эрмитажа .

Первый Зимний дворец — Свадебные палаты Петра I Пётр Великий владел участком между Невой и  Миллионной улицей  (на месте нынешнего  Эрмитажного театра ). В 1708 году здесь, в глубине участка, строится деревянный «Зимний дом» — небольшой двухэтажный дом с высоким крыльцом и черепичной крышей [5] . В 1712 году были выстроены каменные  Свадебные палаты Петра I . Этот дворец стал подарком губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова к свадьбе Петра I и  Екатерины Алексеевны .

Первый Зимний дворец — Свадебные палаты Петра I

Пётр Великий владел участком между Невой и  Миллионной улицей  (на месте нынешнего  Эрмитажного театра ). В 1708 году здесь, в глубине участка, строится деревянный «Зимний дом» — небольшой двухэтажный дом с высоким крыльцом и черепичной крышей [5] . В 1712 году были выстроены каменные  Свадебные палаты Петра I . Этот дворец стал подарком губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова к свадьбе Петра I и  Екатерины Алексеевны .

Второй Зимний дворец — дворец Петра I у Зимней канавки Основная статья:  Зимний дворец Петра I В 1716 году архитектор  Георг Маттарнови  по приказу царя приступил к постройке нового Зимнего дворца, на углу Невы и Зимней канавки (которую тогда называли «Зимнедомным каналом»). В 1720 году Пётр I со всем своим семейством переехал из  летней резиденции  в зимнюю. В 1725 году в этом дворце Пётр скончался.

Второй Зимний дворец — дворец Петра I у Зимней канавки

Основная статья:  Зимний дворец Петра I

В 1716 году архитектор  Георг Маттарнови  по приказу царя приступил к постройке нового Зимнего дворца, на углу Невы и Зимней канавки (которую тогда называли «Зимнедомным каналом»). В 1720 году Пётр I со всем своим семейством переехал из  летней резиденции  в зимнюю. В 1725 году в этом дворце Пётр скончался.

Третий Зимний дворец — дворец Анны Иоанновны Позднее императрица  Анна Иоанновна  посчитала Зимний дворец слишком маленьким и в 1731 году поручила его перестройку  Ф. Б. Растрелли , который предложил ей свой проект переустройства Зимнего дворца. По его проекту требовалось приобрести стоявшие в то время на месте, занимаемом нынешним дворцом, дома, принадлежавшие графу  Апраксину ,  Морской Академии ,  Рагузинскому  и Чернышеву. Анна Иоанновна проект одобрила, дома были скуплены, снесены и весной 1732 года началось строительство. Фасады этого дворца были обращены на Неву, Адмиралтейство и на «луговую сторону», то есть на дворцовую площадь. В 1735 году строительство дворца было завершено, и Анна Иоанновна переехала в него на жительство. Четырёхэтажное здание включало в себя около 70 парадных залов, более 100 спален, галерею, театр, большую капеллу, множество лестниц, служебные и караульные помещения, а также комнаты дворцовой канцелярии. Практически сразу дворец начал перестраиваться, к нему началась пристройка по луговой стороне технических построек, сараев и конюшен [5] .

Здесь 2 июля 1739 года состоялось обручение принцессы  Анны Леопольдовны  с принцем  Антоном-Ульрихом . После смерти Анны Иоанновны сюда привезли малолетнего императора  Иоанна Антоновича , который пробыл здесь до 25 ноября 1741 года, когда  Елизавета Петровна  взяла власть в свои руки. При Елизавете продолжилась пристройка ко дворцу служебных помещений, в результате к 1750 году он « представлял вид пестрый, грязный, недостойный места им занимаемого и самая странность императорского дворца, одним крылом примыкающего к Адмиралтейству, а другим в противоположной стороне, к ветхим палатам Рагузинского, не могла быть приятна государыне » [6] . 1 января 1752 года императрица приняла решение о расширении Зимнего дворца, после чего были выкуплены соседние участки Рагузинского и  Ягужинского . На новом месте Растрелли пристраивал новые корпуса. По составленному им проекту эти корпуса должны были быть пристроены к уже существующим и быть оформлены с ними в едином стиле. В декабре  1752 года  императрица пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров. Растрелли был вынужден переделывать проект здания, после чего решил строить его в новом месте. Но Елизавета Петровна отказалась от перемещения нового Зимнего дворца. В результате архитектор принимает решение строить всё здание заново, новый проект был подписан Елизаветой Петровной 16 июня ( 27 июня )  1754 года [5

Пятый (существующий) Зимний дворец

Строительство по проекту Ф. Б. Растрелли

С  1754  по  1762 год  шло строительство существующего и в настоящее время здания дворца, ставшего в то время самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500 комнат. Общая площадь дворца порядка 60 000 м².  Елизавета Петровна  не дожила до окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже  Пётр III . К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 года Петра III свергли с престола, окончено строительство Зимнего дворца уже при  Екатерине II .

Прежде всего императрица отстранила от работ  Растрелли . Отделкой интерьеров дворца занимались архитекторы  Ю. М.  Фельтен ,  Ж. Б.  Валлен-Деламот  и  А. Ринальди  под руководством  Бецкого .

Первоначально окраска дворца имела жёлтые оттенки, как у  Версаля  и  Шёнбрунна

В середине XIX века в окраске дворца появились красные оттенки

По первоначальной, сделанной  Растрелли , планировке дворца самые большие парадные залы находились во 2 этаже и выходили окнами на Неву. По замыслу зодчего, путь к громадному « Тронному » залу (который занимал всё пространство северо-западного крыла) начинался с востока — с « Иорданской » или, как она прежде называлась, « Посольской » лестницы и пролегал через анфиладу из пяти аван-залов (из них три средних зала составили впоследствии нынешний Николаевский зал). В юго-западном крыле  Растрелли  поместил дворцовый театр « Оперный дом ». Кухни и прочие службы занимали северо-восточное крыло, а в юго-восточной части между жилыми покоями и устроенной в восточном дворе « Большой церковью » была перекинута галерея.

Зимний дворец при Екатерине II

В  1763 году  императрица переместила свои покои в юго-восточную часть дворца, под своими комнатами она приказала разместить покои своего фаворита  Г. Г. Орлова  (в 1764—1766 годах для Орлова будет возведён Южный павильон  Малого Эрмитажа , соединённый с покоями Екатерины галереей на арке). В северо-западном ризалите был обустроен « Тронный зал », перед ним появилось помещение для ожидания — « Белый зал ». Позади Белого зала разместили столовую. К ней примыкал « Светлый кабинет ». За столовой следовала « Парадная опочивальня », ставшая через год « Алмазным покоем ». Кроме того императрица приказала обустроить для себя библиотеку, кабинет, будуар, две спальни и уборную.

В  1764 году   Екатерине II  были переданы из  Берлина  317 ценных картин общей стоимостью в 183 тысячи талеров из частной коллекции живописи  Йоханна Эрнста Гоцковского  (Johann Ernst Gotzkowsky, 1710—1775) в счёт его долга  князю Владимиру Сергеевичу Долгорукову . Из этих 317 картин (принято считать, что их было лишь 225) в основном  голландско - фламандской  школы первой половины XVII века, переданных в Россию в  1764 году  и положивших начало собраниям  Эрмитажа , сегодня здесь сохранилось по меньшей мере 96 полотен [8] . Картины размещались в уединённых апартаментах дворца, получивших французское название « Эрмитаж » (место уединения); с 1767 по 1775 годы для них строится  специальное здание  восточнее дворца. В 1780—1790-х годах работы по отделке дворцовых интерьеров продолжили  И. Е.  Старов  и  Дж. Кваренги .

В 1783 году по указу Екатерины был произведён слом дворцового театра.

В 1790-х годах по указу Екатерины II, которая сочла неуместным хождение публики в  Эрмитаж  через её собственные покои, была создана галерея-перемычка с Зимним дворцом — « Аполлонов зал », — при помощи которой посетители могли миновать царские апартаменты. Тогда же Кваренги возводит и новый « Тронный (Георгиевский) » зал, открытый в 1795 году. Старый тронный зал был переделан на ряд комнат, предоставленных для покоев только что женившемуся великому князю  Александру . На месте бывших растреллиевских пяти залов  Антикамер  были созданы  АванзалМраморная галерея  ( Большой аванзал ) и  Концертный зал .

В  1826 году  по проекту  К. И. Росси  перед Георгиевским залом построили  Военную галерею , в которой разместились написанные в течение почти 10 лет  Д. Доу  330 портретов  генералов  — участников  войны 1812 года . В начале 1830-х годов в восточном корпусе дворца  О. Монферран  оформил « Фельдмаршальский », « Петровский » и « Гербовый » залы.

Классицизм  17 - 19 в.в.  «Классиус» - образец. Стиль абсолютных монархий, спокойное величие и благородная простота, строгий ритм, симметрия, нарядность, торжественность, строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов. (дворцовый ансамбль Версаля в Париже)

Классицизм 17 - 19 в.в.

«Классиус» - образец. Стиль абсолютных монархий, спокойное величие и благородная простота, строгий ритм, симметрия, нарядность, торжественность, строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов.

  • (дворцовый ансамбль Версаля в Париже)
Санкт-Петербург: стрелки Васильевского острова Петергофский дворец Казанский собор

Санкт-Петербург:

стрелки Васильевского

острова

Петергофский дворец

Казанский собор

Рококо  18 век  «Рокайль» - раковина. Утончённость, роскошь, декоративность, орнамент в виде раковины. Мелкая деталировка формы, насыщенная структура декора в интерьерах, сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом.  (дворцовые интерьеры Зимнего дворца, Смольный собор)

Рококо 18 век

«Рокайль» - раковина. Утончённость, роскошь, декоративность, орнамент в виде раковины. Мелкая деталировка формы, насыщенная структура декора в интерьерах, сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом.

(дворцовые интерьеры Зимнего дворца, Смольный собор)

Ампир  18 век    Стиль империи эпохи Наполеона: строгость, чёткость линий, сочетание массивных простых геометрических форм с предметами военной эмблематики. Увлечение строительством различного рода триумфальных арок, памятных колонн, обелисков. Важными элементами декоративного убранства зданий становятся портики. В отделке интерьеров часто используются бронзовое литье  (Арка Звезды в Париже  здание главного штаба в Петербурге )

Ампир 18 век

Стиль империи эпохи Наполеона: строгость, чёткость линий, сочетание массивных простых геометрических форм с предметами военной эмблематики. Увлечение строительством различного рода триумфальных арок, памятных колонн, обелисков. Важными элементами декоративного убранства зданий становятся портики. В отделке интерьеров часто используются бронзовое литье

(Арка Звезды в Париже

здание главного штаба в Петербурге )

Модерн  19 -20 века    Ассиметрия, смягчённые обтекаемые формы, изгибающиеся линии орнамента, внешняя декоративность. использование новых технологий (металл, стекло). Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка,  даже дверные ручки —  все тщательно проектировалось  в едином стиле ( Дом Бальо (1906, арх. Антонио Гауди Ярославльский вокзал в Москве)

Модерн 19 -20 века

Ассиметрия, смягчённые обтекаемые формы, изгибающиеся линии орнамента, внешняя декоративность. использование новых технологий (металл, стекло). Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка,

даже дверные ручки —

все тщательно проектировалось

в едином стиле

  • ( Дом Бальо (1906, арх. Антонио Гауди
  • Ярославльский вокзал в Москве)
       Современный   (конструктивизм, эклектика, органика, хай-тек ) 20 век  Конструктивизм- конструирование окружающей среды, использование возможностей новой техники, таких материалов, как металл, стекло, дерево.  Показной роскоши конструктивисты стремились противопоставить простоту новых предметных форм (Московский планетарий; Эйфелева башня Г. Эйфель Франция)

Современный (конструктивизм, эклектика, органика, хай-тек ) 20 век

Конструктивизм- конструирование окружающей среды, использование возможностей новой техники, таких материалов, как металл, стекло, дерево.

Показной роскоши конструктивисты стремились противопоставить простоту новых предметных форм

(Московский планетарий; Эйфелева башня Г. Эйфель Франция)

Эклектика   Соединение разностилевых элементов.  Секрет эклектики заключается в смешении двух-трёх стилей и объединении их за счет фактуры, цвета (Исторический музей, Дом Арсения Морозова  в Москве)

Эклектика

  • Соединение разностилевых элементов.

Секрет эклектики заключается в смешении двух-трёх стилей и объединении их за счет фактуры, цвета

(Исторический музей,

Дом Арсения Морозова

в Москве)

"органическая архитектура"

Утверждение необходимости и приятности для человеческого глаза гибких природных форм, соединения архитектурных сооружений

с природным

окружением.

(Оперный театр, Австралия, Сидней )

"хай-тек" ("хайтек")

Максимальная функциональность. Демонстративное использование технических форм – ярко окрашенных открытых труб, воздуховодов, элементов инженерного оборудования, металлических конструкций

Конструкциям присущи: строгость и простота, прямые линии, простые геометрические формы. Декор спокойный. В цветовой гамме преобладает однотонность. Много металла и стекла.

Центр Помпиду в Париже – музей современного искусства

Определите стиль здания Лютеранская кирха во имя Святой Екатерины историческое религиозное здание, построенное в Омске в 18 веке и единственный храм того времени, сохранившийся до наших дней

Церковь представляет собой прямоугольное здание в стиле барокко с большим полукруглым алтарём

Лютеранская кирха во имя Святой Екатерины в городе Омск – это ценное историческое и религиозное сооружение, которые появилось в Омске в 18-м столетии. Храм является единственным представителем того века, который дожил до наших дней. На сегодняшний день в здании, ранее принадлежащем храму, располагается музей Управления внутренних дел области (ул. Достоевского, 2, первый корпус). Само здание было возведено в 1790-1792 годах и представляло собой сооружение прямоугольной формы, выполненное в стиле барокко с внушительным полукруглым алтарем. Изначально наверху кирхи (или церкви) возвышалась башня, украшенная куполом. А значительно позже построили башню, выполненную в готическом стиле, чем и заменили общий внешний вид сооружения с барокко на готику. Среди декоративных элементов, украшающих здание кирхи, можно выделить: извилистые карнизы, полукруглой формы окна с красивыми наличниками, гладкие с пилястрами стены и т.д. К сожалению, внутреннее убранство кирхи не сохранилось до настоящего времени. Почему данный храм имеет название именно «Лютеранская кирха»? Все дело в том, что после окончания Северной войны на территории Омска проживало много этнических немцев (особенно военнопленных), среди которых было множество лютеран. Для лютеранских прихожан и организован был храм. Однако существовал он относительно недолго, так как уже после революции 17-го года здание церкви и все ее имущество власти отдали общине верующих. В 30-е годы прошлого столетия кирху закрыли и передали в городские нужды, а башенку разобрали. Лишь в 1972 году сооружение кирхи решили отдать на реконструкцию, после которой в 77-м году бывшая кирха превратилась в музей УВД. Кроме того, кирха сейчас относится к одним из самых ценных архитектурных памятников города Омск и особо охраняется. Источник:  https://omsk.media/dostoprimechatelnosti/hramy-i-cerkvi/221-lyuteranskaya-kirha-omsk.html ©

Никольский Казачий собор был заложен 15 мая 1833 года

памятник архитектуры позднего  классицизма . Архитектором храма считается  Василий Стасов , автор многих сооружений и зданий  Санкт-Петербурга  и  Москвы . Собор построен на средства  сибирских казаков  и многих других. Первоначально здание собора предполагалось построить в месте, расположенном позади конно-артиллерийских казарм и конюшен. Однако император  Николай Павлович  признал неудобным, чтобы храм находился вдали от центра города, и повелел построить церковь среди площади, между училищем и войсковой фабрикой [2] .

В июне  1840 года , несмотря на недоделки, храм был освящён протоиереем Димитрием Пономарёвым.

В сентябре 1897 года при соборе была открыта четырёхклассная школа для девочек.

Никольский Казачий собор в 1915 году

В 1883 году собор приобрёл главную реликвию — знамя  Ермака  с изображением святого  Димитрия Солунского . В 1918 году, в ходе  Гражданской войны , оно было утрачено, и ныне в храме хранится копия знамени.

В начале 1918 года атаман  Борис Анненков , желая привлечь к себе сибирских казаков, ворвался в Омск и спас из Войскового Казачьего соборы боевые святыни. Из них были спасены — знамя Ермака и войсковое знамя в честь 300-летия дома Романовых. Вскоре, в декабре, он вернул все реликвии в храм, а после падения  Колчака  они были уже утрачены.

В соборе благословляли отправляющихся на фронт воинов, служили  панихиду  по умершим. В разное время в храме молились  цесаревич Николай Александрович (Николай II) ,  Лавр Корнилов ,  Александр Колчак . Здесь крестили будущего поэта  Леонида Мартынова  и будущего генерал-лейтенанта  Дмитрия  Карбышева .

Концерт камерного оркестра в бывшем здании Свято-Никольского собора, 1986 год

В ноябре 1928 года решением Омского горсо­вета здание передано под культурные ну­жды. Омский окружной административный отдел 10 января 1930 года получил сообщение, что  ВЦИК  утвердил закрытие Никольского Казачьего собора. В середине января были сняты церковные колокола (общий вес которых составил 300 пудов), их на санях отправили на переплавку. Оставшееся имущество собора поступило в Западно-Сибирский краевой музей. Колокольня была разобрана, над трапезной и притвором надстроены два этажа. В разные годы здесь размещались детский сад, клуб строителей имени  Степана Халтурина , в годы Великой Отечественной войны — проектно-монтажный институт, затем  конструкторское бюро Туполева  и амбар, в 1940—1950-х годах — кинотеатр «Победа», позднее управление культуры, музыкальная школа, управление кинофикации, спортивный комитет.

С 1966 года по 1970 год в здании располагалась детская хоровая студия «Школьные годы» Омского отделения Всероссийского хорового общества. Кроме того, в это время здание собора использовалось как склад оборудования городского сада [3] . В 1970 году здание было признано аварийным, и Омский горисполком принял решение снести Казачий собор, но благодаря настойчивости омской общественности и деятелей культуры решение было отменено. На основании постановления Совета министров РСФСР № 624 от 4 декабря 1974 года Никольский казачий собор признан памятником истории и архитектуры. В конце 1970-х — начале 1980-х годов были проведены реставрационные работы. С 1983 года здесь разместился зал органной и камерной музыки. С 1991 года благодаря усилиям епископа  Феодосия ( Процюка )  здание храма стало использоваться совместно управлением культуры и  Омско -Тарской епархией . К 280-летнему юбилею Омска в 1996 году по заказу городской администрации была изготовлена копия одной из сторон легендарного знамени Ермака, которая ныне хранится в Никольском Казачьем соборе. В 1998 году по настоятельным просьбам верующих города Омска и активной поддержке сибирских казаков орга́н переместили в здание бывшего кинотеатра «Художественный» [4] . В июне  1998 года  собор передан Омско-Тарской епархии]  Русской православной церкви .

В проект был внесён ряд существенных дополнений и изменений (три  престола  вместо предполагаемых двух, добавлен  притвор  с колокольней, увеличена высота купола и др.). Местом возведения собора выбрали площадь напротив училища Сибирского линейного казачьего войска и школы военных кантонистов. Строительство продолжалось до июня 1840 года. Иконы для церкви были написаны академиком живописи  Михаилом Мягковым  и художником П. М. Скороспеловым.  Иконостас  изготовлен екатеринбургскими мастерами П. Батовым и И. А. Дулиным. Колокола были отлиты на Локтевском горном заводе. Медные кресты пожертвовал владелец Верхне-Исетского завода Яковлев. Три престола собора были посвящены святым  Николаю Чудотворцу ,  Георгию Победоносцу ,  Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице . Имелась чтимая икона —  список  с чудотворной  Козельщанской иконы Божией Матери [5] .

Собор представлял собой вытянутый прямоугольник. Высота до основания шпиля колокольни 24 м, до креста — 33,5 м. Три входа собора были оформлены  дорическими   портиками . Главный фасад акцентирован дорическим портиком, украшенным декоративными деталями и завершенным массивным  фронтоном . Прихожанами собора были казаки Омска и окрестных сёл. К церкви были приписаны две деревянные  часовни  посёлков Черемуховского (часовня во имя Казанской иконы Божией Матери) и Нового (часовня во имя Апостолов Петра и Павла), а также церковь во имя Великомученика Димитрия Солунского в посёлке  Захламинском [5] . В приходе церкви находился войсковой приготовительный казачий пансион, два приходских Никольских училища (мужское и женское), Никольское мужское и две казачьи школы в посёлках Черемуховском и Новом. Основные пожертвования поступали от казаков и священников, служивших в этом храме.

Ныне храм имеет иконостас, выполненный по проекту Василия Гульченко бригадой резчиков под руководством Владимира Малых. Золочение иконостаса провёл Олег Зотин. Храмовые иконы написаны в епархиальной мастерской, возглавляемой Геннадием Адаевым, иконописцами Дмитрием Фофиных, Татьяной Голубевой, Артуром Костылёвым, Владимиром Ходыкиным, Дионисием и Наталией Непобедимы. В соборе ежедневно служится Божественная литургия, совершаются требы

- Достаточно ли знаний, полученных на уроке, для того, чтобы хорошо разбираться в архитектурных стилях?   - Какие современные сооружения, виденные вами, произвели на вас наибольшее положительное или отрицательное впечатление? Что вы можете сказать об их стиле?   Практическое задание:  - Выполните графически эскиз здания,  способного удивить своей конструкцией и формой или сделайте графическую зарисовку исторического здания, сооружения

- Достаточно ли знаний, полученных на уроке, для того, чтобы хорошо разбираться в архитектурных стилях? - Какие современные сооружения, виденные вами, произвели на вас наибольшее положительное или отрицательное впечатление? Что вы можете сказать об их стиле?

  • Практическое задание:

- Выполните графически эскиз здания,

способного удивить своей конструкцией и формой или сделайте графическую зарисовку исторического здания, сооружения

«  Архитектура  - та же летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни и предания, и когда уже ничего не говорит о погибшем народе.   Пусть же она является в таком виде, чтобы при взгляде на неё нас осенила мысль о минувшей жизни и вызвала бы у нас благодарность за её существование»  Н.В.Гоголь

«  Архитектура  - та же летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни и предания, и когда уже ничего не говорит о погибшем народе. Пусть же она является в таком виде, чтобы при взгляде на неё нас осенила мысль о минувшей жизни и вызвала бы у нас благодарность за её существование» Н.В.Гоголь

Рефлексия урока - Какие запомнили архитектурные стили? - Чем отличается романский стиль от готического? - Какие стили соединились в здании собора Святого Петра в Риме?

Рефлексия урока

- Какие запомнили архитектурные стили?

- Чем отличается романский стиль от готического?

- Какие стили соединились в здании собора Святого Петра в Риме?

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Гаупвахта(Облвоенкомат) Многообразна стиливая картина архитектурного Омска Самые ранние образцы мы находим в крепости. Кто бы мог подумать, что в Омске есть пример барокко? Омский образец барокко (здание бывшей гауптвахты) скромен, потому что это не дворец, а здание сугубо военного назначения,не изменившее его и наши дни. Сильные выступы боковых частей, характерный декор над окнами, венчавшая здание до 30-х годов башня с часами, сообщали облику дома особую привлекательность.

Гаупвахта(Облвоенкомат)

Многообразна стиливая картина архитектурного Омска Самые ранние образцы мы находим в крепости. Кто бы мог подумать, что в Омске есть пример барокко?

Омский образец барокко (здание бывшей гауптвахты) скромен, потому что это не дворец, а здание сугубо военного назначения,не изменившее его и наши дни. Сильные выступы боковых частей, характерный декор над окнами, венчавшая здание до 30-х годов башня с часами, сообщали облику дома особую привлекательность.

Сибирский кадетский корпус (Общевойсковое училище) На смену затейливому барокко пришел строгий и сдержанный классицизм.Пример его в Омске - здание сибирского кадетского корпуса (центральная часть), ныне общевойсковое командное училище им.Фрунзе. Исполненное по образцовому проекту, оно несет черты художественных вкусов своего времени.

Сибирский кадетский корпус (Общевойсковое училище)

На смену затейливому барокко пришел строгий и сдержанный классицизм.Пример его в Омске - здание сибирского кадетского корпуса (центральная часть), ныне общевойсковое командное училище им.Фрунзе. Исполненное по образцовому проекту, оно несет черты художественных вкусов своего времени.

Крестовоздвиженский собор Крестовоздвиженский собор расположенный на Тарской улице уже 130 лет. В его облике отразился интерес архитекторов второй половины XIX века к историческим стилям. Силуэты куполов и колокольни заставляют вспомнить формы барочных построек. Еще более усилилось это впечатление после недавней их реставрации с включением сусального золота. Купола стали излучать торжествующее сияние.

Крестовоздвиженский собор

Крестовоздвиженский собор расположенный на Тарской улице уже 130 лет. В его облике отразился интерес архитекторов второй половины XIX века к историческим стилям. Силуэты куполов и колокольни заставляют вспомнить формы барочных построек. Еще более усилилось это впечатление после недавней их реставрации с включением сусального золота. Купола стали излучать торжествующее сияние.

Любинский проспект (ул. Ленина)   К 1905 году сформировался Любинский проспект. Ведущее место в комплексе его зданий принадлежит, без сомнения, Московским рядам (архитектор О.Дессин), где размещали свои товары для оптовой торговли различные российские товарищества мануфактур, в том числе П.Рябушинского, С.Морозова, братьев Носовых.

Любинский проспект (ул. Ленина)

  К 1905 году сформировался Любинский проспект. Ведущее место в комплексе его зданий принадлежит, без сомнения, Московским рядам (архитектор О.Дессин), где размещали свои товары для оптовой торговли различные российские товарищества мануфактур, в том числе П.Рябушинского, С.Морозова, братьев Носовых.

Улица выдержана в классическом стиле, приближенном к имперскому.

Улица выдержана в классическом стиле, приближенном к имперскому.

Дом Батюшкина

Особняк, известный в Омске как «дом Батюшкина», появился на Иртышской набережной в 1902 году. Дом был построен по заказу купца Алексея Батюшкина. Точных данных о спроектировавшем его архитекторе нет – предположительно, им был гражданский инженер И. Хворинов. Сложенный из камня особняк стал вызовом купеческой среде города – в начале прошлого века большинство омских купцов владели «деревянными хоромами». Общая площадь особняка – около 500 квадратных метров тоже вызывала уважение. Дом Батюшкина является отражением эпохи эклектики – в нем естественно смешались разные стили и архитектурные направления. Глядя на здание, понимаешь, что создавший его мастер руководствовался принципом «архитектура служит человеку», а не наоборот. Все в доме и на территории вокруг него «разнохарактерно» и ассиметрично. Человеку, пожелавшему получить полное представление об особняке Батюшкина, нужно обойти здание вокруг. Северный «парадный» фасад имеет сдержанный и торжественный вид. Западный – празднично нарядный. Южный – теплый, домашний: к нему пристроены два яруса широкого крыльца, подчеркивающего важность семейной жизни хозяев дома. С крыльца открывался вид на сад (с тихо журчащим фонтаном) и теплицы. Переплетение архитектурных стилей дома Батюшкина продолжилось в переплетении нитей его судьбы. В 1912 году особняк получил в наследство сын Алексея Батюшкина Капитон. Долго наслаждаться жизнью в роскошном здании ему не удалось – в 1918 году дом заняли службы Министерства продовольствия и снабжения Российской империи. С конца 1918 по ноябрь 1919 года дом Батюшкина служил резиденцией адмирала А. Колчака – Верховного правителя России. В августе 1919 года в стенах дома на А. Колчака было совершено покушение: адмирал уцелел, но некоторые постройки взрывная волна не пощадила. В двадцатые годы прошлого века дом купеческий превратился в детский дом. В начале 1930 года здание отдали под туберкулезный санаторий – о его создании ходатайствовала сама Н. Крупская. Санаторий просуществовал до 1970 года – вместо него до 1985 года в стенах здания размещался цех картографической фабрики. После реконструкции 1987 года дом Батюшкина превратился в Дом бракосочетания. В этом качестве он функционирует и поныне. ©

Дворец генерал-губернатора Степного края

В 1862 году на левбережье реки Омь было построено каменное здание в стиле неоренессанс: два этажа на высоком цоколе и прямоугольный бельведер с флагштоком на крыше. Руководил строительством инженер К.Е. Лазорев, спроектировал здание архитектор Ф. Вагнер, а заказчиком был Г. Гасфорд – генерал-губернатор. До февральской революции 1917 года здание служило резиденцией всех генерал-губернаторов Степного Края и Западной Сибири. С 1866 по 1875 годы в нем жил генерал А. Хрущев, герой обороны Севастополя. С 1875 по 1881 годы дворцом владел губернатор Н.Г. Казанков, отдавший много сил развитию науки и просвещения в Сибири. В разное время во дворце генерал-губернатора Степного края останавливались знаменитые гости: путешественники – Н. Норденшельд, Н. Пржевальский, А. Брэм; общественные деятели и ученые – Н. Ядринцев, Г. Потанин, Г.Катанаев, И.Я. Словцов; члены императорской семьи – великие князья Константин, Владимир и Николай, будущий император.

В феврале 1917 года дворец был реквизирован. Его назвали «Домом Республики» и «разделили» между Омским коалиционным комитетом (официально представляющим правительства Керенского) и Советом рабочих и солдатских депутатов. После победы большевиков в октябре того же года вместе с Советом РСД в здании разместились отдел Наробраза, Чрезвычайная комиссия и редакция «подведомственной» газеты «Известия СРСД». Летом 1918 года, после свержения в Омске советской власти, бывший дворец генерал-губернатора Степного края снова был переименован. На этот раз его назвали «Домом Свободы». Первыми в здании расположились штаб Сибирской армии вместе с канцелярией политпреда Национального Совета Чехословакии. Вскоре к ним присоединился Совет Министров правительства России под руководством П.В. Вологодского. Верховный правитель А. Колчак расположил свой кабинет также в помещениях дворца. Осенью 1919 года в город вернулись «советы». В здании попеременно хозяйничали Штаб «Тухачевской» Пятой Армии, губисполком и губревком. В 1923 году дворец отдали под детский дом. Однако совсем скоро единоличным собственником дворца надолго стал Западно-Сибирский Краевой музей. В наше время в стенах бывшего губернаторского дворца находится экспозиция и хранятся фонды Омского музея искусств, носящего имя М. Врубеля. Источник:  https://omsk.media/dostoprimechatelnosti/dvorcy-kultury/180-dvorec-general-gubernatora-stepnogo-kraya.html ©

Стрелка - место основания Омска

Омск был основан в  1716  году, это почти одновременно с Петербургом. В отличие от северной столицы его основание было не столь тщательно спланировано и явилось, по сути, делом случая. В Тобольске в то время правил наместник Петра Великого князь Гагарин. Все русские города в Сибири располагались тогда на севере - подальше от воинственных кочевников. Князь понимал, что без оттеснения кочевников дальше на юг в степь нельзя обеспечить дальнейшее полнокровное развитие этих мест. К этому времени шведы были разбиты на Балтике. Гагарин посчитал, что наступило оптимальное время привлечь внимание Петра к проблемам расширения его царства на Восток. С этой целью в Петербург был послан человек, который, якобы по ошибке, набил табакерку вместо модного тогда табака рассыпным золотом с верховий Иртыша. Табакерка была искусно поднесена Петру и так же искусно была разъяснена 'ошибка' - мол де табаку у нас сложнее достать, чем золота. Царь очень заинтересовался - казна к тому времени была сильно истощена войной со шведами. В Сибирь из Тобольска был спешно послан отряд из 3000 человек. Это была грозная по тем временам сила. Во главе отряда казаков стоял знакомый лично Петру обрусевший немец Иван  Бухгольц . На стругах они прошли почти на 400 км вверх от будущего Омска к соляным Ямышевским озерам. Но кочевники были еще слишком сильны. С большими потерями Бухгольц отступил на север. В районе слияния Иртыша и Оми силы отряда Бухгольца были уже на исходе, и было принято решение заложить в этом месте крепость. Так возник город Омск. Центральная площадь в этом месте Омска носит имя Бухгольца. На том месте площади, где стоит шар, символизирующий освоение Сибири, во времена правления Колчака находилась радиомачта, которую обслуживал будущий изобретатель телевидения  Зварыкин . Имя Сикорского у всех на слуху, а имя Зварыкина как-то забыто. После прихода к власти коммунистов окольными путями через Чукотку он ушел в Америку, где и получил мировую известность за изобретение телевидения.

Музей Кондратия Белова

Если идти от 'дома Колчака' по набережной Иртыша по направлению к Ленинградскому мосту, а затем подняться по улице Валиханова до памятника этому великому казахскому просветителю, мы увидим по правой стороне интересный памятник деревянного зодчества - музей Белова или дом Штумпфа.

Причудливые башни-бельведеры с восьмискатными крышами как дань традициям русской архитектуры 13 века, балконы в стиле модерн. Для постройки начала 20 века сочетание необычное. Дом предпринимателя Филиппа Штумпфа, а сейчас музей Кондратия Белова, это один из самых ярких памятников архитектуры. От существующих тогда построек дом отличался ажурными узорами и древнеславянскими орнаментами. Весной 1991 года в Омске открылся музей народного художника Кондратия Белова. Творчество художника К. Белова (1900 - 1988 гг.) - это песнь о Сибири, эпический образ нашего могучего и прекрасного края. Первая экспозиция была создана ведущими искусствоведами музея с участием дочери художника В.К.Беловой. В 1992 г. филиал преобразован в самостоятельный музей. Основу фондовой коллекции составили живописные работы народного художника Кондратия Петровича Белова, которые он подарил Омской области. Экспозиция открывается биографическими материалами художника. Одно из центральных мест занимает портретная живопись, выполненная в традициях реалистической школы. Творчество 1960-х годов представлено серией станковых работ на историческую тему, в которых отражены эпизоды из истории Омска. К.П.Белов - классик пейзажной живописи. В одном из залов музея экспонируются работы : 'Лесосплав на Иртыше', 'Родные поля', 'Иртыш - река Сибири'. Музей разместился в доме - памятнике деревянного зодчества начала XX века. Проживал Филипп Штумпф в Омске в собственном доме с мезонином и двумя живописными башенками-бельведерами. Дом был украшен деревянной резьбой, напоминавшей старинную архитектуру Томска. С приходом Советской власти Штумпф лишился и заводов, и загородного хозяйства, и своего дома.Хозяин его Ф. Ф. Штумпф (1864 - 1921) - гласный Городской думы, председатель Омского отделения Московского сельскохозяйственного общества, редактор журнала 'Сельское хозяйство Сибири', сельский хозяин, предприниматель. Смена эпох привела этого человека к трагической кончине. Сейчас в его доме хранится память о нем. Один из залов музея - гостиная Штумпфа.

Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы (воссозданный) Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции « русского стиля »

Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы (воссозданный)

Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции « русского стиля »

Используемые источники: Гуров Г.Е. Уроки изобразительного искусства.  Дизайн и архитектура в жизни человека / поурочные разработки. 7 класс / Г.Е. Гуров, А.С Питерских. - М.: Просвещение, 2013.-142 с. Классен А.В. Стили в архитектуре / электронный ресурс / - https://nsportal.ru   Фотоизображения: http://www.fiesta.city http://www.facade-project.ru  https://harpoon.pro/o-kompanii http://eaculture.ru/  https://kopilkaurokov.ru http://club.eomsk.ru/?gid=218&pid=283

Используемые источники:

  • Гуров Г.Е. Уроки изобразительного искусства. Дизайн и архитектура в жизни человека / поурочные разработки. 7 класс / Г.Е. Гуров, А.С Питерских. - М.: Просвещение, 2013.-142 с.
  • Классен А.В. Стили в архитектуре / электронный ресурс / - https://nsportal.ru

Фотоизображения:

  • http://www.fiesta.city
  • http://www.facade-project.ru
  • https://harpoon.pro/o-kompanii
  • http://eaculture.ru/
  • https://kopilkaurokov.ru
  • http://club.eomsk.ru/?gid=218&pid=283


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!