7 класс. Урок 5. Города и сельские поселения
Цели урока:
Образовательная
• формировать представление об особенностях и различиях городских и сельских поселений;
• сформировать знания о крупнейших городах и агломерациях мира;
• познакомить с типами и функциями городов и сельских поселений.
Развивающая
Продолжить развивать умения работать с географическими картами, находить информацию в тексте учебника, работать в паре
Воспитывающая
Воспитывать познавательные потребности, коммуникативную культуру, толерантность
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование представлений и теоретических знаний о городах и сельских поселениях, их типах и функциях, о крупнейших городах и агломерациях мира; формирование умений называть, находить и показывать на карте крупнейшие города и городские агломерации мира.
Метапредметные: формирование умений: 1) сравнивать город и село и устанавливать их отличительные признаки; 2) находить информацию о типах и функциях городских и сельских поселений в учебнике и интерпретировать её; 3) работать в паре.
Личностные: развитие познавательных потребностей и мотивации к обучению на основе интереса к изучаемой теме.
Основное содержание: города и сельские поселения, крупнейшие города и городские агломерации мира, типы и функции городов и сельских поселений.
Деятельность обучающихся: сравнивать городской и сельский образ жизни; находить информацию о городах, сельских поселениях и их типах и функциях в различных источниках и интерпретировать её; участвовать в обсуждении, обмениваться с партнёром информацией при работе в паре или группе.
Ценностный компонент урока: городские и сельские поселения как значимые культурные центры.
Методы, приемы и формы обучения: проблемно- исследовательский, информационно-коммуникативные (использование компьютерной презентации), технология обучения в сотрудничестве, тестовые технологии, технология дифференцированного обучения.
Оборудование: политическая карта мира, компьютерная презентация.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Организационный момент. Организация класса на проведение урока. Эмоциональный настрой.
I. Проверка знаний.( Дифференцированный подход)
- тетради на проверку у учащихся с низким уровнем обучения с выполненным письменным заданием.
2.Тестовые технологии для учащихся со средним уровнем с использованием ИКТ.
Тестовые задания.
1.К международным языкам относятся:
1.вариант .1.хинди, 2.английский, 3. русский.
2 вариант. 3.хинди, 2.английский, 1. русский
2. Среди народов по численности преобладают:
1.вариант. 1.русские, 2.китайцы, 3.японцы
2 вариант. 3.русские, 2.китайцы, 1.японцы
3.Местная религия:
1.вариант . 1.мускльманство; 2.христианство; 3.буддизм; 4 индуизм.
2 вариант. 4.мускльманство; 3.христианство; 2.буддизм; 1 индуизм
4.Главная отличительная особенность этносов:
1 вариант. 1.цвет волос; 2. Форма черепа; 3.цвет кожи; 4. Язык
2 вариант. 4.цвет волос; 3. Форма черепа; 2.цвет кожи; 1. Язык
5.Элемент, включающий в себя духовную культуру:
1 вариант. 1.искусство; 2.одежда; 3.жилище; 4. Пища
2 вариант. 4.искусство; 3.одежда; 2.жилище; 1. Пища
Взаимопроверка: 1. Вариант: 1-2; 2-2; 3-4;4-3; 5-1
2. вариант: 1-2; 2-2; 3-1; 4-1; 5-4
3. Опрос учащихся с высоким уровнем знаний по вопросам
1. Чем народы отличаются друг от друга?
2. Что такое языковые семьи?
3. Что такое языковые семьи? Какой критерий положен в основу выделения языковых семей?
4.Какие вы знаете национальные религии?
Мотивация: определить тему и цель урока. Используя компьютерную презентацию.
О чем идет речь в предложенных стихотворениях.
Нет на свете места краше,
Чем село родное наше.
Здесь есть реки и леса,
И прекрасные места.
Его мы очень любим,
Его всегда беречь мы будем,
Ведь в нем с рожденья мы живем
И любим больше с каждым днем!
Город – это энергия и скорость,
Город – это машинный шум.
Город родной – это наша гордость!
В городе мы прячем себя под костюм
Города бывают большие и маленькие.
Города бывают молодые и старенькие
Но они движутся, рвутся, живут
И непременно все шире растут.
Учащиеся формулируют тему и цель урока.
Тема урока. Города и сельские поселения
Изучение нового материала. Проблемный метод. Учитель ставит перед учащимися проблему где лучше жить в городе или в сельской местности и почему?
Затем предлагает заполнить таблицу. Чем город отличается от села? ( Технология обучения в сотрудничестве) Работа в парах
Критерии | Городское поселение | Сельское поселение |
Географическое положение | Важно удобное положение по отношению к окружающей территории: на пересечении транспортных путей, на судоходных реках, в морских заливах | Важно положение по отношению к ресурсам: земельным, водным, лесным, охотничьим |
Численность населения | Большая | Небольшая |
Занятость населения | В промышленном производстве, сфере услуг | В сельском хозяйстве: растениеводстве, животноводстве , |
Объекты культуры | Музеи, картинные галереи, театры, кино-театры, выставочные и концертные залы, цирки | Краеведческий музей, клуб |
Другие социальные объекты | Образовательные: университеты, институты, колледжи, лицеи, школы; медицинские: НИИ, больницы, поликлиники, аптеки; спортивные: стадионы, спортивные залы, | Образовательные: школы; медицинские: амбулатории; торговые и общественного питания: магазины, кафе, палатки. Других социальных объектов может не быть |
Плотность застройки зданий | Плотная | Разряженная |
Темп жизни | высокий | Размеренный |
Особенности общения | Преобладает анонимное и корпоративное общение | Преобладает тесное соседское и родственное общение |
Основное различие, вывод на с.17
Исследовательская технология.
Какие города самые крупные? По какому признаку определяют крупные города? Что называют городской агломерацией? Найдите в тексте учебника крупнейшие города, найти их на карте, определить страну. Работа с политической картой мира в парах. Технология обучения в сотрудничестве
Город | Страна. | Город | Страна. |
Токио- | | Сеул- | |
Сан-Паулу – | | Манила- | |
Мумбай(Бомбей) | | Мехико | |
Нью-Йорк | | | |
Работа с текстом учебника на с.18. Прочитать тест и ответить на вопрос, какие по назначению могут быть города и сельские поселения? Привести примеры.
Тип города | Пример |
Промышленный центр | |
Город-туризма | |
Религиозный центр | |
Научный центр | |
Город- порт | |
Город-столица | |
Обобщение и систематизация знаний учащихся. Выберите предложения которые характеризуют город (1 вариант), а какие сельские поселения (2 вариант для учащихся с низким уровнем обучения).
1.Жители в основном занимаются сельским хозяйством
2.В основном дома предназначенные на одну семью
3.Имеются краеведческие музеи и клубы
4.Преобладает анонимное общение
5.Различаются по виду хозяйственной деятельности
6.Тесное общение друг с другом
7.Высокий темп жизни
8.Люди заняты в промышленности и сфере услуг
9.Бывают научными центрами, портами, религиозными центрами и др.
Взаимопроверка: 1 вариант: 4,7,8,9
2. вариант:1,2,3,5,6
7. Рефлексия.
Рефлексия
Познавательная (что узнали, чему научились на уроке)
Коммуникативная (как общались)
Эмоциональная (какие чувства возникли)
Ценностная (насколько значим материал)
8.Подведение итогов. Выставление отметок.
Домашнее задание: 1) изучить § 5; 2) ответить на вопросы 1-3 устно и выполнить задания 5 письменно после параграфа (по выбору учителя); задание 8 повышенный уровень