Разработала учитель истории и обществознания:
Калиничева Л.Д. МБОУ « Троицкая СОШ»,
Верховский район, Орловская обл.
Технологическая карта урока к учебнику
А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина История Нового времени
Тема урока: «Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени»
Урок «открытия» нового знания (изучения новой темы)
ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Предмет –Всеобщая история | Класс -8 | |
Тема урока - «Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени» |
Цели: - способствовать формированию у учащихся представлений об особенностях традиционного общества Востока, его отличии от европейского; - продолжить развитие у учащихся различных УУД в соответствии с запланированными предметными, метапредметными, личностными результатами; - создать условия для воспитания у учащихся ответственного поведения, толерантного отношения к традициям и религиям востока на основе информации об основных традициях и религиозных направлениях. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- углубят знания об основных чертах традиционных восточных обществ в ХVI-ХVII вв. и сделают выводы об их отличиях от общества европейского; - убедятся в зависимом от государства положении человека в традиционном обществе; - смогут правильно использовать исторические термины (традиционное общество монополия, сословие, каста, ценности ). | - примут участие в планировании собственной деятельности на уроке; - самостоятельно оценят достигнутые результаты. - совершенствуют умение получать информацию из разных источников и преобразовывать ее; - дадут словесное описание местоположения объекта на карте; - продемонстрируют способность решать творческие и проблемные задачи; - покажут готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе. | - смогут задуматься о важности для себя лично ответственного поведения в семье, в учебе, в обществе; - сформулируют и выскажут собственное мнение о необходимости уважительного отношения между поколениями; - сумеют применять исторические знания для оценивания собственного поведения и поведения окружающих (на основе информации об учении Конфуция).
|
Словарь урока: традиционное общество, монополия, сословие, каста, ценности; |
Ресурсы урока: компьютер, мультимедийный проектор ; историческая карта рабочие листы с заданиями для групп; |
| ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап. Орг. момент | Проверка готовности к уроку, (учебники, тетради, письменные принадлежности)создание позитивного настроя для совместной деятельности на уроке |
2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации) | Проблемные вопросы: 1.О каких государствах эпохи раннего нового времени мы будем говорить на уроке сегодня? 2. Соотнесите теперь свои гипотезы с изображением на исторической карте? ( Если необходимо учитель корректирует ответы, поводя к тому, что это Китай, Индия, Япония). 3. Почему изучение государств объединено в одну тему? 4. Как можно обозначить тему урока? | Рассматривают раздаточный материал на партах (контуры государств). Анализируют материал, высказывают предположения. У доски на карте показывают государства.
Гипотезы учащихся об общих чертах государств Ответы учащихся |
| Общий вывод: На уроке мы будем говорить о государствах Востока, об их общих чертах – чертах традиционного общества, отличие его от европейского общества Тема урока: - «Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени» (на доске)( слайд 2) Проблема (запись на доске): "Каковы отличия традиционных обществ от европейских?"(слайд 3) | Делают записи в тетради Участвуют в формулировании проблемы урока. |
|
3 этап. Целеполагание и планирование
| Вопрос классу: Что нам нужно узнать, чтобы решить проблему?
План урока (на доске): Роль государства в экономической жизни государств Востока. Деревенская община Сословный строй. Религии Востока. (Слайд 4)
В результате урока вы сможете: - назвать основные черты традиционного общества; - прикоснуться к миру прекрасного стран Востока; - ответить на вопрос о том, чем традиционные общества отличаются от европейских. | - вспоминают изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы, высказывают версии; - определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть) |
4 этап. Актуализация знаний
| Задаёт вопросы для актуализации знаний:
Вспомните характерные черты для европейского общества? Приложение №1 | Отвечают на вопрос: Записывают черты в левую колонку |
5 этап. 1. Роль государства в экономической жизни государств Востока.
| «Открытие» нового знания (изучение новой темы) |
Учащимся на парты раздаются карточки, в которых характеризуется роль государства в экономической жизни (приложение №2) в Индии, Китае, Японии Опираясь на материал учебника, соотнесите характеристики с государствами? Выпишите в тетрадь общие характеристики? Вспомните, что такое монополия? Докажите (опираясь на текст учебника),что государство являлось монополистом хозяйственной жизни? .
|
Читают п.1с.276 – 277 учебника, соотносят характеристики, презентуют их; Делают записи в тетради Работают со словарем с.303 учебника Зачитывают аргументы из учебника с.278 |
2.Деревенская община
3.Сословный строй
4. Религии Востока | Таким образом, какие общие характеристики восточных государств мы выделим? Учащимся на парты раздаются карточки, в которых характеризуются черты деревенской общины (приложение №3) в Индии, Китае, Японии Опираясь на материал учебника, соотнесите характеристики с государствами? Выпишите в тетрадь общие характеристики? Какой вывод вы сделали? Рассмотрим сословный строй каждой из страны Что такое сословия? Работа в малых группах: Составить сословную иерархическую лестницу Китая – 1 группа Японии – 2 группа Индии – индивидуально 1.3Что такое каста?(Слайд 5) 1.4 Продолжите мое предложение: «Таким образом для традиционного общества было характерно жесткая ……… Понять внутренний мир и главные ценности, присущие людям традиционных обществ Востока необходимо не познакомившись с их религиозными учениями. Что такое ценности?( Слайд 6) Работа с таблицей: «Религии Востока» - Какая из данных религий лежит в основе национальных религий этих стран? - Докажите, что для восточных обществ характерна веротерпимость?
| 1.Государство – собственник земли 2. Главное занятие – сельское хозяйство 3. Контроль государства за жизнью общества(запись в правой колонке)
Читают п.1с.277 – 278 учебника, соотносят характеристики, презентуют их;
Делают записи в тетради
Ответ: Во всех государствах сохранялась деревенская община( запись в правой колонке)
Работа со словарем с.с.303, дают ответ Работают в группах с информацией приложения №4 поиск информации в тексте. Презентация работ Вспоминают, записывают в тетрадь Ответ: сословная система (запись в правой колонке)
Запись в тетрадь ( слайд 7 ) Анализируют материал таблицы, Буддизм делают вывод: в странах рядом уживались разные религиозные верования, характерна веротерпимость |
6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) | Чем отличается традиционное общество от европейского(сравните записи левой и правой колонки)?( слайд 8) Игра «Да» - «Нет» 1. Китайского императора называли «богдыхан» - да 2. Общество в Японии делилось на варны ( касты) - нет 3. Индийские жрецы назывались «брахманы» - да 4. Китайские воины назывались самураи - нет 5. Во всех странах Востока были последователи буддизма - да 6. И в Китае, и в Японии, и в Индии земля принадлежала государству - да 7. Главным учением Китая было конфуцианство - да 8. Конфуций учил, что вся жизнь человека – это страдание - нет 9. Купцы в Японии были очень уважаем слоем населения – нет |
7 этап. Рефлексия и оценивание |
|
1.1 Задает вопросы: – Какую проблему мы ставили в начале урока? –Удалось ли решить поставленную проблему? Все ли запланированное удалось выполнить? (Если не получилось – почему?) 1.2метод «Рюкзак»
1.3 Выставляет и комментирует отметки.
| сравнивают цель урока и достигнутые результаты; - делают выводы
На уроке я узнал… На уроке я научился… Я понял… оценивают свою работу на уроке |
8 этап. Домашнее задание | Домашнее задание предполагает - инвариантную часть П.28.вопр.1-4 с.284 - вариативную часть Прослушав, диалог купцов (приложение №5) составить : правила поведения для купцов
|
Приложение №1
Европейское общество в 16 - 17 веках:
1) Заложены основы капиталистического способа производства. Строятся мануфактуры т.к. появились свободные капиталы и наёмные рабочие.
2) Великие географические открытия принесли Европе баснословные доходы. Развитие международной торговли укрепило экономику.
3) Необходимость новой внешней политики (колониальная экспансия). Укрепила центральную власть, в Европе устанавливается абсолютизм(форма правления, при котором монарху принадлежит неограниченная власть).
4) Происходят первые буржуазные революции, которые приведут к падению самодержавия, устанавливаются первые буржуазные республики, в которых соблюдаются права и свободы человека.
5) Ослаблено влияние церкви, поэтому происходит бурное развитие образования, наук, философии, искусства и литературы.
Приложение №2
ИНДИЯ
-Земля должна принадлежать государству
-Право верховной власти на землю принадлежит государству
-Государство следит, чтобы знать не превращалась в крупных собственников.
-Государство предоставляет обширные земли в пользование знатному человеку, а за это он платит налоги и содержит войско.
-Пользоваться земельным наделом можно не более 10 лет, затем его передавали другому собственнику.
-Земли никогда не передавались по наследству
КИТАЙ
-Все земли делились на две части: государственные и народные (частные)
-Государственные земли отдаются крестьянам, которые обрабатывают землю и платят налоги
-Государство ежегодно издает указы, запрещающие продажу земли
-Земля должна принадлежать государству
ЯПОНИЯ
-Основной земельный фонд в собственности князей
-Центральная власть проводит политику конфискации и перераспределения земельных владений
-Перераспределение земель способствует укреплению центральной власти.
-Государство верховный собственник на землю
Приложение №3
ИНДИЯ
-Все должности и обязанности передаются по наследству из поколения в поколение
-За пределами общины, общинники становились бесправными
КИТАЙ
-Деревня состояла из 100 дворов
-Во главе общины стоял староста
-Староста несет ответственность за сбор налогов и выполнение обязанностей
-Община была самоуправляема
-Центральная власть устанавливала цены на важнейшие товары, существовала государственная торговля, государственные промыслы
ЯПОНИЯ
-Крестьяне не могли оставить своего хозяйства, жизнь их текла в тяжелом труде и нищете
-Государственные указы предписывали крестьянам, что есть и как одеваться.
-Если крестьянин уходил из деревни, вся община должна была платить за него налоги и обрабатывать за него землю.
-В стране получил распространение обычай «детоубийства» (обычно девочек), чтобы избавиться от лишних ртов.
Приложение № 4
Во все времена в Китае выделялись три сословно-классовые группы: "благородных", "добрых" и "подлых" людей. "Благородных" - светскую и духовную знать, военное и гражданское чиновничество - был освобожден от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые и от налогов, они были не только крупными частными землевладельцами, но и присваивали значительную часть средств, поступавших в казну.
Представители второй непривилегированной сословно-классовой группе принадлежали к простолюдинам, "мелкого люда". Это были преимущественно мелкие землевладельцы и ремесленники, на которых и возлагалась основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей. В III-VIII веках в период существования государственной надельной системы основная масса крестьян фактически превратилась в арендаторов государственных земель.
К третьей сословно-классовой группы "подлых людей" принадлежали неполноправные свободные и бесправные - государственные и частные рабы. Крах надельной системы, развитие крупного землевладения привели к росту числа безземельных и малоземельных крестьян-арендаторов, которых обычно прикрепляли к земле.
Неполноправных сословная группа состояла сплошь до XIII века из лиц, находившихся в зависимости от "сильных домов". Они использовались как вооруженная сила, батраки, которые должны были беспрекословно выполнять приказы хозяина. их били палками, сажали в частные тюрьмы, а иногда и безнаказанно убивали. Они не имели права обращаться в суд с иском на хозяина. Государственные органы способствовали розыску и возвращению беглых арендаторов и батраков, которые не внесли вовремя плату либо не отработали сроков, указанных в контракте. Только в 1727 году было формально запрещено самовольное наказание хозяевами зависимых от них работников.
В раннее Новое время в Японии существовала жесткая сословная система. Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением. Все жители страны подразделялись на четыре сословия: воины, крестьяне, ремесленники и купцы. Придворные, священнослужители, врачи и ученые, а также парии – неприкасаемые, которые выполняли самую грязную работу, в сословия не входили.
В этой сословной системе существовала строгая иерархия, в которой воины—самураи занимали верхнюю ступень (на рубеже XVII–XVIII вв. вместе с семьями они составляли примерно 10 % населения страны). Принадлежность к этому сословию передавалась по наследству, в него входили высшие военачальники, князья, богатые феодалы, простые солдаты, высшие и низшие чиновники. В XVII в. окончательно оформился «кодекс чести» самураев – «бусидо», согласно которому они должны были вести суровый образ жизни, довольствоваться малым, заниматься только военным делом, быть беспрекословно послушными и верными своему господину (крупному феодалу, князю) вплоть до готовности принять смерть через ритуальное самоубийство (харакири) по первому его требованию или в случае его смерти. Основную массу населения составляли крестьяне, которые относились ко второй ступени сословного строя Японии. От них зависело пропитание сословия воинов.
Третье и четвертое сословия в обществе составляли ремесленники и купцы. Большинство ремесленников жило в городах, но были и странствующие ремесленники, ходившие по деревням. Как правило, сын наследовал профессию отца.
Что же касается купцов, то в XVI–XVIII вв. власти их не любили и относились к ним настороженно. Купцы находились в самом низу сословной иерархической лестницы, их считали «паразитами», которые сами ничего не производят. Однако развитие товарно—денежного хозяйства привело к увеличению этого сословия и росту его богатства. Ни самураи, ни крестьяне и ремесленники без их услуг обойтись не могли: у них занимали деньги, им продавали излишки зерна и изделия ремесла. Купцы жили по установленным ими правилам на деньги, которые получали от ежедневной торговли. Правила японских купцов включали в себя: ранний подъем, преданность семейному делу, работу сверхурочно, бережливость, хорошее здоровье
В Индии были сословия – касты (варны),например, жрецов, воинов, крестьян. Но часть населения не входила в касты, составляя самый низший, бесправный слой его, - это «неприкасаемые». Считалось, что самое прикосновение к ним или даже к их тени оскверняло жрецов. «Неприкасаемые» были рабами, принадлежавшими всей общине.
Варна брахманов – жрецов (brahmana - 'знающий священное учение') занимала верховное положение. Сюда входили представители родов, которые выполняли жреческие обязанности, и царских родов. Им было предоставлено исключительное право совершать жертвоприношения, основные обряды, знакомить людей со священными писаниями Брахманы были освобождены от повинностей, сами распоряжались своей собственностью. Убийство брахманов было самым большим грехом.
Следующая по схеме сословной иерархии была варна кшатриев – воинов. Эта варна располагала реальной властью в индийском обществе, так как имела в своих руках материальные ресурсы и военную силу.
Основная масса общинников образовала третью варну - 'наделенный имуществом. Эта варна состояла в основном из земледельцев и скотоводов, а также торговцев и ремесленников. Им было предоставлено право владеть землей и отводилась незначительная роль в государственном управлении
Позднее трех других окончательно оформилась варна шудр- слуг. Они занимались физическим трудом, их положение было близко к рабскому, на них было наложено много ограничений в правах.
Как правило, принадлежность к варне определялась рождением. Переход из одной варны в другую, как и смешанные браки, запрещался.
Приложение №5
Собрались как-то богатые японские купцы в городе Эдо и заговорили о том, что нет у них своего кодекса, который установил бы для них правила поведения. Сказал один купец: «У самураев есть кодекс чести «бусидо», образ жизни крестьян зависит от самураев, а мы, купцы, можем сами установить для себя правила». Второй купец сказал: «Купцы, в отличие от самураев, не имеют жалованья и содержат семью на деньги, полученные от торговли. Так продолжается из поколения в поколение». А третий купец добавил: «Поэтому нам приходится быть скромными в одежде, еде, убранстве дома и откладывать сбережения на чёрный день: на случай болезни, пожара или землетрясения. А так как на жизнь мы получаем от своих клиентов, то нужно браться за любые самые маленькие сделки. Купцы не должны проявлять неучтивость даже к служанкам и детям». И все вместе приняли решение: написать правила поведения для купцов, да такие, чтобы помогали они зарабатывать деньги.
ИНДИЯ
КИТАЙ
ЯПОНИЯ


