СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Городецкая роспись

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Городецкая роспись»

Поурочный план по ИЗО в 5 классе.

Дата_______________

Тема: Городецкая роспись.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: Формирование представлений у обучающихся о Городецкой росписи.

Задачи урока:

Познакомить с историей развития городецкой росписи.

Научить рисовать кистью основные элементы цветочного узора, выполнять оживку.

Создавать условия для развития творческого воображения и развития интереса к предмету.

Воспитывать уважительное отношение к национальным традициям.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы работы: объяснительно - иллюстративный, практический.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор. Презентация.

Зрительный ряд: произведения художественных промыслов Городца, Хохломы, Гжели, Дымки, Кожли.

Для обучающихся: технологические карты поэтапного выполнения основных элементов цветочной росписи, шаблоны открытки-сувенира, гуашь, кисти, вода, палитра.


Ход урока.

1.Организационный этап.

-Ребята, Звенит звонок, начинаем наш урок!


2. Повторение. Актуализация опорных знаний.

- Обратите внимание, как красиво оформлена наша классная доска!

Какие интересные и разные предметы народных промыслов мы видим на ней.

-Посмотрите есть ли здесь изделия народных промыслов, которые вы уже знаете?

Кто желает назвать и показать их?

Почему так называется эта роспись?

Из чего сделаны?

Хорошо что вы знаете эти промыслы, ведь народные промыслы это гордость России !


3. Сообщение темы и целей урока.

Ребята, а вам нравятся вот эти изделия с удивительно яркой и нарядной росписью?

А может быть кто-нибудь из вас уже знает, как называется эта роспись?

1 вариант

-Нет

2 вариант

-Да, молодцы, мне приятно, что вы такие любознательные. Может вы знаете, почему эта роспись так называется?

Тогда посмотрите подсказку и попробуйте догадаться.

Есть на Волге город древний

Под названьем Городец

Славится по всей России

Своей росписью творец!

Итак, как же называется эта роспись?

Эта роспись называется ГОРОДЕЦКАЯ.

-Ребята, а вам хотелось бы научиться расписывать также красиво как городецкие мастера?

-А зачем? Где бы вы смогли применить это умение?

--Без больших затрат возможно сделать отличный подарок своими руками. Показать досточку

Как вы думаете, сейчас вы уже можете самостоятельно расписать какое-нибудь изделие так же красиво как городецкие мастера?

А почему?

Да, ребята чтобы научиться этой росписи, надо знать историю возникновения промысла, традиции, приёмы росписи.

Так давайте поставим цель урока!

Тема нашего урока: «Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла»


4. Изучение нового материала.

Ребята, искусство городецкой росписи зародилось в заволжском крае близ города Городца недалеко от Нижнего Новгорода. Городец - был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким . Это самый древний город Нижегородского края.

В Заволжье было много леса, который давал много дешёвого материала из которого мастера делали всё от игрушек до предметов мебели. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в Городец.

Давайте ,ребята, представим, что мы с вами попали на Городецкую ярмарку. Сюда ,по субботам, съезжались крестьяне из окрестных деревень.Приезжали и купцы из разных городов. Особым спросом пользовались Городецкие прялки .

Прялка была лучшим подарком поэтому выбирали донце красочное, всем на радость! После окончания работы донце вешали на стену и оно украшало избу.

Давайте познакомимся с характерными особенностями Городецкой росписи. Городецкая роспись имеет три основные композиции: цветочная роспись, цветочная роспись с включением
мотива «птица» и «конь», сюжетная роспись.

В сюжетной росписи мастера изображали сцены из жизни: чаепитие, свидания, гуляния.

Городецкие мастера любили изображать птиц символ счастья и коней – символ богатства.

Цветочная роспись-этот вид росписи чаще всего используется и наиболее прост в исполнении Сегодня на уроке мы будем её осваивать. Цветы в Городецкой росписи- символ здоровья и процветания. Цветы пишут фантастические ,каких в природе не встретишь, но если присмотреться то можно узнать ромашку, розу, купавку.

Давайте запомним название городецких цветов. Они являются основными элементами цветочной росписи . Это - ромашка, розан , купавка и роза.

Давайте рассмотрим последовательность выполнения основных элементов.

Городецкая роспись выполняется в три этапа.

Первый этап ПОДМАЛЁВОК.Основой всех цветов является цветовой круг – который называется ПОДМАЛЁВОК.

Затем второй этап ТЕНЁВКА. Более тёмным цветом прорисовывается центр -- середина цветка и лепестки.

Последний этап росписи это белые штрихи в виде точек, дуг как бы оживляют цветы и называется ОЖИВКА.

Ребята, сравните цветы ромашку и розу. Чем они похожи и чем отличаются?

Сравните купавку и розу.

(Обратите внимание, что у ромашки и розана серединка цветка в центре, а у купавки и розы серединка смещена. Лепестки у ромашки в виде штрихов, у розана в виде дужек. У купавки самый большой лепесток изображается напротив центра, а остальные идут по убывающей. Аналогично, выполняется Роза, только лепестки выходят за круг. )

А листики изображают в виде скобочек и располагают по три. В центре листик побольше.

Каждый мастер проявляет фантазию, поэтому все цветы разные. Разного цвета, оживка может быть в виде сеточки, капелек, штрихов.

А сейчас ребята динамическая пауза.


5,Динамическая пауза.

Встали прямо, потянулись,

И друг к другу повернулись

И, конечно, улыбнулись.

Садитесь и давайте сейчас повторим, что мы уже узнали.

Как называются цветы в городецкой росписи?

Назовите три этапа росписи.


Запомните, эти основы росписи. Их десятилетия отрабатывали городецкие мастера.

В наши дни традиции старых мастеров бережно сохраняют современные художники, работающие на фабрике «Городецкая роспись». Они как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия, используя традиционные мотивы росписи: цветы, кони, птицы.

Городецкая роспись такая нарядная, что многих побуждает к творчеству и мы можем увидеть её не только на деревянных изделиях. Вот, например, новогодние шары расписанные в стиле Городецкой росписи.


6. Практическая работа.

Ребята, я вам тоже предлагаю накануне новогоднего праздника расписать

Новогодний сувенир-открытку городецкой цветочной росписью. ПОКАЗАТЬ ОБРАЗЕЦ.Такой сувенир с пожеланиями порадует ваших близких и может украсить елочку.

У вас есть готовые шаблоны, на которых вы будете учиться выполнять роспись. Таблица с элементами цветочной росписи , которая есть у вас на столе, поможет вам в работе. А вальс цветов Петра Чайковского создаст вам хорошее настроение.

Ребята, кто желает самостоятельно выполнить работу, тот может начинать, а кто не очень уверен в своих силах, тот будет работать вместе со мной. Приступайте к работе ,будьте внимательны и аккуратны. Цветы выбирайте сами. Напомню, что ромашка полегче , роза сложнее.

Напомню вам, что роспись выполняем сразу кистью...

Первый -розан . Розовым делаем кружок это подмалёвок. В центре красным цветом- меньший кружок.

Даем работе подсохнуть, а сами делаем подмалёвок на другой стороне другого элемента по вашему желанию

Внимательно посмотрите, как правильно нарисовать скобку: вначале лишь слегка прикоснитесь к бумаге кончиком кисти и проведите тонкую линию, к середине нажать на кисть, завершить скобку опять тонкой линией.

Лепестки у ромашки делают так: кончиком кисти слегка прикоснуться к бумаге, затем не отрываясь ,кисть быстро приложить и поднять. Получится мазок- капля: тонкий вначале и широкий в конце.


7.Итог урока.

Подведём итог урока:

С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

Назовите основные элементы городецкой цветочной росписи

Вспомните и назовите три основных этапа росписи.


8.Рефлексивный этап.

- Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что сегодня с заданием справился полностью и остался доволен своей работой?

- Кто считает, что работу не успел завершить?

- Кто бы хотел продолжить знакомство с другими народными промыслами?


9. Выставка работ учащихся.

- Я очень рада, что у вас получились такие красивые сувениры, вы работали аккуратно. Прекрасные получились работы! А кто не успел закончить работу, не расстраивайтесь, закончите дома и на следующий урок принесёте на выставку.


10.Домашнее задание.

Дома я предлагаю вам расписать закладку для книги. Вы можете проявить фантазию и составить свою цветочную композицию.

Молодцы! Спасибо за работу.



 





















Поурочный план по ИЗО в 8 классе.

Дата_______________

Учитель: Бельтоева М.С.

Тема: «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.

Тип урока: урок обретения новых знаний.

Цель, задачи

Цель: Раскрытие специфики фото-пейзажа и его роли как визуального дневника человека.

В предметной области:

1) осознавать художественную выразительность и визуально-эмоциональную неповторимость фотопейзажа;

2) уметь применять в своей практике элементы операторского мастерства при выборе момента съёмки природного или архитектурного пейзажа с учётом его световыразительного состояния;

3) анализировать и сопоставлять художественную ценность чёрно-белой и цветной фотографии;

4) различать выразительные средства и возможности фото-пейзажа и пейзажа в живописи;

5) понимать, почему световое состояние природы может быть изобразительно интересной темой для фотографа;

6) учиться грамоте композиции при съёмке человека на фоне натуры.

7) сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

В метапредметной области уметь:

1)самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2)осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя;

3) формировать и развивать компетентности в области использования ИКТ-компетенции;

4) анализировать объекты и явления окружающего мира, выделяя отличительные признаки;

проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий,

и презентаций.

В сфере личностного развития учащихся:

1) сформировать потребность в знаниях, развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности; 

2) научить вести диалог, обсуждать вопросы, слушать товарища;

3) формировать положительное отношение к результатам выполняемых практических работ.

Ход урока.


Организационный момент.

Приветствует детей.

Ребята, минуту.., (делаю селфи с детьми) и перебрасываю фото на слайд.

- Ребята, как вы думаете, о чем пойдет разговор сегодня на уроке?

- Фотографируя, мы документируем свою жизнь. Запечатлеваем самые важные, самые значимые ее моменты. Мы фотографируем в далеких городах и странах местные пейзажи или достопримечательности. Все это имеет для нас огромное значение. Эти снимки – наш визуальный дневник.

Предлагает послушать отрывок из песни Булата Окуджавы «На фоне Пушкина снимается семейство» и рассмотреть снимок.


Данный этап играет очень серьёзную воспитательную роль. Здесь формируется умение себя мобилизовать, внутренне организоваться. На этом этапе возникают первые вопросы и мотивация к работе.


Постановка проблемы.

Какую проблему будем решать сегодня на уроке?

Корректирует идеи учащихся в нужном направлении.


Активное и сознательное усвоение нового материала:

а) специфика цветной и чёрно-белой фотографии;

б) световые эффекты и атмосферные состояния природы;

в) цвет в живописи и фотографии.

Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.

Маленькая камера — верный спутник в поездках и путешествиях — может превратить нас в замечательных пейзажистов.

Только, как уже говорилось, надо увидеть, найти, успеть запечатлеть стремительно меняющиеся лики мира. Поиск наилучшей натуры, а не случайное, первое попавшееся место наряду с оперативностью составляет особенность пейзажной съёмки.
Фотопейзаж даёт нам возможность увидеть красоту природы, восхититься ее бесконечным преображением, сохранить память о городах и странах, в которых довелось побывать. Возможность каждого фотографировать в любой момент и в любом месте превращает фотоаппарат в современный вид дневника, где вместо текстовых записей — «записи в картинках». И в этих фотодневниковых зарисовках сохранится зримая память о том, «где я был и что я видел». Причем память не только о дальних странах, но и о том, что тебя окружает каждый день: двор, в котором прошло детство, незаметно меняющиеся улицы родного города или школьная спортплощадка, где с друзьями гоняешь в футбол.
Фотографии природной и городской среды, архитектурных памятников и интерьеров — непререкаемое свидетельство и информация о том, как мир выглядит сейчас и выглядел прежде. Но художественная ценность фотопейзажа возрастает тем больше, чем лучше оператору удаётся сквозь информацию выразить в снимке дух и неповторимость места.
Художник в пейзаже дает нам сумму авторских впечатлений иразмышлений о природе.


Практико-аналитическая часть урока:

В фотопейзаже важнее момент, передающий быстротекущее состояние природы.
Рассматривая искусство пейзажа в соотношении «объект — субъект», отметим бесспорно большую объективность фотографии, чем живописи, в передаче точности натуры. В фотографии при всех её художественных возможностях важнее всего безусловность запечатлённой натуры, фиксация ее состояний как факта. В живописи помимо изображения самого пейзажа, важна передача художником своего отношения к изображаемому. Одухотворение природы, эмоциональность её восприятия рождают образ живописного пейзажа, созданный кистью художника.
В картине художник выражает себя больше, чем в фотографии. Ценность фотографии в ином — в документальности пейзажа, изобразительном дублировании натуры на снимке. В этом её основное значение и отличие от живописи.
Фотография во многом раскрепостила пейзажиста, избавила его от копирования натуры и сосредоточила на её образном воплощении. В современном искусстве ценнее не изобразительная иллюзия, подражение реальности, а ее образно-живописное «пересотворение» на холсте, передающее неповторимое видение и понимание художником этого мира.
Глядя на работы фотомастеров, ощущаешь, как в них отражается культура пейзажной живописи, воплощённая на языке фотографии.

«Портрет» капельки на травинке или бабочки на цветке — это привилегия фотографии.
Если свет в фотонатюрморте в основном постановочный, то в пейзаже — естественный, природный. В пейзаже свет не выставишь, поэтому, чтобы уловить наиболее интересное световое состояние природы, за ним надо «охотиться». Общий свет, заполняющий интерьер или равномерно разлитый по всему пейзажу («заливка»), не придаёт выразительности снимку. Поэтому поиск необычного состояния природы становится важной задачей фотохудожника.
В фотопейзаже большую роль играет выбор не только места, но и момента съёмки. Закат, отблески солнца в воде, дождь, туманы и дымы, густой снег и другие подобные эффекты природы помогают создать интересный пейзажный снимок. В нём освещение, композиция становятся средствами образно-эмоциональной выразительности.
Игра света и цвета, бликов и теней заставляет по-новому увидеть пространство пейзажа и интерьера. Настроение и атмосфера дома или какого-нибудь места возникает благодаря передаче воздуха, световой среды, в которую погружены человек и предметы на снимке.
Использование цвета в пейзаже более естественно, чем, к примеру, в портрете. Но и здесь в равной мере бывает оправдан чёрно-белый язык графики. В нём своя поэзия!

Рассматривают и анализируют фотографии в парах на основе плана на доске:

1. Объекты изображения.

2. Композиция.

3. Цветовое и световое решение.

4. Динамика/статика.

5. Планы.

6. Перспектива.

Опрос 3-х пар. Оценивание.


Фронтальная работа

Коллективный анализ художественно-

изобразительной специфики фотопортрета как объективного

фиксатора характера, состояния человека и проявления его

внутреннего мира.


Информация о творческом домашнем задании.

Задание для малых групп. Проектно-съемочный практикум.

Фронтальный инструктаж по выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневник.

Каждому раздается памятка Начинающего фотографа.


Съемочный практикум даёт импульс для творчества, вызывает интерес к предмету. В ходе этой работы активизируется внимание к искусству фотосъемки. 

Формируются познавательные УУД – самостоятельное создание способов решения проблем творчества и поиск.

Формируется адекватная самооценка.


Рефлексия учебной деятельности.

1. Обращает внимание учащихся на вопросы, поставленные ими в начале урока, предлагает соотнести задачи урока с его результатами: все ли задачи были выполнены; остались ли неразрешенные моменты.

2. Предлагает каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью.

3. Что понравилось больше всего на уроке?

4. Что вызывало трудности?

Пригодится ли в жизни то, чему вы сегодня научились?


Синквейн по теме.

1. Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока.

2. Оценивают своё участие в уроке.

3.Анализируют результаты работы.


Итоги урока.

Подведение итогов и оценивание.



























Поурочный план по информатике в 9 классе.

Дата_______________

Учитель: Бельтоева М.С.

Тема: Знакомство с языком Паскаль.

Цель урока: научить создавать простые программы на языке Pascal, познакомить учащихся со структурой программы и с правилами программирования

Задачи урока:

1.Обучающая – познакомить учащихся со структурой программы и с правилами программирования, научить создавать простые программы на языке Pascal

2.Развивающая - развитие логического и алгоритмического мышления школьников, приемов умственной деятельности, формирование и развитие функционального мышления учащихся, развитие познавательных потребностей учащихся, развитие навыков работы в среде программирования высокого уровня

3.Воспитательная – воспитание информационной культуры учащихся, побудить интерес к изучению информатики, формирование творческого воображения и умения решать нестандартные задачи, научить находить нестандартные пути для решения задач

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок - путешествие

Основные термины и понятия урока: рrogram, var, begin, write, read, writeln, readln, end, структура программы на Паскале.

Технологии обучения:

Информационно-коммуникационная технология, технология развивающего обучения, технология сотрудничества, частично- поисковая, личностно-ориентированное обучение

Планируемые результаты:

Личностные:

формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

Предметные:

Знать:

общие сведения о языке программирования Pascal,

предназначение формальных языков.

Уметь:

работать с программной средой Pascal ABC;

научиться правильно выстраивать структуру программы


Ход урока.


Этап урока

время этапа

Деятельность учителя

1

Организационный момент

Приветствует класс, сообщает тему и цель урока.

2

Актуализация знаний

Коротко напоминает то, что было пройдено на прошлом уроке.

3

Теоретическая часть

Среди современных языков программирования одним из самых популярных является язык Паскаль. Этот язык разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля – французского ученого, изобретателя механической вычислительной машины.

Паскаль – это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации.

Команду алгоритма, записанную на языке программирования, принято называть оператором.

Программа на Паскале близка по своему виду к описанию алгоритма на Алгоритмическом языке. Давайте сравним алгоритм решения одной и той же задачи на алгоритмическом языке и на языке Паскаль. Задание 1. Учитель записывает на доске текст программ.

Очень похоже на перевод с русского языка на английский.

Программа на Паскале состоит из заголовка, описаний и операторов.

Учитель включает проекционный экран, появляется слайд следующего содержания:

Заголовок программы начинается со слова Program (программа), за которой следует произвольное имя, придуманное программистом.

Program 

Имя образуется из латинских букв, знака подчеркивания и цифр от 0 до 9 и начинается с буквы. Имя используется для обозначения переменных, меток, процедур.

Раздел описания переменных начинается со слова Var, за которым идет список имен переменных через запятую. Тип указывается после двоеточия. В стандате языка Паскаль существуют два типа величин: вещественный и целый. Слово integer обозначает целый тип. Вещественный тип обозначается словом real. Например, раздел описания переменных может быть таким:

Var a,b: integer; c,d: real;

Идентификаторы переменных составляются из латинских букв и цифр; первым символом обязательно должная быть буква.

Раздел операторов – основная часть программы. Начало и конец раздела операторов программы отмечается служебными словами begin (начало) и end (конец). В самом конце программы ставится точка:

Begin  end.

Операторы ввода, вывода.

Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору read (читать) или readln (read line – читать строку):

Read ();

Или Readln ();

При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя. Пользователь набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, в каком они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. Одновременно с набором на клавиатуре они появляются на экране. В конце нажимается клавиша . Разница в выполнении операторов read иreadln состоит в том, что после выполнения ввода по оператору readlnэкранный курсор перемещается в начало строки, а по оператору read этого не происходит.

Вывод результатов происходит по оператору write (писать) или writeln (writeline –писать в строку):

Write ();

Или Writeln ();

Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке. Элементы списка вывода могут быть константы, переменные, выражения.

Разница в выполнении этих операторов в том, что после выполнения вывода по оператору writeln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору write этого не происходит.


Формат заголовка программы:

Program «имя программы»

Формат описания переменных:

Var «список однотипных переменных»: «тип»; …

Раздел операторов:

begin

«операторы»

end.

Операторы ввода данных с клавиатуры:

read («список ввода»),

readln(«список ввода»).

Операторы вывода на экран:

write(«список вывода»),

writeln(«список вывода»)

По каждому пункту учитель дает пояснения.

Далее мы с вами рассмотрим правила записи арифметических выражений.

(записывает на доске)

+ сложение

- вычитание

* умножение

/ деление

В отличие от математики, знак умножения опускать нельзя.

Нужно записывать 2*b, а не 2b, не х2 , а х*х или SQR(x).

Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам, круглые скобки также влияют на порядок действий.

Например:

4 1 3 2 (порядок действий)

А+(В-С)/(3+К)

4

Закрепление новых знаний

(8 мин)

-Ребятки, вы знаете, что сила тяжести существует везде, в том числе и в космосе. Что удерживает Луну на её орбите вокруг Земли? Сила тяжести. Что удерживает Землю на орбите вокруг Солнца? Сила тяжести. Что не позволяет галактикам разлетаться в разные стороны? Сила тяжести.

Давайте, вспомним, по какой формуле определяется сила тяжести

Вспомнили, предлагаю написать программу, которая позволит нам

найти силу тяжести, действующую на ученика массой 45 кг?

Структура программы следующая

Давайте, теперь попробуем написать программу

Program Сlass;

Var F,m,g: real;

Begin

Write ('m,g');

Read (m,g);

F:=m*g;

Write ('F=',F);

End.


Сейчас запишите в тетрадях на языке Паскаль следующие выражения:

a) A+D:C;

b) A2 + B– 14C;

c) 25(a2 –b2).

-Задача каждого из вас написать программу, которая будет находить плотность вещества. Один из вас напишет ее на языке Pascal, а другой на алгоритмическом языке, с помощью блок- схем.

Pascal


Алгоритм


Program Fer;

Var p,m,V: real;

Begin

Write ('m,V');

Read (m,V);

P:=m/V;

Write ('P=',P);

End.




5

Сообщение учащимся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Запишите домашнее задание - написать программу, которая вычисляет площадь треугольника по формуле Герона, повторить словарь языка.



6

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Кратко повторяют, что нового узнали на уроке.



Поурочный план по информатике в 10 классе.

Дата_______________

Учитель: Бельтоева М.С.

Тема: Передача информации

Цели урока

Образовательная:

Изучение и закрепление знаний;

Актуализация ведущих знаний;

Ввести понятия способы передачи информации, каналы передачи информации, пропускная способность канала.

Рассмотреть технические системы передачи информации.

Развивающая:

развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся;

развивать дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе.

Воспитательная:

воспитывать интерес к предмету, внимательность, дисциплинированность.

Тип урока: изучения нового материала и первичное закрепление знаний.
Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация «Передача информации».
Виды работы: эвристическая беседа, лекция-демонстрация, самостоятельная работа учащихся.


Ход урока

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята, садитесь. Я очень рада вас видеть. Сегодня мы продолжаем изучать главу «Информационные процессы в системах»


II. Актуализация знаний

Из базового курса вам известно:

Передача информации происходит от источника к получателю (приемнику) информации. Источником информации может быть все, что угодно: любой объект или явление живой или неживой природы. Процесс передачи информации протекает в некоторой материальной среде, разделяющей источника и получателя информации, которая называется каналом передачи информации. Информация передается через канал в форме некоторой последовательности сигналов, символов, знаков, которые называются сообщением.

Получатель информации — это объект, принимающий сообщение, в результате чего происходят определенные изменения его состояния. Все сказанное выше схематически изображено на рисунке. Человек получает информацию от всего, что его окружает, посредством органов чувств: слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса. Наибольший объем информации человек получает через слух и зрение. На слух воспринимаются звуковые сообщения — акустические сигналы в сплошной среде (чаще всего — в воздухе). Зрение воспринимает световые сигналы, переносящие изображение объектов.

Информационный канал может иметь либо естественную природу (атмосферный воздух, через который переносятся звуковые волны, солнечный свет, отраженный от наблюдаемых объектов), либо быть искусственно созданным. Искусственно созданные – это как раз технические средства связи.

И так тема нашего урока «Передача информации» 



III. Постановка цели урока

Приступим к изучению нового материала. Тему урока запишите в тетрадь.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с техническими системами передачи информации, как осуществляется процесс передачи информации, решим практические задачи.


IV. Изучение нового материала.

Первым техническим средством передачи информации на расстояние стал телеграф, изобретенный в 1837 году американцем Сэмюэлем Морзе. В 1876 году американец А.Белл изобретает телефон. На основании открытия немецким физиком Генрихом Герцем электромагнитных волн (1886 г.), А.С. Поповым в России в 1895 году и почти одновременно с ним в 1896 году Г.Маркони в Италии, было изобретено радио. Телевидение и Интернет появились в ХХ веке. 

Модель передачи информации К. Шеннона

Все перечисленные способы информационной связи основаны на передаче на расстояние физического (электрического или электромагнитного) сигнала и подчиняются некоторым общим законам. Исследованием этих законов занимается теория связи, возникшая в 1920-х годах. Математический аппарат теории связи — математическую теорию связи, разработал американский ученый Клод Шеннон.

Модель передачи информации по техническим каналам связи

Клодом Шенноном была предложена модель процесса передачи информации по техническим каналам связи. Под кодированием здесь понимается любое преобразование информации, идущей от источника, в форму, пригодную для ее передачи по каналу связи. Декодирование — обратное преобразование сигнальной последовательности.

Работу такой схемы можно пояснить на знакомом всем процессе разговора по телефону. Источником информации является говорящий человек. Кодирующим устройством — микрофон телефонной трубки, с помощью которого звуковые волны (речь) преобразуются в электрические сигналы. Каналом связи служит телефонная сеть (провода, коммутаторы телефонных узлов, через которые проходит сигнал). Декодирующим устройством является телефонная трубка (наушник) слушающего человека — приемника информации. Здесь пришедший электрический сигнал превращается в звук.

Современные компьютерные системы передачи информации — компьютерные сети, работают по тому же принципу. Есть процесс кодирования, преобразующий двоичный компьютерный код в физический сигнал того типа, который передается по каналу связи. Декодирование заключается в обратном преобразовании передаваемого сигнала в компьютерный код. Например, при использовании телефонных линий в компьютерных сетях функции кодирования-декодирования выполняет прибор, который называется модемом.

Пропускная способность канала и скорость передачи информации

Разработчикам технических систем передачи информации приходится решать две взаимосвязанные задачи: как обеспечить наибольшую скорость передачи информации и как уменьшить потери информации при передаче. К. Шеннон был первым ученым, взявшимся за решение этих задач создавшим новую для того времени науку — теорию информации. Шеннон определил способ измерения количества информации, передаваемой по каналам связи. Им было введено понятие пропускной способности канала как максимально возможной скорости передачи информации. Эта скорость измеряется в битах в секунду (а также килобитах в секунду, мегабитах в секунду).

Пропускная способность канала связи зависит от его технической реализации.

Пропускная способность телефонных линий — десятки и сотни Кбит/с; пропускная способность оптоволоконных линий и линий радиосвязи измеряется десятками и сотнями Мбит/с.

Однако существует проблема, которая на схеме, предложенной К. Шенноном, отмечена словом «шум».

Шум, защита от шума

Термином «шум» называют разного рода помехи, искажающие передаваемый сигнал и приводящие к потере информации. Такие помехи, прежде всего, возникают по техническим причинам, таким как плохое качество линий связи, незащищенность друг от друга различных потоков информации, передаваемых по одним и тем же каналам. Иногда, беседуя по телефону, мы слышим шум, треск, мешающие понять собеседника, или на наш разговор накладывается разговор других людей.

Наличие шума приводит к потере передаваемой информации. В таких случаях необходима защита от шума. Для этого в первую очередь применяются технические способы защиты каналов связи от воздействия шумов. Такие способы бывают самыми разными, иногда простыми, иногда очень сложными

Шеннон разработал специальную теорию кодирования, дающую методы борьбы с шумом. Одна из важных идей этой теории состоит в том, что передаваемый по линии связи код должен быть избыточным. За счет этого потеря какой-то части информации при передаче может быть компенсирована. Например, если при разговоре по телефону вас плохо слышно, то, повторяя каждое слово дважды, вы имеете больше шансов на то, что собеседник поймет вас правильно.

Избыточность кода — это многократное повторение передаваемых данных.

Однако нельзя делать избыточность слишком большой. Это приведет к задержкам и удорожанию связи. Теория кодирования как раз и позволяет получить такой код, который будет оптимальным: избыточность передаваемой информации будет минимально возможной, а достоверность принятой информации — максимальной.

Большой вклад в научную теорию связи внес известный советский ученый Владимир Александрович Котельников. В 1940-1950-х годах им получены фундаментальные научные результаты по проблеме помехоустойчивости систем передачи информации.

В современных системах цифровой связи для борьбы с потерей информации при передаче часто применяется следующий прием. Все сообщение разбивается на порции — блоки. Для каждого блока вычисляется контрольная сумма (сумма двоичных цифр), которая передается вместе с данным блоком.

Самостоятельная работа.

У учащихся карточки с заданиями, которые они должны выполнить.

Задания для самостоятельной работы

Пропускная способность канала связи 100 Мбит/с. Канал не подвержен воздействию шума (например, оптоволоконная линия). Определите, за какое время по каналу будет передан текст, информационный объем которого составляет 100 Кб.

Пропускная способность канала связи 10 Мбит/с. Канал подвержен воздействию шума, поэтому избыточность кода передачи составляет 20%. Определите, за сколько времени по каналу будет передан текст, информационный объем которого составляет 100 Кб.



V. Итоги урока

Наш урок подошел к концу. Что нового вы сегодня узнали на уроке и чему научились?


VI. Рефлексия.

 Я предлагаю оценить себя самостоятельно (говорю правильные ответы). Оценки за урок.


VII. Постановка домашнего задания

Параграф 8, вопрос 1-8.