СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В документе представлен перечень документов - нормативнр-правовая база для реализации деятельности классного руководителя в современной школе - реализуемая государственная политика РФ в области воспитания
Государственная политика РФ в области воспитания
Государственная политика в сфере воспитания – определение задач воспитания и стратегии их решения, разработка законодательства и выделение ресурсов, поддержка воспитательных инициатив, что в совокупности создает необходимые и нередко благоприятные условия для развития и духовно-ценностной ориентации подрастающих поколений в соответствии с позитивными интересами человека и запросами общества.
Современная государственная политика делает безусловный акцент на
первостепенности воспитания в области образования
Воспитание детей и прежде всего – духовно нравственное (ст. 9 Закона "Об образовании в Российской Федерации» (29.12.2012 г.) стало рассматриваться как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств: на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Принят ряд серьезных документов в этом направлении:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017);
Программа развития Воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (рекомендовано Министерством образования РФ, 2013 г.);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации N 996-р от 29.05. 2015 г.).
Рассмотрим подробнее данные документы.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» был принят 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017)
В статье 2 раскрываются основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе:
2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;…
14) дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования…
Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
…3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования
1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся:
…3) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях,
обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;…
5) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;…
8) организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации
Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования
1. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:
…2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);
3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях…
Статья 12. Образовательные программы
…4. К дополнительным образовательным программам относятся:
дополнительные общеобразовательные программы дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы.
Следовательно, в № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (ст. 2) уточняются основные понятия, связанные с процессом воспитания; излагаются основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования; перечисляются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, а также дается перечень дополнительных образовательных программ.
Анализ современных документов позволяет констатировать, что целью
государственной политики является создание условий для включения
каждого обучающегося в воспитательное пространство региона, района,
образовательной организации. Для этого была разработана
«Программа развития Воспитательной
компоненты в общеобразовательных учреждениях» (рекомендовано Министерством образования РФ, 2013 г.)
В данной Программе обозначено одиннадцать направлений воспитательной работы.
Духовно-нравственное воспитание зафиксировано как одно из них, тем не менее, оно является системообразующим, объединяющим другие направления, это – фундаментальная основа, духовный императив воспитательной деятельности.
Цель Программы:
укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Российской Федерации на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования.
Задачи Программы:
Разработка перечня мер и мероприятий по формированию воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.
Обеспечение необходимых условий для реализации Программы.
3. Разработка нормативной базы на уровне субъектов Российской Федерации, обеспечивающей развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях с учётом региональной специфики конфессионального и этнокультурного многообразия России в соответствии с государственной политикой в области образования.
4. Совершенствование организационно-управленческих форм и механизмов развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.
5. Организация межведомственного взаимодействия систем общего и дополнительного образования с привлечением органов государственной власти, осуществляющих управление в сферах образования, молодёжной политики и спорта, охраны здоровья и социальной политики, учреждений культуры и спорта.
6. Разработка комплекса мер по развитию новых общественных организаций, деятельность которых связана с интересами детей и молодёжи.
7. Развитие системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических и управленческих работников системы общего и дополнительного образования для реализации мероприятий Программы.
8. Обеспечение информационной поддержки Программы.
9. Укрепление материально-технической базы общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей для реализации Программы.
10. Проведение мониторинга эффективности реализации комплекса мер по развитию воспитательной компоненты в субъектах Российской Федерации.
Целевые группы Программы
Приоритетными целевыми группами реализации Программы являются дети, молодежь, работники образования и социальной сферы, представители общественных объединений, государственные и муниципальные служащие, родители и члены семьи.
Основными разработчиками и участниками реализации перспективных программ и проектов Программы являются:
- образовательные учреждения общего и дополнительного образования, учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, психологи, социальные педагоги, организаторы воспитательной деятельности в образовательных учреждениях, органы государственной и муниципальной власти, осуществляющие управление в сфере образования, методические центры;
- общественные институты: органы общественного управления всех уровней, детские и молодёжные организации и объединения, объединения родительской общественности, профессиональные сообщества, попечительские советы;
- структуры различной ведомственной принадлежности, отвечающие за работу с детьми и молодёжью.
Сроки и этапы реализации Программы
1 этап: 2013-2015 годы.
Подготовка проектов нормативно-правовых актов и разработка механизмов межведомственного взаимодействия для реализации Программы.
Проведение научно-исследовательских работ.
Издательская деятельность, направленная на популяризацию Программы.
Проведение форумов, конференций, семинаров, конкурсов, олимпиад и иных массовых мероприятий, организация работы летних лагерей.
2 этап: 2016-2018 годы.
Организация разработки и проведения государственных и общественных проектов по реализации Программы.
Разработка методических рекомендаций, федеральных государственных требований к повышению квалификации педагогов системы общего и дополнительного образования.
Повышение квалификации и переподготовка кадров.
3 этап: 2019-2020 годы.
Информационно-аналитическая деятельность.
Мониторинг эффективности Программы.
Основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений: гражданско-патриотическое; нравственное и духовное воспитание; воспитание положительного отношения к труду и творчеству; интеллектуальное воспитание; здоровьесберегающее воспитание; социокультурное и медиакультурное воспитание; культуротворческое и эстетическое воспитание; правовое воспитание и культура безопасности.
Гражданско-патриотическое:
- воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;
- усвоение ценности и содержания таких понятий, как "служение Отечеству", "правовая система и правовое государство", "гражданское общество", об этических категориях "свобода и ответственность", о мировоззренческих понятиях "честь", "совесть", "долг", "справедливость" "доверие" и др.;
- развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;
- развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии.
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:
- формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа; развитие мотивации к научно-исследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения и противоречивые периоды в развитии российского государства;
- повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны;
- увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии;
- развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма, девиантного и делинквентного поведения среди учащейся молодёжи.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на развитие межпоколенного диалога (например, поддержка ветеранов войны и труда, взаимодействие со старшими членами семьи в вопросах определения ценностей национальных и семейных традиций, профессиональной ориентации, культурно-эстетических взглядов, нравственных принципов);
- программы и проекты, направленные на исследование истории родного края, природного и культурного наследия страны и отдельного региона;
- программы и проекты, направленные на развитие компетенций в сфере межкультурной коммуникации, диалога культур, толерантности;
- программы и проекты, направленные на формирование уважительного отношения к труду, к человеку труда, к достижениям отечественной науки и производства, на развитие индивидуальных потенциальных профессиональных способностей молодого гражданина, на повышение потребности в определении своего места в социально-экономическом развитии российского государства;
- программы и проекты, направленные на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны (например, в рамках деятельности военно-исторических клубов, школьных музеев воинской славы, детских и молодёжных военно-спортивных центров и т.д.);
- программы и проекты, направленные на развитие общественного диалога, гражданского мира и сохранение среды обитания (например, соучастие в проведении общественно значимых мероприятий, профессиональных и региональных праздников, экологических десантов и т.п.).
2. Нравственное и духовное воспитание:
- формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);
- формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
- формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнёрства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;
- формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;
- формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на увеличение объёма учебной информации по истории и культуре народов России (например, в контексте деятельности национальных культурных центров и краеведческих клубов, детских и молодёжных общественных объединений историко-культурной и философской направленности);
- программы и проекты, направленные на повышение общего уровня культуры обучающихся общеобразовательных учреждений (например, проведение "открытых кафедр", тематических встреч в школах и высших учебных заведениях с приглашением деятелей науки (например, педагогов, психологов, социологов, философов и др.), культуры (например, актёров, музыкантов, художников, писателей, журналистов и др.), религиозных и общественных деятелей, сотрудников органов правопорядка и здравоохранения;
- программы и проекты, направленные на расширение пространства взаимодействия обучающихся со сверстниками в процессе духовного и нравственного формирования личности (в регионе, в стране, в мире).
3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:
- формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
- формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;
- формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;
- формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;
- формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессиональное образование, адекватное потребностям рынкам труда; механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на формирование дополнительных условий ознакомления обучающихся с содержанием и спецификой практической деятельности различных профессий (например, экскурсии на предприятия и в организации, встречи с представителями различных профессиональных сообществ, семейных трудовых династий, организация производственных и ознакомительных практик для учащихся старшей школы, организация специальных профориентационных мероприятий);
- программы и проекты, направленные на развитие навыков и способностей обучающихся в сфере труда и творчества в контексте внеурочной деятельности (например, школьные кружки, детские центры творчества, разовые мероприятия - дни труда, дни профессий, творческие конкурсы и фестивали и т.п.);
- программы и проекты, направленные на развитие у обучающихся представлений о ценности получаемых в школе знаний, умений, навыков и компетенций, о перспективах их практического применения во взрослой жизни (например, мероприятия по повышению мотивации к обучению, внеклассные мероприятия, расширяющие знания в образовательных областях и раскрывающие их прикладное значение);
- программы и проекты, направленные на повышение привлекательности экономической жизни государства и общества, на развитие поиска своего места и роли в производственной и творческой деятельности.
4. Интеллектуальное воспитание:
- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (например, в рамках деятельности детских и юношеских научных сообществ, центров и кружков, специализирующихся в сфере интеллектуального развития детей и подростков, в процессе работы с одарёнными детьми, в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, научных форумов и т.д.);
- формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (например, проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией, по стимулированию научно-исследовательской деятельности учащихся и т.д.);
- формирование отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на организацию работы с одарёнными детьми и подростками, на развитие их научно-исследовательской и инженерно-технической деятельности в рамках специализированных кружков, центров, отделений вузов, малых академий и т.д.;
- программы и проекты, направленные на повышение познавательной активности обучающихся, на формирование ценностных установок в отношении интеллектуального труда, представлений об ответственности за результаты научных открытий (например, в рамках научно-исторических центров и клубов для детей и юношества, дискуссионных клубов и т.п.);
- программы и проекты, направленные на создание системы олимпиад, конкурсов, творческих лабораторий и проектов, направленных на развитие мотивации к обучению в различных областях знаний для обучающихся, развитие системы ресурсных центров по выявлению, поддержке и развитию способностей к различным направлениям творческой деятельности подрастающих поколений.
5. Здоровьесберегающее воспитание:
- формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;
- формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладения здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;
- формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослую жизнь.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на воспитание ответственного отношения к состоянию своего здоровья, на профилактику развития вредных привычек, различных форм асоциального поведения, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье человека (например, регулярное проведение профилактических мероприятий, лекций, встреч с медицинскими работниками, сотрудниками правоохранительных органов, детскими и подростковыми психологами, проведение дней здоровья, олимпиад и конкурсов и т.п.);
- программы и проекты, направленные на обеспечение условий для занятий физической культурой и спортом (например, развитие спортивных школ, клубов, кружков, увеличение числа оборудованных спортивных площадок, обеспечение спортивным инвентарём детских оздоровительных лагерей, лагерей отдыха, трудовых лагерей, санаториев и профилакториев, проведение разнообразных спортивных мероприятий, состязаний, изучение истории спорта и олимпийских игр, развитие семейного спорта, детского и юношеского туризма и т.д.);
- программы и проекты, направленные на формирование культуры здоровья (например, историко-поисковая и научно-исследовательская деятельность учащихся по теме здорового образа жизни, изучение в рамках деятельности кружков и клубов положительных примеров здорового образа жизни в семье и регионе, создание школьных музеев здоровья и спорта, проведение в общеобразовательных учреждениях научной работы, связанной с проблемой сохранения здоровья всех участников образовательной деятельности, и т.д.);
- программы и проекты, направленные на обеспечение пропаганды здорового образа жизни и физической культуры, в том числе и средствами социальной рекламы, по следующим основным направлениям: информационное сопровождение спортивных соревнований и мероприятий;
- разработка и реализация информационно-пропагандистских мероприятий для различных групп населения (детей, подростков, учащейся молодёжи), направленных на формирование и пропаганду здорового образа жизни; создание молодёжных спортивных и оздоровительных интернет-порталов информационно-пропагандистской направленности;
- программы и проекты, направленные на обеспечение нравственного и духовного здоровья (например, научные сообщества учащихся, исследующие проблемы психологического комфорта, коммуникативной компетентности, нравственного поведения; дискуссионные клубы и молодёжные центры, рассматривающие вопросы социального партнёрства, социальной и межкультурной коммуникации; проведение форумов, лекций и круглых столов по проблемам духовного здоровья молодого поколения, преодоления асоциального поведения; профилактики экстремизма, радикализма, молодежного нигилизма и т.д.).
6. Социокультурное и медиакультурное воспитание:
- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях, как "толерантность", "миролюбие", "гражданское согласие", "социальное партнёрство", развитие опыта противостояния таким явлениям, как "социальная агрессия", "межнациональная рознь", "экстремизм", "терроризм", "фанатизм" (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);
- формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на обеспечение межпоколенного диалога, на развитие социального партнёрства, на предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности при использовании Интернета (например, при обучении работе с информацией в рамках деятельности кружков информатики, в рамках проведения тематических классных часов, деятельности школьных дискуссионных клубов, школы юного педагога, юного социолога, юного психолога);
- программы и проекты, направленные на организацию мероприятий (цикла мероприятий), посвящённых теме межнационального согласия и гражданского мира, на проведение в школах тематических круглых столов и "открытых кафедр" с участием представителей родительской общественности, педагогов, социологов, культурологов, психологов, на организацию школьных клубов интернациональной дружбы и т.д.
7. Культуротворческое и эстетическое воспитание:
- формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
- формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;
- формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;
- формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;
- формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;
- формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на развитие деятельности школьных кружков и творческих объединений, литературных и художественных салонов, на организацию проведения творческих конкурсов, детских фестивалей искусств, на мероприятия по эстетическому оформлению школьного пространства;
- программы и проекты, связанные с музейной педагогикой, с детским и молодёжным туризмом (например, деятельность кружков и школ юного экскурсовода, проведение туристических походов и слётов, связанных с изучением истории и культуры, организация дней и декад культуры в школе и т.д.).
8. Правовое воспитание и культура безопасности:
- формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;
- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинквентном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодежных субкультур.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на повышение правовой грамотности обучающихся (например, в рамках деятельности школы юного правоведа), повышение правовой активности и ответственности (например, в рамках участия в школьных органах самоуправления); распространение правовой информации (например, в рамках тематических классных часов, лекций с приглашением специалистов и др.); проведение олимпиад по правоведению и т.д.;
- программы и проекты, направленные на обеспечение безопасности обучающихся общеобразовательных учреждений (например, в рамках деятельности клубов юных инспекторов дорожного движения, юных пожарных, юных миротворцев, юных спасателей, юных туристов и краеведов и пр.), проведение тематических классных часов, учений и игр по основам безопасности, оказание первой медицинской помощи, проведение комплекса мероприятий по информационной и психологической безопасности;
- проведение в общеобразовательных учреждениях всероссийских (единых) мероприятий и акций, направленных на формирование правовой компетентности, нетерпимости к антиобщественным проявлениям, недопущению жестокости и насилия по отношению к личности, распространение и укрепление культуры мира, продвижение идеалов взаимопонимания, терпимости, межнациональной солидарности и т.д.
9. Воспитание семейных ценностей:
- формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
- формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений, на совместное решение задач (например, в рамках деятельности школьных клубов "мам и пап", "бабушек и дедушек", в рамках проведения дней семьи, дней национально-культурных традиций семей, совместного благоустройства школьного пространства и т.д.);
- программы и проекты, направленные на организацию лекций и семинаров для обучающихся, проводимых специалистами (педагогами, психологами, социологами, философами, правоведами, врачами и т.д.).
10. Формирование коммуникативной культуры:
- формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную, межкультурную коммуникации;
- формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;
- формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;
- формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на развитие речевых способностей обучающихся, на формирование конструктивной коммуникации между ровесниками, на повышение риторической компетенции молодых граждан (например, в рамках деятельности школьных кружков и клубов юного филолога, юного ритора, школьных дискуссионных клубов для старшеклассников, использование технологии дебатов на межпредметном уровне и т.д.);
- программы и проекты, направленные на развитие школьных средств массовой информации (школьные газеты, сайты, радио-, теле- и видеостудии);
- программы и проекты, направленные на организацию мероприятий (цикла мероприятий), связанных с проведением курсов, лекций и семинаров по проблемам коммуникативной компетенции обучающихся с привлечением специалистов (например, психологов, филологов и др.), проведение олимпиад, праздников родного и иностранных языков и т.д.
11. Экологическое воспитание:
- формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;
- формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях; формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;
- формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на изучение региональных и этнокультурных особенностей экологической культуры (например, в рамках программ и курсов краеведения, природоведения, деятельности детских юннатских кружков и центров, детских зооферм и заповедников, школьных живых уголков, биологических и экологических лабораторий и музеев);
- программы и проекты, направленные на развитие международного детского сотрудничества в сфере охраны природы (например, в рамках реализации международного и региональных проектов - Балтийский проект BSP, система ассоциированных школ ЮНЕСКО-ASP-net UNESCO и др.);
- программы и проекты, направленные на формирование благоприятной и безопасной среды обитания в рамках населенного пункта, двора, школы.
Ожидаемые результаты реализации Программы
- создание системы непрерывной воспитательной работы и социализации обучающихся, включающей в себя соответствующие государственные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование установок, основанных на гражданских и демократических ценностях и правосознании;
- выработка и реализация последовательной государственной политики в области воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и механизмов ее осуществления;
- закрепление в содержании образования таких ценностей, как патриотизм, духовность, нравственность, права человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог и т.п.;
- создание условий для ресурсного обеспечения стабильной деятельности системы воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.
Показатели и индикаторы реализации Программы
В результате выполнения Программы будут обеспечены:
- создание и внедрение новых программ воспитания и социализации обучающихся в общеобразовательных учреждениях;
- внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий воспитания и социализации детей и молодёжи;
- внедрение процедур независимой экспертизы воспитательной деятельности образовательных учреждений и процесса социализации обучающихся;
- рост удовлетворённости обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях;
- повсеместная доступность для детей различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации.
В ходе реализации Программы будет сформирован дополнительный вектор на инновационное развитие образования с усиленной воспитательной компонентой в общеобразовательных учреждениях.
Будут обеспечены:
- поддержка региональных комплексных программ воспитания и социализации, направленных на достижение стратегических целей формирования личности гражданина России и стимулирование взаимодействия системы образования и культуры в целом, высшего, среднего и начального профессионального образования, базового общего и дополнительного образования в рамках совместных проектов и программ развития с активным привлечением родителей учащихся и представителей общественности;
- подготовка и переподготовка кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации детей и молодёжи;
- формирование сети экспертно-аналитических и сертификационных центров оценки и сертификации программ воспитания и социализации, а также образовательной продукции разного вида, необходимой для методического обеспечения воспитательной работы;
- повышение показателей активности всех целевых групп, позволяющих обеспечить новые уровни их взаимодействия друг с другом; привлечение к сотрудничеству специалистов из учреждений культуры, спорта и др.;
- кооперирование учреждений общего образования с внешней средой для формирования устойчивых двухсторонних связей в целях стабильного функционирования воспитательной компоненты;
- внедрение механизмов государственной поддержки, обеспечивающей эффективное финансирование воспитательной компоненты в образовании;
- внедрение и поддержка механизмов и моделей социального партнёрства, обеспечивающих эффективность системы воспитания и социализации подрастающего поколения;
- воспитание ценностного самосознания высоконравственной, творческой, компетентной личности, ориентированной на укрепление культурно-исторических традиций и основ государственности современной России;
- интеграция усилий заинтересованных социальных институтов (семьи, общественных организаций, образовательных учреждений, учреждений культуры, спорта, бизнеса, религиозных организаций) во взглядах и позициях на воспитание как неотъемлемое условие общественного, культурного развития посредством воспитательного пространства;
- обеспечение качества воспитательного процесса на основе развития воспитательного потенциала основного и дополнительного образования, расширения возможностей для удовлетворения культурно-образовательных потребностей детей и молодежи на основе укрепления и развития ресурсов дополнительного образования детей, а также посредством развития спектра дополнительных образовательных услуг, в том числе и дистанционных;
- развитие социальной активности и гражданской ответственности несовершеннолетних посредством профилактики отклонений в поведении несовершеннолетних, включения их в разнообразные социально востребованные сферы деятельности и актуальные для региона и страны проекты;
- обеспечение роста социальной зрелости учащихся, проявляющегося в осознанном выборе здорового образа жизни, развитии талантов и способностей, в сознательном профессиональном самоопределении, ориентации на саморазвитие и самосовершенствование во благо современного российского общества и государства.
Управление реализацией Программы
Формирование экспертного совета.
Мониторинг реализации Программы.
Обратная связь с регионами.
Корректировка, при необходимости, направлений и механизмов реализации Программы.
Создание временных научных коллективов по разработке, апробации и внедрению программ воспитания в условиях модернизации и диверсификации системы образования.
Ресурсное обеспечение Программы
Разработка нормативно-правовой базы в сфере воспитания на региональном уровне.
Развитие действующей инфраструктуры воспитания (направления, формы, механизмы, сетевое взаимодействие).
Подготовка кадрового потенциала в сфере воспитания.
Развитие научного, информационного, программно-методического обеспечения воспитания.
Обоснование объёмов и механизмов финансирования воспитания.
Система мероприятий Программы
Реализация Программы и её эффективность обеспечиваются реализацией следующих мероприятий:
- повышением воспитательного потенциала образовательного процесса;
- развитием системы дополнительного образования учащихся;
- повышением педагогической культуры родителей;
- взаимодействием школы с общественными и традиционными религиозными организациями;
- готовностью педагогов к решению актуальных задач воспитания;
- укреплением партнёрских отношений на межведомственной основе с социальными институтами воспитания и социализации несовершеннолетних;
- организацией социально значимой и полезной деятельности, включённостью в этот процесс учащихся.
Эффективность реализации Программы
Реализация Программы и её эффективность детерминируются рядом условий:
- готовностью педагогов к решению актуальных задач воспитания;
- повышением воспитательного потенциала образовательного процесса;
- развитием системы дополнительного образования учащихся;
- повышением педагогической культуры родителей;
- взаимодействием школы с общественными и традиционными религиозными организациями;
- укреплением партнёрских отношений на межведомственной основе с социальными институтами воспитания и социализации несовершеннолетних;
- организацией социально значимой и полезной деятельности, включённостью в этот процесс подрастающего поколения.
Основными результатами реализации Программы должны стать:
- результаты личностных воспитательно-образовательных достижений учащихся;
- результаты деятельности образовательных учреждений систем общего и дополнительного образования детей;
- результаты деятельности педагогических кадров систем общего и дополнительного образования детей;
- результаты межведомственного взаимодействия систем общего и дополнительного образования с государственными и общественными институтами.
3. ФГОС НОО, программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации; ФГОС ООО, ФГОС СОО, программа воспитания и социализации
4. Приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим и
национальным ценностям заявлено в одном из самых последних
документов - Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации N 996-р от 29.05. 2015 г.).
В данном документе обозначена приоритетная задача Российской Федерации в сфере воспитания - «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».
Как следует из самого документа, стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.
Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях
Для достижения цели Стратегии необходимо решение следующих задач:
создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения;
обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;
повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей;
создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты;
формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций;
создание условий для повышения эффективности воспитательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в сельских поселениях;
повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество;
обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.
Приоритетами государственной политики в области воспитания являются:
создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;
формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;
поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей;
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения;
обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания;
формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности;
развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России.
Основные направления развития воспитания
1. Развитие социальных институтов воспитания:
Поддержка семейного воспитания включает:
содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами;
повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей;
содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;
популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;
возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий;
создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми;
расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время;
поддержку семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ;
создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.
Развитие воспитания в системе образования предполагает:
полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественнонаучного, социально-экономического профилей;
содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности;
развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;
использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности;
совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;
развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно-полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации;
знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры.
Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов предусматривает:
создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в целях воспитания и социализации детей;
информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;
содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения;
воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;
обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию.
Поддержка общественных объединений в сфере воспитания предполагает:
улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах;
поддержку ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом;
поддержку общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях;
привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении;
расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.
Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций:
Гражданское воспитание включает:
создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
развитие культуры межнационального общения;
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает:
создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;
формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет:
развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами;
содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством:
воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Экологическое воспитание включает:
развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
Правовые механизмы включают:
развитие и совершенствование федеральной, региональной и муниципальной нормативной правовой базы реализации Стратегии;
совершенствование системы правовой и судебной защиты интересов семьи и детей на основе приоритетного права родителей на воспитание детей;
развитие инструментов медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде и в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении деятельности других организаций, работающих с детьми;
нормативно-правовое регулирование порядка предоставления участникам образовательных и воспитательных отношений необходимых условий в части ресурсного (материально-технического, финансового, кадрового, информационно-методического) обеспечения реализации задач и направлений развития воспитания, предусмотренных Стратегией
Организационно-управленческими механизмами являются:
совершенствование в субъектах Российской Федерации условий для обеспечения эффективной воспитательной деятельности на основе ее ресурсного обеспечения, современных механизмов управления и общественного контроля;
консолидация усилий воспитательных институтов на муниципальном и региональном уровнях;
эффективная организация межведомственного взаимодействия в системе воспитания;
укрепление сотрудничества семьи, образовательных и иных организаций в воспитании детей;
системное изучение и распространение передового опыта работы педагогов и других специалистов, участвующих в воспитании детей, продвижение лучших проектов и программ в области воспитания;
формирование показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации;
организация мониторинга достижения качественных, количественных и фактологических показателей эффективности реализации Стратегии.
Кадровые механизмы включают:
повышение престижа таких профессий, связанных с воспитанием детей, как педагог, воспитатель и тренер, создание атмосферы уважения к их труду, разработка мер по их социальной поддержке;
развитие кадрового потенциала в части воспитательной компетентности педагогических и других работников на основе разработки и введения профессионального стандарта специалиста в области воспитания, совершенствования воспитательного компонента профессиональных стандартов других категорий работников образования, физической культуры и спорта, культуры;
модернизацию содержания и организации педагогического образования в области воспитания;
подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образования и других социальных сфер деятельности с детьми в целях обеспечения соответствия их профессиональной компетентности вызовам современного общества и задачам Стратегии.
Научно-методические механизмы предусматривают:
формирование системы организации научных исследований в области воспитания и социализации детей, процессов становления и развития российской идентичности, внедрение их результатов в систему общего и дополнительного образования, в сферы физической культуры и спорта, культуры;
изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений на психическое здоровье детей, на их интеллектуальные способности, эмоциональное развитие и формирование личности;
проведение прикладных исследований по изучению роли и места средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в развитии личности ребенка;
проведение психолого-педагогических и социологических исследований, направленных на получение достоверных данных о тенденциях в области личностного развития современных российских детей.
Финансово-экономические механизмы включают:
создание необходимых организационно-финансовых механизмов для развития эффективной деятельности социальных институтов воспитания;
обеспечение многоканального финансирования системы воспитания за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов, а также за счет средств государственно-частного партнерства и некоммерческих организаций;
создание гибкой системы материального стимулирования качества воспитательной работы организаций и работников.
Информационные механизмы предполагают:
использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для достижения цели и результатов реализации Стратегии;
организацию информационной поддержки продвижения положений и реализации Стратегии с привлечением общероссийских и региональных средств массовой информации.
Ожидаемые результаты:
Реализация Стратегии обеспечит:
укрепление общественного согласия, солидарности в вопросах воспитания детей;
повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей;
создание атмосферы уважения к родителям и родительскому вкладу в воспитание детей;
развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на межведомственной и межрегиональной координации и консолидации усилий общественных и гражданских институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании и эффективных механизмах управления
повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
повышение общественного авторитета и статуса педагогических и других работников, принимающих активное участие в воспитании детей;
укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;
доступность для всех категорий детей возможностей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности независимо от места проживания, материального положения семьи и состояния здоровья;
создание условий для поддержки детской одаренности, развития способностей детей в сферах образования, науки, культуры и спорта, в том числе путем реализации государственных, федеральных, региональных и муниципальных целевых программ;
утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, развитие эмпатии;
снижение уровня негативных социальных явлений;
развитие и поддержку социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, деятельности детских общественных объединений;
повышение качества научных исследований в области воспитания детей;
повышение уровня информационной безопасности детей;
снижение уровня антиобщественных проявлений со стороны детей;
формирование системы мониторинга показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации.
Краевой уровень:
Проведение Забайкальского образовательного форума.
Сроки проведения:
Ноябрь-декабрь: заочный этап
Декабрь – очный этап
Краевой конкурс авторских проектов педагогов
«Воспитать человека» был представлен 5-ю номинациями (2018 г.):
«Патриотическое воспитание детей и молодежи».
«Поддержка детских инициатив в общественных объединениях и организациях».
«Мы разные, но мы вместе: воспитание поликультурности и толерантности».
«Защита и поддержка несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации».
«Выбираем профессию».
Дополнительное образование представлено 2-мя конкурсами:
Конкурс проектов организаций дополнительного образования детей «Инноватика в дополнительном образовании детей», включающий три номинации:
- «Организация дополнительного образования институт социального развития»;
- «Инфраструктурные проекты»,
- «Образовательные проекты.
Конкурс авторских проектов педагогов дополнительного образования
включал пять номинаций (2017 г.):
- «Сохраняя традиции» (программы творческой, этнокультурной направленности);
- «Инженерно-техническое творчество детей»;
- «Познаем мир»;
- «Здоровье человека здоровье нации»,
- «России верные сыны» (программы кадетской, казачьей, военно-патриотической направленности.
Конкурс авторских проектов педагогов «Дополнительное образование – территория успеха» был организован по 6-ти номинациям (2018 г.):
– проекты социально-педагогической направленности;
– проекты естественнонаучной направленности;
– проекты технической направленности;
– проекты художественной направленности;
– проекты физкультурно – спортивной направленности;
– проекты туристско-краеведческой направленности
Использованная литература
1. Письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 № ИР-352/09 "О направлении Программы" (вместе с "Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях") //Администратор образования, № 14, 2013. –М., 2013.
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»// "Российская газета", № 122, 08.06.2015.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об образовании в Российской Федерации" [Электронная версия] http://www.pravo.gov.ru - 26.07.2019.