МОУ «СЕДАНОВСКАЯ СОШ»
Государственный бюджет
Урок по ознакомлению с окружающим миром
Автор : Лукоянова Л.А.
Учитель начальных классов
2016-2017 учебный год
Рецензия
на методическую разработку
Тема урока: Государственный бюджет
Тип урока: открытие новых знаний (ознакомление с новым материалом)
Дидактическая задача урока: познакомить обучающихся с государственным бюджетом
Цели урока
1. Образовательная: Познакомить обучающихся с новыми понятиями: «бюджет», «доход», «расход», «налог».
2. Воспитательная: Воспитать культуру общения в атмосфере сотрудничества и доброжелательности.
3. Развивающая: Развитие познавательных процессов, творческих способностей, воображения, памяти, любознательности и самостоятельности.
Организация деятельности обучающихся началась с целеполагания, сформулировали учебные задачи, зафиксировали их, разграничили, что они знают по теме, а чего не знают и что им предстоит узнать, чему научиться.
Дидактическая задача урока соответствует отобранному содержанию урока, которая результативно решается в течение урока. Содержание урока находится в соответствии с содержанием программы по окружающему миру для 3-го класса и используемому учебнику. В ходе урока использовались интерактивные методы обучения - мыследеятельность, смыслотворчество, позитивность оценивания, рефлексия формы обучения - самостоятельная, групповая, дифференцированная работа. Применялись ИКТ-технологии. Все обучающиеся были включены в активную учебно-познавательную деятельность. Творческий потенциал обучающихся был реализован в процессе совместной деятельности, ученики обладают креативностью, как способом преобразования деятельности в творческий процесс.
Результаты обучения соответствуют решению основной дидактической задачи урока. Предложенные задания были целесообразны. В ходе урока поставленная цель была достигнута, основная дидактическая задача была решена. Практическая направленность урока подтверждается разными видами заданий и способов их решения. Обучающиеся показали в ходе урока высокий уровень самостоятельности при решении дидактической задачи урока, творческий характер самостоятельной работы, оказывали друг другу взаимопомощь. На уроке была создана ситуацию успеха, что поддерживало познавательный интерес к учению.
В течение урока у обучащихся происходило формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД, ИКТ-компетентности. Структура урока соответствует основной дидактической задаче. Были соблюдены гигиенические требования к уроку: в классной комнате соблюден температурный режим, происходило чередование видов деятельности, проведена динамическая пауза
Беляева Наталья Кузьминична,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
Оглавление
1. Пояснительная записка ……………………………… 4 стр.
2. Содержание …………………………………………… 6 стр
3. Список электронно-образовательных ресурсов…… 17 стр.
4. Приложения………………………………………….. 18 стр.
Пояснительная записка
Изучение основ экономики направлено на развитие личности, её познавательных интересов, на развитие нравственной и правовой культуры, воспитание гражданственной ответственности, уважения к социальным нормам, овладение познавательной, коммуникативной и практической деятельности. Экономика позволяет понять, что такое экономические потребности, какие нужны товары, услуги, зачем нужны деньги, как стать бережливым и хозяйственным, т.е. рачительным хозяином. Экономика нужна каждому хотя бы для того, чтобы уметь тратить собственные деньги. Поэтому вопрос о первоначальных основах экономики звучит актуально для детей младшего школьного возраста.
Экономика была, есть и будет, во всех своих проявлениях пока существует человечество. А значит, её нужно изучать.
Данная методическая разработка может быть интересна учителям начальных классов, преподающим в 3 классе по программе УМК «Школа России».
Тема урока: Государственный бюджет
Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: познакомить с государственным бюджетом.
Задачи:
- сформировать новые понятия бюджет, доход, расход, налоги;
- выделить составляющие части бюджета доход, расход, показать их взаимосвязь;
- обучить использованию знаний о бюджете в повседневные ситуации;
- воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и экономики.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомятся с понятиями «бюджет», «доход», «расход», «налоги», «налогоплательщик»; научатся объяснять, что такое бюджет, из чего он состоит, научаться осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны.
Метапредметные:понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение, участвовать в работе группы.
Познавательные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умение ориентироваться в средствах и расчетах доходов государства; поиск и выделение из источников необходимой информации.
Коммуникативные: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
Межпредметные связи: чтение (пословица), русский язык (работа со словарём Ожегова), математика, музыка.
Ожидаемые результаты: обучающиеся научатся объяснять, что такое государственный бюджет, из чего он складывается, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Ресурсы урока: рабочая программа «Окружающий мир» 3 класс, учебник «Окружающий мир» 3 класс- автор А. Плешаков, рабочая тетрадь
Оборудование: карточки «бюджет», «доход», «расход», «налог», «налогоплательщик», «налоговый инспектор», ножницы, жетоны, толковый словарь русского языка, пульты дистанционного управления для работы с интерактивной доской.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.
Технологии: здоровьесберегающая, игровая, поисковый метод, наглядный метод, информационно - коммуникационные технологии
Техническое обеспечение:
-компьютер с установленным пакетом программ (MSPowerPoint 2007/10, проигрыватель mp3);
-мультимедийный проектор;
- экран;
-колонки.
Пояснение к подготовке: включается все необходимое программное обеспечение на компьютере, промывается доска, на ней записывается число
Участники делятся на 3 группы. Учителем к занятию готовится наглядный материал, жетоны, технологическая карта урока, пульты дистанционного управления
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I.Самоопределе-ние к деятельности (орг. момент) | Настрой на работу Улыбнулись друг другу, Пожелали мысленно удачи. | Подготовка класса к работе. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание, волевая саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками |
II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | Работа с кроссвордом (Приложение I) Ответы: 1. Бартер. 2. Купюры. 3. Деньги. 4. Сбережения. 5. Цена. 6. Плата. – Молодцы! Ваша работа тоже будет оцениваться на протяжении всего урока (фишки). И первую зарплату получают те, кто правильно ответил на вопросы кроссворда.
| Самостоятельная групповая работа с использованием интерактивной доски | Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, задают вопросы для организации собственной деятельности Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков |
III.Определение темы урока. Постановка учебной задачи | - Какое слово открылось в кроссворде? - Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? Каждый год в программе «Время» мы получаем сообщение следующего характера: «Правительство утвердило бюджет на следующий год». - Давайте прослушаем новости от 18.11.11 ( фрагмент) [2] - О чём шла речь в этом выпуске? - А что это значит? Что означает слово «бюджет»? Для чего нам нужны эти знания? -Почему вы затрудняетесь дать ответ? | Бюджет Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему Высказывают предположения, выявляют недостаточность знаний Знаем, что такое деньги, для чего они нужны, умеем отличать денежные единицы нашей страны от денежных единиц других стран Ставят задачи: -узнать, что такое государственный бюджет; -для чего он нужен; -кто его утверждает; -можно ли обойтись без бюджета; -для чего нужны им эти знания; -научиться применять полученные знания для решения практических задач; | Регулятивные: целеполагание; Познавательные (логические): - уметь переводить тему урока в учебно-познавательную задачу и планировать свою деятельность |
IV.Решение учебной задачи | -Что такое «бюджет»? -Как хорошо известно «деньги счёт любят». Поэтому те, кто имеет дело с деньгами, ещё до того, как они получены и истрачены, должны подсчитать, сколько денег поступит из разных источников и сколько денег будет истрачено на разные нужды. Само слово «бюджет» в переводе с английского обозначает «денежная сумка». Бюджет, или денежный план, составляют государства, города, организации и даже семьи. | Обучающие пытаются объяснить, что обозначает слово «бюджет» ( в случае затруднения обращаются к тексту учебника, сравнивают с толкованием этого слова в словаре Ожегова ) «Роспись доходов и расходов государства, предприя- тия или отдельного лица на определённый срок» | |
V. Вход в новую тему | Итак, бюджет – это план доходов и расходов. В экономике принято различать 2 бюджета: государственный и семейный Сделайте предположение, с каким из этих бюджетов мы сегодня познакомимся. -Почему? - Верно, тема нашего урока «Государственный бюджет» | Слушают учителя, запоминают новый учебный материал. Отвечают на вопросы учителя Решают поставленную перед ними проблему ( Наверно, с государственного, потому что все наши семьи живут в государстве и зависят от государства) | Регулятивные:контроль, оценка, коррекция; Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
организация проблемного диалога для усвоения нового материала |
VI.Работа над новой темой | -Итак, мы выяснили, что бюджет – это… - Чтобы понять, что обозначают слова «доходы» и «расходы» (прикрепляются карточки на доску) мы проведём небольшое исследование в ходе игры «Бюджет» Часть 1. «Доходы бюджета» На парте лежат карточки. Ученики знакомятся с заданием на карточках (Приложение II)
Обратите внимание на яркую полосу на каждой карточке. Разрежьте карточку ровно по полоске. - Сколько частей у вас получилось? - Большую часть оставьте себе, а меньшую принесите мне и положите в кошелёк. Итак, какую часть вы вернули мне: большую или меньшую?
- Давайте представим,что я–это наше государство, это государственный бюджет. Вы – граждане государства, которые получили доходы или прибыль. - Как называется та часть вашего дохода, которую вы вернули государству? - Вы правы! Действительно, большую часть доходов государства составляют налоги с граждан и предприятий. - Как вы думаете, налоги платят добровольно, по желанию или по принуждению? Почему?
- Верно. Налоги – это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству. Подумайте, как можно назвать человека, который платит налоги. - Что вы заметили в этом слове?
- Верно! Значит, когда вы возвращали налоги, кем вы были? - Если есть люди, которые платят налоги, то должны быть те, кто проверяет, правильно ли налоги начислены и все ли заплатили налоги. Слышали ли вы, как называют этих людей? На доску прикрепляется карточка налоговый инспектор - Налоговые инспекторы у нас сидят в конце класса и контролируют ваши действия. Господа инспекторы, все ли налогоплательщики сдали налоги? - Хорошо! Закончите мою мысль: доходы государства – это...
- Спасибо. Итак, налоги поступили в бюджет. – Как вы думаете, что потом происходит с этими деньгами? - Вы правы– теперь нужно деньги, поступившие в бюджет, распределить и израсходовать. Физминутка (Приложение III) Часть вторая нашей игры-исследования – «Расходы бюджета». У государства, ребята, очень много важных и необходимых расходов. Существуют такие сферы народного хозяйства, которые сами денег не зарабатывают, то есть не производят никаких товаров, а в деньгах очень нуждаются. И государство тоже очень нуждается в этих сферах. Давайте вместе выясним, что это за сферы. Итак, автомобильный завод. Кто у нас будет директором автомобильного завода? Объясни, нужны тебе деньги из государственного бюджета? Почему?
- Куда государство расходует деньги?
Выбираются Министр образования Министр здравоохранения Министр науки и культуры Министр внутренних дел Министр МВД
- Почему не хватило денег на развитие науки и культуры?
- Подумайте, что произойдет, если неверно распределят доходы в государстве на самом деле?
Как избежать такой опасности?
- Верно. Не зря же говорят: «Денежки счет любят». Поэтому те, кто имеет дело с деньгами, еще до того, как они будут истрачены, должны посчитать, сколько денег поступит в кошелек из различных источников и сколько будет истрачено на разные нужды. Давайте перераспределим средства между отраслями так, чтобы хватило всем, но особо нуждающиеся сферы получили больше. Итак, сколько средств у нас имеется? Раскладываем их по ..., и остается ... (называет сумму). Отдадим их особо нуждающимся. Кому? Легко ли было выделить особо нуждающиеся сферы? Почему?
- А теперь подведем итог нашей работы. Скажите, какая ситуация допустима для бюджета страны?
- Мы с вами работали с бюджетом нашего воображаемого «государства», а кто готовит проект бюджета РФ, утверждает, распределяет и контролирует исполнение бюджета? (Государственный бюджет России утверждает Государственная Дума и Федеральное собрание. Правительство готовит проект бюджета, подсчитывает предполагаемые доходы и расходы страны на год. Правительство и отвечает за исполнение бюджета, оно организует сбор налогов, контролирует и распределяет деньги на нужды бюджета) ДОПОЛНИТЕЛЬНО! | - план доходов и расходов государства
Работа в группах Обучающие самостоятельно разрабатывают алгоритм решения учебной задачи
-Получилось две части.
- Маленькую
Фронтальная работа
-Эта часть называется налог.
- Наверное, по принуждению. Потому что по желанию возвращать налоги будут не все, и государство денег недополучит.
- Налогоплательщик.
Слово налогоплательщик состоит из двух слов. Это сложное слово.
-Налогоплательщиками.
Решают поставленную проблему Предположения обучающихся
-Налоги с граждан и предприятий.
-Потом их расходуют.
Развивать умение структурировать полученные знания и оценивать их
-Нет, не нужны. Я сам выпускаю машины, продаю их. Деньги у меня есть. Осознанно строят речевое высказывание в устной форме. Далее по очереди отвечают все дети -На образование -На здравоохранение -На содержание армии и полиции -На науку и культуру -На охрану природы -На пенсии и пособии
(ученики распределяют собранный налог между Министерствами) - Денег не хватило!?
Обучающиеся высказывают свои предположения почему не хватило денег, делают вывод
- Люди не получат зарплату, школы, больницы и прочие организации вынуждены будут прекратить свою работу, что в целом ухудшит жизнь граждан государства
-Необходимо посчитать средства и правильно распределить
- Помочь детским домам, инвалидам, пенсионерам, выделить деньги на лечение онкобольных, выделить деньги на строительство школ, больниц, спортивных комплексов…
Предположения детей, дискуссия -Доходы больше расходов, -доходы равны расходам Обучающие решают поставленную проблему.
Таблицы с надписью «Государственная Дума и Федеральное собрание» фиксируется на доске | Осознанно строят речевое высказывание в устной форме. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний Регулятивные: планирование , прогнозирование; Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Регулятивные: Целеполагание (соотнесение что уже известно, и того, что еще неизвестно); умение контролировать и оценивать свои учебные действия. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний Коммуникативные УУД: - формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками Развивать умение структурировать полученныезнания и оценивать |
VII.Закрепле-ние | - Представьте, что вы студенты экономического государственного университета, вам предстоит сдать экзамен Билет 1. Что обозначает слово бюджет в переводе с английского языка? Билет 2. Как называются установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству? Билет 3. Как называют человека, который платит налоги? Билет 4. Кто контролирует начисление и уплату налогов? Билет 5. Как называют деньги, которые поступают в бюджет? Билет 6. Как называют деньги, которые тратят из бюджета? Билет 7. На какие сферы государство расходует деньги? Билет 8. Какой бюджет считается лучшим? Билет 9. Как называется план доходов и расходов? [6] Физминутка (Приложение III) | Песня «О бедном студенте»[5]
Фронтальная работа
| Самостоятельно определяет уровень усвоения учебного материала и качество усвоения |
VIII.Практическая работа X.Итог урока
X. Домашнее задание | - Экзамен вы успешно сдали. Перед вами следующее испытание. Все студенты после сдачи экзаменов отправляются на практику. Вам, дорогие мои студенты повезло больше всех. Вы отправляетесь на практику в Тридевятое царство, потому что там требуется помощь очень опытных экономистов, таких, как вы. -В некотором царстве – Тридевятом государстве жил-был царь. В конце каждого года собирал он Царскую Думу, чтобы выслушать доклад о бюджете царства на следующий год. Царь всегда знал, что бюджет его государства сбалансирован, то есть доходы равны расходам, поэтому сидел и скучал. И вдруг прямо на заседание Царской Думы явился гонец из Тридесятого царства с предложением заключить договор о торговле между царствами на год. Царь даже подпрыгнул от радости. Он быстро прикинул, что доходы царства станут больше. А Царская Дума призадумалась: перераспределить средства или расходовать на что-то новое? Ваша задача – помочь министрам предложить новую статью расхода поступивших средств.
- Спасибо всем за работу. А теперь подсчитайте свои доходы. – Чтобы ваши доходы не пропали, я предлагаю вам вложить их в дело.
Выполнили ли мы поставленные задачи
Подводится итог урока
Решить задачу (на выбор) (Приложение IV) - Сделайте вывод по задаче. | Работа в группах Самостоятельно разрабатывает алгоритм решения учебной задачи с учетом конечного результата Обсуждение в группах
По окончанию работы выступает представитель от каждой группы, они предлагают новую статью расхода поступивших средств
Дети сдают жетоны, тянут карточку и получают приз. Например: ручка – открываешь магазин канцтоваров, игрушка-животное – будешь директором зоопарка, расческа – откроешь салон красоты, и т.д. Оценивают процесс своей деятельности и его результаты, определяют уровень усвоения материала. Обсуждаются и выставляются оценки Знакомятся с заданием на карточке, задают вопросы, если что-то не -понятно | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того.что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению; Личностные: самоопределение
-умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; -интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками; -обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; |
X. Рефлексия деятельности (итог урока) | Организация рефлексии ( пульты) Зеленый – работал активно, все получалось Желтый – работал хорошо, иногда обращался за помощью Красный – было трудно, не все получилось
| ( пульты дистанционного управления) Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке Самооценка результатов деятельности | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки |
Заключение
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к уроку.
На уроке царила атмосфера сотрудничества, ученики активно вступали в диалог, умело вели дискуссию, грамотно перерабатывали полученную иформацию, делали выводы. Активность была на хорошем уровне. Такая активность, на мой взгляд, обусловлена тем, что структура урока, его содержание, методы и приемы обучения соответствовали данному типу урока и возрастной категории ребят. Все что планировалось, было усвоено ребятами, поэтому, я считаю, что урок поставленной цели достиг. Результаты, на мой взгляд, оптимальны.
Стоит отметить, что образовательные стандарты второго поколения предоставляют возможность ученику играть в нем главную роль. На своем уроке я постаралась показать именно такой подход и продолжу работу в этом напрввлении.
Практическая значимость
1.Участие в планировании семейного бюджета
2.Участие в ведении семейной экономики
3.Осведомлённость в экономической деятельности страны в будущем поможет адекватно оценивать свои доходы и разумно их
распределять
Список электронно-образовательных ресурсов
1. http://ped-kopilka.ru/blogs/anastasija-vladimirovna-januhina/urok-okruzhayuschego-mira-po-teme-gosudarstvenyi-byudzhet.html
2 http://www.1tv.ru/news/economic/191353)
3. http://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=201000602
4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/01/10/fizminutki-v-nachalnoy-shkole
5. . http://iplayer.fm/q/песня+бедного+студента/
6. http://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=201000602
7.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/01/10/fizminutki-v-nachalnoy-shkole
8. http://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=201000602
9.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/01/04/urok-ekonomiki
Приложения I
Кроссворд [1]
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/26/s_5889c0b8a14bf/539353_1.png)
1. Прямой обмен одних товаров на другие. 2. Название бумажных денег. 3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. 4. Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь. 5. ... товара указывает, на какое количество денег его можно обменять. 6. Деньги за труд – это заработная...
Приложение II
Карточки [3]
1.Частный предприниматель. Кафе «Метелица» получил прибыль от проведения праздничных вечеров 20 т | НАЛОГ 2т 600 руб. | 2. Работник банка получил зарплату 150 т | НАЛЛОГ 19 т.500 руб. |
3.Директор гостиницы получил доход от проживания большой группы туристов из КНР 100 т | НАЛОГ 13 т | 4.Начальник почтового отделения получил доход от продажи газет, открыток, конвертов 16 т | НАЛОГ 2 т 80 руб. |
5.Заведующий аптекой получил прибыль от продажи лекарств 180 т. | НАЛОГ 23 т 600 руб | 6.. Милиционер получил зарплату 30 т | НАЛОГ 3 т 900 руб |
7.. Частный предприниматель получил доход от оказания парикмахерских услуг 130 т | НАЛОГ 16 т 900 руб. | . 8.Житель п.Седаново выиграл в лотерею 100 т | НАЛОГ 13 т |
.9. Директор хлебозавода получил доход от продажи тортов 260 т | НАЛОГ 33 т 800 руб. | 10.Врач получил зарплату 40 т | НАЛОГ 5т200 руб. |
11.Директор завода сухого обезжиренного молока получил прибыль от продажи масла и мороженого 180 т | НАЛОГ 23 т 400 руб. | 12.. Директор порта получил прибыль от перевозки угля 40 т | НАЛОГ 5 т 200 руб.. |
Приложение III
Физминутки [4]
Я привстану на носочки, Хорошенько потянусь. Раз – наклон, два – наклон, Словно буква “О” свернусь. И попрыгаю немножко, И руками покручу, Постою на правой ножке И головкой поверчу… Тихо сяду, улыбнусь И работою займусь! | встать на носочки, потянуться выполнить 2 наклона вперёд достать руками носки ног (2-3 раза) прыжки на двух ногах 3-4 раза выполнить вращение руками 3-4 раза стойка на правой ноге (2-3 сек.) наклоны головы вправо-влево (4-6 раз) сесть на место |
Дом и ворота [7]
На поляне дом стоит,
Пальцы обеих рук делают "крышу".
Ну, а к дому путь закрыт.
Руки повернуты ладонями к груди,
средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота".
Мы ворота открываем,
Ладони разворачиваются.
В этот домик приглашаем.
"Крыша
Приложение IV
Решить задачу [9]
1 группа (повышенный уровень)
За неделю в школе было сломано 3 ученических регулируемых парты с наклоном крышки, в течение другой недели 5 стульев. Какие убытки понесёт государство (школа), если парта стоит 1815 руб., а один регулируемый стул 740 руб. Что могла бы приобрести школа на эти деньги?
2 группа (базовый уровень)
При неисправности крана, с самой тонкой струйкой за сутки может уйти в канализацию до 150 литров питьевой воды. Сколько литров питьевой воды уйдет в канализацию за месяц (30 дней)? (150 · 30 = 4500 литров).
- Почему чаще всего говорят, что нужно экономить электроэнергию, газ, воду?
(Это природные ресурсы. А их запасы не бесконечны. Может наступить такой момент, когда их станет недостаточно).
9